Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые основы лизинговых отношений



2020-02-03 155 Обсуждений (0)
Правовые основы лизинговых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Регулирование лизинговых операций в России осуществляется комплексом законодательных актов (Гражданский кодекс) и нормативных документов (постановления Правительства России и нормативные акты федеральных органов власти). Отдельные виды лизинговых операций (например, международные) осуществляются с соблюдением норм таможенного и валютного законодательства. Лизинговая деятельность, как любая предпринимательская деятельность, осуществляется в рамках норм российского законодательства, регулирующего бухгалтерский учёт и налогообложение. Законодательная база, регулирующая лизинговые операции, развивается одновременно с созданием российского правового поля в целом.

До 1996 года в соответствии с российским гражданским правом лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок «хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему» (ст. 4 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, ст. 8 Гражданского кодекса РСФСР 1994 года).Наличие в финансовой аренде элементов договора купли-продажи и имущественного найма  делало возможным применение по аналогии (ст. 10 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, ст. 6 Гражданского кодекса РФ) норм, регулирующих упомянутые виды договоров.Формирование гражданско-правового института лизинга в России продолжается и по сей день. Первым актом правового регулирования лизинговых отношений стал Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”, носивший во многом порученческий характер. Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. Например, допускалось, что предметом договора о лизинге могут быть имущественные права. В Указе Президент предписывал Правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения по подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации.29 июня 1995 года Правительство приняло постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, утвердившее “Временное положение о лизинге” (далее «Временное положение о лизинге»). Этот нормативный акт положил начало конкретному регулированию лизинговых отношений, поскольку ранее участники лизинговых сделок могли руководствоваться только общими нормами, регулирующими отношения аренды.Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года. Лизинговые сделки описаны в параграфе 6 главы 34 («Аренда») Гражданского кодекса РФ. Этот параграф носит название «Финансовая аренда (лизинг)». Он состоит из шести статей, в которых даны определение договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственности продавца.8 февраля 1998 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” (далее Конвенция). Данная конвенция разрабатывалась с 1974 года Международным институтом по унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА). Окончательно ее согласовали в 1988 году на конференции в Оттаве представители 55 государств.Основная цель Конвенции – унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок финансового международного лизинга. Предметом регулирования Конвенции являются те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь находятся в разных странах и срок лизинга оборудования приближается к сроку его амортизации. В Конвенции, в частности, зафиксированы такие важные положения, как самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному договору аренды. В ней предусмотрено освобождение лизингодателя – собственника оборудования от ответственности за ущерб   или убытки, причиненные этим оборудованием лизингополучателю или третьим лицам.Конвенция создала только общие контуры регулирования международных лизинговых сделок, которые могут дополняться участниками в зависимости от конкретных условий. Участники вправе вообще не применять Конвенцию в целом, а также отступать от тех или иных ее положений, кроме специально оговоренных. Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что “вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства”.

Правовое регулирование лизинговых сделок в настоящее время регламентировано двумя основными документами: Гражданским кодексом РФ и Федеральным Законом РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (с изменениями от 29.01.2002 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге"»).

Гражданским кодексом установлен приоритет действующего законодательства о лизинге над общими нормами об аренде. Понятие лизинга (финансовой аренды) определено в ст. 665 ГК РФ. Лизинг рассматривается как сделка, при которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить такое имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Это определение по смысловому значению совпадает с определением лизинга, содержащимся в Законе «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которому лизинг — это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Большинство специалистов считают, что по своей сути лизинг схож с кредитными отношениями, поскольку и те и другие базируются на принципах срочности, платности и возвратности. Лизинг часто определяется как форма долгосрочного кредита в виде функционирующего капитала. В настоящее время лизинг часто используется как специфическая форма финансирования на приобретение стандартного или уникального оборудования для различных отраслей народного хозяйства, альтернативная банковскому кредиту.

С 2002 г. изменился порядок правового регулирования лизинговых сделок, что обусловлено изменениями, внесенными в Закон «О лизинге». Основные преобразования были обусловлены существующим несоответствием и несогласованностью многих положений действующих нормативно-правовых актов. В новой редакции Закона расширены источники средств, привлекаемых для лизинговой деятельности, в частности лизинговые компании, получили возможность использовать средства не только юридических, но и физических лиц.

По сравнению с предыдущей редакцией Закона нынешняя редакция выделяет лишь два вида лизинга: внутренний и международный. Очевидно, что предусмотренные ранее виды лизинга по-прежнему могут использоваться сторонами как не противоречащие Закону.

Закон предоставляет возможность предусматривать в договоре, на чьем балансе будет числиться имущество: лизингодателя или лизингополучателя. В предыдущей редакции документа при использовании, например, оперативного лизинга имущество учитывалось на балансе лизингодателя.

Из текста Закона исключен перечень дополнительных услуг, предоставляемых лизингодателем. Вместо этого дается их общее определение, в соответствии, с которым дополнительными услугами (работами) являются услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.

Лизинговые платежи теперь рассматриваются как общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, состоящая из возмещения затрат лизингодателя и его дохода. В соответствии со ст. 28 Закона лизинговые платежи отнесены к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Законом изменены обязанности сторон по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту предмета лизинга. Если иное не предусмотрено договором, то эта обязанность возлагается на лизингополучателя. В новой редакции Закона усилена ответственность продавца по договору лизинга. Вне зависимости от вида лизинговой сделки лизингополучатель имеет право предъявить к нему любое требование по качеству, комплектности поставленного имущества.

Лизингодателю, предоставлено право, изъять предмет лизинга из владения и пользования лизингополучателя в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором лизинга.

Однако успешному развитию лизинга в России препятствует ряд обстоятельств, основным из которых является несовершенство правовой базы. В частности, проблема касается двойного налогообложения лизинговых сделок.Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки с учетом постоянного мониторинга за действующей системой нормативных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.


2020-02-03 155 Обсуждений (0)
Правовые основы лизинговых отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые основы лизинговых отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)