Тема: Неизбежность победы добра.
О фильме "Царевич Проша". Авт.сц. М.Вольпин, pea. Н.Кошеверова, комп. М.Вайнберг. Текст песен М.Вольпина. В ролях: С.Мартынов, В.Золотухин, Г.Вицин и др. Ленфильм, 1974.
Основная задача обсуждения: доказать различия в киносказке и в русской народной сказке. Вступительная беседа перед просмотром фильма: Сказочный мир режиссера Надежды Кошеверовои. Задача: подготовить учащихся к пониманию своеобразия творческой манеры Н.Кошеверовой (разумеется, не теоретически, а идя от конкретных наблюдений); активизировать в их памяти впечатления от просмотренных фильмов-сказок; подвести к мысли, что сказку на экране можно показывать по-разному. Вопросы для беседы. Основное направление беседы (материал для слова учителя). 1. Какие фильмы-сказки вы видели? 2. В чем отличие сказки-мультипликации от сказки, в которой героев изображают актеры? Где проще показать всякие сказочные чудеса - в рисованном фильме ила игровом? А сказочных героев? 3. Какие фильмы поставлены по знакомым русским сказкам? -"Василиса Прекрасная, "Конек-горбунок", "Кащей Бессмертный", "Морозко" и др. 11 Это фильмы режиссера-сказочника Александра Роу. В его фильмах действуют знакомые вам сказочные герои: царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, три брата и младший из них - самый добрый, умный храбрый, которого обычно зовут Иванушка-дурачок... Видели вы фильмы, поставленные по сказкам Пушкина. Например, «Сказку о царе Салтане» (это уже знакомая вам сказка). А бывают на экране и другие сказки - как будто бы и незнаемые, и знакомые. Незнакомые потому, что о таких именно событиях и сказочных героях вы не читали и не слышали, не знаете, что произойдет в сказке дальше. Знакомые потому, что поступают все герои по законам сказки: добрые и храбрые - защищают слабых, борются со злом, ищут свое счастье, а злые - хитрят, обманывают, пытаются погубить добрых героев. А еще есть в этих сказках знакомые сказочные предметы: шапка-невидимка, волшебный горшочек и др. Вот такие новые и старые одновременно сказки любит рассказывать режиссер Надежда Кошеверова. Только в своем первом фильме она рассказала знакомую вам сказку - "Золушка" (это было более тридцати лет назад). Вам знакомы фильмы Кошеверовой "Старая, старая сказка" (1968), "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1976). Таких сказок раньше вы не знали? Сегодня мы будем смотреть фильм-сказку "Царевич Проша". для обсуждения фильма очень важно, чтобы уже во время просмотра вы сосредоточили свое внимание на некоторых особенностях этого фильма-сказки. Вопросы для обсуждения: 1. Кто из героев фильма больше похож на обычного знакомого вам героя русской сказки - царевич Проша или Лутоня? 2. Как зовут других героев сказки? Подумай, почему авторы дали им такие имена? - 12 - 3. В каких дворцах и домах происходит действие? Похожи ли они на настоящие? В фильме особенно выделяются "присказка" - чем отличаются декорации этой части фильма? 4, Какие знакомые волшебные предметы есть в этой сказке? Организация обсуждения просмотренного фильма: Задача: возбудить активность участия школьников в обсуждении фильма, направлять ход разговора, конкретизируя поставленные вопросы, выявляя неоднозначность их решения, не навязывая своего суждения. Конкретизация вопросов. Комментарии к ним: I. Кто больше похож на героя русской сказки? Царевич Проша? - Главный герой. Он ищет и находит свою судьбу, его поиски движут все действие сказки. Какой он? Честный ("нечеловеческая храбрость" - говорит о нем Лутоня) - примеров очень много. Храбрый и сильный: "раскидывает" разбойников, бьется с Дердидасом. Проявляет ли находчивость? - Примеры привести трудно. Любит ли шутить, весел ли? Кому помог бескорыстно (освобождение царевны - это нечто другое)? Лутоня? - Случайный встречный, ставший другом и помощником Проши. Образ дан в развитии: веселый мелкий жулик (спрятавший от предполагаемого хозяина найденную шапку); человек, помогающий Проше, достающий коня и деньги, не задумываясь над нечестностью поступков ч слегка удивляющийся тому, что все отдал, а сам -опять без копейки; отказывают 1ся от коня и денег (швыряет разбойникам); честность Проши, непреклонность его убеждений потрясла Лутоню, происходит переосмысление нравственных ценностей - это определяет дальнейшие поступки Лутони. Помогать надо не награбленными разбойниками деньгами, а непосредственным участием, надо разделить трудный путь Проши. - 13 – Проша честен "изначально" - для него другой тип поведения, отношения к людям просто невозможен. Лутоня приходит (в фильме это показано убедительно, психологически мотивировано) к пониманию важного нравственного принципа и расширяет его: он не просто становится честным, но бескорыстно и самоотверженно помогает Проше, потому что поверил в честность, доброту и дружбу - то, что мы можем назвать словом идеал, а сам Лутоня говорит, что "поверил в звезды". Сила его веры, его "прозрения" подчеркнута глубиной отчаяния, которое охватывает Лутоню, когда ему кажется, что Проша нарушил законы дружбы и чести (поведение Дердадаса в облике Проши). Он готов отказаться не только от Проши, но и от обретенной им веры. Обман Дердадаса раскрыт и Лутоня счастлив: дружба я честность - главный закон человеческой жизни, они сильнее зла и обмана. Эта линия сопоставления двух героев особенно сложна, поэтому помощь учителя будет максимальной. Другие черты Лутони определить проще. Блестящая актерская работа Валерия Золотухина найдет самый непосредственный отклик. Лутоня весел и никогда не впадает в отчаяние от житейских неудач. Он смел а находчив ("лечение" атамана, "оправдание" перед бабами на базаре: заставляет плясать "под свою дудку" всех, подводит случайная комическая деталь - он называет лепешки горелыми и этого баба перенести не может). И музыка, и текст песен, и манера исполнения глубоко народны (М.Вайнберг - известный композитор кино, его музыка представляет в фильме самостоятельную художественную ценность). Лутоня добр и бескорыстен. Всегда искренен (даже в своей хитрости - в эпизоде с атаманом) и немного наивен (целует экономку волшебника, узнав от нее, что это Дердидас принял облик Проши). Каков же вывод? Традиционный герой русской сказки в фильме - 14 - Кошеверовой как бы "раздваивается: Проша (С.Мартынову трудно оживить эту "голубую роль") ведет романтическую линию сказки - его выгоняют из дома, он ищет и находит свою суженую; Лутоня -воплощение многогранного, психологически достоверного характера героя русской сказки - ведет линию бытовую, событийную. Лутоня ближе к героям русских сказок. Дополнительные вопросы-доказательства: мог ли герой сказки отказаться от шапки-невидимки? Благодаря чему (или кому Проша дважды спасен от смерти: отведен нож убийцы, остановлена казнь "водяная"?. 2. В чем смысл "говорящих"сцен сказки? Царь Ермолай Великий: комическое несоответствие имени в эпитета. Король Каторз девятый - безликость короля: такой, как все, "который девятый по счету". Герцог Дердидас - иноземный, нерусский (перечисление немецких артиклей). Волшебник Moнo - "заземление", странность волшебника-чудака, изобретателя "таблеток", превращающих человека в зверя иди "петушиный крик". Семейство Ох - "букет" междометий, обозначающих боль, удивление, укоризну: папа Ох, мама Ах, дети Ай, Ай-яй, Ай яй-яй иАй-ляй-яйпяй. (Интересное наблюдение: как ведут себя, какие восклицания произносят члены этой семьи, наблюдая, как царевич-Проша ест кашу из перца, соли и тому подобных продуктов). 3. Декорации в фильме. Дж фильмов Кошеверовой характерна нескрываемая театральность (как в кукольном театре) декораций, в которых происходит действие. Это не противоречит, а как бы подчеркивает достоверность характеров. В фильме "Царевич Проша" "присказка" от сказки отделяется резким изменением изобразительных средств, создающих обстановку действия. В оформлении "присказки" есть элементы - 15 – рисованного фильма и кукольного: подчеркнута "невсамеделиш-ность" декораций (замок, тюремная башня) а деталей (самовар, корона Ермолая Великого), эпизоды разделяются отворением расписных игрушечных деревянных ворот. Новая художественная стилистика возникает, когда Которз-девятый изгоняет царевича Прошу: царевич идет по естественному лесу (звуковой ряд: "это присказка, начинается сказка"). Действие сказка происходит либо в естественных условиях (натурные съемка), либо в декорациях, близких к естественным, но и условность, сказочность подчеркнута какими-то броскими деталями: изба Оха словно оплетена из бересты (как корзина), в доме волшебника Мопса бурлят и клокочут многочисленные колбы и реторты. Все это ребята заметят сами, надо помочь им (наводящими вопросами, напоминанием деталей) сформулировать свое суждение. 4. Какие знакомые волшебные предметы есть в фильме? Обычна ли их роль? Роль шапки-невидимки традиционна. Два любопытных наблюдения: Проша сначала берет шапку, потом отказывается от нее (почему?), на базаре Лутоня думает, что он невидим и соответственно действует, а его видят (в чем комизм ситуации?). Роль горшка с кашей необычна: необычен "состав" каши (как дядя Ох проверяет - действительно ли нужна ему помощь?). Ключ, подаренный Дердидасом царевне, выявляет его коварство: открыв целый ряд дверей, царевна опять попадает в темницу. Это обычный ключ, а не волшебный. 5. Заключительный вопрос-обобщение: почему победа добра, - 16 - Тема истинных и ложных ценностей в фильме "Ослиная шкура" (авт. сценария М.Вольпин, режиссер - Н.Кошеверова, по сказке Шарля Перро). Основные задачи обсуждения. Показать смысловую роль изобразительной детали в ключевых эпизодах фильма. О содержании вступительного слова. Ребята, в любом фильме вы с удовольствием выделяете наиболее понравившиеся вам эпизоды, а вы никогда не задумывались над тем, почему те или иные эпизоды остаются у вас в памяти? Конечно, есть такие сцены в фильме, где героя преследует погоня, где ему приходится отбиваться от своих врагов и т.д. Но ведь есть и такие сцены, где нет никакого действия, а вы все равно вспоминаете эти моменты в фильме, и она вам тоже нравятся. В чем здесь дело? В таких случаях как раз и вступают в роль всякого рода выразительные детали. Они как бы приковывают наше зрительское внимание, чаруют глаз, вызывают в нас определенные мысли и чувства. Режиссер Н.Кошеверова знакома вам по фильму "Золушка". Вспомните, пожалуйста, такие эпизоды в этом фильме, где как раз почти ничего не происходит, но нам приятно смотреть на экран, мы живо представляем себе, что чувствует и о чем думает сама героиня. Вот Золушка перед балом. На ней грязное рваное платье. Нам тоскливо и грустно. А почему? Что создает у нас такое настроение? Скорее всего, это не только внешний, вид Золушки, но и освещение самой сцены. Луч света падает откуда-то сверху, предметы приобретают какие-то зловещие очертания, неожиданно вспыхнувший огонь в камине добавляет напряжения всей сцене. И платье, и.огонь в камине, и луч света из окна и старый чайник - все это и есть те самые выразительные - 17 – детали, которые помимо нашей воли запоминаются нами и позволяют нам ощутить то же, что ощущают и герои фильма. При просмотре данною фильма будьте особенно внимательны к подобным деталям. Подумайте над вопросом, почему принцесса Тереза должна была странствовать в ослиной шкуре? Вопросы к обсуждению (и примерный ход обсуждения): 1. Вспомните начальный эпизод с ослом. Что дальше произошло с этим животным? Почему ослиная шкура появляется у принцессы только во время изгнания? 2. Бели восстановить всю цепь эпизодов, так или иначе связанных с ослом, то нам станет ясно, что в судьбе осла и в судьбе принцессы есть что-то общее. Слава и богатство быстро уходят и на смену им являются лишения, голод и скитания. Ослиная шкура не случайно появляется на плечах принцессы именно в тот момент, когда она лишается славы и богатства. Само название фильма говорит нам о значимости предмета. Перед нами не что иное как символ мимолетности, призрачности материальных ценностей. Важно подвести ребят к тому выводу, что предмет, изображенный на экране, имеет непосредственное отношение к раскрытию авторского замысла, что вое эпизоды, так или иначе связанные с этим предметом, имеют определенную смысловую связь и служат в конечном счете раскрытию мысли о призрачности материальных ценностей.
- 18 - то тогда не надо было бы всех последующих эпизодов, где мысль о выстраданном, но некупленном счастье убеждает нас больше, чем просто высказанное суждение. 3. Вспомните последний эпизод в фильме. Как вы считаете, зачем надо было поэту уговаривать часы, чтобы они остановились хотя бы на минуту? Мысль о вечности, о непреходящем характере духовных истин. Этому же посвящена и заставка в фильме, когда перед нами начинают оживать старые музейные картины. 4. Кто оказывается среди героев, для которых золото и богатство являются самыми ванными вещами в жизни? А кого вы можете причислить к другому лагерю? На чьей стороне ваши симпатии? - 19 – О фильме "Снежная, королева" Тема: Сила человеческого чувства. Автор сценария Е.Шварц (по сказке Г.-Х.Андерсена), рек. Г.Казанский, оп. С.Иванов, худ. Б.Бурмистров, композитор Надежда Симонян. В ролях: Е.Проклова, В.Никитенко, Е.Леонов и др. Ленфильм, 1966. Об авторах фильма: Евгений Львович Кварц (1896-1958) - писатель, драматург; автор сценариев детских фильмов "Разбудите Леночку", "Леночка и виноград", "Первоклассница", фильмов-сказок "Золушка", "Марья-искусница", автор сценария фильма "Дон Кихот"; по пьесам Е.Шварца поставлены фильмы: "Каин ХVIII", "Сказка о потерянном времени", "Обыкновенное чудо" "Тень". Геннадий Сергеевич Казанский - Режиссер, поставивший ряд известных школьникам фильмов - комедийных ("Старик Хоттабыч") и приключенческих ("Человек-амфибия"). Елена Проклова: это вторая актерская работа Прокловой-школьницы (первая - в фильме А.Митты "Звонят, откройте дверь"), ныне известной актрисы ("Гори, гори, моя звезда", "Единственная" и др. ). Евгений Леонов - известный актер; тип сказочного короля, безуспешно пытающегося быть "злым и грозным", позже в разных вариантах повторен ив других фильмах ("Обыкновенное чудо" и др.). Материал для учителя Фильм-сказка "Снежная королева" увлекателен по сюжету, отличается поэтичностью и тонким юмором. Мироощущение драматурга Шварца и великого сказочника Андерсена во многом совпадает, общее - и любовь к жанру сказки, понимание возможностей жанра, - 20 – хотя сказки Шварц отличаются большей философичностью и психологизмом (у них и адрес иной). "Снежная королева" поставлена по законам сказок Андерсена: мир фантазии одухотворен добром, утверждается торжество добра, человечности над злым, низменным, враждебным человеку. С текстом сказки Андерсена школьники знакомы, им известны особенности сказки литературной (по сравнению с народной). Задача учителя: открыть новые смысловые пласты в уже знакомой сказке, помочь школьникам увидеть, чем обогатилась сказка в кино; от углубления нравственных вопросов -вести к постижению новых эстетических понятий. Дополнительные сведения об Андерсене целесообразно дать в стиле его сказок (можно использовать "Сказки об Андерсене" Геннадия Циферова); важно вспомнить героев сказок (большинство названий сказок по именам героев): Дюймовочка, Падкий утенок, Стойкий оловянный солдатик и др. Мир сказок Андерсена создается по законам добра и красоты. Решение "вечных" вопросов: что есть добро? Что есть красота? и составит стержень всей работы над фильмом. Естественным будет сопоставление со сказкой, опора на литературный опыт учащихся. Идея сказки: красота, не одухотворенная добром, не может быть прекрасна (снежная королева), добро пробуждает в душе человека все лучшее, делает его прекрасным. Мир основан на добрых и разумны: началах, но помочь восторжествовать добру может то; ,ко горячее человеческое сердце - за добро надо бороться - так сказка утверждает активность жизненной позиции. Второй тезис значительно сложнее первого, ключ к его пониманию - оценка поступков героев, способных понять добро и помочь ему (вороны, принц и принцесса и, особенно, маленькая разбойница - все становятся лучше - 21 - рядом с Гердой). Возрастные особенности восприятия школьников ("стихийный оптимизм"; интерес к событийности, к герою, попившему в исключительные ситуации; оценка прекрасного прежде всего с нравственных позиций) во многом предопределяют приемы работы над фильмом, вместе с тем целесообразно некоторые задания дифференцировать: одни - для школьников 4-10-х классов, только что изучавших сказку (создание иллюстраций, более детальное сопоставление эпизодов, деталей), другие - для учащихся 5-6-х классов, обладающих большим опытом аналитической оценки. Общие вопросы (для всех классов) 1. Какие сказка Андерсена вы знаете? кто их герои? (Название часто по имени главного героя). 2. Снежная королева - главный герой сказки? Почему сказка названа ее именем? 3. Соответствует ли Снежная королева в фильме (актриса Н.Климова) вашему представлению о ней, сложившемуся после чтения сказки? Какими средствами (выражение лица, пластика движений, краски) воссоздана авторская характеристика: "глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира", "ледяное сердце"? 4. Есть ли в фильме еще герои о "ледяным сердцем"? Белый цвет - обязательная их примета? (Советник всегда в черном!). 5. "Ледяное сердце" может быть временным состоянием. Как оледенело сердце Кая? (Сравните детали в сказке и в фильме). Как изменением цвета (эпизод разговора с Гердой в Ледяном дворце) показано "превращение" в человека лживого, открытого добру? Как изменяется манера поведения? Как в моменты "превращений" (отношение к цветам, к бабушке - после "оледенения"; отношение - 22 - Герде в Ледяном дворце)? 6. Почему Герда смогла разрушить чары Смежной королевы? Что придавало ей силы? 7. Кто из героев сказки помогает Герде, а кто встает на сторону Советника? Что разделяет героев на два лагеря? (Живое человеческое участие, радость доброго поступка - эгоизм как основа жестокости: король, например, боится остаться без холодного оружия и мороженого!). 8. Маленькая разбойница - добрая или злая? Почему нельзя однозначно ответить на этот вопрос? (Капризна, своевольна, обивает оленя, убивает летучую мышь - защищает Герду, помогает ей стать лучше, добрее, справедливее? 9. Почему победа Герды, победа добрых сил неизбежна? 10. Какие новые герои появились в фильме? Иакова их роль? Как Сказочник сам объясняет свое появление в фильме? (Проанализировать вступление к фильму - "до титров"). 11. В каких кадрах использована в фильме мультипликация? С какой целью? (сны дам, кавалеров - и сны узников). 12. Какова цветовая гамма, определяющая силы добра в силы зла? (Интересно "нарушение" - золотая карета: разумным ли было решение принцессы?). Приведите примеры. 13. Роль кинематографической детали: куст роз в комнате бабушки роль в развитии сюжета; деталь-символ). Дополнительные задания для школьников 4 класса: - Нарисовать какой-то предмет (предметы), олицетворяющий царство Льда и царство Добра, человеческой теплоты, Жизни. - Нарисовать персонажей фильма - Чернильницу и Домового. - Подготовить пересказ эпизода (сопоставить - в тексте сказки - 23 - и в фильме) "Как оледенело сердце Кая". Дополнительные задания для школьников У-У1 классов - Почему смешон Король (Е.Леонов)? (Внешность, логика поступков, речь - выявить несоответствия, составляющие основу комического). - Основа комических эффектов в речи атаманши ("дежурный по пайке", "уволю из шайки по собственному желанию"). - Характеристика Маленькой разбойницы (что истинное, что внешнее; почему встреча с Гердой была нужна Разбойнице, помогла ей?). — 24 —
Тема ответственности человека за происходящее на примере фильма "Там на неведомых дорожках..." (автор сц. А.Ахундова, режиссер М.Юзовский, Оператор О.Кобзев, по мотивам сказки Э.Успенского "Вниз по волшебной реке"). Основные задачи обсуждения: Продолжить разговор о роли эпизода в фильме. О содержании вступительного слова. Из прошлых занятий, ребята, мы с вами выяснили, что эпизоды в фильме играют очень важную роль! Яркие, запоминающиеся, они выполняют очень важную смысловую роль. Причем, отдельно сам по себе, вырванный из всего фильма, эпизод ничего не значит. Он приобретает значение только, когда ему отведена строго определенная роль в фильме. Весь фильм как раз и состоит из этих отдельных кусочков, которые в сочетании и создают у нас целостное представление о фильме. Сейчас вы увидите фильм "Там, на неведомых дорожках". Эта веселая, остроумная сказка поставлена по мотивам книги "Вниз по волшебной реке", которую написал Э.Успенский - создатель Чебурашки, крокодила Гены, трех друзей из Простоквашина и многих других героев. Вопросы к обсуждению фильма (и ход рассуждений) 1. Откуда взята цитата, вынесенная в название фильма? А.Пушкин "Руслан и Людмила". Кто-нибудь из вас может прочитать все стихотворение? В этом отрывке мы встречаемся со всеми героям русских народных сказок. Зачем это сделал поэт? Пушкин хотел показать, как богат наш народ на фантазию, на выдумку, он хотел подчеркнуть, что необычное, чудесное живет рядом с нами. 2. А как вы думаете, с какой целью автор фильма выбрал для - 25 названия строчку из поэмы А.Пушкина? Скорее всего, создатели фильма хотели подчеркнуть, что и в наше время, в нашей обыденной жизни таится очень много чудес и сказок. 3. Вспомните последний эпизод в фильме, когда Варвара Егоровна (Баба Яга) кладет иголку с Кощеевой смертью в деревянное яичко, а яичко - в утку. Как вы думаете, зачем она отпускает неожиданно ожившую утку на волю? Сказка не должна прекращаться, она учит нас жизни. "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок", - как писал в свое время А.Пушкин. 4. Чему же мы стали свидетелями в этом сказочном и вроде бы выдуманном фильме? В "тридцадцатом" царстве произошли чрезвычайные события. В столице был совершен государственный переворот. Добрый, но безвольный царь Макар оказался в темнице, а престол захватил Кощей Бессмертный. На сторону всесильного Кощея переметнулись все трусы, подхалимы и предатели, какие только нашлись в царстве. 5. А разве государственный переворот - это только сказочное 6. Кто из всех злых персонажей, по-вашему, является самым страшным, самым кровожадным? Вспомните все эпизоды, связанные со Змеем Горынычем. Как он предстает перед нами на экране? Столп пламени, клубы дыма Хотя мы его и не видим, но по дыму и пламени можно догадаться, что это за чудовище, его явно побаиваются даже свои. Зло ни перед чем не остановится, оно готово все сжечь, уничтожить на своем пути. Разве это только сказочный мотив или у Змея Горыныча есть свои жизненные прототипы? Так в сказочной форме авторы фильма воплощают мысль об ответственности каждого за все, что окружает нас, за то, чтобы зло никогда не пришло к власти над миром! 40 Фильм как единое целое. Синтетическая природа кинематографа (к/ф "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Три толстяка", "Город мастеров" 1У класс Тема: "Человек и мир в фильме С.Говорухина "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (сценарий Ф.Миронера, режиссер С.Говорухин, Одесская киностудия, I972 г.). Основная задача обсуждения - показать, как раскрывается главная тема произведения, теш истинных и ложных ценностей, в музыке, во вставных микроэпизодах, в сюжете фильма и т.д. О содержании вступительного слова Роман Даниеля Дефо давно уже стал классикой не только английской, но и всей мировой литературы. В чем заключается неувядающая сила этого произведения? Прежде всего, в том, что Д.Дефо в своем романе смог отразить одну из интереснейших проблем не только века классицизма, но и нашего XX века, века научной революции и атомной энергии. Можно смело сказать, что тема робинзонады поистине неувядаема. Вспомним хотя бы бесчисленные попытки наших современников переплыть океан в утлом суденышке, когда в течение многих и многих дней они оставались один на один со стихией. Подобным путешествиям посвящены многие книги, сняты различные фильмы. Естественно возникает вопрос, что же заставляет людей рисковав своей жизнью? Прежде всего, извечное стремление человека ощутить себя наедине с природой, почувствовать свои кровные связи со всем миром. Природа, она, как известно, мудра в проста, и чем дальше мы обходим от нее, тем сильнее мы ощущаем тоску по своим корням, ведь мы - дети природы. Мысль о естественной - 41 – мудрости природы возникла не сегодня. Эта мысль получила свое яркое воплощение еще в литературе Просвещения. И Вольтер, и Дидро, и Фильдинг считали, что простой, естественный человек чище, умнее человека цивилизованного, поступки его целесообразнее, разумнее поступков последнего, так как именно природа учит естественного человека добру, разуму. Роман Дефо возник в русле просветительской литературы, и поэтому автору не чужды те же самые мысли, но есть в этом романе и существенное отличие. Вспомним, как беспощадна судьба к главному герою, разве это похоже на ту разумность бытия, о которой твердили просветители? В этом-то и заключается неувядающий гуманистический пафос романа Дефо: способность человека оставаться человеком дала в самых трудных условиях. Посмотрим, как авторам филма удалось воплотить эту мысль на экране. Вопросы к обсуждению фильма: 1. Весь фильм построен как непрекращающаяся цепь лишений. Попытайтесь вспомнить все эпизоды, когда Робинзону приходилось наиболее трудно, в их логической последовательности. 2. Выделяется ли эпизод с лодкой от всех прочих эпизодов? Как чисто зрительно авторами фильма подчеркнуто, что это действительно одно из сложнейших испытаний Робинзона? (обратить внимание на то, как показано дерево, рытье канала, камень - и Робинзон в мнимой лодке плывет по мнимому морю). Почему именно несколько раз и с разных сторон показана лодка Робинзона? Какой идет текст за кадром? Как вы можете охарактеризовать музыку, сопровождающую все действия героя? 3. Какую роль в фильме играет вставной эпизод с жуком? Почему несколько раз засыпает Робинзон жука песком? Постарайтесь вспомнить, как вылезает из песка жук? Будет ли еще в фильме - 42 – происходить нечто подобное? (цветок, колосья пшеницы). Связаны ли эти эпизоды общим чувством или нет? 4. Сравните музыкальную фонограмму в начале фильма, когда Робинзон впервые видит остров, на котором ему предстоит просуществовать 28 лет, и последние кадры. Почему музыка Вивальди меняет свой характер? Примерный ход обсуждения: Давайте еще раз вспомним самое начало фильма, Нам детально показано, как гибнет корабль во время шторма. Ломаются мачты, сквозь пробоины льется вода, люда в панике бросаются в разные стороны, Но не будем забывать, что перед нами кино и что каждое внешне выраженное действие должно нести в себе не только иллюстративный смысл, но и внутренний, определяющий весь замысел художника в делом, Вспомним Пушкина: "Что там белеет? Говори, - спрашивает Фауст Мефистофеля. И тот отвечает: "Корабль испанский трехмачтовый, пристать в Голландию готовый,..". Корабль с древнейших времен представлялся, как символ всей человеческой цивилизации. Так, детально показывая гибель судна, авторы фильма сразу же начинают тему оторванности человека от всего человеческого, начинается сама робинзонада. Итак, первое лишение состоялось. Но герою удалось спасти из обломков цивилизации необходимое ему оружие и строительные материалы. И вот опять лишение: тонут и эти жалкие остатки корабля. Герой свыкся со положением, как вдруг вдали мелькнул парусник. Надежыа оказались тщетными: корабль уплыл, не заметив его костра, А до этого, вспомним, был эпизод с жуком. Что хотели сказать авторы фильма этим, на первый взгляд, не относящимся к основной сюжетной лини» вставным эпизодом? Точно так же свысока и немного презри- - 43 – тельно относится судьба и к самому Робинзону. В чем же залог спасения? Вспомним, какой текст звучит за кадром: "Неужели я перестану быть человеком?", - спрашивает себя Робинзон. И Робинзон не сдается. Увидев корабль, он решается сам сделать лодку и плыть по направлению к материку, который отчетливо виден с утеса в северной стороне острова. Лодка оказалась еще одним тяжким ударом судьбы. В дальнейшем и мы выясним, что и материк будет еще одним лишением героя: это оказалась земля людоедов. Но вспомним то упорство, с каким трудится Робинзон, пусть даже для достижения мнимых целей. И как надежду на будущее судьба дарует герою то пшеничный колос, проросший из зерна, случайно выпавшего из сушившегося мешка, то невесть откуда возникший цветок. Так в фильме начинает звучать еще одна очень интересная тема: именно труд не позволил Робинзону превратиться из человек, в животное, именно труд переродил его духовно. Робинзон, который в начале фильма находился на грани отчаяния, в конце оказывается способным воспитать другого человека, Пятницу. Но всю прелесть труда Робинзон узнал ведь только благодаря необитаемому острову, только благодаря своему непосредственному общению с природой, где герой должен был быть "и крестьянином и лордом одновременно•*. Теш равенства, труда и справедливости как основных естественных законов человеческого общения и является основной темой фильма. Для этого и необходимо было сопоставление Робинзона и разбойников. Необитаемый остров, ставший для Робинзона местом счастья, для людей легкой наживы место каторги. - 44 - "Три толстяка", (сц. А.Баталов, М.Ольшанский, пост. А.Баталова, К.Шапиро. Ленфильм, 1966). Основная задачаобсуждения - показать, как постепенно обычный жизненный ряд киноповествования поднимается до иносказательного уровня. О содержании вступительного слова При обсуждении фильма "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" мы пришли с вами к выводу, что любые, на первый взгляд, даже незначительные эпизоды, могут играть огромную рель в развитии авторской идеи (вспомните эпизод с жуком, вспомните, как нам показывают огромное дерево, перед тем, как Робинзон начнет рубить его). В отличие от жизни, художественная реальность так создается кинематографистом, чтобы мы, зрители, могли увидеть не только события, но и незримые процессы человеческой жизни. Так, например, в неторопливо показанных нам событиях жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове проявляется однаиз основных концепций как фильма, так и всего века Просвещения в целом: только разум и труд человеческий являются истинными непреходящими ценностями в этом мире. Безусловно, увиденное убеждает нас сильнее, чем услышанное, например, и мы поднимаемся в нравственном отношении на ступеньку выше после просмотренного кинофильма, но происходит это только в результате рассмотрения внутреннего плана киноповествования. При просмотре фильма "Три толстяка" будьте особенно внимательны к тому, что вы увидите на экране. Вспомним, ведь сказка Юрия Олеши отнюдь не детская сказка. Прежде всего она обращена - 46 - к читателю взрослому, читателю вдумчивому, способному увидеть за сюжетной канвой какие-то не только узнаваемые и близкие нам самим ситуации, но и нечто большее. Вопросы к обсуждению фильма:- 1. Как, на ваш взгляд, связаны первые и последние кадры фильма? 2. Почему именно циркачи сделаны главными героями фильма? Вспомним, что именно канатоходец активно участвует в народном восстании. Может быть, здесь речь идет об ответственности художника за все, что творится в его стране? 3. Три толстяка. Почему их трое? (тема множественности зла). Какой ведущий лейтмотив появляется в фильме вместе с появлением трех правителей сказочного королевства? Тема обжорства, тема паразитического существования. 4. Как воплощается тема паразитического существования в фильме? Вспомните, что сцены на кухне и сцены дворцовой жизни в фильме показаны в своеобразном параллелизме. Продавец шаров запечен в торт, оружейника, чтобы посмеяться над ним, приводят на пир, и он бросает озверевшим правителям обглоданную кость. 5. Как вы думаете, почему маленькому наследнику нельзя общаться Тема механической куклы в фильме. Народ для сильных мира сего - это не живые человеческие существа, а простые послушные механизмы. Духовность, простое человеческое общение чуждо им. 6. Доктор Гаспар. Какова его роль в фильме? Добро, пусть даже - 46 – на первый взгляд беззащитное, всегда оказывается сильнее тупого зла. Зажравшимся толстякам не нужны люди ума, на науку, так же, как и на искусство, они смотрят: только с потребительской точки зрения. 7. Сцена казни. Как авторы фильма добиваются комического аффекта в этой сцене? Маска, которую снимает палач. Угрожающий вид его в начале сцены в смешной, растерянный в конце. Сама ситуация - палач потерял инструмент своего ремесла - заставляет нас смеяться. В фильме начинает звучать тема срывания масок, как в веселом праздничном карнавале. Для примера вспомните хотя бы выражение лиц толстяков и придворных в начале фильма и в конце, когда они все бегут через кухню. В атом сказывается народное карнавальное мироощущение. Народ добр, он приютил наследника, он воспитывает этого мальчика. - 47 - Тема: Искусство и жизнь в фильме "Город мастеров" (сц. Эрдман В., реж. В.Бычков, опер. М.Ардабьевскнй, А.Княжинский, худ. А.Бойм, Белоруоьфильм, 1965). Основные задачи просмотра. Продолжить разговор о том, как, конкретно, художник добивается воплощения во внешнем визуальном ряде фильма внутреннего содержания всей картины. Вступительное слово. Фильм "Город мастеров" по своей тематике близок фильму "Три толстяка". Перед нами опять не простая сказка с большим количеством чудес и превращений, а скорее сказка-притча. Что же отличает притчу, как жанр? Прежде всего, иносказательность. Конкретные события обязательно должны нести в себе какой-то другой, более глубинный смысл. И еще: ситуация, описанная либо показанная в притче, неизбежно должна быть типичной, неизбежно должна отражает какую-то очень существенную сторону нашей жизни. Вспомним в связи с этим еще раз фильм "Три толстяка". Что это за вечная ситуация, которая позволяет как фильм, так и саму повесть Ю.Олеши относить к жанру притчи? Прежде всего - это извечная борьба народа за свою независимость, борьба против тирании и несправедливости, это извеч
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |