Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое инновации в социальном проекте?



2020-02-04 870 Обсуждений (0)
Что такое инновации в социальном проекте? 0.00 из 5.00 0 оценок




Обычный проект

Социальный проект

ПРИМЕР:

В вашем селе много детей дошкольного возраста, но нет ни одного места, где они могли бы развиваться, готовиться к школе и общаться, — это социальная проблема. Она выражает потребность определенной социальной группы (в нашем случае – родителей детей дошкольного возраста) в изменении условий жизни: например, создании детского сада или организации кружков.

Какие вообще бывают социальные проблемы? Их огромное количество. Среди них есть проблемы планетарного масштаба: загрязнение окружающей среды, бедность, голод, недоступность образования. Есть проблемы, которые касаются одной страны или одного города, например, коррупция, отсутствие доступной среды или системы инклюзивного образования. Наконец, есть проблемы совсем локальные, затрагивающие один район или даже один многоквартирный дом, например, проблема нерегулярного вывоза мусора. Кто же занимается решением таких проблем?

4-й слайд

В первую очередь, конечно, органы власти. Результат их деятельности мы видим каждый день: у нас есть школы, больницы, общественный транспорт, коммунальные службы, правоохранительные органы и т. д. Все это направлено на решение или предотвращение появления социальных проблем. Однако органы власти в силу разных причин не всегда могут оперативно и эффективно отреагировать на появление какой-либо социальной проблемы. И тогда на помощь приходят некоммерческие организации. Они также решают социальные проблемы в самых разных сферах жизни, таких как здравоохранение, образование, культура, защита прав граждан, охрана окружающей среды и т. д. Несмотря на то, что в руках некоммерческих организаций меньше ресурсов, чем у органов власти, иногда им удается решать проблемы в масштабах всей страны и коренным образом изменять жизни людей.

 

Решением социальных проблем занимается и бизнес — иногда в рамках своей обычной деятельности, иногда — в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа.
Наконец, решением социальных проблем могут заниматься и обычные люди — активисты и волонтеры.
Однако не вся деятельность, направленная на решение социальных проблем, будет считаться социальным проектом. Дело в том, что у социального проекта есть одна характерная особенность: чаще всего деньги на социальные проекты привлекаются из сторонних источников, а не от целевой группы. Это значит, что целевая группа социального проекта пользуется его услугами бесплатно. Если же она может платить, то такой проект перестает быть социальным в чистом виде и превращается в социальное предпринимательство.

 

Если крупная компания в рамках своей социальной ответственности строит бесплатный детский сад и оплачивает работу воспитателей, то такой проект будет считаться социальным. Если же в ходе решения социальной проблемы проект получает материальную выгоду (например, компания решает сделать посещение садика платным), то он уже не считается социальным.

Таким образом, вы видите, что социальными проектами могут заниматься самые разные инициаторы: некоммерческие организации с привлечением сторонних ресурсов, бизнес в рамках социальной ответственности или продвижения имиджа, волонтеры и активные граждане. Главное, чтобы их деятельность была направлена на решение социальной проблемы, была бесплатна для целевой аудитории, осуществлялась в конкретные сроки и имела измеримые результаты.


 

5-й слайд

Этапы социального проектирования

Что нужно предпринять для того, чтобы воплотить социальный проект в жизнь?
Сначала его нужно тщательно продумать и проработать. Огромное количество прекрасных идей не было реализовано из-за неправильного планирования и непонимания механизма работы с проектом. Что значит проработать проект? Это значит обеспечить логическую связность его элементов: проблемы, на решение которой он направлен, цели, задач и мероприятий; сформулировать, каких именно результатов вы хотите достичь; выбрать масштаб проекта; определить, какие ресурсы вам понадобятся. Затем нужно спланировать реализацию проекта во времени: понять, что и когда целесообразно делать. Все это — четкий и довольно простой механизм работы с проектом, который называется социальным проектированием.

Социальное проектирование — механизм разработки и планирования социального проекта.

Очень важно не путать социальное проектирование и подготовку заявки на грантовый конкурс. Социальное проектирование - это неотъемлемая часть работы с проектом, направленная на разработку способа решения социальной проблемы. Заявка на грант — это описание деятельности, которую вы спроектировали, в той форме, которая нужна донору.

Не путайте социальное проектирование и подготовку заявки на грантовый конкурс

 

Социальное проектирование имеет несколько этапов.   О каждом из этих этапов мы будем говорить подробно, поэтому сейчас мы их обозначим, чтобы дать вам представление о полной картине.

1

Выявление проблемы, определение ее социальной значимости.

2

Выявив проблему и определив ее актуальность, вы сможете сформулировать цель вашего проекта, а также его ожидаемые результаты.

3

Цель проекта необходимо разложить на более мелкие составляющие — задачи. Каждая задача — это шаг на пути к достижению цели, устранение причины, из-за которой появилась проблема.

4

Для решения каждой задачи нужно будет провести одно или несколько мероприятий — это конкретные шаги, действия, которые вы будете предпринимать, то, что будет воплощением вашего проекта в жизнь.

5

Мероприятия должны быть подкреплены ресурсами: финансовыми и человеческими.

6

Реализовав все мероприятия, вы получите результат вашего проекта: улучшение качества жизни выбранной группы людей.

 

Вот так вкратце выглядят этапы социального проектирования. Для того чтобы освоить его, нужно будет приложить немного усилий, зато полученные знания и умения позволят вам избежать ошибок и разочарований в вашей работе.



 

Зачем изучать проблему?
Целевая аудитория и территория проекта

Из предыдущего урока вы помните, что любой социальный проект направлен на решение социальной проблемы. Большая часть социальных проектов начинается с того, что человек сталкивается с несправедливостью и решает что-то изменить. Однако, как показывает опыт, желания, энтузиазма и даже наличия ресурсов иногда недостаточно для того, чтобы решить или смягчить социальную проблему.

В первую очередь ее нужно очень хорошо изучить и точно сформулировать. На языке социального проектирования это называется обоснованием актуальности и социальной значимости проекта.

 

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта предполагает изучение проблемы и подтверждение ее важности.

Наверняка многие из вас считают, что обосновывать социальную значимость проекта нужно только в том случае, если вы рассчитываете на внешнее финансирование. Это не так.

Во-первых, вы сами для себя должны понимать, важна ли ваша проблема, насколько велика потребность в ее решении, стоит ли тратить на нее время и ресурсы.

Во-вторых, если уж она действительно важна, необходимо обеспечить логическую связность проекта. На решение проблемы будет направлена цель вашего проекта, для достижения цели нужно будет решить задачи и провести мероприятия. Если исходное звено этой цепочки – проблема – будет обозначено неверно, то вы допустите ошибки в постановке цели и задач, нарушите логику, проект не получится, а время на его разработку будет потрачено зря.

В-третьих, вам нужно найти самый оптимальный вариант решения проблемы, а для этого нужно очень хорошо изучить ее особенности, так что и здесь не обойтись без тщательного анализа.

 

ПРИМЕР:

Допустим, вы выявили, что проживающие в вашем районе люди с инвалидностью не общаются между собой. Не изучив проблему и ее причины как следует, вы решили дать им возможность общаться и придумали массу отличных активностей: кружки, мастер-классы, занятия, конкурсы. Нашли педагогов, помещение, расходные материалы. И вдруг вы обнаруживаете, что на первое мероприятие пришли только три человека из двадцати пяти. Остальные решили остаться дома, потому что не привыкли выходить в общество и стесняются. Получается, что, не изучив проблему досконально, вы не выявили важную ее причину, и ваш проект оказался нерезультативным.

 

У любой проблемы есть две ключевые характеристики: она касается определенной группы людей и имеет место на определенной территории. Группа людей, которых коснулась проблема, – это целевая группа (или целевая аудитория) вашего проекта. Именно они после его реализации должны ощутить улучшение качества жизни.

 

Целевая группа – это группа людей, которые в результате проекта ощутят положительные изменения.

Изучая проблему, вы, по сути, будете изучать свою целевую группу. И вот здесь в первую очередь нужно определиться с территорией проекта. Например, существует проблема социального сиротства. Она остро стоит почти в каждом регионе России. Понятно, что ее нельзя решить сразу в масштабе всей страны, поэтому, если вы взялись за нее, определитесь, с какой территорией вы будете работать: с одним районом города, с одним городом, с одной областью. А уже на выбранной территории и нужно будет изучать целевую группу и ее проблемы.

 

Как изучать социальную проблему

С чего начинается изучение выявленной проблемы?

1

В первую очередь вы должны убедиться в том, что проблема действительно существует для выбранной целевой группы. Довольно часто нам кажется, что проблема есть, потому что мы слышали о ней. Однако на самом деле может оказаться, что ее нет или что она совсем не такая, как нам казалось. Когда мы определяем проблему, очень важно отказаться от стереотипных формулировок и постараться объяснить в первую очередь самим себе, что нас не устраивает в ситуации, что, как нам кажется, надо менять, в чем заключается проблема. Проблема должна волновать не только нас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.

2

Затем нужно сформулировать проблему. Для этого вы должны понять, что не устраивает вас в проблемной ситуации. Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но детям в этом возрасте также чрезвычайно важно получать общение и тепло взрослых. Отсутствие общения для ребенка грудного возраста означает отсутствие возможностей развития. Соответственно, социальная проблема, с которой вы столкнулись, заключается в том, что дети-отказники, находясь в больнице практически в изоляции, не получают возможности развиваться, и это приводит к тому, что у них могут быть задержки в развитии.

3

После того, как вы сформулировали проблему, нужно понять ее масштаб: скольких людей она касается. Если продолжить наш пример, то вам нужно будет узнать, сколько отказников находятся в больнице в данный момент и какое среднее число отказников больница принимает в месяц и в год. Так вы увидите, скольких представителей вашей целевой группы касается выявленная вами проблема за определенный отрезок времени.

4

Выясните, насколько серьезна выявленная вами социальная проблема: каковы ее последствия и что будет, если ее не решать. Очевидно, что последствием проблемы отсутствия должного ухода за детьми-сиротами в больнице будет возникновение у этих детей психологических проблем вплоть до задержки развития.

5

Изучите причины проблемы. Возможно, это приведет вас к пониманию того, что проблема, которую вы выявили, на самом деле следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы. Если вернуться к нашему примеру, то можно поразмышлять о том, почему дети-отказники оказываются в больницах и как можно избежать этого. Вполне вероятно, что вы придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице – лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной же перспективе ее могут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах и т.д. Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причины, которые приводят к этой проблеме, вы не сможете предложить эффективного механизма ее решения.

6

Определите актуальность проблемы. В первую очередь поговорите с теми, кому вы хотите помочь, ведь ваш проект должен быть нужен именно этим людям. Расскажите о своем видении проблемы, выясните, насколько остро она стоит. Так вы поймете, нужно вам ее решать или есть другие, более важные вопросы. Затем выясните, кого еще волнует эта проблема, готов ли вам кто-нибудь помочь ее устранить. Наличие единомышленников и партнеров – хорошее подтверждение того, что ваше дело нужно. Если же проблема волнует только вас, значит, она неактуальна. Конечно, есть вероятность, что люди просто не понимают её значения, но с точки зрения социального проектирования это уже неважно.

7

Обязательно узнайте, кто еще и как занимается решением выявленной вами проблемы. Для чего это нужно? Чтобы не дублировать чью-то деятельность, а найти собственный оптимальный вариант решения проблемы. Чем лучше вы осведомлены о путях решения проблемы, тем более эффективный вариант вы придумаете. Кроме того, в ходе исследования вы познакомитесь с людьми, которые могут стать вашими будущими коллегами, партнерами и единомышленниками, и, возможно, у них уже есть для вас несколько хороших советов.

Все эти шаги – исследование проблемы целевой группы вашего проекта. Результаты исследования, выраженные в количественных показателях, будут обоснованием социальной значимости вашего проекта.

 

Обоснование социальной значимости проекта – это результаты исследования проблемы, выраженные в количественных показателях.

Вообще важно помнить, что ваши главные помощники – это цифры. Все утверждения, которые вы будете делать в ходе исследования проблемы, должны быть подкреплены количественными показателями. Как и где их раздобыть?

— В первую очередь воспользуйтесь официальной статистикой. Постарайтесь почерпнуть нужные вам сведения из открытых официальных источников – найдите их в Интернете на официальных ресурсах органов власти или на сайте Федеральной службы государственной статистики.

— Узнайте, интересовался ли кто-нибудь еще выявленной вами проблемой – возможно, уже существуют социологические исследования, результатами которых вы можете воспользоваться.

— Изучите публикации СМИ по тематике вашего проекта. Вы можете обнаружить хорошие статьи и подробные журналистские расследования, снабженные конкретными проверенными фактами и статистическими данными.

— Изучите выступления должностных лиц по выбранной вами тематике. Ищите те цитаты, в которых приводятся конкретные факты, подкрепленные цифрами, старайтесь избегать общих фраз. Не нужно включать в проект цитаты из выступлений президента или руководителя региона, если они не имеют прямого отношения к проблеме, которой вы занимаетесь.


 

Инструменты изучения проблемы

Довольно часто официальная статистика и социологические исследования либо вообще не дают информации, необходимой для того, чтобы подкрепить выбранную проблему, либо эта информация слишком общая. В таких случаях вы можете опираться на собственные исследования. Вы, конечно, знаете и используете все инструменты исследования проблемы, о которых мы будем говорить в этой части урока. Давайте повторим их.

Самый простой и дешевый способ сбора информации – наблюдение.

Вы наблюдаете за целевой группой в течение какого-то периода времени и фиксируете результаты наблюдения. Обычно наблюдение проводится в самом начале изучения целевой группы, когда вы еще не выявили проблему или не сформулировали ее конкретно и хотите получить первичные сведения о ней. Во время наблюдения у вас появится много вопросов, которые в дальнейшем составят основу для анкетирования или интервью.

ПРИМЕР:

Например, вы регулярно гуляете в парке и заметили, что в нем стало много мусора. Это - повод для наблюдения. Вам нужно будет понаблюдать за ситуацией в течение нескольких дней или даже недель и фиксировать, кто в основном разбрасывает мусор, кто его убирает и как часто, где установлены корзины для мусора, как часто их освобождают, хватает ли этих корзин и т.д.

Если вы применяете этот метод, соберите всю информацию, которая была в начале вашего наблюдения и в конце, затем проанализируйте изменения, и вы получите результат наблюдения.

Другой инструмент сбора информации тоже очень простой: поговорите с вашей целевой аудиторией!

 

Иначе говоря, проведите опрос. Он нужен, когда вы уже имеете некоторое представление о проблеме, с которой будете работать, но хотите разобраться в ней более глубоко. Опрос может быть устным или письменным.

Письменный опрос – анкетирование – наверное, самый удобный и распространенный инструмент сбора информации.

 

Анкеты можно распространять в бумажном виде, но более простой и быстрый способ – электронный. Сейчас можно очень легко проводить анкетирование в соцсетях или по электронной почте. Для этого в Интернете есть хорошие и доступные инструменты: Формы Гугл (https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/), специальное приложение Вконтакте (https://vk.com/app5619682).

Вы также можете пообщаться с представителями своей целевой группы напрямую и взять у них интервью.

Наверное, такая форма опроса немного более трудозатратна, чем анкетирование, потому что ответы респондентов вам придется фиксировать самостоятельно.

В любом случае, самое главное в опросе, будь он письменный или устный, – правильно сформулированный вопрос. Главное правило здесь – не предлагать оценить ваш собственный взгляд на проблему и способы ее решения, а узнать, что ваши собеседники думают о проблеме и о том, как ее решить. То есть вы должны фокусироваться не на себе и своем будущем проекте, а на людях, которых коснулась проблема.

 

Проводя опрос, не предлагайте готовое решение – пусть ваши собеседники сами расскажут о проблемной ситуации и о том, как найти из нее выход.

Довольно часто нам кажется, что для проведения опроса нужны большие деньги или специалисты-социологи. Для большого исследования это нужно, а вот для того, чтобы обосновать актуальность проблемы, вполне возможно обойтись своими силами. Скорее всего, если вы взялись за социальный проект, то вы уже имеете представление о проблеме, с которой будете работать. Поэтому ваша основная задача – просто сформулировать, почему эта проблема так важна, и, если каких-то данных вам не хватает, задать целевой группе дополнительные вопросы.

Мы с вами подробно рассмотрели вариант, при котором вы сначала столкнулись с проблемой, а затем начали ее изучать. Но что делать, если вы еще не знаете, какую проблему будете решать, а только испытываете сильное желание сделать мир лучше? В таком случае алгоритм ваших действий должен быть таким:

 


 

Что такое инновации в социальном проекте?

Тема этого урока на первый взгляд не имеет отношения к механизму социального проектирования: постановке проблемы и цели проекта, разбивке цели на задачи, а задач – на мероприятия. Тем не менее, иногда именно применение новых технологий и методов работы помогает более успешно и быстро решить поставленные задачи, а часто и определяет основную стратегию проекта.

Те из вас, кто подавал заявки на президентский грант, знают, что инновации в проекте–один из 10 критериев Фонда президентских грантов по оценке проектов. Давайте поговорим о том, что имеется в виду под инновационностью, почему этот критерий важен и как применение инноваций в проекте связано с его эффективностью.

 

Инновации – это новшества, которые обеспечивают рост эффективности той отрасли, в которой они используются.

В социальном проектировании инновации – это новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально значимых проблем и тем самым вызывают положительные изменения в обществе. Если говорить очень упрощенно, то инновация в социальном проекте – это то, что до вас еще никто не делал.

Почему мы вынесли инновационность в отдельный урок и призываем вас обратить внимание на эту часть социального проектирования? Потому что, регулярно проверяя свою деятельность на инновационность, следя за новейшими разработками в смежных областях, вы сможете вовремя находить уникальные решения для своих задач, а значит, более эффективно работать с проблемами вашей целевой аудитории и даже, возможно, расширить ее.

Давайте посмотрим, какими могут быть инновации в социальных проектах.

Технологические решения

 

Проект фонда «Дети-бабочки» под названием «Помоги, не касаясь» не только рассказывает широкой аудитории о проблеме буллезного эпидермолиза, но и, благодаря технологии Paypass, дает возможность любому желаюшему перевести 100 рублей в пользу фонда.

Создание нового продукта или услуги

 

Создатели todogood первыми в России догадались создать сайт, который позволяет НКО привлекать интеллектуальных волонтеров.

Новый способ решения проблемы

 

Создатели квеста «Чистые игры» придумали, как из уборки мусора сделать увлекательное мероприятие. На загрязненных территориях проводятся командные соревнования по сбору и сортировке мусора. Участники квеста решают проблему загрязнения территории (за одну игру лет 100 - 200 человек собирают от 2 до 6 тонн мусора, из которых половина уходит в переработку), получают опыт сортировки отходов, а победителям достаются призы от спонсоров.

Новый способ привлечения аудитории на мероприятия

 

Фонд «Измени одну жизнь» создал и продолжает пополнять самую крупную в России базу видеоанкет о воспитанниках детских домов. Многим семьям, которые задумываются о том, чтобы взять ребенка из детского дома, бывает трудно решиться на поездку в сиротское учреждение. Возможность познакомиться с ребенком заочно дает стимул родителям и таким образом повышает шансы ребенка обрести семью.

Другой, не менее вдохновляющий пример – проект Donor Search, который создал электронную базу доноров и разработал специальное мобильное приложение для тех, кто хочет регулярно сдавать кровь. В случае, если в каком - либо учреждении есть потребность в крови конкретной группы, пользователи получают уведомление в личном кабинете и, таким образом, сразу знают, где именно они нужны.

Новый способ привлечения ресурсов для проекта

 

Социальное предпринимательство постепенно приходит в Интернет: вот уже несколько лет некоммерческие организации осваивают электронную торговлю. Появилось сразу несколько интернет - магазинов, которые реализуют продукцию социальных предпринимателей: « Легко - легко», «Buysocial», «Четыре». Выручка от продажи товаров направляется фондам - партнерам магазинов.

Новая целевая аудитория для уже работающих технологий

 

Добровольческое движение «Серебряные волонтеры» объединяет активных людей пожилого возраста и вовлекает их в волонтерскую деятельность. В настоящий момент движение работает в 5 городах и включает в себя более 400 человек.

Как сделать свой проект инновационным?

Четкого плана действий, как сделать проект инновационным, не существует. Однако есть некие общие рекомендации, которые повышают возможность внедрить в свою деятельность инновации.

Быть в курсе

 

В первую очередь вам нужно быть в курсе того, какие еще некоммерческие организации занимаются вашей проблематикой и как они справляются со своими задачами. Изучайте деятельность не только российских НКО, но и зарубежных коллег. Помните, что вам интересен любой опыт – иногда важнее узнать, какие промахи допустили ваши коллеги, чтобы предусмотреть иное (может быть как раз инновационное) решение, избежать собственных неудач и понять, в каком направлении нужно искать решение.

Знать свою аудиторию

 

Тщательно исследуйте свою целевую аудиторию. Возможно, люди сами подскажут вам наиболее эффективное решение выявленной вами социальной проблемы. О том, как работать с целевой аудиторией и ее проблемами, вы узнаете из второго урока.

Общаться с партнерами

 

Самые яркие проекты появляются на стыке нескольких сфер. Поэтому общайтесь и развивайте партнерскую сеть с представителями других областей – бизнеса, науки, СМИ, обсуждайте с ними свои идеи. Часто партнеры могут подсказать вам решение, которое для них стало уже обычной практикой, но вам оно еще неизвестно. Кроме того, здорово, если в вашей команде есть представители разных сфер и профессий: наиболее эффективное решение социальной проблемы может находиться сразу в нескольких областях.

Много думать и обсуждать

 

Привычка задавать себе вопросы и подвергать свою работу тщательному анализу – кратчайший путь к инновационности. Поэтому регулярно обсуждайте свою деятельность вместе с командой. Используйте разные методики поиска решений: мозговой штурм, mind map (буквально «карта мыслей» или «ассоциативная карта» – метод структуризации идей в виде диаграммы), морфологический анализ (метод поиска новых идей, основанный на построении таблицы, в которой перечисляются основные элементы проблемы и варианты ее решения).

Тестировать

 

Если вам кажется, что вы нащупали действительно инновационное решение, не спешите внедрять его. Вначале опробуйте на людях. Тестирование нового продукта или услуги позволяет выявить недоработки и недостатки еще до старта проекта и, таким образом, экономит ваше время и деньги.

Оценивать обстоятельства

 

Инновационность таит в себе одну опасность: ваша идея может оказаться слишком передовой для среды, в которую ее нужно внедрить. Представьте, что вы потратили кучу времени и денег на разработку механизма сортировки мусора, а потом выяснили, что в вашем регионе нет мусороперерабатывающего завода – есть только мусоросжигательный завод. Поэтому всегда оценивайте обстоятельства, в которых вы работаете.

Делиться опытом

 

И, наконец, для того, чтобы придуманная вами инновация имела большой социальный эффект, нужно о ней рассказывать. Старайтесь распространять свой опыт на другие организации, если нужно, обучайте людей или разрабатывайте пособия. Главное, чтобы ваш опыт успешно масштабировался. Только тогда можно будет говорить о влиянии вашего проекта на решение социальной проблемы.

Как видите, инновационность имеет самое прямое отношение к эффективности решения проблемы. Если вы уже успешно делаете свое дело, это прекрасно. Важно, чтобы вы, найдя, как вам кажется, хорошее решение, не останавливались на достигнутом и регулярно проверяли себя, интересовались тем, что происходит в других областях, думали, как можно применить новые технологии в своей деятельности. Анализ инновационности проекта должен стать регулярной проверкой себя.

И помните: несмотря на то, что инновационность оценивается при рассмотрении заявки на президентский грант, это далеко не главный критерий хорошего проекта.


 

Цель проекта

  Мы  выяснили, что социальный проект должен быть направлен на решение социальной проблемы, а социальную значимость этой проблемы и ее актуальность для выбранной целевой группы необходимо подкрепить фактами. После того, как вы сформулировали и обосновали проблему, вам нужно понять, что ее решит. Решение проблемы и станет целью вашего проекта.

 

Цель проекта – наивысшая точка достижений, к которой мы стремимся в ходе его реализации; утверждение, отражающее позитивное изменение качества жизни, которого мы хотим добиться.

Допустим, у нас есть следующая проблемная ситуация: потеряна традиция детской игры во дворе. Дети 7-10 лет не выходят во двор играть, сидят дома в гаджетах, общаются через них же, из-за этого часто испытывают сложности в общении, не умеют устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками, не учатся взаимодействовать в команде, подчиняться правилам. Мы хорошо изучили эту проблему, поняли, что она актуальна именно для выбранной целевой группы (дети 7-10 лет), а не для нас с вами, и теперь должны сформулировать цель нашего проекта. Поскольку цель – это решение проблемы, то цель нашего проекта будет заключаться в том, чтобы создать условия, при которых дети 7-10 лет регулярно играли бы во дворе в различные игры, общались, интересно проводили время вместе, а традиция детской игры во дворе возродилась.

Цель проекта всегда направлена на выбранную целевую группу, т.е. на определенное количество людей, которые в результате проекта ощутят положительное изменение.

Важно не путать целевую группу с благополучателями проекта. Благополучатели – это вообще все, кто извлекает непосредственную или косвенную выгоду из проекта. Целевая группа – часть благополучателей.

 

Если продолжить наш пример, то целевая группа нашего проекта – дети 7-10 лет, а благополучатели – их родители, родственники, друзья и все, на кого в той или иной степени повлияют позитивные изменения, произошедшие с представителями целевой группы.


 

Критерии цели

При постановке цели важно помнить о пяти ее критериях.

Достижимость

Есть масса социальных проблем, которые, наверное, нельзя искоренить полностью: бедность, безработица, социальное неравенство, преступность и т.д. Ставя перед собой цель, важно отдавать себе отчет в том, что ее в принципе можно достичь. Пусть это будет не глобальная цель, зато, достигнув ее, вы улучшите жизнь хотя бы небольшой группы людей.

 

Очевидно, что возродить традиции детской дворовой игры на определенной территории в принципе возможно, поэтому цель нашего проекта достижима. Она была бы недостижима в том случае, если бы мы хотели, допустим, «оградить детей от пагубного влияния гаджетов». Такая цель недостижима, потому что мы в принципе не можем полностью оградить детей от влияния прогресса – им так или иначе все равно придется взаимодействовать с компьютерами, планшетами и телефонами. Мы можем только противопоставить этому влиянию что-то более позитивное.

Конкретность

Цель проекта должна логически вытекать из выявленной проблемы. Если связи «Проблема - Цель» нет, то нет смысла и в проекте. Кроме того, цель должна быть сформулирована так четко, чтобы не осталось возможностей для разночтений. Здесь важно избегать общих формулировок и стремиться к максимальной точности.

Выявленная нами проблема – утрата традиций детской дворовой игры. Цель нашего проекта – создать условия для возрождения традиций детской дворовой игры – «железно» направлена на устранение этой проблемы, поэтому она конкретна.

 

Измеримость

 

Как понять, достигли вы поставленной цели или нет? Очень просто: нужно установить показатели успешности проекта – его ожидаемые количественные и качественные результаты. Сам факт, что их можно установить, будет говорить о том, что ваша цель измерима.

 

В нашем случае результатами проекта станут: определенное количество детей 7-10 лет, которые научатся играть в различные игры во дворе; определенное количество дворов, в которых регулярно будут проходить игры для детей; увеличение количества детей 7-10 лет, регулярно играющих со сверстниками во дворе в различные игры.

 

Реалистичность

 

Реалистичная цель – это такая цель, которую возможно достичь с помощью имеющихся у вас ресурсов, причем все затраты и издержки будут разумны и оправданы.

 

Для того чтобы в полной мере оценить, насколько наша цель реалистична, мы должны сначала сформулировать задачи проекта и разбить их на мероприятия. Но уже сейчас, на этапе формулирования цели, мы можем примерно представить объем работ по проекту и понять, есть ли у нас материальные и человеческие ресурсы для его осуществления.

 



2020-02-04 870 Обсуждений (0)
Что такое инновации в социальном проекте? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что такое инновации в социальном проекте?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)