Заключительное слово ведущего
Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам “сон золотой”. Сатин же разоблачает его “рабское” миропонимание и утверждает идеал свободного человека. Для Сатина, и для Луки единственной целью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам “преодолеть” жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога (“Во что веришь – то и есть”) По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества. Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Лука и Сатин – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым. Поэтому быть может, и мы с вами в этом споре не поставим точку. И будем всю свою жизнь искать ответ на этот вечный вопрос. Проектная деятельность на уроках литературы. Организация работы над проектом по теме: "А.М. Горький. "На дне" Тип урока: защита проектов. Цели проекта: расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся; приобщение к культуре исследования; воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу (развитие языковой рефлексии), представлять продукт своей деятельности. Оборудование: текст пьесы М.Горького “На дне”, воспоминания современников, критические статьи, видеоаппаратура для просмотра видеосюжетов, маркеры на каждого учащегося и большой лист бумаги или два – три ватмана; критерии оценки выступлений других групп (кладётся один на группу). Экран. Проектор. Компьютер. Работа велась в пяти группах, сформированных по принципу психологической совместимости. Характеристика проекта, подготовленного к защите. По характеру доминирующей в группе деятельности: исследовательский; творческо-исследовательский; творческо-информационный; практико-ориентированный. По количеству участников: коллективно-групповой. По характеру контактов: внутриклассный. Этапы работы над проектом. 1. Замысел проекта: разрабатывался по совместной инициативе учащихся и учителя; проект стал значимым для учащихся старшей школы. 2. Постановка проблемы: когнитивный метод – ведущий; выяснение актуальности поставленной проблемы. 3. Этап выдвижения гипотез: коллективное конструирование версий на вопрос и проблему; разделение на группы; постановка частных задач внутри каждой группы; определение основных методологических понятий исследования. 4. Планирование: составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы; распределение заданий между членами группы. 5. Выполнение: сбор информации, создание “информационного багажа”. Пошаговый анализ материала: синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы; обоснование практического применения результатов; оформление проектных частей. Социализация – защита выполненной работы. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. 1. Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа, внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока. Пьеса “На дне” - наиболее важное звено во всей философско-художественной системе писателя. Конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы. Каждый из ночлежников пережил трагедию, в результате которой оказался в унизительном положении. Почему герои пьесы оказались на дне жизни? В чем пытается убедить своего читателя автор драматического произведения? Инструкции. Знакомясь с произведениями М.Горького, каждый из вас попытается проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде доклада. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям: 1. а) глубина знаний произведения; 2. а) Оценка уровня творчества при защите; 3. Оценка наглядности: 4. а) Оценка ораторского искусства;
В итоге мы должны показать новаторство М.Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе, выявить позиции героев и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде, уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказывать свою точку зрения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |