Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение веры и разума



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Соотношение веры и разума 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

. Конфликт человеческого разума и веры. Возникновение неотомизма

. Вера и разум как взаимодополняющие черты человека

Соотношение веры и разума

Человеческий разум, как инструмент для косвенного познания Бога

Свобода воли

Вера, как идеальная философская система

. Душа

3.1 Что есть душа

Бессмертие души

Человеческое тело, как слуга души

3.4 Единство души и тела

. Человек и общество

. Смысл жизни

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Наверное, у многих людей термин «средневековье» ассоциируется с такими прилагательными как «темное», «глухое», «мрачное», вызывая сугубо отрицательные эмоции. Увы, две тысячи лет ожесточенной борьбы с Христианством не прошли бесследно для умов миллионов, дав нам море расколов, гностических течений, лжеучений, сект, а то и вовсе заменив понимание Человека, как подобия Бога, человеком, как потомком обезьяны. Но чем короче волосы стрижешь, тем лучше они растут. Учение Фомы Аквинского не только сохранило свою целостность и значимость в кругах католических Богословов, но также дало возможность вырасти на своей основе современной философии Католицизма - неотомизму, вобравшему в себя всю глубину католического восприятия бытия, и в частности, восприятия внутренней сути человека разумного.

Я выбрал эту тему, потому что, будучи православным христианином, посчитал для себя необходимым узнать лучше об официальном учении ближайшей к Православию конфессии.

 


Конфликт человеческого разума и веры . Возникновение неотомизма

 

''Католическая Церковь в начале XIX в. была сугубо фидеистической. Католицизм, сам того не желая, воспринял лозунг Лютера: «Только верою», только верой оправдывается человек, а разум не должен играть никакой роли. Понятно, что такая позиция не могла устроить многих католиков, и в конце XIX - начале XX в. начинаются внутренние поиски, особенно обострившиеся с появлением «Творческой эволюции» Бергсона. Успехи науки XX в. показали, что разум - это все же не орудие дьявола, и наука - это могучая сила, с которой философы и богословы не могут не считаться. Философия Бергсона стала на некоторое время той теорией, которая смогла убедительно показать, каким образом разум включен в структуру бытия, каким образом разумное познание сочетается с познанием интуитивным, которое является основой религиозной веры. Но эйфория была недолгой. В конце концов католические богословы поняли, что разум, о котором говорит Бергсон, соотносится с верой не совсем так, как учит об этом Церковь. Из философии Бергсона следует, что разум и интуиция - это две ветви одной эволюции, которые, исходя из некоего общего момента, в дальнейшем уже не пересекаются. Таким образом, получается некая раздвоенность познания, которая может быть преодолена в жизненном порыве (élan vital), а это понятие уже не христианское, а скорее основанное на гностических учениях, возводящее нас к неоплатонизму.

Многие богословы начинают искать ответ на вопрос о соотношении разума и веры, или, более узко, о соотношении науки и религии, на путях более традиционных. Многие открывают для себя заново Фому Аквинского. Э. Жильсон, юношей испытавший увлечение Бергсоном и с упоением читавший «Творческую эволюцию», также разочаровался в нем, пытался найти новые пути и неожиданно для себя открыл Фому Аквинского. Прочитав «Сумму теологии», он удивился, как же до сих пор люди не понимали, что именно здесь содержатся ответы на все вопросы. Он стал работать и дальше в этом направлении, и во многом благодаря его усилиями, а также усилиям других мыслителей, особенно Жака Маритена, начинает возрождаться томизм - философия и богословие Фомы Аквинского. Учение Фомы Аквинского, переложенное на язык современной философии, получило название неотомизма. Это термин внешний, сами философы круга Жильсона и Маритена так себя не называли'' [1]

 


Вера и разум как взаимодополняющие черты человека

 

Соотношение веры и разума

 

''Главным в неотомизме является вопрос о взаимоотношении веры и разума. Ответ на этот вопрос состоит в том, что вера и разум не противоречат друг другу, а наоборот, находятся в гармонии: как вера не может существовать без разума, так же и разум не может существовать без веры. В отношении богословия и философии отражается таинственная связь Божественного и тварного вообще. Богословие преобразует философию, как бы пресуществляя субстанцию философской мысли.

Жильсон пишет: «Кто прибегает к философским аргументам в толковании Св. Писания и ставит их на службу веры, не примешивает к вину воду, а превращает воду в вино». Философия, конечно, не является самостоятельной наукой. Она должна служить Церкви, служить так, как служанка служит госпоже.

Католическая Церковь возрождает знаменитый тезис «философия - служанка богословия», авторство которого чаще всего приписывают Фоме Аквинскому, но, как вы помните, до Фомы об этом сказал Петр Дамиани, а еще раньше - Климент Александрийский в «Строматах». Так или иначе, этот тезис в католицизме вновь обретает свою популярность и, как пишет Жильсон, если религия христианская будет основываться только лишь на вере, т. е. как бы уволит философию как увольняют служанку, то она тем самым ослабит сама себя. «Служанка не госпожа, - пишет Жильсон, - но и она принадлежит дому»''.

''Философия, как и любое знание, основанное на разуме (в том числе и научное), и религия дополняют друг друга, ведя нас к одной и той же цели. Ведь не случайно и не зря Бог дал человеку разум. Но человеческий разум конечен, он не может познать все, и уже за пределы того, что может постигнуть разум, выводит нас вера, источником которой является Божественное откровение. Поэтому предмет веры гораздо шире, чем предмет разума. Вера главенствует над разумом, так же, как религия и богословие главенствуют над философией. Вера является критерием, конечным критерием любой истины. Поэтому разум, впадая в некоторое сомнение или противоречие, должен сообразовываться с этим критерием. Разум не может противоречить истинам Церкви. Таким образом, неотомизм пытается избежать противоречия между разумом и верой, пытается соединить их, противопоставляя себя как фидеизму, так и рационализму'' [2].

 



2020-02-04 163 Обсуждений (0)
Соотношение веры и разума 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение веры и разума

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)