VIII. Обобщение по занятию.
Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия? – Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы; – возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств. Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии. Литература по теме 1) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. 2) Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997. 3) Развивайте дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разных жанров. Пособие для учащихся. М., 1977. Урок развития речи в 9-м классе Тема. Анализ темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание материала к сочинению. Цель. Сделать попытку практического применения знаний о путешествии как литературном жанре. ПЛАН I. Повторение. 1) К какой группе жанров относится жанр путешествия? – К разновидности художественно-публицистических жанров. 2) Назовите элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведении использовать все эти элементы? 3) Почему художник слова прибегает к этому жанру? – По разным причинам. Вероятнее всего, для выражения своей позиции в более яркой и привлекательной для читателя форме. II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве». А. Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами. Первый тезис Путешествие по грибоедовской Москве – это странствие в её историю. 1) Московская топонимика и маршруты перемещений героев. Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова. Кузнецкий мост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю. 2) Картины быта и нравов. Наряды, моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее. 3) Разгадки прототипов. Московские тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица, формирующие общественное мнение, и его распространители. Второй тезис Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим путеводителем. 1) Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти. 2) “Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры. Загорецкий и его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев. 3) Сплетня как зеркало убеждений московских бар. Распоряжения Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их, поведение и речи сплетничающих, результат сплетни. Третий тезис Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума». 1) Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого. 2) “Визитные карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, Софьей Фамусовой, другими героями. Кузьма Петрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света. 3) Зарисовки быта и нравов Москвы. История сватовства Чацкого и оценки его как жениха. Б. Определение вступительной и заключительной частей. Заключения К первому тезису: Большая познавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым. Ко второму тезису: Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы. К третьему тезису: Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века. Вступления К первому тезису: Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века. Ко второму тезису: Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». К третьему тезису: Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума». III. Оформление планов к сочинениям. Первый вариант 1. Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века. 2. Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю: – московская топонимика и маршруты экскурсий; – яркие картины быта и нравов барской Москвы; – интригующие загадки прототипов. 3. Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым. Второй вариант 1. Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 2. Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице: – условия сватовства в барской Москве; – московские лица на балах и развлечениях; – сплетня как зеркало нравов московских бар. 3. Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы. Третий вариант 1. Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума». 2. Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе от ума»: – московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга; – “визитные карточки” московских знаменитостей; – зарисовки быта и нравов города Москвы. 3. Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века. IV. Словарная работа. Отбор лексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание переходов от части к части. Домашнее задание. Написать сочинение по любому варианту плана. Литература 1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967. 2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М., 1982. Примечания На уроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в известность, может зачитать свои предложения по их проработке. Особого внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова, наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия, действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше синонимов. Урок развития речи в 10-м классе Тема. Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор материала. Цель. Закрепить знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писать сочинения такого типа. ПЛАН I. Повторение. 1. Какие виды путешествий вы можете назвать? – Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве; – книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем. 2. Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при описании путешествия. 3. К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему? – К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных произведениях.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |