История возникновения и развития дознания
Раздел 1. История становления и административно-правовой статус дознания УМВД России История возникновения и развития дознания До 1860г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзиратели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Правом предварительного следствия также обладали земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины. На них возлагалось производство дознания о всяком происшествии, разбор маловажных проступков. В особо важных случаях следствие поручали специально назначенным чиновникам, командируемым на места преступлений губернаторами, министром внутренних дел или самим царем. Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции[1]. 20 ноября 1864г. был принят Устав уголовного судопроизводства, который установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы судебному следователю. Таким образом, с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864г. в определенной степени конкретизируется деятельность, как следователей, так и органов дознания, основным из которых являлась полиция. Вместе с тем, следует учитывать, что в это время все же отсутствовала стройная система органов дознания, что отрицательно сказывалось на расследовании преступлений и проступков. Принятие Устава уголовного судопроизводства не приостановило поиска средств и мер по совершенствованию деятельности органов расследования. В 1867г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам. В 1870г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по особо важным делам. В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, не отмечается. Никаких изменений в структуру и деятельность следственного аппарата и органов дознания не привнесла и февральская революция 1917г. Декретом о суде №1 в ноябре 1917г. институт судебных следователей упраздняется, а производство предварительного следствия возлагается на местных судей. Позже для расследования дел о наиболее тяжелых и опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В декабре 1917г. Всероссийской чрезвычайной комиссии расследования дел о государственных преступлениях вошло в ее полномочия. Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918г. возложило производство расследования на следственные комиссии и на народного судью, а производство дознания - на милицию. В соответствии с первым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, принятом в 1922г., понятие «следователь» включало народных следователей, следователей, состоящих при губернских судах, следователей военных трибуналов и следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции. В дальнейшем Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (приняты в 1924г.) определили, что органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик. В послевоенный период новое изменение структуры следственных органов произошло в декабре 1958г., когда были приняты новые Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик. Согласно этим Основам правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности, а следственный аппарат МВД был упразднен. Упразднение следственного аппарата МВД привело к перезагруженности следователей прокуратуры. Поэтому 6 апреля 1963г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в МВД был восстановлен следственный аппарат. За милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений. В 1970 - 1980-е годы органы предварительного расследования развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной системы СССР, добиваясь оптимизации функционирования следственных структур МВД, КГБ и прокуратуры, осуществляемой на основании общих директив КПСС. Определенные изменения в структуре органов расследования произошли в 90-е гг. В частности, в 1993г. функции органов дознания получили учрежденные федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета; в 1995г. следственный аппарат был создан в Федеральной службе налоговой полиции и воссоздан в Федеральной службе безопасности. Таким образом, в настоящее время следственный аппарат функционирует в четырех ведомствах. Существенные меры по совершенствованию предварительного следствия в системе МВД РФ были предприняты с изданием Указа Президента РФ от 23 ноября 1998г. №1422[2].
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |