Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка урока биологии в 5 классе на тему: Жизнедеятельность клеток. Поступление веществ в клетку.»



2020-02-04 654 Обсуждений (0)
Разработка урока биологии в 5 классе на тему: Жизнедеятельность клеток. Поступление веществ в клетку.» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель урока:
Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности растительной клетки.
Задачи:
Обучающие:
• сформировать знания о жизнедеятельности клетки – движении цитоплазмы, рост, деление, дыхание, питание.
• способствовать раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.
Развивающие:
• развивать понимание, что растительная клетка живая;
• продолжать работу по формированию научного материалистического мировоззрения.
Воспитательные:
• создавать условия для учения с увлечением;
• воспитывать наблюдательность и любознательность;
• способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету.
Целевые установки на достижение результата:
личностные: формировать устойчивый познавательный интерес;
метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи;
предметные: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов).
Тип урока: комбинированный.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы и приемы работы: опрос, беседа, демонстрация, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: презентация «Жизнедеятельность клетки» текст и рисунки учебника, рабочая тетрадь по биологии «Биология. Растения. Бактерии. Грибы», 5 класс, В.В. Пасечник.
Необходимое техническое оборудование: ПК, проекционное оборудование

Этапы урока:

1 этап: организационный момент. Создание доброжелательной атмосферы, проверка готовности рабочего места учащихся.

2 этап: мотивация, актуализация знаний.

3 этап: целеполагание. Постановка цели – используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.

4 этап: изучение нового материала. Процессы жизнедеятельности клетки (дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.)

5 этап: Закрепление материала, ответы на вопросы.

6 этап: информация о домашнем задании Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний).
Фронтальная беседа.
На доске цитата «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс
(нужно учиться с удовольствием, тогда будет все понятно и легко)
Сегодня мы с вами совершим путешествие и погрузимся в тайный мир растительной клетки. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.
А чтобы наш урок (наше путешествие) было интересным и познавательным, между нами должно царить взаимопонимание и сотрудничество.( 2 мин)

- Как вы понимаете термин жизнь?(это совокупность явлений происходящих в организме) сл
- Ребята, а из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?( из клеток)
Прежде, чем мы вспомним строение растительной клетки, дайте определение, что такое клетка.( это наименьшая структурно- функиональная система живого организма)
- Как можно рассмотреть клетку? ( с помощью микроскопа)
Настраиваем микроскоп на рассмотрение препарата кожицы лука.
- Как мы будем это делать последовательно? (5)
Задание карточка№ 1:
Закончите предложение……. Проверим ваши знания. На парте у вас карточки ( 2 мин)
Сл эталон для проверки
Задание карточка № 2 укажите органоиды клетки (1 мин)
Итак, как же устроена клетка?
Строение растительной клетки (сл ) как эталон ученик у доски ( 1 мин)
На планете Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены на 4 Царства
- Какие? (бактерии, грибы, растения, животные).
Из каких веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и неорганических). Проверка домашнего задания. (5мин)
3. Целеполагание
Мы вспомнили строение клетки, её химический состав, а теперь настала очередь погрузиться в тайну жизни клетки
Так какие процессы, характеризующие жизнь?
( прикрепляет на доске таблички с надписями – дышат, питаются, растут, делятся).
Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Попробуйте сформулировать тему урока «Жизнедеятельность клетки» (запись в тетрадь темы урока) .
Цель нашего урока - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.
4. Изучение нового материала
В клетках происходят все необходимые жизненные процессы. Одно из видимых проявлений жизнедеятельности клетки – это движение цитоплазмы. Сл видео В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются увлекаемые круговым током цитоплазмы вдоль клеточной оболочки. Вещества передвигаются внутри одной клетки, а также из клетки в клетку, из одной части растения в другую. Поступление веществ в клетку из внешней среды и прохождение их из клетки в клетку зависит от проницаемости оболочек и цитоплазмы.
Мы знаем что оболочка и цитоплазма легко пропускает воду и газы ( кислород и углекислый). Избирательное поглощение свойственно только живым клеткам. Значит, движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Основными веществами входящими в состав цитоплазмы являются белки, жиры, углеводы и вода. Вода играет важную роль в построении сложных веществ. Цитоплазма это вязкая жидкость способная к движению. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы. Если цитоплазму убить кипячением она становится проницаемой для любых веществ.
Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположеных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.
Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.
Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.
Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? (дыхание)
Клетка дышит поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дыхание – важнейший физиологический процесс в результате которого происходит выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности растительного организма.

Предположите, как клетки питаются?
Непрерывно вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников. Клетка питается поглощением веществ из внешней среды и превращением их в вещества своего тела.
По способу получения органических веществ, т. е. по способу питания, все живые организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов.
Автотрофы могут сами синтезировать необходимые им органические вещества. К автотрофам относятся зеленые растения. Гетеротрофы не могут сами синтезировать нужные органические вещества . Поэтому они поглощают необходимые им соединения из окружающей среды.

Клетка питается, то есть поглощает вещества из внешней среды и превращает их в вещества своего тела. Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ Вещества поступившие в живую клетку не остаются постоянными, они изменяются при этом взаимодействуя друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада клетка выделяет во внешнюю среду. Это называется обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности организма.

Еще одно проявление жизнедеятельности клетки это способность к делению. Из одной исходной материнской клетки появляются 2 дочерние. Каждая из них растет и достигает размера материнской и может снова делиться. В результате деления и роста клеток растения растут. Деление это сложный процесс состоящий из нескольких этапов

Эапы деления:

1 этап - Делению клетки предшествует деление ее ядра (учебник). Перед делением клетки ядро увеличивается и в нем становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы —хромосомы (от греческих слов «хрома» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

2 этап - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части и выстраиваются на э Слкваторе клетки.

3 этап - В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке.

4 этап – В цитоплазме возникает перегородка и все содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками. Эталон №5 сл Каждая клетка имеет свое ядро. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у кукурузы – 20, у земляники – 56, у рака – 116, у человека – 46. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации. Какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели? (рост) Это увеличение объема, массы и размера клетки. Молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Рост растительной клетки происходит за счет увеличения вакуоли

Физминутка

6. Закрепление
«Сказка о житие – бытие растительной клетки»
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас…….
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
- Является ли одна клетка живым организмом?(Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. )
- Как перемещаются вещества из одной клетки в другую?
-За счет чего происходит рост клетки?
-Какие клетки приступают к делению?
-Что происходит с ядром при делении?
-Что образуется после деления?
Задание №3
Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки (Задание 3) из которых необходимо её составить. Проверка с проговариванием этапов деления .
Задание №4
Для каждой части клетки подберите нужные характеристики
Пластиды Обеспечивает рост, размножение, жизнедеятельность клетки
Оболочка Накапливает питательные вещества и продукты обмена
Цитоплазма Содержит вещества придающие растению окраску
Ядро Обеспечивает связь ,между всеми частями клетки способна к движению
вакуоль Предохраняет клетку от внешних воздействий, служит опорой и придает форму
Ну, вот мы и побывали в гостях у клетки – единице всего живого на Земле.
Рефлексия.
Оценивание работы.
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
5. Домашнее задание
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект, наклеить схему деления, зарисовать рост клетки. Выучить п. 5, ответить на вопросы в конце параграфа.

Самоанализ

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения клетки и её органоидами.

Метапредметные: обучающиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у обучающихся мотивации к познанию нового. Положительный результат в достижении обозначенных вопросов возможен лишь при правильном соотношении особенности обучающихся и выборе форм и методов.

Характеристика класса: В классе 5 учеников: 2 девочки, 3 мальчика. Ребята все одного возраста.  Предмет преподается на базовом уровне. Психологический климат в классе положительный.

Исходя из характеристики класса, мною были выбраны следующие формы и методы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, работа в паре, организация взаимопроверки, обсуждение поставленных вопросов и проблем.

Методы: словесный, практический, частично – поисковый, наблюдение, информационно – обобщающий, стимулирующее оценивание, иллюстративный, рефлексивной деятельности;

Основные этапы урока: Организационный этап; этап проверки домашнего задания; мотивационно – целевой этап, организационно – деятельностный.

Дидактическая задача организационного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап включал в себя взаимные приветствия, фиксацию отсутствующих, проверку подготовленности обучающихся к уроку. Этот этап очень важен, но он должен быть кратковременен. Я постаралась, чтобы он был по – настоящему мобилизующим. Ребята быстро включились в работу, так как осуществление этого этапа проводится систематически.

Моивационно –целевой этап включал в себя формулировку темы и цели урока. Ребята по ФГОС обучаются с первого класса. Они всегда активны и даже с элементом соревновательности работают над поставленными задачами. Я стараюсь создать условия для самостоятельной формулировки: мотивирую учащихся к определению темы и цели урока. Предпринятое задание «Какие утверждения верны?» подвело их к кругу вопросов, которые они хотели бы решить. Ребята успешно справились с этим заданием.

Организационно - деятельностный этап включал в себя открытие нового через решение проблемы.

А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Ответить на такой взрослый вопрос ребятам обычно нравиться. Поэтому первым я разрешаю на него ответить сильным детям.

Давая новый материал, я стараюсь дать конкретную информацию, которой нет в учебнике. Я всегда это отмечаю. В учебнике например не сказано, что цитоплазма движется .Мы это в обыгрываем делая физкультминутку На уроке я использовала термины: органоиды –новый для них, но и перечисляла оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль-главные органоиды клетки Ребятам нравится опережающая информация, они с удовольствием сравнивали растительную клетку с животной.

Физкультминутка

Один из принципов современного обучения – принцип активности и сознательности. Ученик будет активным, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие оказывается осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды является рефлексия. Рефлексию мы провели с ребятами в конце урока, В конце урока была предложена ребятам анкета, которая позволит им осуществить самоанализ, дать качественную оценку уроку.

Активность обучающихся была достаточно высокой.

Смена видов деятельности, физкультминутка не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент. Темп урока был оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как обучающиеся правильно выполнили задание. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Далее представляю фрагменты уроков и мероприятия.



2020-02-04 654 Обсуждений (0)
Разработка урока биологии в 5 классе на тему: Жизнедеятельность клеток. Поступление веществ в клетку.» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка урока биологии в 5 классе на тему: Жизнедеятельность клеток. Поступление веществ в клетку.»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)