Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии



2020-02-04 726 Обсуждений (0)
Понятие прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

Прокрастинация студентов первого курса

по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование,

профиль Специальная психология и педагогика

 

 

Выполнила: студентка 23 группы

очной формы обучения

Ягодина Анастасия Вячеславовна

Научный руководитель:

к. пс. н., доцент Зарипова Татьяна Васильевна,

 

Омск, 2014


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ прокрастинации студентов 1 курса

1.1 Понятие прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии

1.2 Студенческий возраст

Выводы по 1 главе

Глава 2. Эмпирическое исследование прокрастинации студентов 1 курса

2.1 Организация и методы исследования

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

 

Большинство людей, хотя бы раз в жизни, сталкивались с ситуацией, когда не хочется начинать важное дело. Кто-то просто откладывает его на потом, кто-то смотрит телевизор или занимается другими бесполезными делами. Для этого существует специальный термин - "прокрастинация"

Прокрастинация (лат. "pro" - "вместо" и "crastinus" - "завтрашний") - тенденция откладывать выполнение необходимых дел "на потом". Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия.

Подготовка к экзамену в ночь перед сдачей, откладывание на потом важных решений, поездок, телефонных звонков - все это проявления прокрастинации.

Проблема прокрастинации актуальна, так как в той или иной мере, это состояние знакомо большинству людей и до определённого уровня считается нормальным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9>. Но прокрастинация становится проблемой, когда превращается в "нормальное" рабочее состояние, в котором человек проводит бо́льшую часть времени. Такой человек откладывает всё важное "на потом", а когда оказывается, что все сроки уже прошли, либо просто отказывается от запланированного, либо пытается сделать всё отложенное "рывком", за нереально короткий промежуток времени. В результате дела не выполняются или выполняются некачественно, с опозданием и не в полном объёме, что приводит к соответствующим отрицательным эффектам в виде неприятностей по учебе, упущенных возможностей и тому подобное.

Прокрастинация является частью жизни половины современного общества. К примеру, популярность общения в социальных сетях - прямое следствие этой вредной привычки. Она провоцирует тревогу, которая возникает из-за невыполнения обязательств и усиливается со временем, например, с приближением срока сдачи работы. Прокрастинация может вызывать стресс <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81>, чувство вины <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%B0>, потерю продуктивности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств.

За рубежом проводятся многочисленные исследования прокрастинации, при этом, несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране отсутствуют исследования такого рода.

Предварительные исследования, проведенные на факультете психологии ОмГУ в 2005-2007 гг. показали, что распространенные на западе методики в целом могут быть использованы для выявления прокрастинации, однако, требуют модификации и адаптации с учетом российский условий.

Прокрастинация - серьезная психологическая проблема, ее изучение является важным, так как, откладывая дела на потом, мы снижаем качество и количество сделанного. Нам приходится делать все в последний момент, и неизвестно, что может из этого получиться. Портится настроение, возникает стресс, который плохо влияет на здоровье.

Цель исследования: изучить прокрастинацию студентов первого курса.

Объект исследования: прокрастинация.

Предмет исследования: прокрастинация студентов первого курса.

Гипотеза: У студентов первого курса преобладает высокий уровень прокрастинации.

Задачи:

1. На основе теоретической литературы изучить понятие прокрастинации.

. Провести эмпирическое исследование по выявлению прокрастинации у студентов.

. Разработать методические рекомендации студентам на преодоление прокрастинации.


Глава 1. Теоретический анализ прокрастинации студентов 1 курса

 

Понятие прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии

 

Термин "прокрастинация" является относительно новым для отечественной психологии. Громоздкая калька с английского "procrastination" пока что звучит непривычно, однако феноменология, обозначаемая этим словом, знакома каждому.

Прокрастинация - это откладывание выполнения своевременных, уместных действий на более поздний срок, приводящее к ухудшению качества работы и отрицательным эмоциональным реакциям.

Прокрастинация представляет собой комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанный с мотивационной сферой личности. Он проявляется, прежде всего, в поведении: в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения.

Прокрастинация проявляется в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на бытовые мелочи или развлечения.

В России проблематикой почти никто не занимается, но есть отдельные энтузиасты: Наталья Карловская и Яна Варваричева.

Первые научно-психологические исследования прокрастинации относятся к 1977 г. Вскоре выделяется отдельное направление, посвященное изучению откладывания выполнения учебных заданий, - академической прокрастинации.

Академическая прокрастинация предполагает задержку выполнения учебных задач (например, курсовых работ) и связана с несформированностью учебных навыков, неорганизованностью, забывчивостью и общей поведенческой ригидностью. Следствием такого поведения в большинстве случаев становится снижение успеваемости и результативности обучения.

В научный оборот термин "прокрастинация" ввел в 1977 году П. Рингенбах в книге "Прокрастинация в жизни человека". В этом же году была опубликована книга А. Эллиса и В. Кнауса (Ellis, Knaus, 1977)"Преодоление прокрастинации", в основу которой легли клинические наблюдения. Затем появилась научно-популярная книга Дж. Бурка и Л. Юэн (Burka, Yuen, 1983)"Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться". И опять в основу этой книги легла обширная консультативная практика ее авторов. Наконец, в середине 1980-х годов начал осуществляться научно-академический анализ феномена прокрастинации (Solomon, 1984; Lay, 1986; Rothblum, Solomon, 1986). Были разработаны опросники для изучения прокрастинации (Aitken, 1982; Lay, 1986; McCown et al., 1987; Tuckman, 1991).

В конце XX - начале XXI века эта проблема привлекла внимание и российских психологов (Шухова Н., 1996; Михайлова Е.Л., 2007; Варваричева Я.И., 2008, 2010).

Ряд ученых во главе с П. Стиллом (Steell, 2006) отмечают, что "синдром завтра" существовал в истории человечества всегда, что доказывают документы древности. Просто ученые не уделяли ему внимание.

Милграм с соавторами (Milgram et al., 1993) первоначально выделили пять видов прокрастинации:

) ежедневная (бытовая), т.е. откладывание домашних дел, которые должны выполняться регулярно;

) прокрастинация в принятии решений (в том числе незначительных);

) невротическая, т.е. откладывание жизненно важных решений, таких как выбор профессии или создание семьи;

) компульсивная, при которой у человека сочетаются два вида прокрастинации - поведенческая и в принятии решений;

) академическая, т.е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т.д.

Позже Милграм и Тенне (Milgram, Tenne, 2000) объединили эти виды в два: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.

На момент 2014 года, основным изданием, освещающим проблему, является журнал "Procrastination And Task Avoiding" ("Прокрастинация и избегание задач").

Неоспоримая актуальность проблемы, возрастающая в условиях современного общества, предъявляющего серьезные требования к самостоятельности и ответственности личности, инициировала активное изучение прокрастинации за рубежом (первые научные работы появились в США в 70-х годах 20 века). При этом, несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране отсутствуют исследования такого рода. Российские ученые обращались к разработке сходных понятий: лень, отсутствие силы воли, неразвитость организационных навыков. Однако как психологическое явление прокрастинация не сводится к вышеназванным конструктам.

Отсутствие исследований обусловлено и неразработанностью психодиагностического инструментария, направленного на оценку выраженности прокрастинации и различных ее параметров. Предварительные исследования, проведенные на факультете психологии ОмГУ в 2005-2007 гг. показали, что распространенные на западе методики Шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale, Lay C. H.) и Шкала прокрастинации (Procrastination Scale, Steel P.) в целом могут быть использованы для выявления прокрастинации, однако, требуют модификации и адаптации с учетом российских условий.


Студенческий возраст

Юность - период жизни после отрочества до взрослости. Юношескому возрасту соответствует период от 15 - 16 до 21 - 25 лет. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность, поэтому этот период связывают со студенчеством.

Студенчество - отдельная возрастная категория, которая включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию юношеского возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство от взрослости. "Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии". Следовательно, в отличие от всех ранних концепций, где юность традиционно оставалась в пределах детских возрастов, она впервые была названа Л.С. Выготским "началом зрелой жизни". В дальнейшем эта традиция была продолжена отечественными учеными.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой "переходную фазу от созревания к зрелости" и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Рассматривая студенчество как "особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования", И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общего психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.). Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы, умения владеть собой.

Само поступление в ВУЗ создает у молодого человека ощущение веры в собственные возможности и определяет его дальнейшую жизнь. Однако дальнейшая учеба в ВУЗе раскрывает и изменения в настроении молодых людей: эйфория первых месяцев учебы сменяется скептическим отношением к преподаванию, системе оценивания и др.

Однако необходимо констатировать и тот факт, что способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере.

Успешность учебной деятельности молодого человека определяется освоением новых для него особенностей учебы в ВУЗе. В процессе учебы складывается студенческий коллектив, вырабатываются навыки и умения организационной работы, формируется система работы по выработке профессионально значимых качеств личности.

Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Выводы по 1 главе

 

Прокрастинация - это феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанный с мотивационной сферой личности. Академическая прокрастинация является одной из главных проблем студенческого возраста. Она предполагает задержку выполнения учебных задач и связана с несформированностью учебных навыков, неорганизованностью, забывчивостью и общей поведенческой ригидностью. Второй период юности (студенчество) совпадает с обучением в вузе. Подготовка к экзамену в ночь перед сдачей, откладывание на потом важных решений, сдача курсовой работы в последний момент - все это свойственно студенческому возрасту, так как способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения развита у молодых людей не в полной мере. Следствием такого поведения в большинстве случаев становится снижение успеваемости и результативности обучения. Учеба в вузе раскрывает изменения в настроении молодых людей: эйфория первых месяцев учебы сменяется скептическим отношением к преподаванию, системе оценивания и др.

В процессе учебы у студентов вырабатываются навыки и умения организационной работы, формируется система работы по выработке профессионально значимых качеств личности. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику юноши и развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит формирование учебных навыков и способность к произвольности и сознательной регуляции своего поведения.

прокрастинация студент первый курс




2020-02-04 726 Обсуждений (0)
Понятие прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие прокрастинации в отечественной и зарубежной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)