Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Адаптация персонала на различных стадиях развития организации



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
Адаптация персонала на различных стадиях развития организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Жизненный цикл каждой организации представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов или стадий, каждый имеет определенные характеристики, которые нельзя обойти вниманием, разрабатывая систему адаптационных мероприятий для вновь пришедшего сотрудника. Инструменты адаптации персонала, как правило, соответствуют той стадии развития предприятия, которую оно на данный момент проходит.

1) Стадия формирования предприятия

Предприятие имеет небольшой штат сотрудников. Взаимоотношения между руководителями и сотрудниками, а также внутри коллектива, напоминают корпоративную культуру компании "семейного" типа: сотрудники хорошо друг друга знают, находятся в одном небольшом помещении, работают в атмосфере взаимопонимания. Если проблемы и возникают, то могут быть быстро решены.

Сотрудник, занимающийся адаптацией персонала, отсутствует.

Адаптацией персонала занимается сам предприниматель, подключая, по мере возможности, остальных сотрудников, кто в чем хорошо разбирается и располагает свободным временем для объяснений. Основной упор - на социально-психологическую адаптацию, главное - закрепиться в "семье", члены которой готовы взять на себя часть обязанностей "новичка", поддержать его.

В этот период принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер, по этой причине работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.

)   Стадия интенсивного роста

Начинают вырабатываться инструменты адаптации персонала. Это может быть "книга нового сотрудника" или какой-нибудь "вводный курс". Курс, обычно не требует особых премудростей и может включать в себя такие элементы как:

представление нового сотрудника коллективу: что именно он будет делать, с кем будет взаимодействовать

представление коллектива новому сотруднику: кто и за что отвечает, и к кому по каким вопросам обращаться, каковы правила коммуникации внутри компании, как стать "Героем" в этой компании.

Если на предприятии отсутствует должность менеджера по персоналу, то обязанности по адаптации персонала возлагаются на руководителей отделов, в распоряжение которых приходят новые сотрудники.

При отсутствии лиц, ответственных за адаптацию персонала, неизбежны такие негативные последствия как:

потеря информации

При увольнении "старого" сотрудника, который владел всей информацией в рамках своей деятельности, важно вовремя и грамотно организовать передачу дел и информации об их состоянии вновь принятому сотруднику. Иначе важная информация может оказаться потерянной для предприятия. А новому сотруднику предстоит кропотливая и трудоемкая работа по налаживанию трудового процесса в подотчетной ему сфере с "чистого листа".

появление субкультур

Коллектив расслаивается, что приводит к размытию корпоративной культуры "семьи". Поэтому новичку или сотруднику, переведенному в другой отдел, оказывают поддержку только его непосредственные коллеги и начальник.

)   Стадия стабилизации.

Компания растет, выросла и освоение ее "в целостности" становится само по себе непростой задачей. Информация о компании стала "слоистой" и очень разноплановой. На данном этапе следует уделить особое внимание повышению эффективности инструментов системы адаптации персонала. Актуальным будет усовершенствование уже имеющихся инструментов и внедрение новых: создание электронных курсов <http://www.lico.ru/treningi_lico/distancionnoe_obuchenie/>по введению и адаптации персонала, знакомству с корпоративной культурой, а так же тестирование и аттестация вновь принятых сотрудников. Становится важным, чтобы у новичка как можно быстрее сформировалось представление и об истории компании, и об ее организационной структуре, отделах, филиалах, и о специфике ее деятельности, продуктах и клиентах.

В центре внимания - сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила. Необходимы служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска.

4) Стадия спада или кризиса (если не происходит стадия Бурного роста).

На данном этапе инструменты системы адаптации теряют свою эффективность. Они не обновляются, начинают устаревать. В итоге отказываются и от адаптации персонала, тем более, что нового персонала в компании почти не появляется. Требуются работники, не приверженные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные.

)   Стадия Обновления

Используя прежний опыт систем адаптации, пытаются привнести "чужие" инструменты. В основном это связано с вновь пришедшими в компанию энтузиастами. Сотрудники должны обладать гибкостью к изменяющимся условиям, ориентированы на долгосрочные цели, самоотверженны, готовы переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда.


Заключение

 

Адаптация к работе в организации новых работников является логическим завершением процесса отбора. Решение комплекса вопросов, связанных с введением отобранного персонала в организацию, в подразделение и в должность, требует серьезной методической и организационной работы. Система мероприятий по адаптации новых работников будет успешной лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации.

Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.

В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.

Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений: менеджер по персоналу, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Необходимо отметить, что процессы как первичной, так и вторичной адаптации значительно не отличаются, т.е. все мероприятия похожи друг на друга.

Исходя из целостного понимания сущности работника производственная адаптация не ограничивается профессиональной сферой, а охватывает совокупность социально-трудовых отношений, обусловливающих ее структуру. К основным структурным элементам производственной адаптации относят профессиональную, организационную, материально-бытовую, социально-психологическую, а также адаптацию в сфере досуга.

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе:

качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

наличие отработанной системы внедрения новшеств;

гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;

личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

Особо следует остановиться на вопросе организационного механизма управления процессом адаптации как ключевого условия ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгового провозглашения ее необходимости. [17; с.361]

Эффективность управления производственной адаптацией работника зависит от воздействия на совокупность структурных элементов адаптации с акцентированием внимания на наиболее значимых для конкретных условий видов адаптации, от умения менеджеров использовать эффективные технологии социального управления адаптацией.


Список использованной литературы

 

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512с.

2. Банько Н.А., Карташов Б.А., Яшин Н.С. / Управление персоналом. Часть I: Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2006. - 96 с.

.   Васина Л.И., Сергеев С.С. Оценка факторов адаптации молодых специалистов на производстве // Железнодорожный транспорт, №9 - 2005.

.   Журавлев П.В., Карташов С.А., Одегов Ю.Т. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджеров. - М.: Экзамен, 2000. - 576 с.

.   Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г. Управление персоналом. - М.: Академия, 2007.

.   Карякин А.М. Управление персоналом: Электронное учеб. пособие. 3-я редакция/ Иван. гос. энер. ун-т. - Иваново, 2005.

.   Магура М.И. Поиск и отбор персонала (практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб) // Управление персоналом. - 1998. - №1.

.   Магура М.И. / Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей и специалистов кадровых служб и менеджеров / М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2003. - 315 с

.   Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - 312 с.

10. Михаил Казарин. Адаптация персонала: наставничество и коучинг. - Дата публикации: 20.03.2010. - Режим доступа: http://www.kazarin. clan. su

.   Моргунов Е.Б. Брак "по расчету" или подбор после приема // Управление персоналом, 2001 - №11 - 12.

.   Организация системы адаптации новых сотрудников. Автор: Шведова Т.О. Дата публикации: 15.07.2009 (сайт <http://www.hrm.ru/>)

.   Рак Н.Г. Методика комплексной оценки кадров управления // Управление персоналом. - 1997. - №10.

.   Технологии адаптации персонала Автор: Бахарев Андрей. Дата публикации: 25.01.2010 г. (сайт <http://www.hrm.ru/>)

.   Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании: метод. пособие / Л.А. Козлова, Л.Э. Самуйлова, Ю.А. Логинова и др. - М., 2005. - 62 с.

.   Управление персоналом. Регламентация труда / Под ред.А.Я. Кибанова. - М.: Экзамен, 2000. - 576 с.

.   Управление персоналом организации.: Учебник. - 2-е изд. / Под ред.А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 638 с.

.   Управление персоналом организации: Практикум / Под ред.А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 296 с.

.   Управление персоналом организации Учебник/Под ред.А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с.

.   Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред.А. А. Крылова, Ю.В. Прушинского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 495 с.

.   Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 446 с.

.   Шабанова Ю. Адаптация нового персонала // Управление персоналом, №10, 2003.

.   Шеметова П.В. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - 312 с.

.   Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Интел-Синтез, 2000. - 368 с.

.   Шибалкин Ю.А. Основы управления персоналом: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. - М.: МГИУ, 2000. - 260 с.

.   Шипунов В.Т. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии: Учебник. - М.: Высшая школа, 2000. - 304 с.



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
Адаптация персонала на различных стадиях развития организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Адаптация персонала на различных стадиях развития организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)