Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения



2020-02-04 352 Обсуждений (0)
Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебно-воспитательный процесс коррекции и развития личности ребёнка с нарушениями зрения наиболее результативен, когда педагоги, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги и медики работают в одной связи. Ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или имеющему разноплановые проблемы, нужна комплексная помощь, иначе говоря – сопровождение. Сопровождение предполагает тесное взаимодействие с тем, кого сопровождают, и должно быть личностно ориентированно, чтобы оказать ребёнку действенную помощь и получить более ощутимый результат. Сопровождение необходимо начинать на начальных этапах школьного маршрута учащегося.

О ребёнке в школе собирается информация о соматическом, психическом социальном здоровье, при этом используется широкий спектр различных методов:

1. тестирование психологом,

2. анкетирование социальным педагогом родителей и учащихся,

3. беседы с классными воспитателями,

4. наблюдение медиками, изучение школьной документации о ребёнке,

5. изучение особенностей семьи, её быта,

6. анализ продуктов учебного труда.

Следует знать позитивные резервы личности, на которые можно опираться. При этом выделяются группы психологически благополучных детей, не имеющих выраженных проблем в настоящее время, и группы детей, которым требуется более углублённое обследование, после чего полученные в ходе работы результаты позволяют составить план выполнения мероприятий совместно со специалистами, родителями, педагогами. Здесь всё должно быть построено на сопереживании и оказании качественной помощи.

Сопровождение, как современная образовательная технология – даёт достаточно высокие результаты. Создание реабилитационного пространства вокруг ученика является жизненной необходимостью. При оказании помощи учитывается самооценка ребенка, отношение к родителям и близким, а главное создание максимально возможных условий для включения детей в обычную жизнь.

На базе школы работает психолого-медико-педагогический консилиум, который даёт целевые рекомендации учителю по работе с конкретным ребёнком, также родителям. Поэтому знания коррекционной педагогики нужны всем.

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значимая ступень в его детстве. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет его переход на другую ступень обучения. Эти факторы побуждают выстроить эффективную систему психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

Процессу адаптации первоклассников нужно уделять большое внимание.

1. Важно до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками следует заниматься с самыми первыми.

2. Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

Отслеживание психологического статуса ребенка является до­статочно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодей­ствия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ре­бенка (психолога, педагога-дефектолога, врача-психиатра или вра­ча-невропатолога).

Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.

Подготовительный этапвключает в себя следующие задачи.

1. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

2. Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.

3. Подготовка необходимой документации.

4. Составление графика работы.

Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязатель­но должен объяснить цели психологического сопровождения ре­бенка.

Во время ориентировочного этапа

1. устанавливается контакт с родителями и родственниками ре­бенка;

2. устанавливается контакт с группой, которую посещает ребе­нок, а если это школа или детский сад, то с классным руко­водителем или воспитателями;

3. происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;

4. совместно обсуждаются с педагогами и другими специалиста­ми особенности психического развития ребенка.

На этапе планированияпроисходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.

Этап реализации индивидуальной программы включает в се­бя следующие задачи.

1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педаго­гам в создании условий, необходимых ребенку с нарушени­ем в развитии дли полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с уче­том его психических и физических возможностей.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного про­цесса.

3. Просвещение и консультирование педагогов, педагогов-дефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.

На заключительном этаперазбирается, насколько эффектив­но проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей дея­тельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обу­чения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).

В школе должна складываться своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

Созданная система работы должна быть направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе.

Заключение

Таким образом, мы видим, что на адаптацию умственно отсталых младших школьников влияют: уровень психического развития и наличие дошкольной подготовки.

Так же мы выяснили, что основная цель коррекционно-воспитательной ра­боты с детьми с нарушениями зрения заключа­ется в определении и реализации потенциальных воз­можностей детей для наиболее полной их социальной адаптации, а также в развитии у них жизненно необ­ходимых умений и навыков для дальнейшего приспо­собления к жизни.

Выяснилось, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Следовательно, формирование адаптации младших школьников с нарушениями зрения сталкивается со многими проблемами: это сочетанные с нарушениями зрения дефекты, неблагополучные семьи у испытуемых, возрастные особенности, но главными проблемами в адаптации младших школьников с нарушениями зрения являются уровень психического развития и наличия дошкольной подготовки.

Список литературы

 

1. Адаптация детей с ограниченными возможностями.//Ред. Безух С.М., Лебедева С.С., Завражин С.А., Фортова Л.К., - М., 2005 г.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 г.

3. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет. – М., 1996 г.

4. Бюрклен К. Психология слепых, М., 1934 г.

5. Венгер Л, А., Мухина В. С. Психологическая готовность к обучению в школе., М., 1976 г.

6. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология - №3. – С.39-47. – 2005 г.

7. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих (психологические и методические аспекты реабилитации), Л., 1982 г.

8. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой. М., 1967 г.

9. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности - В кн.: Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л. С. Выготского. М., 1924 г.

10. Давыдова В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника.- М., 1977 г.

11. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения // Дефектология - №1. – С.14. – 2002 г.

12. Завражин С. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005г.

13. Зотов А. И. Актуальные вопросы исследования возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, Л., 1968 г.

14. Крогиус А. А.. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики, Саратов, 1956 г.

15. Круглова Т. Л. Роль целенаправленного наблюдения в развитии словесной творческой деятельности слабовидящих школьников первого года обучения, М., 1985 г.

16. Литвак А. Г., Сорокин В. М., ГоловинаТ. П. Практикум по тифлопсихологии, М., 1992 г.

17. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих, Л., 1972 г.

18. Лобанова Т.Г. Подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе, М., 1982 г.

19. Мамайчук И.И., Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – Спб, 2006 г.

20. Мастюкова Е.Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1999 г.

21. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей. - М., 1998 г.

22. Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. – М., 1994.

23. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995 г.

24. Овчарова Р.В. Практическая психология в тестах в начальной школе. – М.,1996 г.

25. Психологическое и социальное сопровождение больных детей с и детей инвалидов. – Спб, 2006 г.

26. Психология слепых / под ред.В.А. Гандера, М., 1954 г.

27. Психолого-педагогические основы коррекционной работы.– М., 1996 г.

28. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М., 1999 г.

29. Рудакова Л. В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушениями зрения, М., 1986 г.

30. Свиридюк Т. П. Подготовка слабовидящих детей к школе / НИИ педагогики УССР - К., 1984 г.

31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценка психического развития ребенка.-СПб.,2005 г.

32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст». – М.: Айрис-пресс, 2005 г.

33. Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения, М., 1999 г.

34. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М., 1996 г.

35. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997 г.

36. Щербина А. М. Слепой музыкант Короленко, М., 1936 г.

 



2020-02-04 352 Обсуждений (0)
Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)