II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И. Чичиковым».
А. Определение объёма темы. Тему следует раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его разговоры-расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных, кулинарных и так далее. Всё это и станет компонентами его путешествия. В него не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам. Б. Определение содержания темы. Почему Н.В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы «Мёртвые души»? – Именно путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой – обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёв в соответствии со своим замыслом. Тезис Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России). Аргументы. 1. Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах. 2. Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN. 3. Разнообразные интерьеры гостиных. 4. Объекты наблюдений героя из окна его кареты. 5. “Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии. 6. Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя. Вывод. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым. В. Вступление. а) Замысел Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души». б) Особенность поэмы Гоголя. Г. Составление и запись плана сочинения. 1. Жанровая особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 2. Путешествие с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни николаевской России: а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах; б) редкостные достопримечательности города NN; в) разнообразные интерьеры гостиных; г) объекты наблюдения героя из его кареты; д) “говорящие” меню в распоряжении гостя губернии; е) достойные деловые партнёры ловкого приобретателя. 3. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым. III. Собирание материала к сочинению. Отбор цитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка текста по любому из аргументов. Домашнее задание. Написать сочинение. Урок развития речи в 10-м классе Тема. Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями». Цель. Обобщить знания учащихся о литературном путешествии как жанре, проконтролировать их умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения. ПЛАН I. Повторение. 1. Что означает путешествие как литературный жанр? – Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большей художественной, читательской привлекательности произведения. 2. Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора? – Нет, конечно. Автор отбирает только наиболее яркие с его точки зрения элементы, которые помогут лучше выразить его замысел. II. Вопросы для беседы. 1) Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует. – «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями». Тема требует: а) показать поиск; б) как шёл этот поиск; в) где и среди кого искали счастливого; г) как оценивали “счастье” претендентов; д) как они (претенденты) сами понимали счастье. – Тема называет жанр сочинения – это путешествие, значит, потребуется отобрать его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова. – Тема напоминает нам, что ходили именно мужики-правдоискатели и искали счастливого со своих позиций, следовательно, весь материал поэмы надо будет рассматривать их глазами. – Тема указывает, что и поиск, и хождение мужиков организовал автор – Некрасов, значит, следует выявить его позицию. 2) Какой вывод из анализа формулировки темы нужен? – В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании с другими понятиями. 3) Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать? – Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис. 4) Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке? – Зачем Некрасов “организует” поиск счастливого мужиками-правдоискателями? – Как читатели относятся к такому поиску-хождению? – Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова? 5) Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение? – Например, второй. 6) Попробуем ответить на него. – Читателям интересно читать об этом поиске-хождении; – нам нравится...; – описание этого хождения производит на нас сильное (яркое, незабываемое, необычное, странное) впечатление, потому что автору удалось как бы провести и нас по Руси. 7) Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и согласовать их с остальными словами темы. Возможен такой вариант первого тезиса: – яркие впечатления читателей от совместного хождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых годов XIX века. 8) А как ответили бы вы на первый вопрос? – Некрасову так удобнее, легче показать широко жизнь России после реформы. – Поэт может без усилий и натяжек “организовать” встречу пешеходов с людьми всех социальных слоёв России и познакомиться с распространённым мнением о счастье. 9) Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то? – Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла. 10) Сформулируем же из ответов на первый вопрос второй тезис. – Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и решить проблему счастья. 11) Итак, два тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тот же материал, мы будем рассматривать его с разных позиций. По отношению к первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показать яркие впечатления от... Ко второму: наша задача – показать авторское воплощение его замыслов. 12) Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие? – Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее. 13) Подберём аргументы к первому тезису. 1. Образная точная топонимика “счастливых местечек” России. 2. Природно-погодный календарь хождения. 3. Живописные достопримечательности русских селений. 4. Незабываемые встречи со “счастливыми”: а) общее народное “счастье” на “ярмонке”; б) исповедь счастливой “губернаторши”; в) жалобы помещика на утрату счастья. 5. Авторские размышления о счастье после увиденного и услышанного. 14) Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса? – Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки. 1. Отражение жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России. 2. Наблюдение природно-погодных условий глазами крестьян-путников. 3. Изображение условий жизни народа через обрисовку достопримечательностей селений. 4. Организация встреч путешественников с очень широким кругом жителей России: а) сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”; б) знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь; в) выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд; г) наблюдение за деревней Вахлаки. 5. Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении). Вывод. Следовательно, получится два разных текста. 15) Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части. Заключения К первому тезису: Художественный талант Некрасова. Ко второму тезису: Мнение Некрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье. Вступления К первому тезису: Пристальное внимание Некрасова к форме своей поэмы. Ко второму тезису: Авторский замысел в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |