Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока: I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков. Существует несколько подходов воспитания толерантности. Рассмотрим несколько из них: Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: · признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; · признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; · опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; · индивидуальный подход Деятельностный: · опора на активность, сознательность и самостоятельность; · ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого человека; · обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; · построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей Этический диалог - то многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой учащийся получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Так, А.И.Шемшурина в «Этических диалогах со старшеклассниками» приводит примеры занятий, где объясняет понятия сочувствие, любовь и т.д. Беседы основываются лишь на разборе изречений мыслителей, которые вскрывали сущность данных понятий в форме аллегории. На наш взгляд, это полезно, но не так продуктивно. Введение сопряжённых нравственных понятий при разборе понятий в "этических диалогах" дало бы большую эффективность. Например, если мы к понятию сочувствие прибавим сопряжённое нравственное понятие, а именно "понимание чужого горя" и сравним их, то можно увидеть эгоистическую основу сочувствия. И это не абсурд. Предположим, что человек Y сочувствует человеку X. Чтобы проявить сочувствие, Y ставит себя на место X и в своём воображении проигрывает то, что случилась с X. В сознании Y возникают схожие эмоции, и он, в зависимости от силы и яркости своего воображения, сможет ощутить те переживания и страдания, что и X. Y становится жаль себя в ситуации, в которую попал X, и он сочувствует ему, но, в действительности, он жалеет себя в образе X. "Понимание чужого горя" способствует лучше и глубже проникнуться чужой болью. Обратим внимание на фрагмент такого диалога: ...-Следовательно получается, что человек родится, чтобы “деять” (творить, делать) доброе в жизни. Деять добро – добродетель. И добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало. Требуются ли для этого усилия самого человека? Почему и в чём? Подвести к мысли, что толерантность, доброе отношение к людям не требует особых усилий, они встречаются постоянно в повседневной жизни. Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения. В соответствии со спецификой возрастных категорий воспитанников этический диалог доводит до разума подростков не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли, закономерность отобранных человечеством норм морали. Одновременно этические занятия способствуют естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей конкретного коллектива, что делает их инструментом опосредованного влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности. Также, предлагаем обратиться к опыту учащихся.. Предлагается выбрать наиболее свойственный вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях: Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: “Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому”. Ставиться вопрос как поступить и анализируются предложения. Углубление учащихся в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя их к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога учащиеся осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну. Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные проблемы. Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения. Предлагается также незаконченный рассказ, (см.Приложение №2) в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. После предлагалось проанализировать способы поведения других и причины такого выбора. О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. Также, предлагается еще несколько методик на выявление уровня сформированности толерантности. (см. Приложение №3)
Выводы по 2 главе
Определить отношение к людям, проявление сочувствия, сопереживания можно опираясь на некоторые критерии: эмоционально-чувственный, когнитивный, практический. От уровня сформированности этих показателей зависит уровень сформированности толерантности. Мы выделили несколько уровней сформированности толерантности: высокий, , средний, низкий. Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов. В этой главе мы рассмотрели несколько принципов формирования толерантности: Общепедагогические: (принцип целенаправленности, учет индивидуальных и половозрастных особенностей, принцип культуросообразности, принципы связи воспитания толерантности с жизнью, принцип уважительного отношения к личности, принцип опоры на положительное в человеке) ., частные (принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности, принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность человека, принцип единства знания и поведения, принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении, принцип диалогичности и сотрудничества, принцип воспитывающей рефлексии).
Заключение
Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем. В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» активно осуществляется в более чем 30 регионах России, где ученые-педагоги и практики участвуют в апробации новых курсов и общественных проектов по ее реализации. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.Базовые характеристики толерантности как социокультурного феномена исследуются в контексте различных областей научного знания и соответственно специфического определения ее содержания в каждой из них. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни раскрываются в философских трудах P.P. Валитовой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А.Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В.Скворцова, В.А. Тишкова, М. Уолцера, В.В. Шалина. Разработкой методических программ формирования у школьников толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Беляева, В.В. Глебкин, И.Ф. Девятова, М.С. Жамкачьян, B.C. Магун, М.М. Ма-гура, Л.А. Наумов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. Воспитание толерантных отношений личности рассматривается сегодня как неотъемлемая часть нравственного воспитания человека, сущностной характеристикой которого, является единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Процесс воспитания толерантных отношений у студентов должен способствовать развитию их эмпатических способностей, коммуникативной установки, способности к адекватному выбору стратегии психологической защиты в общении и строиться с учетом антропологического, аксиологического, личностного и деятельностного подходов. Несмотря на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности подростков в процессе этических диалогов требует дополнительного изучения. Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что этические диалоги сегодня - не данность, а поставленная задача, которую необходимо решать как на уровне учителя (осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формированию межкультурной компетентности и приобретение необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения (координация деятельности по воспитанию толерантности на уровне мегаполиса, региона, страны).
Библиография:
1. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы личности. - М, 1974. 2. Горецкая И.Л. Краткий толковый словарь русского языка. – М.: Рус. язык, 1988. 3. Дубровина И. В., Круглов Б. С., Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интересов учащихся//Ценностные ориентации и интересы школьников. - М, 1983. 4. Емельянова И.Н. Идея духовности: исходные теоретические положения. В кн.: Гуманная педагогика и духовный мир учителя. – Тюмень, 2001. 5. Кадол Ф. В. Нравственное развитие старшеклассников//Открытая школа. 2000. № 1. 6. Кадол Ф. В. Воспитание чести и достоинства//Воспитание школьников. 1998. № 2. 7. Комарова Т. К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности//Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 3. 8. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М, 1984. 9. И. С. Кон. Психология современного подростка. - М, 1987. 10. Круглова Н.В. «Взорванная» толерантность (в сборнике «Религия и нравственность в секулярном мире») М., 2000. С.48. 11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М, 1999. 12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: М.: Просвещение, 1994. – 576 с. 13. Прохоров А.М. Современный энциклопедический словарь. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. -1632 с.: ил. 14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – 608 с. 15. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М,1981. 16. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М, 1971. 17. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 416 с. 18. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с. 19. Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассниками//Воспитание школьников. 1998. №№ 4, 6.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |