Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовая основа деятельности дознания



2020-02-04 5144 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая основа деятельности дознания 5.00 из 5.00 3 оценки




Правовое регулирование - форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Современная уголовно-процессуальная политика России направлена на гуманизацию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения; демократизацию уголовно-процессуальных мер борьбы с преступностью; обеспечение законности и тотальной справедливости при применении уголовно-процессуального закона; укрепление судебной власти, повышение независимости, авторитета и роли органов расследования и прокуратуры; использование общечеловеческих ценностей и достижений мировой цивилизации в уголовном процессе. Указанные выше направления обусловили потребность правоохранительной системы государства в действенной концепции развития досудебного производства, предусматривающей его оптимизацию в современных условиях, позволяющую наряду с решением задач уголовного судопроизводства обеспечить гарантии прав и законных интересов всех субъектов уголовного процесса. Оптимизация уголовного досудебного производства невозможна без изучения соотношения уголовно-процессуальной деятельности и взаимодействия участников уголовного судопроизводства, одним из которых является орган дознания, выполняющий функцию уголовного преследования в процессе производства дознания и расследования по уголовным делам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их 8 структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. При расследовании преступлений и производстве неотложных следственных действий органы дознания прежде всего руководствуются уголовным и уголовно-процессуальным законом; при оперативно-розыскном обеспечении процесса раскрытия и расследования преступлений — Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»[3].

Нормативные правовые акты, являющиеся правовой основой и регламентирующие деятельность органов дознания:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации[4].

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[5].

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»[6].

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202—1 «О прокуратуре Российской Федерации»[7].

7. Международные нормативно-правовые акты и многие другие.

К правовой основе деятельности органов дознания законодатель относит, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, так как она является источником всей правовой системы государства, имеет высшую  юридическую силу и прямое действие своих норм.

В нормах Конституции заложены важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью.

 К таким принципам относятся: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2);

соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17);

равенство граждан перед законом (ст. 19);

обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23);

на неприкосновенность жилища (ст. 25);

гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46);

установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав и свобод в целях достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие.

Ряд норм Конституции Российской Федерации напрямую регламентирует условия проведения процессуальных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.

В частности, ч. 2 ст. 22 Конституции РФ предписывает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Часть 2 ст. 23 Конституции РФ предписывает обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а ст. 25 гласит, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Уголовное право стоит на страже свободы личности и прав человека, свободы предпринимательства и институтов гражданского общества, обеспечивая диктатуру Закона. Оно должно адекватно отражать социально-экономические реалии общества, быть максимально справедливым, чтобы защитить общество, государство и его граждан от преступных посягательств.

Важнейшее значение для формирования государственно-правовой политики в сфере борьбы с преступностью имеют конституционные положения о приоритетах правовой защиты, в состав которых входят: Основы конституционного строя, целостность Российской Федерации, безопасность государства, права и свободы человека и гражданина, право собственности, важнейшие права и гарантии прав личности в сфере уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 41 УПК РФ в уголовном судопроизводстве введен новый субъект — дознаватель.

В соответствии со ст. 40.1 УПК РФ в уголовном судопроизводстве введен новый субъект — начальник подразделения дознания.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации в ст. 5 впервые сформулированы и нормативно закреплены основные понятия, обеспечивающие единообразие механизма правового регулирования при производстве дознания по конкретным уголовным делам:

 — дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

— дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

— начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

 — начальник подразделения дознания

— должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;

— органы дознания

— государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Реформа уголовного судопроизводства, в основу которой положено обеспечение состязательности и равноправия сторон, существенно отразилась на процессуальном положении прокурора и органов предварительного расследования.

Не только прокурор, но и следователь, дознаватель, а вместе с ними — также и начальник следственного отдела и орган дознания в соответствии со ст. 21 УПК РФ отнесены к стороне, осуществляющей функцию 12 уголовного преследования. Соответственно их процессуальное положение регламентируется главой 6 УПК РФ, посвященной участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Авторы

Анализ норм УПК РФ, регламентирующих деятельность органов дознания, дает основание сделать вывод, что к основным функциям органов дознания относятся: уголовное преследование (обвинение); прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях; выявление, раскрытие и расследование преступлений; производство розыска; осуществление оперативно-розыскной деятельности; возмещение материального ущерба, причиненного преступной деятельностью; профилактика преступлений, их предотвращение и пресечение.

К обеспечивающим функциям органов дознания в уголовном процессе относятся: содействие следственным органам и органам правосудия в эффективном осуществлении уголовного судопроизводства; обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства; охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности в процессе уголовного судопроизводства.

Предварительное расследование в форме дознания проводится по уголовным делам, подследственность которых определена Уголовно-процессуальным кодексом. Дознание, в соответствии с ч. 3 ст. 223 УПК РФ, проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ).

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса О правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев (ч. 5 ст. 223 УПК РФ). В первоначальной редакции УПК РФ 2001 г. производство дознания осуществлялось по уголовным делам, возбуждаемым только в отношении конкретных лиц. Срок дознания со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору был равен 15 суткам. Предусматривалась возможность продления этого срока прокурором, но не более чем на 10 суток. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ начальный срок дознания был увеличен до 20 суток с правом продления его прокурором на 10 суток. Дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях:

1) подозреваемый является несовершеннолетним;

2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ;

3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный гл. 52 УПК РФ;

4) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям подследственности дознания;

5) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

 6) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме. Если вышеперечисленные обстоятельства становятся известны или возникают после принятия решения о производстве дознания в сокращенной форме, но до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления, лицо, в производстве которого находится уголовное дело, выносит постановление.

 О производстве дознания в общем порядке. Если они становятся известны или возникают после поступления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления и до направления уголовного дела в суд, прокурор принимает решение о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке. Если данные обстоятельства становятся известны или возникают в ходе судебного производства до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, судья возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке. Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Введение новой формы дознания обусловлено целями совершенствования правоохранительной деятельности, создания оптимальных условий для скорейшего расследования преступлений и передачи дела в суд, учитывая тот факт, что значительная часть уголовных дел, расследуемых в порядке дознания, не представляют особой процессуальной сложности. Правовую основу деятельности органов дознания, кроме законодательных, составляют также подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, которые принимаются не только для упорядочения определенных общественных отношений, но и для создания механизма реализации уже принятых законов.

Таким образом, правовую основу органов дознания составляет система законов и подзаконных нормативных актов, определяющих организацию, порядок и тактику проведения органами дознания процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение задач уголовного судопроизводства.


 



2020-02-04 5144 Обсуждений (0)
Нормативно-правовая основа деятельности дознания 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Нормативно-правовая основа деятельности дознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)