Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подведение итогов урока.



2020-02-04 302 Обсуждений (0)
Подведение итогов урока. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Я готов поссориться с действительностью во имя человека, который мне дороже всего, выше всего.

М. Горький

 

Вопросы к уроку:

Как вы думаете, почему в условиях назревающей революции Горький вновь обращается к теме босяков?

Какую связь видит писатель между временем и человеком?

Какова горьковская концепция жизни?

Можно ли считать пьесу “На дне” продолжением горьковской темы гуманизма?

Какой конфликт движет развитием пьесы “На дне”?

Словарь:

Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности.

Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая.

Мизансцена – расположение актёров на сцене в отдельные моменты спектакля.

Альтернатива – выбор между двумя взаимоисключающими возможностями.

Домашнее задание к уроку:

Хорошо знать текст 1-го действия, читать выразительно всё действие.

Групповые задания по материалу всей пьесы: как и почему попали в ночлежку герои Горького? (1 группа – В.Пепел, 2 группа - Клещ, 3 группа – Настя, 4 группа – Бубнов, 5 группа – Барон, 6 группа – Сатин, 7 группа – Актёр)

Индивидуальное задание: продумать мизансцену начала 1-го действия.

Ход урока

1. Слово учителя.

Вступление:

1.Сегодня мы начинаем читать пьесу М. Горького “На дне”, созданную в 1902г. –году переломном ( преддверие 1 русской революции), когда происходило гигантское расслоение общественных сил, вызвавшее появление различных политических партий, теорий, философских споров, в основе которых – народ.

Именно люди, человек становится главным героем его пьесы. Люди, изображённые в ней – босяки. Тема босячества (“Коновалов”, “Челкаш”) уже освещалась Горьким, но в преддверии революции он считает необходимым вернуться к ней снова.

Свою пьесу Горький писал по “заказу” МХТ; “ Всем нам хотелось, чтобы Горький написал пьесу из жизни босяков, и актеры, чтобы их игра была достоверна, совершали специальную экскурсию на так называемый Хитров рынок, где во множестве обитали босяки, и изумление их было беспредельно.

Историческая справка: Что представлял собой Хитров рынок и почему Горький изобразил именно ночлежку?

Потому возникает закономерный вопрос №1. В условиях революции проблема: человек и время – характеризуют Горького не только как писателя, но и философа. Так как вопрос о соотношении человека и времени ведёт к вопросу о предназначении человека.

2. Всё, что мы уже знаем о Горьком, как о человеке, писателе, общественном деятеле, позволяет говорить о нём, как о величайшем гуманисте.

3. Так как мы будем говорить о драматическом произведении, давайте вспомним особенности драмы как рода литературы: произведение, предназначенное для постановки на сцене, т.е. речь идёт о прямом развитии действия перед глазами зрителя, а такое прямое развитие возможно только при наличии ярко выраженного конфликта, на основе которого развивается действие пьесы вообще ( вопрос урока №3)

Все три вопроса ( на которые мы будем отвечать, внимательно читая пьесу на всех уроках) позволяет ответить на самый важный, связанный с пониманием личности писателя: какова горьковская концепция жизни?

Вопросы сложные, но начнём с простого: будем учиться читать пьесу, попытаемся понять её героев, а через них – самого автора; пойдём вслед за автором по страницам его произведения, выявляя суть авторской позиции по отношению к каждому, о ком он говорит.

2. РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ.

Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях?

Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского “Гроза”, Чехова ”Вишнёвый сад”, Горького ”На дне”.

ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ (3)

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек,живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.

Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех?

Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?

Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности.

Вывод: итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

3 ВОПРОСЫ. В чём выявляется разное отношение героев к окружающему миру? Какую единственную возможность имеют ночлежники, чтобы сказать о себе?

Задание

1. Чтение начала пьесы, ответы на вопросы (Как относятся герои друг к другу?)

2. Продумать мизансцену 1 действия, изобразить схематично (представить, как герои размещены на сцене), вычертить другие обобщения.

Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь.

Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.

3. Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения).

Задание по группам:

1. Детали “внешности” ночлежки.

2. Описание света.

3. Описание звуков.

Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни?

Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?

4. Анализ системы образов.

Кто они, эти люди “дна”.

Работа с картиной Маяковского “Ночлежный дом”

В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: “Без солнца”, “Ночлежка”, “На дне жизни”, “На дне”. Почему? “На дне” – сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское – философское осмысление окружающего мира.

Задание по группам: как и почему герои Горького оказались в ночлежке?

1 группа: Сатин, Бубнов.

2. группа: Актёр, Барон.

3. группа: Клещ, В. Пепел, Настя.

Автор указывает причины объективные (ряд обстоятельств) и субъективные: поведение человека в предложенных обстоятельствах.

Что сделали герои, чтобы не оказаться “на дне”?

Перед каким выбором ставил автор своих героев?

Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.

Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни.

2. Если человек осуществляет, свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.

Вопросы:

Чего хотят от жизни герои Горького?

Почему они не разбегаются из ночлежки? Что заставляет героев быть вместе?

Это причины внешнего характера (негде жить) или внутреннего?

О чём мечтают герои? (Внутренний мир героев)

Задание по группам.

Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.

Вопросы:

Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью?

Как показывает автор рождение личностного начала?

О чём мечтают герои?

Чтение отрывка (речь о чести, совести, правде).

Вывод. Герои ведут разговор о важнейших категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности.

Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность.

Обобщение материалов анализа.

Ответы на вопросы урока.

Здание по группам:

1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество.

2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывал мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящих своих членов до уровня животного существования и в тоже время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободится от уничижающего его состояние угнетения.

3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.

 

III. Беседа по содержанию пьесы «На дне»

 

Как изображается место действия пьесы?

Место действия описывается в авторских ремарках.

В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам - нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все вдруг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже отделена от жизни).

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре - там удавился Актёр.

Какие люди являются обитателями ночлежки?

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, «бывших людей».

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

БОСЯК - представитель деклассированных слоев города; оборванец.

ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ - потерявший связь со своим классом, утративший классовые признаки.

Не принимающий участия в общественно-полезной деятельности (обычно связанный с преступным миром; о группах населения). К деклассированным группам населения принадлежат воры, проститутки и т. п.

Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка пельменями Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел.

Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алёшка 20 лет) и нестарые еще люди. Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, оказывается, 30 лет. У многих ночлежников даже нет имен, остались одни прозвища.

Каков конфликт драмы?

Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Что привело в ночлежку ее обитателей? Какова предыстория этих персонажей?

Сатин попал на «дно» после того как отсидел за убийство подлеца из-за родной сестры.

Барон разорился. Клещ потерял работу. Бубнов ушел из дома, чтобы сгоряча не убить жену.

Судьба Пепла предопределена с рождения – вор.

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

В пьесе есть традиционный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения Васьки Пеплы, Василисы Карповны и Наташи. В ходе развития конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта.

В чем своеобразие любовного конфликта?

Любовный конфликт становится гранью социального. В результате одна Василиса достигает своей цели: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице (обварив ноги кипятком), избавляется от мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев.

4. Слово учителя.

Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКУЮ ДРАМУ.

5. Аналитическая беседа.

Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

Найдите в тексте разговор Сатина и Актёра (с. 893)

Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актёр говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «…А ты болван», - огрызается Сатин. «Почему?» - удивляется Актёр. «Потому что дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже духовно мертвы. Но интересна ответная реплика Актёра: «Не понимаю, … почему нельзя?»

Именно Актёр, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы: «Актёр… удавился».

Кто из персонажей противопоставляет себя остальным?

Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от ночлежников:

Найдите в тексте разговор Клеща с Васькой Пеплом (с. 899)

«Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я - рабочий человек…мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю,…Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена… Я здесь полгода прожил,…а все равно как шесть лет…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и его мечта окажется мнимой.

Вашим домашним заданием было: выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о правде, о вере. Теперь, пользуясь записями в тетрадях, ответьте на вопросы.

Какая сцена является завязкой конфликта в драме «На дне»?

Завязкой конфликта является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по – моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все прыгают…так – то…Старику – где тепло, там и родина…» - и все развитие сюжета концентрируется на нём.

Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

Лука быстро находит контакт с ночлежниками.

С Пеплом – разговор о песне, которую напевал Лука (с.901)

С Алёшкой – сапожником - «…Эх, парень, запутался ты…» (с.903)

С Василисой и Бубновым (Василиса приказывает навести порядок)– вмешивается в разговор Лука: «…обидно, значит, стало. Охо-хо! Сколько это разного народа на земле распоряжается….и всякими страхами друг дружку стращает, а все порядка нет в жизни… и чистоты нет…» (с.905)

С Настей – «…С чего же это ты, девица, пить хочешь? Давеча ты плакала, теперь вот говоришь – напьюсь!...Да от какой причины, скажи? Ведь так, без причины, и прыщ не вскочит…» (с. 906)

С Анной – жалеет ее, «… а разве можно человека эдак бросать?...» (с.908)

«ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят…всяк по – своему жизнь терпит…» (с.911)

С Медведевым – умело льстит: «…Верно господин ундер… М-да…хоть я …еще не совсем ундер…» (с.908) УНДЕР - Унтер или унтер-офицер, первый военный чин, после звания рядового или ефрейтора. (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля)

Что мы знаем о Луке?

О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…»

Каким образом Лука действует на ночлежников?

В каждом из ночлежников Лука видит Человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.

1) Оказывается проститутка, Настя мечтает о чистой любви и плачет над бульварными романами.

2) Спившийся Актёр получает надежду на излечение от алкоголизма. Лука: «…Ну, чего? Ты…лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат…Иди….А чего? Человек – все может…лишь бы захотел…» (с. 913)

3) Вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Наташей, стать крепким хозяином: «Я сказал - брошу воровство! Ей – богу - брошу! Коли сказал - сделаю! Я - грамотный…буду работать… Вот он говорит – в Сибирь – то по своей воле надо идти…Едем туда, ну?... Надо так жить,…чтобы самому себя можно мне было уважать…» (с.931)

4) Анне Лука дает утешение: «…Ничего, милая! Ты - надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно…ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой…лежи себе! Смерть – она все успокаивает…Помрешь - отдохнешь, говорится…верно это, милая! Потому - где здесь отдохнуть человеку?...»

Лука открывает в каждом Человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.

Врал ли ночлежникам Лука?

На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. (ведь действительно существовали лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь - «золотая сторона», а не только место ссылки и каторги.) Насчет загробной жизни, которой он манит Анн, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли веришь, была у тебя любовь настоящая…значит - была она! Была!» - он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.

Давайте разберемся с тайным смыслом имени Лука?

У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый».

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

ЛУКА - Церк. лукавство, кривизна души. Он слукавил, сделал лукавое дело. Лукавый, хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый и опасный, криводушный, притворчивый, двуличный и злонамеренный. В виде сущ. бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух. Вся неправда от лукавого. Ворочает, как лукавый в болоте.

ЛУКАВСТВО - коварство, ухищренья, злонамеренное двуличие, обман.

ЛУКАВОМУДРЫЙ - лжемудрый, употребляющий ум свой во зло, на лукавые дела. Лукавоухищрение ср. коварные происки.

 

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

ЛУКА, ЛУКАВЕЦ - коварный, лукавый человек, хитрец.

ЛУКАВИТЬ - хитрить, притворяться с каким-н. умыслом. Лукавость поступка.

ЛУКАВСТВО - хитрость, коварство.

ЛУКАВЫЙ – бес, дьявол, сатана, нечистый (церк. и простореч.). Лукавый попутал.

Энциклопедический словарь

ЛУКА - автор 3-го Евангелия и Деяний апостолов, сотрудник и спутник апостола Павла, в частности во время его морского путешествия в Рим.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова

ЛУКА - кривизна

ЛУКАВЕЦ - хитрец

ЛУКАВИТЬ - притворяться, хитрить

ЛУКАВО | не мудрствуя лукаво

ЛУКАВСТВО - козни, обман, отговорка, уловка, хитрость

ЛУКАВЫЙ - бес, лицемерный, хитрый

Ребята, нам следует определить авторскую позицию к Луке?

Авторская позиция к Луке выражается в самом сюжете драмы. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои.

Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец.

Актёр повторяет судьбу героя притчи, которую рассказывал Лука (о праведной земле) – удавился.

Горький, показывая судьбу Актёра, уверяет нас читателей в том, что именно ЛОЖНАЯ НАДЕЖДА может привести человека к самоубийству.

 

Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, ИСТИНА или СОСТРАДАНИЕ?»

Горький противопоставляет не истину и ложь, а ИСТИНУ и СОСТРАДАНИЕ.

Давайте обсудим данное противопоставление. Действительно, что нужно человеку ИСТИНА или СОСТРАДАНИЕ?

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

 

СОСТРАДАТЬ - сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать. Сострадание, жалость к другому, сочувствие,

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

СОСТРАДАНИЕ - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

слезам. СОСТРАДАНИЕ || выражать сострадание, чувствовать сострадание

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова

СОСТРАДАТЬ - сочувствовать

 

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

ЛОЖЬ - неправда, намеренное искажение ИСТИНЫ.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова

ЛОЖЬ, неправда, неточность.

 

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

ИСТИНА - противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда.

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

ИСТИНА

1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.

2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда.

Энциклопедический словарь

В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова

ИСТИНА, правда, аксиома.

 

Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. Некоторые критики увидели в Луке «Данко, которому приданы лишь реальные черты».

К.С. Станиславский (играл Сатина в спектакле «На дне»), один из постановщиков спектакля, намечал путь «снижения» героя: «Лука хитрый», «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь».

Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

 

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше – истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен.

Давайте постараемся выяснить, как соотносятся, правда и ложь в драме «На дне».

Что понимает под «правдой» Лука?

Давайте найдем четверостишие, которое читает Актёр (с.921):

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

 

6. Работа со словарем.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля

ПРАВДА истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость.

 

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

ПРАВДА - соответствует действительности, истине.

 

Лука: «Вот…ты говоришь – ПРАВДА…Она, правда – то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь,…Во что веришь - то и есть…»

7. Беседа.

Теперь, для целостного восприятия нам потребуется определить позицию Сатина в пьесе?

(с.899); (с.942) – монолог Сатина о человеке – утверждает его жизненную позицию.

Сатин выражает позицию автора, для которого Человек находился в центре модели мира.

Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежную натуру самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом»

 



2020-02-04 302 Обсуждений (0)
Подведение итогов урока. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подведение итогов урока.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)