VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки».
Путешествие как литературный жанр Зинаида Блинова Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре. Цель: 1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра. 2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях. 3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии. План-конспект I. Чтение эпиграфа. Есть два разряда путешествий: Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. А.Т. Твардовский II. Определение жанра. Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика). III. История жанра. 1. Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием. Миф (фольклор) – тотем (герой) – странствие (испытание). 2. Исторические вехи развития – два плана. а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям): – Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в Китай. – Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях. – Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи. б) Внутренний план. При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения. – Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». – Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи. – Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя. 3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. – Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие. – В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева. IV. Многообразие жанровых форм. 1. Собственно путешествие (путевой дневник). – Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос). 2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие. – Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». 3. Роман. – М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». 4. Основная часть произведения. – «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин». 5. Очерк. – Пушкин. «Путешествие в Арзрум». 6. Свободное повествование. Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя. Свобода жанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и читателей. V. Основные элементы путешествия. Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени? – Маршрут, транспортные средства, дороги; – пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов; – люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди; – сценки; – вкусовые ощущения. Как организовать эти элементы? – Как требует замысел автора в произведении. Каков общий закон использования их? – Внешние впечатления – чувство, оценка увиденного – общечеловеческий (публицистический) вывод. Следовательно, литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам. VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в Арзрум», анализ его с целью выявления элементов путешествия. Из 1-й главы: от слов “Из Москвы поехал я...” до “...потому что неестественна”. Маршрут – поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “...вершины Кавказской цепи” Состояние дорог – пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж. Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не оставляя по себе следов...” Пейзаж – встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события. Обобщающая беседа. Какова цель Пушкина в этом очерке? – Возможно более точно описать увиденное. Имеет ли очерк публицистическую направленность и в чём она? – Да, имеет. Автор при описании любого момента, будь это внешность Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или убитый Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своё непосредственное впечатление. VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки». 1. Писатель совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году. 2. День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский. Пейзаж – воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе – исторический экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска – рассказ о Липецкой битве. 3. Комментарий к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (790)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |