Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Аттестационная работа

Тема: «Психологический аспект адаптации младших школьников с нарушениями зрения к школе»

 

Исполнитель: Плотникова Елена Александровна,

слушатель НО 3-19

 

 

Преподаватель: Тарасенко Наталья Николаевна

 

 

Коломенский г.о.

2019 г.

Оглавление

1. Введение_______________________________________________________3

2.  Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе_________________________________________3

3.   Актуальные проблемы подготовки к школьному обучению дошкольников с нарушениями зрения_____________________________________________ 5

4.  Психологические трудности ребенка с нарушениями зрения на первоначальном этапе обучения в школе______________________________7

5. Исследования адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения к обучению____________________________________14

6. Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения__________________________18

7. Заключение____________________________________________________22

8. Список литературы______________________________________________23

 

 

Введение.

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками.

Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и во многом зависит от внимательного к нему отношения учителей и родителей. Особая проблема — адаптация детей с нарушениями зрения.

Исследования советских дефектологов Л. С. Выготского, М. И. Земцовой, А. И. Зотова, А. Т. Литвак, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой показали, что дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченным, неполноценным, отрывочным восприятиям, которые выражаются в бедности, неточности, фрагментарности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, что осложняет в известной степени процесс обучения, а также сам процесс адаптации.

Важнейшая задача, стоящая перед педагогами младших школьников с нарушениями зрения,- пробудить их самостоятельность, вызвать интерес к познанию, научить приемам и способам познания. Это будет содействовать дальнейшему успешному обучению и развитию их речи и мышления. Начать

эту работу нужно как можно раньше, чтобы преодолеть разрыв между речевым, интеллектуальным и сенсорным развитием ребенка с нарушениями зрения.

Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе

Роль и значение адаптации младших школьников с нарушением зрения к школьному обучению были доказаны целым рядом исследователей. К их числу можно отнести научные труды Г.В. Григорьевой (2001), В.З Денискиной (1997, 2001), А.Г. Литвака (1998), Л.И. Плаксиной (1998), Л.И. Солнцевой (1997, 2000). В их исследованиях было показано, что зрительная депривация отрицательно сказывается на уровне развития коммуникативного поведения и процесса общения в целом.

Глубина и характер поражения деятельности зрительного ана­лизатора сказываются на развитии сенсорной системы, определя­ют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точ­ность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по спо­собам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением. Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с на­рушением зрения имеет время появления дефекта. Особенно это касается тотально слепых.

Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития.

Еще одной из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению является низкий уровень развития мышления у слепых и слабовидящих школьников. Это – результат педагогической запущенности, неправильной организации процессов обучения и воспитания. А мышление, как один из познавательных процессов школьников, играет важнейшую роль в успешном овладении учащимися школьными знаниями.

В познании окружающего мира человек пользуется не только своим чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого механизма речи не изменяется. Но слепота и слабовидение затрудняют подражание и наблюдение за движением речевых органов собеседника, из-за чего часто страдает произношение. Кроме того, речевое развитие ребенка характеризуется и его словарем, а у детей с дефектами зрения довольно часто нарушается отнесенность слова к определенному предмету, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. Все это затрудняет овладение детьми с дефектами зрения школьными знаниями. Поэтому здесь нужна интенсивная совместная работа по развитию речи логопеда, педагогов и родителей.

Дефект зрения при отсутствии правильного руководства ведет к ограниченному, неполному, отрывочному восприятию, что выражается в бедности, неточности представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. А это в значительной мере осложняет процесс обучения. Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и технические средства. Исследования доказали положительное влияние наглядности при ее правильном использовании на речевое, интеллектуальное развитие слепых и слабовидящих детей.

Еще одной из причин низких адаптационных возможностей детей с нарушениями зрения к обучению является низкий уровень развития памяти. Для слепых и слабовидящих детей память имеет особенно важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо интенсивно вести работу над развитием памяти.

У таких детей еще достаточно слабо развит самоконтроль.

Таким образом, адаптация ребенка к учебному процессу это обогащение сенсорного опыта, развитие ориентационных и коммуникативных навыков, расширение кругозора, словарного и понятийного запаса, стимуляция интеллекта, становление самостоятельности мышления. Пройдя дошкольное обучение, имея навыки общения со сверстниками и взрослыми педагогами и инструкторами, ребенок легче адаптируется к учебному процессу в новых для себя условиях. Педагогам необходимо уважать ребенка, воспринимать его как полноценную личность, проявлять к нему заботу, внимание, терпение.



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные исследования проблемы адаптации детей с нарушениями зрения к обучению в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)