Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования



2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания можно опираясь на некоторые критерии.

Критерии (от греч. kriterior) – мерило для оценки чего-либо, средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения – такое определение понятия «критерии» находим в философском словаре.

В энциклопедическом словаре под критериями понимаются «…признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка какого-либо явления».

Признак в толковом словаре И.С. Ожегова рассматривается как «…показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь». За основу мы взяли патриотизм.

В большой советской энциклопедии А.М. Прохоров пишет: «Критерии (от греч. средство для суждения), признаки, на основании которых определяется оценка».

Итак, критерии – это средства проверки чего-либо, признак, на основании которого производится оценка.

Исходя из этого можно выделить следующие критерии сформированности толерантности:

·эмоционально-чувственный (выражение сопереживания к родному народу, к людям разных национальностей, уважение к культурному наследию различных стран,);

·когнитивный (наличие представления о людях, живущих на нашей планете, их культурном наследии, проявление любознательности);

·практический (способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий. Выделение этих уровней дает возможность примерно увидеть уровень сформированности толерантности, что помогает определить направление, в котором следует вести работу по формированию толерантности, а также выявить динамику роста уровня развития толерантности.

Высокий уровень.

Ученики с высоким уровнем сформированности толерантности очень активны и любознательны. Они хорошо знают историю, культурное наследие, традиции различных народов. С пониманием и уважением относятся к людям других национальностей

Средний.

Ученики имеют представление о культуре, истории традициях различных народов. Относятся к людям других национальностей в зависимости от своего «эмоционального настроя»

Низкий.

Ученики не имеют даже представление культуре, истории традициях различных народов. Они не желают принимать людей другой национальности, а в крайних случаях относятся с пренебрежением

Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов.

Принципы воспитания толерантности:

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании человеком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и человека является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного человека). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

Правила принципа целенаправленности:

· развитие интереса к проблеме толерантности;

· развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности;

· четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

· постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

· ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности, степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности человека, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого человека, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толерантность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности.

· тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

· организация педагогических действий на опережение

· определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

· минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;

· включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания человека. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи , мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в человеке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

· опираться на положительный опыт взаимодействия человека с миром;

· учитывать культурный уровень микросреды человека (класс, семья, друзья);

· отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

· использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении человека с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

· подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

· демонстрация последствий толерантности и интолератности;

· поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

· возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции человека, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение человека, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

· организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в человеке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в человеке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

· выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

· создание ситуации успеха.

Частные

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения человека, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности.

· изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;

· опираться на возможности и уровень социальной среды;

· интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность человека

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

· использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;

· недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

· соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;

· перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом: (см.приложение №1)

· опора на позитивный опыт толерантного взаимодействия;

· создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;

· использование демократического стиля педагогического руководства;

· организация диалога и сотрудничества в коллективе;

· организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

· актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;

· организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

· побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

 



2020-02-03 171 Обсуждений (0)
Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)