Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема.



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок




Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик

Курсовая работа

Тема: Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед.

Выполнила: Лылина Алена Сергеевна

       Группа ПОИ 344/4

Руководитель: Огненная Наталья Анатольевна

 

Златоуст

2009г

 

Содержание.

 

Введение.…………………………………………………………………   3

Глава 1.

1.1. Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………..………...… 8                                                             

      1.2. Этическая беседа как средство формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования………………………..16

Выводы по 1 главе.…………………………………………………………..23          

Глава 2.

     2.1. Критерии и принципы формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования………………………………..…25

     2.2. Реализация педагогических условий по формированию толерантности будущих педагогов профессионального образования……... 34

 

Выводы по 2главе. …………………………………………………………..40

Заключение. ………………………………………………………..……… 41

Библиография. ………………………………………………………..…… 43

Приложение………………………………………………..………………...44

 

 

ВведениеАктуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Процесс глобализации, происходящий в современном мире, способствует расширению культурных границ, созданию «единого культурного поля» и влияет на интенсивность межкультурного общения. Расширение межкультурных связей неизбежно приводит к возникновению все новых социальных, политических, конфессиональных, экономических, образовательных и прочих проблем.

Существующие реалии общественного развития предопределяют необходимость понимания культурных особенностей народов для достижения взаимного признания. Этому способствует разработка соответствующих образовательных стратегий, которые нашли отражение в документах ООН, Совета Европы и ЮНЕСКО и задают направления педагогической рефлексии.

В связи с этим на первый план выходят проблемы воспитания толерантности и установок на межкультурное общение. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» активно осуществляется в более чем 30 регионах России, где ученые-педагоги и практики участвуют в апробации новых курсов и общественных проектов по ее реализации.

В конце XX века в российской педагогической науке получили свое развитие концепции «Воспитание культуры межнационального общения» З.Т. Гасанова, «Многокультурное образование» Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой. Ведутся научные разработки в области мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, A.B. Шафрикова и др.), и педагогики межэтнической толерантности (Ш.М.- X. Арсалиев).
Проблемы воспитания нравственной личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального взаимодействия нашли отражение в работах современных отечественных ученых: А.Ю. Аксеновой, В.Ф. Афанасьева, В.М. Григорьева, А.Э. Измайлова, Э.Ф. Вертяковой, B.C. Кукушина, Н.М. Лебедевой и др. В своих исследованиях они отмечают тот факт, что система воспитания и обучения современного человека будет полноценной в том случае, если она включает в себя изучение родного языка, национальной культуры и народных традиций. Новые реалии современного общества отразились в концепциях воспитания, основанных на принципах гуманистической направленности, культу-росообразности и природосообразности, учете национально-региональных особенностей социокультурной адаптации детей и подростков (В.И. Байден-ко, Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, И.А Зимняя, Б.Т. Лихачев, A.B. Муд-рик, Л.И. Новикова, Н.М. Таланчук, А.И. Шемшурина, М.П. Щетинин, Н.Е. Щуркова и др.).

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалога, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры, основанной на принципах толерантности. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, по утверждению Б.С. Гершунского, является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. Это привело, по мнению В.А. Тишкова, к необходимости создания в отечественной педагогической науке «педагогики толерантности».

В педагогике толерантность (Г.С. Батищев, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, P.P. Валитова, Б.М. Целковников) признается основой ненасилия как универсального принципа в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям. В определении толерантности делается акцент на способности принимать «инаковость» как объективную реальность, данность, не испытывая обиды или превосходства. Толерантность означает готовность искренне и глубоко проникать в мир другого.

Базовые характеристики толерантности как социокультурного феномена исследуются в контексте различных областей научного знания и соответственно специфического определения ее содержания в каждой из них. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни раскрываются в философских трудах P.P. Валитовой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.А.Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В.Скворцова, В.А. Тишкова, М. Уолцера, В.В. Шалина. Разработкой методических программ формирования у школьников толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, В.В. Беляева, В.В. Глебкин, И.Ф. Девятова, М.С. Жамкачьян, B.C. Магун, М.М. Ма-гура, Л.А. Наумов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова.

Несмотря на теоретическую и практическую значимость перечисленных исследований, проблема целенаправленного воспитания толерантности подростков в процессе этических диалогов требует дополнительного изучения. Анализ состояния проблемы в практике обычных российских школ показывает, что межкультурное образование сегодня - не данность, а поставленная задача, которую необходимо решать как на уровне учителя (осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формированию межкультурной компетентности и приобретение необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения (координация деятельности по воспитанию толерантности на уровне мегаполиса, региона, страны).

Проблема: каковы педагогические условия формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед

Цель: обосновать педагогические условия формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед

Объект: формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования.

Предмет: использование этических бесед как средства формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования.

Гипотеза: формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед будет эффективно если :

- организовать самостоятельный поиск материала о взаимоотношениях людей разных стран учащимися,

-  использовать этот материал в этических беседах, с учетом принципов историзма, систематичности.

- анализировать учащимися полученных знаний и опыта

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед

2. Раскрыть содержание понятий: толерантность, терпимость, этическая беседа.

3. Раскрыть особенности формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования с помощью этических бесед

4. Выявить педагогические условия и реальные возможности использования этического диалога в формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования

Методы педагогического исследования: беседа, диалог, анализ, синтез, анкетирование.

 

Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема.

Чтобы узнать сущность проблемы воспитания толерантности у будущих педагогов профессионального образования, рассмотрим само понятие толерантности.

Толера́нтность в социологии (от лат. tolerantia -терпение) -Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность - терпимость .

Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.

В отличие от «терпимости» (терпеть - «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (слово пришло из англ. tolerance) - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе, что-то неприятное; «отношусь толерантно» - сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...».

Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития.

Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза».

В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был – культурным, государственным или этническим.

Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», – афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.

Фактически любое убеждение – религиозное, политическое или культурное – может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой «абсолютной» из всех истин.

Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность, она все же имеет два недостатка. Один из них – склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят», – говорил по этому поводу Г.К.Честертон.

Другой недостаток - необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом; и необходимость защиты сообщества от заговоров и измены – особенно от измены, во главе которой стоят фанатичные и тоталитарные политические движения, стремящиеся к уничтожению свободы и справедливости. Но даже в этой сфере, где в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности. Например, в большинстве современных свободных обществ постоянно ведутся споры о том, в какой степени предпринимательство должно регулироваться государством, чтобы не допустить экономических кризисов и гарантировать минимальный уровень благосостояния и безопасности людей. Споры эти не имеют и не должны иметь окончательного решения, поскольку желательно сохранение как ценности свободы, так и ценности безопасности, пусть в некоторых отношениях эти вещи несовместимы.

Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте – «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях ,а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность – как на «терпимость» и как на «поддержку».

«Толерантность» – один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют. Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования.

В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности. Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности.

Рассмотрение же терпимости на теоретическом уровне также обнаруживает сложность, комплексность, многоаспектность этой проблемы. Безусловно, это понятие требует, прежде всего, философского анализа, так как оно напрямую связано с существованием социума как диалектического единства одного и многого, оно связано с пониманием человека, границ его познания, затрагивает вопрос об истине и формах ее обретения. Тем не менее, исключительно абстрактно-теоретическое рассмотрение этой проблемы чревато превращением толерантности в пустое понятие.

Исторический подход дает возможность обнаружить, что толерантность как проблема возникает в Европе в связи с оформлением христианства в государственную, а позднее и мировую религию. В этой связи плодотворны вопросы о природе нетерпимости христианства, отличия ее характера в период гонений и в период господства, сопоставление дохристианской и постхристианской толерантности.

Но не только история религий даст нам ответы на эти вопросы, необходимость политологических изысканий также очевидна. Какая форма власти предполагает, допускает или полностью исключает толерантность как социальную реальность, гарантируют ли демократия и либерализм терпимость в обществе, не является ли демократия - диктатурой большинства, что такое подлинно демократическая культура, обеспечивает ли равенство политических прав и свобод в обществе с выраженным экономическим неравенством режим терпимости - эти вопросы находятся в компетенции политологии.

Необходимо также вспомнить, что терпимость есть прежде всего свойство морального субъекта, которое характеризуется отношением к инаковости другого, к определенным допускам отличия от нас самих. Этика толерантности предполагает стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами диалога, убеждения, разъяснения.

Этические нормы толерантного общения, безусловно, определяются и чисто психологическими ресурсами личности быть терпимым. Этот личный ресурс различен и определяется характерологическим портретом человека, его психофизическими свойствами, условиями воспитания, уровнем интеллектуальной развитости и, материального благополучия. Известно высказывание У. Эко: «Самое страшное — это нетерпимость людей бедных».

Наиболее высокий уровень обобщение и видения данной проблемы дает культурологический подход, суммирующий в общий портрет культуры основные принципы ее оформления и действия. Так деление культур на сенситивный, идеационный и идеальный типы П.А. Сорокиным сразу же позволяет определить которая из них допускает толерантность и в какой степени, а также выявить хронологические рамки исторической манифестации терпимости и опровергнуть устоявшееся мнение о том, что толерантность как некая реальность принадлежит лишь Новому времени.

Культура обладает огромными ресурсами по воспитанию толерантности в обществе, такими школами терпимости являются прежде всего искусство, философия, образование как таковое, развитая практика социальной критики. Искусство как особая коммуникации в обществе дает уникальную возможность путем переживания приобщиться к чужому опыту: другого человека, социальной группы, культуры. Философия служит специфической школой критического мышления, а также способом выявления предпосылок собственных рассуждений и рассуждений оппонента, а также искусством ведения спора и достижения согласия методом убеждения. Образование как расширение кругозора субъекта познания вводит человека в мир культуры как мир принципиально плюралистичный, сложный, избыточный, противоречивый. Закрепление традиций социальной критики, возможности высказаться и быть услышанным , а не наказанным, создает напряженную, но плодотворную обстановку в социуме, динамизирующую его развитие, а не разрушение.

 

 



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования как психолого-педагогическая проблема.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)