Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школьники в местной противовоздушной обороне (МПВО)



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Школьники в местной противовоздушной обороне (МПВО) 0.00 из 5.00 0 оценок




Гитлер возлагал очень большие надежды на блицкриг (молниеносную войну), поэтому, когда фон Лееб не смог быстро взять Ленинграда, Гитлер отстранил его и назначил на его место Георга фон Кюхлера. Тот терроризировал мирное население Ленинграда, стремясь угодить Гитлеру: бомбил город, пытался взять его измором. Немецко-фашистские войска, выполняя свой варварский план по уничтожению Ленинграда и его населения, ежедневно обрушивали на город тонны смертоносного оружия. От артиллерийских снарядов и фугасных бомб рушились жилые дома, десятки тысяч зажигательных бомб угрожали городу пожарами.

Для ликвидации образовавшихся очагов поражения использовались бойцы батальонов МПВО – местной противовоздушной обороны (11540 человек), бойцы объектных команд (5000 человек), бойцы аварийно-восстановительных полков (1500 человек), дружинницы Красного Креста (1850 человек), полк противопожарной обороны, бойцы групп самозащиты (4500 человек). В городе было создано 35 батальонов МПВО, произведена обязательная приписка к группам самозащиты (215000 человек) с последующим их обучением, создано 508 штабов-кварталов. [21]

К командам МПВО и группам самозащиты вместе со взрослыми населением города были причислены школьники. Все группы самозащиты направлялись и контролировались участниками МПВО, между которыми во время воздушной тревоги поддерживалась как телефонная, так и пешая связь.

Школьники с большой ответственностью выполняли обязанности связных. Они доставляли на своих велосипедах или самокатах пакеты с приказами штаба МПВО, сообщали о действиях групп самозащиты. От ребят требовалась не только мальчишеская проворность, но и смекалка, и храбрость.

Под взрывы бомб и снарядов проносился на своем велосипеде по улицам города Витя Куропато. Газета «Ленинградская правда» 31 октября 1941 года писала: «Он гордился тем, что он, тринадцатилетний мальчик, участвует в обороне города, работая связным при штабе своего района, и разносил донесения так уверенно, точно все, что видел кругом, его не касается. Он проходил под осколками сквозь дым пожара, этот маленький герой, и был типичным мальчиком Ленинграда периода блокады, не больше». [22]За самоотверженность и проявленное при этом мужество и героизм Виктор Куропато был награжден Исполкомом Ленгорсовета ценным подарком.

С началом сигнала «Воздушная тревога» группы самозащиты занимали свои посты на крышах домов, чердаках, во дворах. Военная дисциплина, знание своего поста и четкое выполнение поставленной задачи требовались от каждого. Вооружившись лопатой и щипцами, с помощью заранее приготовленного песка и воды, ребята вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы. Часто приходилось стоять на посту не только днем, но и ночью, под проливным дождем или в жуткий мороз по нескольку часов подряд, без отдыха. Вокруг грохотало, рушились стены домов, кирпичная пыль лезла в глаза и хрустела на зубах, но сквозь дым пробирались люди и, рискуя жизнью, гасили зажигательные бомбы, очаги пожаров, вытаскивали из-под завалов людей, оказывали и помощь.

Вадим Иванов, учащийся 9-го класса 171-й школы Смольнинского района, вместе с товарищами тушил бомбы на чердаке. На вопрос корреспондента «Ленинградской правды»: «Почему не произошел пожар?» Вадим ответил: « Во-первых, знали, как гасить бомбы, во-вторых, среди нас не было трусов». [23]

Во время одного из вражеских налетов пионер Николай Смирнов бросился тушить загоревшуюся крышу. Бомбежка сопровождалась артобстрелом. От разорвавшегося снаряда пионера ранило осколком. Раненый, он продолжал поединок с огнем. Только тогда, когда пожар и зажигательные бомбы были потушены, Николай позволил перевязать себя. Ранение оказалось серьезным. Пионер Н. Смирнов погиб на боевом посту. Так умирали ленинградцы. Но на их место вставали другие.

7-летний школьник из Красногвардейского района Витя Тихонов при отсутствии на объекте взрослых тушил зажигательные бомбы. С волнением Витя после отбоя рассказывал: «Я бомбу за хвошт и ее в пешок, пешок!» Пионер 178 школы Коля Авдеев вместе с двумя товарищами потушил 43 зажигательные бомбы. Олегу Негову было 9 лет, Гене Толстому – 12, а они потушили, первый 14, второй – 19 зажигательных бомб.

В Московском районе отличились: Пешков Анатолий (12 лет), потушивший 16 бомб, Михеев А. (15 лет) – 6 бомб. В Ленинском районе: Кузнецов Валя (13 лет) потушил 5 бомб, Петров Валя (13 лет) – 12 бомб, Воронович Галя (14 лет) – 8 бомб, и т.д. 14-летние подростки Борис Левин и Всеволод Егоров на площади Жертв революции потушили 26 зажигательных бомб… [24]

Участвуя в тушении зажигательных бомб, спасая родной город от пожаров, ленинградские школьники постоянно подвергали себя смертельной опасности. Так, во время дежурства на объекте сестер Вероники и Мариэтты Федоровых, учениц 17-го детского дома Смольнинского района, разорвалась вражеская бомба. Обе девочки погибли. Их посмертно наградили медалями «За оборону Ленинграда».

Каждый воздушный налет или артобстрел сопровождался человеческими жертвами. Бойцы аварийных команд вместе с дружинницами Красного Креста устремлялись к разрушенному зданию, извлекали пострадавших из-под обвалов. Так, в доме № 16 на Рыночной площади под разрушенным бомбой зданием в подвале оказалось более 150 человек. Своды подвала чудом выдержали рухнувший 5-этажный дом. Все попытки взрослых пролезть через узкий лаз к пострадавшим ни к чему не привели. И тогда стоявший рядом мальчик взялся проникнуть в подвал. Долго его ждали. Наконец в лазе появилась в кирпичной пыли голова мальчугана. «Все в порядке,- сказал маленький герой.- Передал им продукты и сказал, что скоро вы их откопаете». Когда через тринадцать часов люди вышли на свободу, они захотели узнать имя мальчика. Но его не нашли. Ленинградские дети на всем протяжении войны и блокады зарекомендовали себя активными участниками в тушении зажигательных авиабомб, ликвидации пожаров, разборе завалов, спасении жизни людей. Школьники являлись незаменимой боевой силой в обороне города. 26 августа 1942 г. начальник МПВО Ленинграда генерал-майор Е. Лагуткин издал приказ, по которому все способное население города от 14 до 60 лет привлекалось к «обязательному участию в деле защиты города от пожаров и последствий воздушных налетов и артобстрелов со стороны противника». Это решение еще более активизировало школьников в работе штабов МПВО.

В 2008 г. в наш школьный музей поступила линогравюра Андрея Ушина. Андрей рос в семье известного художника. Страшные блокадные годы провел в Ленинграде. Он наравне со взрослыми выполнял все необходимые работы: тушил зажигалки, убирал трупы и даже был комендантом бомбоубежища. В 1943 г. он получил свою первую медаль «За оборону Ленинграда», а в 1945 – вторую «За доблестный труд в период 1941-1945 гг.». О нем можно сказать строками поэта: «… нам в сорок третьем выдали медали! И только в сорок пятом паспорта…» Андрей понимал, что страдания и подвиг Ленинграда обязаны быть запечатленными. Став художником с мировым именем, он создал блокадную серию линогравюр. Андрей Ушин считал ее основной темой своего творчества. По воле вдовы художника А.С. Ушина одна из линогравюр была подарена нашему музею. Ее передала музею Елена Елагина – поэт, искусствовед, ведущая публицистической передачи на Радио России «Радиоклуб на Итальянской» на встрече в рамках программы «Современная культура и школа» 7 февраля 2008 г.

 

3.6. Помощь детей правоохранительным органам
в сохранении порядка

Пытаясь подорвать изнутри боеспособность защитников Ленинграда, поколебать их волю к сопротивлению, разведка гитлеровской армии засылала в город шпионов и диверсантов. Во время воздушных налетов в различных районах города взлетали ракеты, указывая на объекты бомбардировок. Для этой цели использовались также световые сигналы из жилых домов, чердаков. Распространение ложных слухов, антисоветских листовок, диверсии – все это пытались использовать в своих делах фашистские агенты.

Сотни школьников активно помогали органам милиции и НКВД задерживать вражеских диверсантов и разведчиков.

Пионеры Толя Волков, Юра Денисов, Леша Виноградов, Лева Сновский, стоя в дозоре, сумели задержать фашистских агентов. Каждый пионер «должен стать разведчиком и следопытом. То, что не всегда заметит взрослый, могут подметить и узнать ребята», – говорил в сентябре 1941 года на встрече с представителями пионерских дружин города секретарь обкома ВЛКСМ В.Иванов [25]. Многочисленные примеры борьбы юных патриотов Ленинграда с врагами свидетельствуют о бдительности, мужестве и бесстрашии.

Пионеры 6-го класса Петр Семенов, Алексей Виноградов и Федор Григорьев выследили вражеского ракетчика, который во время воздушных налетов с одной из крыш дома Дзержинского района посредством ракет сигнализировал немецким летчикам. Подростки сообщили об этом в органы ВКВД. Вскоре враг был арестован. При обыске у него были обнаружены ракетница и большой запас ракет. Дети были премированы.

Пионерки Тамара Санина и Лида Лебедева задержали некоего Е.В. Курганова, который долгое время занимался антисоветской деятельностью. Преступник был расстрелян.

Учащийся школы Смольнинского района Виктор Киселев вместе с друзьями в ночь на 5 ноября 1941 г. стал свидетелем ночного воздушного боя. Истребитель младшего лейтенанта Алексея Севастьянова взял на таран вражеский бомбардировщик. Самолет со свастикой рухнул в Таврическом саду. Алексей Севастьянов благополучно приземлился на территории одного из заводов Невского района. Немецкий летчик со сбитого самолета опустился на парашюте на крышу дома по улице Моисеенко. Когда Виктор вместе с ребятами поднялся наверх, немецкий летчик, провалившись ногами в крышу, уже собирал парашют. Ребята стащили фашиста с крыши и привели его с подоспевшими взрослыми в отделение милиции. Потом ребята узнали, что вражеский летчик оказался известным асом, бомбившим Париж, Лондон и другие европейские города. Возможно для детей это было игрой, но они внесли свой неоценимый вклад в раскрытие диверсий, помогли правоохранительным органам обеспечить порядок в городе.



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Школьники в местной противовоздушной обороне (МПВО) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школьники в местной противовоздушной обороне (МПВО)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)