Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности овладения словарем детей старшего дошкольного возраста.



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Психологические особенности овладения словарем детей старшего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Возраст 6 лет называется старшим дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

В старшей группе особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря[5].

Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. На занятиях, во время игровой деятельности воспитателю необходимо показывать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют свои названия.

Для этого необходимо научить детей различать предметы по их существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением человека, животных, игрушек и т. д.

    Для развития лексических представлений очень важно закрепление названий предметов, его качеств и действий в играх, например: «Что за предмет?», «Расскажи, что умеет делать предмет?». От закрепления видимых и ярких признаков предмета (цвета, формы, величины) необходимо переходить к перечислению свойств и качеств предмета, а также сравнению его с другими предметами.

Развивая лексический запас, воспитатель знакомит детей с анонимами и синонимами, формирует понимание и умение употреблять обобщающие понятия, развивает умение сравнивать предметы, соотносить целое и части.

Развитие лексических представлений у детей направлено на подведение детей к пониманию значения слов, обогащение его смысловым содержанием.

Продолжается работа по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств, действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, величине, подбирают не только действия к предмету (лейка …, утюг …, молоток … нужны для того, чтобы …), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно … цветы, грядки на огороде; гладить можно … платье, брюки … одежду). Параллельно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения[6].

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий – горький, старый – новый.

Активизация предлогов «в», «на», «за», «под», «около», подводит детей к правильному употреблению падежных форм.

Огромную роль в лексической работе с детьми имеет правильное употребление глагольной лексики.

Словарный запас растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь связанно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

При развитии лексических представлений от объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец, они могут выполнить задание на составление рассказов с многочисленными словами, т.е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

Развивая лексические понятия в речевой работе с детьми после пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку — ушанкой... цветок — подснежником?»).

Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать по смыслу.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).

Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова.

Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т.д.)

Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.

В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего[7].

Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:

- занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.)

- занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),

- занятия, решающие задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.

Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.

 




2020-02-04 194 Обсуждений (0)
Психологические особенности овладения словарем детей старшего дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности овладения словарем детей старшего дошкольного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)