Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы к развитию словаря у детей дошкольного возраста



2020-02-04 247 Обсуждений (0)
Современные подходы к развитию словаря у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Данные роста словаря В.Штерна, Д.Эльконина, Смита.

Первая наиболее полная периодизация В.Штерна на русском языке была опубликована в работе "Психология раннего детства до шестилетнего возраста" в 1914 г. и долгое время оставалась очень популярной и часто цитируемой отечественными исследователями. В.Штерном выделены: предварительная стадия (первый год жизни), в течение которой у ребенка появляется лепет, подражание комплексам звуков, примитивное понимание предложений, а затем четыре эпохи (периода):

первая эпоха (1 год - 1 год 6 мес) характеризуется наличием в речи ребенка небольшого количества имеющих смысл звуковых реакций, которые можно рассматривать как однословные предложения. Элементы речи еще не имеют определенного грамматического или связанного с понятиями характера. В звуковом отношении они еще близки к лепету. В речи преобладают звукоподражание и звуковые речедвигательные реакции;

вторая эпоха (1 год 6 мес - 2 года) - "пробуждается сознание значения языка и воля его завоевывать". Запас слов сильно возрастает, появляются вопросы о названиях вещей. Предложение состоит уже из нескольких слов. Возникает понятие о частях речи;

третья эпоха (2 года - 2 года 6 мес) - начало изменений по флексиям. Ребенок выражает тонкие, формальные изменения понятий при помощи изменения слов. Различные виды флексий (спряжение, склонение, степени сравнения) развиваются практически одновременно. Вопросительные, восклицательные, утвердительные предложения строятся в форме главного предложения;

четвертая эпоха (2 года 6 мес - 4-5 лет), в течение которой ребенок научается передавать главенство и подчиненность, овладевает придаточными предложениями. У него обнаруживается склонность к словообразованию[8].

Материалы Н.А.Рыбникова и А.Н.Гвоздева о генезисе речи позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований, внесли качественные дополнения в описание усвоения ребенком родного языка. Они отметили, что звукоподражательные слова появляются у ребенка с 9,5 мес (у В.Штерна - с 1 года). Это - существительные, употребляющиеся в именительном падеже, в единственном числе.

В период с 1 года 6 мес до 1 года 8 мес наряду с двусловными предложениями ребенком усваивается повелительное наклонение глаголов, поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

С 1 г 8 мес до 1 года 10 мес в речи появляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна. А.Н.Гвоздев, как В.Штерн, отметил, что у ребенка с 1 года 6 мес до 2 лет наблюдаются первый период вопросов о названии вещей ("Что это?") и связанный с этим явлением рост словаря.

Важным новообразованием является появление в возрасте 3 лет грамматических форм, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Но полное овладение падежными формами происходит позднее. Возраст 4-5 лет характеризуется появлением в речи ребенка многословных фраз, монологов, соединительных союзов и местоимений, придаточных предложений, второго периода вопросов - о причинно-следственных связях ("Почему?").

В работах как зарубежных (переведенных на русский язык), так и отечественных исследователей было показано, что речевая творческая активность максимальна у детей в возрасте 2-3 лет и практически полностью исчезает к 5-6 годам. На эту активность, как отмечал Н.А.Рыбников, сильное угнетающее влияние оказывает стереотипная фразеология плакатов и афиш.

По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:

в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.

в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.

В 1979 г. сотрудниками НИИ содержания и методов обучения АПН РСФСР был проведен сравнительный анализ результатов ранних и более поздних отечественных и зарубежных исследователей, который показал, что количественные данные о словарном запасе детей 1 года -7 лет, приведенные Н.А.Рыбниковым, совпадают с данными Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца и других: максимальный рост словаря наблюдается в период с 2 до 5 лет. В этом же исследовании отмечено, что наиболее исследованной областью в психологии детской речи является речь детей от 1 года до 4 лет[9].

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении морфологической системой, связано с активностью ребенка по отношению к языку. В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только средством общения, но и предметом сознательного изучения.



2020-02-04 247 Обсуждений (0)
Современные подходы к развитию словаря у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы к развитию словаря у детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)