Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря у старших дошкольников с помощью лексических упражнений.



2020-02-04 465 Обсуждений (0)
Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря у старших дошкольников с помощью лексических упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследовательская работа проходила по 3-м этапам:

1) констатирующий этап эксперимента;

2) формирующий этап эксперимента;

3) итоговый этап эксперимента.

Констатирующий этап. Диагностика развития словарного запаса у дошкольников.

Для изучения влияния лексических упражнений на развитие словаря у детей старшей группы была проведена исследовательская работа на базе МДОУ № 25 «Золотой петушок» г. Григориополя.

В этой возрастной группе дети дошкольного возраста должен уметь связывать рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Они в состоянии пересказать знакомый текст.

При развитии лексических представлений от объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец, они могут выполнить задание на составление рассказов с многочисленными словами, т.е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.

Цель проведения исследовательской работы - апробировать использование лексических упражнений в работе над формированием качественной стороны словаря детей и подтвердить гипотезу о том, что лексические упражнения положительно воздействуют на развитие словаря. В процессе проведения экспериментальной части исследования были поставлены задачи:

1. Проведение исследовательской работы по выявлению уровня словарного запаса у детей.

2. Разработка путей развития словарного запаса, поиск наиболее подходящих к данным условиям лексических упражнений и игровых приемов.

3. Апробировать найденные методы развития словаря среди детей старшей группы МДОУ №25 г.Григориополя.

4. Сделать сравнительный анализ результатов начала и окончания эксперимента, на основании результатов проверить состоятельность гипотезы.

Объектом исследования в данном случае явилось развитие словаря у детей старшей группы, предметом – влияние на развитие словаря лексических упражнений.

Для проведения исследовательской работы был разработан цикл занятий по развитию словарного запаса с использованием лексических упражнений, имеющих игровой характер. Основой для их разработки послужили методики предложенные  М.М. Алексеевой,  В.И. Яшиной «Методика развития речи и обучения родному языку»  М.: AcademА, 1997, Ф.А. Сохиным «Развитие речи детей дошкольного возраста. М. 1984, Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей». М.: Просвещение, 1998 и другими авторами. В специальной литературе были подобраны критерии оценивания уровней развития словарного запаса у детей старшего школьного возраста.

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составление любого типа высказываний.

- развитая культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умение читать (элементарное владение грамотой).

В исследовании приняли участие 10 детей.

 

 

Констатирующий этап.

Цель: выявить уровень богатства словаря у детей старшей группы, в том числе умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.

Эксперимент проводился в виде занятия на тему “Что вы видите вокруг?”[10]

Программные задачи:

1) уточнить представления детей о названии предметов.

2) выявить наличие в словаре детей слов, обозначающих материал, из которого сделан предмет (“дерево”, “металл”, “пластмасса”, “стекло”)

3) наличие запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Ход занятия.

    Упражнение 1.

Воспитатель. Дети, давайте назовем предметы, которые мы видим вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят).

 Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)

- Что означают слова... “мяч”, “кукла”, “ручка”?

- У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово “ручка”, обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово “ручка” (показываем на дверную ручку)? (“Ею открывают и закрывают дверь”.)

При проведении эксперимента наблюдается умение подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик - радостный; поезд идет - движется; Маша и Саша - дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

Вывод: по итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что после применения лексических упражнений в игровой форме у детей наиболее ярко выявляется уровень словарного запаса. Во время проведения эксперимента дети после подвижной игры дети с охотой реагируют на предложения воспитателя рассказать о предмете, событии, активно участвуют в обсуждении происходящего.

Дети затрудняются в выборе слова, наиболее точно подходящего именно к данной ситуации. Лишь у некоторых детей (Зубцовой А. Анозова К., Просвириной С.) проявляются увлеченность общения, богатый синонимический ряд, образность речи.

Иванова Е. и Штырбу Л. не проявились способности подбирать синонимы к слову, придумывать и выражать различные способы использования предметов, показали низкий уровень представлений о названиях предметов.

Можно сделать вывод, что у этих детей низкий уровень словарного запаса. Результаты были оформлены в виде таблицы.

Инструментарий измерения:

- задание не выполнено - 0 баллов

- задание выполнено, но с затруднениями и на низком уровне – 1 балл

- задание выполнено, но неуверенно, словарный запас ограничен – 2 балла

- задание отлично выполнено с разнообразным использованием лексических норм – 3 балла. Критерии оценки:

1) представления детей о названии предметов.

2) наличие в словаре детей слов, обозначающих качественную сторону предмета (материал, из которого сделан, наличие в нем различных веществ и свойств).

3) наличие запаса синонимов и антонимов, многозначных слов,

4) умение употреблять  слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

5) развернутость рассказа

Фамилия ребенка Количество баллов
Иванова Е 1
Штырбу Л. 1
Гушан О. 2
Ткаченко Е 2
Васильева В., 2
Осичева Н. 2
Морарь В. 2
Зубцова А. 3
Просвирина С. 3

После констатирующего эксперимента был проведен второй этап исследовательской работы – формирующий эксперимент, который проводился с детьми, проявившими хороший уровень словаря и развития речи.



2020-02-04 465 Обсуждений (0)
Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря у старших дошкольников с помощью лексических упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря у старших дошкольников с помощью лексических упражнений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)