Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Неизбежность победы добра.



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Тема: Неизбежность победы добра. 0.00 из 5.00 0 оценок




О фильме "Царевич Проша". Авт.сц. М.Вольпин, pea. Н.Кошеверова, комп. М.Вайнберг. Текст песен М.Вольпина. В ролях: С.Мартынов, В.Золотухин,  Г.Вицин и др. Ленфильм, 1974.

 

Основная задача обсуждения: доказать различия в киносказке и в русской народной сказке.

Вступительная беседа перед просмотром фильма: Сказочный мир режиссера Надежды Кошеверовои.

Задача: подготовить учащихся к пониманию своеобразия твор­ческой манеры Н.Кошеверовой (разумеется, не теоретически, а идя от конкретных наблюдений); активизировать в их памяти впечатления от просмотренных фильмов-сказок; подвести к мысли, что сказку на экране можно показывать по-разному.

Вопросы для беседы. Основное направление беседы (материал для слова учителя).

1. Какие фильмы-сказки вы видели?

2. В чем отличие сказки-мультипликации от сказки, в которой героев изображают актеры? Где проще показать всякие сказочные чу­деса - в рисованном фильме ила игровом? А сказочных героев?

3. Какие фильмы поставлены по знакомым русским сказкам? -"Василиса Прекрасная, "Конек-горбунок", "Кащей Бессмертный", "Морозко" и др.


11

       Это фильмы режиссера-сказочника Александра Роу. В его фильмах действуют знакомые вам сказочные герои: царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, три брата и младший из них - самый добрый, умный храбрый, которого обычно зовут Иванушка-дурачок...

Видели вы фильмы, поставленные по сказкам Пушкина. Например, «Сказку о царе Салтане» (это уже знакомая вам сказка).

А бывают на экране и другие сказки - как будто бы и незна­емые, и знакомые. Незнакомые потому, что о таких именно событиях и сказочных героях вы не читали и не слышали, не знаете, что произойдет в сказке дальше. Знакомые потому, что поступают все ге­рои по законам сказки: добрые и храбрые - защищают слабых, борют­ся со злом, ищут свое счастье, а злые - хитрят, обманывают, пы­таются погубить добрых героев. А еще есть в этих сказках знако­мые сказочные предметы: шапка-невидимка, волшебный горшочек и др.

Вот такие новые и старые одновременно сказки любит расска­зывать режиссер Надежда Кошеверова. Только в своем первом филь­ме она рассказала знакомую вам сказку - "Золушка" (это было бо­лее тридцати лет назад). Вам знакомы фильмы Кошеверовой "Старая, старая сказка" (1968), "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1976). Таких сказок раньше вы не знали?

Сегодня мы будем смотреть фильм-сказку "Царевич Проша". для обсуждения фильма очень важно, чтобы уже во время про­смотра вы сосредоточили свое внимание на некоторых особенностях этого фильма-сказки.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто из героев фильма больше похож на обычного знакомого вам героя русской сказки - царевич Проша или Лутоня?

2. Как зовут других героев сказки? Подумай, почему авторы дали им такие имена?

- 12 -

3. В каких дворцах и домах происходит действие? Похожи ли они на настоящие? В фильме особенно выделяются "присказка" - чем от­личаются декорации этой части фильма?

4, Какие знакомые волшебные предметы есть в этой сказке?

Организация обсуждения просмотренного фильма: Задача: возбудить активность участия школьников в обсуждении фильма, направлять ход разговора, конкретизируя поставленные воп­росы, выявляя неоднозначность их решения, не навязывая своего суждения.

Конкретизация вопросов. Комментарии к ним:

I. Кто больше похож на героя русской сказки?

Царевич Проша? - Главный герой. Он ищет и находит свою судьбу,

его поиски движут все действие сказки. Какой он? Честный ("нечеловеческая храбрость" - говорит о нем Лутоня) - примеров очень много. Храбрый и сильный: "раскиды­вает" разбойников, бьется с Дердидасом. Проявляет ли находчивость? - Примеры привести трудно. Любит ли шутить, весел ли? Кому помог бескорыстно (освобождение царевны - это нечто другое)?

Лутоня? - Случайный встречный, ставший другом и помощником Проши. Образ дан в развитии: веселый мелкий жулик (спрятавший от предполагаемого хозяина найденную шапку); человек, помогающий Проше, достающий коня и деньги, не задумываясь над нечестностью поступков ч слегка удивляющийся тому, что все отдал, а сам -опять без копейки; отказывают 1ся от коня и денег (швыряет раз­бойникам); честность Проши, непреклонность его убеждений потряс­ла Лутоню, происходит переосмысление нравственных ценностей - это определяет дальнейшие поступки Лутони. Помогать надо не на­грабленными разбойниками деньгами, а непосредственным участием, надо разделить трудный путь Проши.


- 13 –

Проша честен "изначально" - для него другой тип поведения, отношения к людям просто невозможен. Лутоня приходит (в фильме это показано убедительно, психологически мотивировано) к понима­нию важного нравственного принципа и расширяет его: он не просто становится честным, но бескорыстно и самоотверженно помогает Про­ше, потому что поверил в честность, доброту и дружбу - то, что мы можем назвать словом идеал, а сам Лутоня говорит, что "пове­рил в звезды". Сила его веры, его "прозрения" подчеркнута глуби­ной отчаяния, которое охватывает Лутоню, когда ему кажется, что Проша нарушил законы дружбы и чести (поведение Дердадаса в обли­ке Проши). Он готов отказаться не только от Проши, но и от обре­тенной им веры. Обман Дердадаса раскрыт и Лутоня счастлив: друж­ба я честность - главный закон человеческой жизни, они сильнее зла и обмана.

Эта линия сопоставления двух героев особенно сложна, поэто­му помощь учителя будет максимальной. Другие черты Лутони опреде­лить проще. Блестящая актерская работа Валерия Золотухина найдет самый непосредственный отклик. Лутоня весел и никогда не впадает в отчаяние от житейских неудач. Он смел а находчив ("лечение" атамана, "оправдание" перед бабами на базаре: заставляет пля­сать "под свою дудку" всех, подводит случайная комическая деталь - он называет лепешки горелыми и этого баба перенести не может). И музыка, и текст песен, и манера исполнения глубоко народны (М.Вайнберг - известный композитор кино, его музыка представля­ет в фильме самостоятельную художественную ценность). Лутоня добр и бескорыстен. Всегда искренен (даже в своей хитрости - в эпизо­де с атаманом) и немного наивен (целует экономку волшебника, узнав от нее, что это Дердидас принял облик Проши).

Каков же вывод? Традиционный герой русской сказки в фильме

- 14 -

Кошеверовой как бы "раздваивается: Проша (С.Мартынову трудно оживить эту "голубую роль") ведет романтическую линию сказки - его выгоняют из дома, он ищет и находит свою суженую; Лутоня -воплощение многогранного, психологически достоверного характе­ра героя русской сказки - ведет линию бытовую, событийную. Лу­тоня ближе к героям русских сказок. Дополнительные вопросы-до­казательства: мог ли герой сказки отказаться от шапки-невидимки? Благодаря чему (или кому Проша дважды спасен от смерти: отве­ден нож убийцы, остановлена казнь "водяная"?. 2. В чем смысл "говорящих"сцен сказки? Царь Ермолай Великий: комическое несоответствие имени в эпитета. Король Каторз девятый - безликость короля: такой, как все, "который девятый по счету".

Герцог Дердидас - иноземный, нерусский (перечисление не­мецких артиклей). Волшебник Moнo - "заземление", странность волшебника-чудака, изобретателя "таблеток", превращающих чело­века в зверя иди "петушиный крик".

Семейство Ох - "букет" междометий, обозначающих боль, удив­ление, укоризну: папа Ох, мама Ах, дети Ай, Ай-яй, Ай яй-яй иАй-ляй-яйпяй. (Интересное наблюдение: как ведут себя, какие вос­клицания произносят члены этой семьи, наблюдая, как царевич-Проша ест кашу из перца, соли и тому подобных продуктов). 3. Декорации в фильме.

Дж фильмов Кошеверовой характерна нескрываемая театральность (как в кукольном театре) декораций, в которых происходит действие. Это не противоречит, а как бы подчеркивает достоверность характеров. В фильме "Царевич Проша" "присказка" от сказ­ки отделяется резким  изменением изобразительных средств, созда­ющих обстановку действия. В оформлении "присказки" есть элементы


- 15 –

рисованного фильма и кукольного: подчеркнута "невсамеделиш-ность" декораций (замок, тюремная башня) а деталей (самовар, ко­рона Ермолая Великого), эпизоды разделяются отворением расписных игрушечных деревянных ворот.

Новая художественная стилистика возникает, когда Которз-девятый изгоняет царевича Прошу: царевич идет по естественному ле­су (звуковой ряд: "это присказка, начинается сказка"). Дейст­вие сказка происходит либо в естественных условиях (натурные съемка), либо в декорациях, близких к естественным, но и услов­ность, сказочность подчеркнута какими-то броскими деталями: из­ба Оха словно оплетена из бересты (как корзина), в доме волшеб­ника Мопса бурлят и клокочут многочисленные колбы и реторты.

Все это ребята заметят сами, надо помочь им (наводящими воп­росами, напоминанием деталей) сформулировать свое суждение.

4. Какие знакомые волшебные предметы есть в фильме? Обычна ли их роль? Роль шапки-невидимки традиционна. Два любопытных наблюдения: Проша сначала берет шапку, потом отказывается от нее (почему?), на базаре Лутоня думает, что он невидим и соот­ветственно действует, а его видят (в чем комизм ситуации?).

Роль горшка с кашей необычна: необычен "состав" каши (как дядя Ох проверяет - действительно ли нужна ему помощь?).

Ключ, подаренный Дердидасом царевне, выявляет его коварство: открыв целый ряд дверей, царевна опять попадает в темницу. Это обычный ключ, а не волшебный.

5. Заключительный вопрос-обобщение: почему победа добра,
честности идружбы над злом я коварством неизбежна?

- 16 -

Тема истинных и ложных ценностей в фильме "Ослиная шкура" (авт. сценария М.Вольпин, режиссер - Н.Кошеверова, по сказке Шарля Перро).

Основные задачи обсуждения. Показать смысловую роль изо­бразительной детали в ключевых эпизодах фильма.

О содержании вступительного слова. Ребята, в любом фильме вы с удовольствием выделяете наиболее понравившиеся вам эпизоды, а вы никогда не задумывались над тем, почему те или иные эпизо­ды остаются у вас в памяти? Конечно, есть такие сцены в фильме, где героя преследует погоня, где ему приходится отбиваться от своих врагов и т.д. Но ведь есть и такие сцены, где нет никакого действия, а вы все равно вспоминаете эти моменты в фильме, и она вам тоже нравятся. В чем здесь дело? В таких случаях как раз и вступают в роль всякого рода выразительные детали. Они как бы приковывают наше зрительское внимание, чаруют глаз, вызывают в нас определенные мысли и чувства. Режиссер Н.Кошеверова зна­кома вам по фильму "Золушка". Вспомните, пожалуйста, такие эпи­зоды в этом фильме, где как раз почти ничего не происходит, но нам приятно смотреть на экран, мы живо представляем себе, что чувствует и о чем думает сама героиня. Вот Золушка перед балом. На ней грязное рваное платье. Нам тоскливо и грустно. А почему? Что создает у нас такое настроение? Скорее всего, это не только внешний, вид Золушки, но и освещение самой сцены. Луч света падает откуда-то сверху, предметы приобретают какие-то зловещие очертания, неожиданно вспыхнувший огонь в камине добавляет на­пряжения всей сцене. И платье, и.огонь в камине, и луч света из окна и старый чайник - все это и есть те самые выразительные


- 17 –

детали, которые помимо нашей воли запоминаются нами и позволяют нам ощутить то же, что ощущают и герои фильма. При просмотре данною фильма будьте особенно внимательны к подобным деталям. Подумайте над вопросом, почему принцесса Тереза должна была странствовать в ослиной шкуре?

Вопросы к обсуждению (и примерный ход обсуждения):

1. Вспомните начальный эпизод с ослом. Что дальше произошло с этим животным? Почему ослиная шкура появляется у принцессы только во время изгнания?

2. Бели восстановить всю цепь эпизодов, так или иначе связанных с ослом, то нам станет ясно, что в судьбе осла и в судьбе принцессы есть что-то общее. Слава и богатство быстро уходят и на смену им являются лишения, голод и скитания. Ослиная шкура не случайно появляется на плечах принцессы именно в тот момент, когда она лишается славы и богатства. Само назва­ние фильма говорит нам о значимости предмета. Перед нами не что иное как символ мимолетности, призрачности материальных ценностей. Важно подвести ребят к тому выводу, что предмет, изображенный на экране, имеет непосредственное отношение к раскрытию авторского замысла, что вое эпизоды, так или иначе связанные с этим предметом, имеют определенную смысловую связь и служат в конечном счете раскрытию мысли о призрачности ма­териальных ценностей.
3. Вспомните пророчество старой феи (арт. Пельтцер» Почему от нас, зрителей, до самого конца фильма скрывают смысл ее про­рочества? Ответы ребят на этот вопрос могут быть самые раз­ные: от нас скрывают вторую часть пророчества,  чтобы нам было интереснее смотреть и т.д. Здесь необходимо подвес­ти ребят к мысли о том, что если бы нам сказали все сразу,

 

- 18 -

то тогда не надо было бы всех последующих эпизодов, где мысль о выстраданном, но некупленном счастье убеждает нас больше, чем просто высказанное суждение.

3. Вспомните последний эпизод в фильме. Как вы считаете, зачем надо было поэту уговаривать часы, чтобы они остановились хотя бы на минуту? Мысль о вечности, о непреходящем характере духовных истин. Этому же посвящена и заставка в фильме, когда перед нами начинают  оживать    старые музейные картины.

4. Кто оказывается среди героев, для которых золото и бо­гатство являются самыми ванными вещами в жизни? А кого вы можете причислить к другому лагерю? На чьей стороне ваши симпа­тии?


- 19 –

О фильме "Снежная, королева" Тема:  Сила человеческого чувства.

Автор сценария Е.Шварц (по сказке Г.-Х.Андерсена), рек. Г.Казанский, оп. С.Иванов, худ. Б.Бурмистров, композитор Надеж­да Симонян.

В ролях: Е.Проклова, В.Никитенко, Е.Леонов и др. Ленфильм, 1966.

Об авторах фильма: Евгений Львович Кварц (1896-1958) - писатель, драматург; автор сценариев детских фильмов "Разбудите Леночку", "Леночка и виноград", "Первоклассница", фильмов-сказок "Золушка", "Марья-искусница", автор сценария фильма "Дон Кихот"; по пьесам Е.Шварца поставлены фильмы: "Каин ХVIII", "Сказка о по­терянном времени", "Обыкновенное чудо" "Тень".

Геннадий Сергеевич Казанский - Режиссер, поставивший ряд известных школьникам фильмов - комедийных ("Старик Хоттабыч") и приключенческих ("Человек-амфибия").

Елена Проклова: это вторая актерская работа Прокловой-школьницы (первая - в фильме А.Митты "Звонят, откройте дверь"), ны­не известной актрисы ("Гори, гори, моя звезда", "Единственная"

и др. ).

Евгений Леонов - известный актер; тип сказочного короля, безуспешно пытающегося быть "злым и грозным", позже в разных вариантах повторен ив других фильмах ("Обыкновенное чудо" и др.).

Материал для учителя Фильм-сказка "Снежная королева" увлекателен по сюжету, от­личается поэтичностью и тонким юмором. Мироощущение драматурга Шварца и великого сказочника Андерсена во многом совпадает, об­щее - и любовь к жанру сказки, понимание возможностей жанра,

- 20 –

хотя сказки Шварц отличаются большей философичностью и психоло­гизмом (у них и адрес иной). "Снежная королева" поставлена по законам сказок Андерсена: мир фантазии одухотворен добром, ут­верждается торжество добра, человечности над злым, низменным, враждебным человеку.

С текстом сказки Андерсена школьники знакомы, им известны особенности сказки литературной (по срав­нению с народной). Задача учителя: открыть новые смысловые пла­сты в уже знакомой сказке, помочь школьникам увидеть, чем обо­гатилась сказка в кино; от углубления нравственных вопросов -вести к постижению новых эстетических понятий.

Дополнительные сведения об Андерсене целесообразно дать в стиле его сказок (можно использовать "Сказки об Андерсене" Ген­надия Циферова); важно вспомнить героев сказок (большинство на­званий сказок по именам героев): Дюймовочка, Падкий утенок, Стойкий оловянный солдатик и др.

    Мир сказок Андерсена создается по законам добра и красоты. Решение "вечных" вопросов: что есть добро? Что есть красота? и составит стержень всей работы над фильмом. Естественным будет сопоставление со сказкой, опора на литературный опыт учащихся. Идея сказки: красота, не одухотворенная добром, не может быть прекрасна (снежная королева), добро пробуждает в душе чело­века все лучшее, делает его прекрасным. Мир основан на добрых и разумны: началах, но помочь восторжествовать добру может то; ,ко горячее человеческое сердце - за добро надо бороться - так сказ­ка утверждает активность жизненной позиции. Второй тезис значи­тельно сложнее первого, ключ к его пониманию - оценка поступков героев, способных понять добро и помочь ему (вороны, принц и принцесса и, особенно, маленькая разбойница - все становятся лучше


- 21 - рядом с Гердой).

Возрастные особенности восприятия школьников ("стихийный оптимизм"; интерес к событийности, к герою, попившему в исклю­чительные ситуации; оценка прекрасного прежде всего с нравствен­ных позиций) во многом предопределяют приемы работы над фильмом, вместе с тем целесообразно некоторые задания дифференцировать: одни - для школьников 4-10-х классов, только что изучавших сказку (создание иллюстраций, более детальное сопоставление эпизодов, деталей), другие - для учащихся 5-6-х классов, обладающих большим опытом аналитической оценки.

Общие вопросы (для всех классов)

1. Какие сказка Андерсена вы знаете? кто их герои? (Назва­ние часто по имени главного героя).

2. Снежная королева - главный герой сказки? Почему сказка названа ее именем?

3. Соответствует ли Снежная королева в фильме (актриса Н.Климова) вашему представлению о ней, сложившемуся после чте­ния сказки?

Какими средствами (выражение лица, пластика движений, краски) воссоздана авторская характеристика: "глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира", "ледяное сердце"?

4. Есть ли в фильме еще герои о "ледяным сердцем"? Белый цвет - обязательная их примета? (Советник всегда в черном!).

5. "Ледяное сердце" может быть временным состоянием. Как оледенело сердце Кая? (Сравните детали в сказке и в фильме). Как изменением цвета (эпизод разговора с Гердой в Ледяном дворце) показано "превращение" в человека лживого, открытого добру?

Как изменяется манера поведения? Как в моменты "превращений" (отношение к цветам, к бабушке - после "оледенения"; отношение

- 22 - Герде в Ледяном дворце)?

6. Почему Герда смогла разрушить чары Смежной королевы? Что

придавало ей силы?

7. Кто из героев сказки помогает Герде, а кто встает на сторону Советника? Что разделяет героев на два лагеря? (Живое человеческое участие, радость доброго поступка - эгоизм как ос­нова жестокости: король, например, боится остаться без холод­ного оружия и мороженого!).

8. Маленькая разбойница - добрая или злая? Почему нельзя однозначно ответить на этот вопрос? (Капризна, своевольна, оби­вает оленя, убивает летучую мышь - защищает Герду, помогает ей стать лучше, добрее, справедливее?

9. Почему победа Герды, победа добрых сил неизбежна?

10. Какие новые герои появились в фильме? Иакова их роль? Как Сказочник сам объясняет свое появление в фильме? (Проанали­зировать вступление к фильму - "до титров").

11. В каких кадрах использована в фильме мультипликация? С какой целью? (сны дам, кавалеров - и сны узников).

12. Какова цветовая гамма, определяющая силы добра в силы зла? (Интересно "нарушение" - золотая карета: разумным ли было решение принцессы?). Приведите примеры.

13. Роль кинематографической детали: куст роз в комнате бабушки роль в развитии сюжета; деталь-символ).

Дополнительные задания для школьников 4 класса:

- Нарисовать какой-то предмет (предметы), олицетворяющий цар­ство Льда и царство Добра, человеческой теплоты, Жизни.

- Нарисовать персонажей фильма - Чернильницу и Домового.

- Подготовить пересказ эпизода (сопоставить - в тексте сказки


- 23 -

и в фильме) "Как оледенело сердце Кая".

Дополнительные задания для школьников У-У1 классов

- Почему смешон Король (Е.Леонов)? (Внешность, логика поступ­ков, речь - выявить несоответствия, составляющие основу комического).

- Основа комических эффектов в речи атаманши ("дежурный по пайке", "уволю из шайки по собственному желанию").

- Характеристика Маленькой разбойницы (что истинное, что внешнее; почему встреча с Гердой была нужна Разбойнице, помогла ей?).

— 24 —

 

Тема ответственности человека за происходящее на примере фильма "Там  на неведомых дорожках..." (автор сц. А.Ахундова, ре­жиссер М.Юзовский, Оператор О.Кобзев, по мотивам сказки Э.Успенского "Вниз по волшебной реке").

Основные задачи обсуждения: Продолжить разговор о роли эпи­зода в фильме.

О содержании вступительного слова. Из прошлых занятий, ре­бята, мы с вами выяснили, что эпизоды в фильме играют очень важную роль! Яркие, запоминающиеся, они выполняют очень важную смы­словую роль. Причем, отдельно сам по себе, вырванный из всего фильма, эпизод ничего не значит. Он приобретает значение толь­ко, когда ему отведена строго определенная роль в фильме. Весь фильм как раз и состоит из этих отдельных кусочков, которые в сочетании и создают у нас целостное представление о фильме. Сей­час вы увидите фильм "Там, на неведомых дорожках". Эта веселая, остроумная сказка поставлена по мотивам книги "Вниз по волшеб­ной реке", которую написал Э.Успенский - создатель Чебурашки, крокодила Гены, трех друзей из Простоквашина и многих других ге­роев.

Вопросы к обсуждению фильма (и ход рассуждений)

1. Откуда взята цитата, вынесенная в название фильма? А.Пуш­кин "Руслан и Людмила". Кто-нибудь из вас может прочитать все стихотворение? В этом отрывке мы встречаемся со всеми героям русских народных сказок. Зачем это сделал поэт? Пушкин хотел показать, как богат наш народ на фантазию, на выдумку, он хотел подчеркнуть, что необычное, чудесное живет рядом с нами.

2. А как вы думаете, с какой целью автор фильма выбрал для


- 25

названия строчку из поэмы А.Пушкина? Скорее всего, создатели фильма хотели подчеркнуть, что и в наше время, в нашей обыден­ной жизни таится очень много чудес и сказок.

3. Вспомните последний эпизод в фильме, когда Варвара Его­ровна (Баба Яга) кладет иголку с Кощеевой смертью в деревянное яичко, а яичко - в утку. Как вы думаете, зачем она отпускает не­ожиданно ожившую утку на волю? Сказка не должна прекращаться, она учит нас жизни. "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молод­цам урок", - как писал в свое время А.Пушкин.

4. Чему же мы стали свидетелями в этом сказочном и вроде

бы выдуманном фильме? В "тридцадцатом" царстве произошли чрезвы­чайные события. В столице был совершен государственный переворот. Добрый, но безвольный царь Макар оказался в темнице, а престол захватил Кощей Бессмертный. На сторону всесильного Кощея пере­метнулись все трусы, подхалимы и предатели, какие только нашлись в царстве.

5. А разве государственный переворот - это только сказочное
явление. Разве трусы, подхалимы и воры существуют только в ска­зочном царстве?

6. Кто из всех злых персонажей, по-вашему, является самым страшным, самым кровожадным? Вспомните все эпизоды, связанные со Змеем Горынычем. Как он предстает перед нами на экране? Столп пламени, клубы дыма Хотя мы его и не видим, но по дыму и пламе­ни можно догадаться, что это за чудовище, его явно побаиваются даже свои. Зло ни перед чем не остановится, оно готово все сжечь, уничтожить на своем пути. Разве это только сказочный мотив или у Змея Горыныча есть свои жизненные прототипы?

Так в сказочной форме авторы фильма воплощают мысль об от­ветственности каждого за все, что окружает нас, за то, чтобы зло никогда не пришло к власти над миром!

                                                     40

Фильм как единое целое. Синтетическая природа кине­матографа (к/ф "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Три толстяка", "Город мастеров"

1У класс                              

Тема: "Человек и мир в фильме С.Говорухина "Жизнь и удивитель­ные приключения Робинзона Крузо" (сценарий Ф.Миронера, режиссер С.Говорухин, Одесская киностудия, I972 г.). Основная задача обсуждения - показать, как раскрывается главная тема произведения, теш истинных и ложных ценностей, в музыке, во вставных микроэпизодах, в сюжете фильма и т.д.

О содержании вступительного слова

Роман Даниеля Дефо давно уже стал классикой не только ан­глийской, но и всей мировой литературы. В чем заключается не­увядающая сила этого произведения? Прежде всего, в том, что Д.Дефо в своем романе смог отразить одну из интереснейших про­блем не только века классицизма, но и нашего XX века, века научной революции и атомной энергии. Можно смело сказать, что тема робинзонады поистине неувядаема. Вспомним хотя бы бесчис­ленные попытки наших современников переплыть океан в утлом су­денышке, когда в течение многих и многих дней они оставались один на один со стихией. Подобным путешествиям посвящены многие книги, сняты различные фильмы.

Естественно возникает вопрос, что же заставляет людей рис­ковав своей жизнью? Прежде всего, извечное стремление челове­ка ощутить себя наедине с природой, почувствовать свои кровные связи со всем миром. Природа, она, как известно, мудра в про­ста, и чем дальше мы обходим от нее, тем сильнее мы ощущаем тоску по своим корням, ведь мы - дети природы. Мысль о естественной


- 41 –

мудрости природы возникла не сегодня. Эта мысль получила свое яркое воплощение еще в литературе Просвещения. И Вольтер, и Дидро, и Фильдинг считали, что простой, естественный человек чище, умнее человека цивилизованного, поступки его целесообраз­нее, разумнее поступков последнего, так как именно природа учит естественного человека добру, разуму. Роман Дефо возник в рус­ле просветительской литературы, и поэтому автору не чужды те же самые мысли, но есть в этом романе и существенное отличие. Вспомним, как беспощадна судьба к главному герою, разве это по­хоже на ту разумность бытия, о которой твердили просветители? В этом-то и заключается неувядающий гуманистический пафос ро­мана Дефо: способность человека оставаться человеком дала в са­мых трудных условиях. Посмотрим, как авторам филма удалось во­плотить эту мысль на экране.

Вопросы к обсуждению фильма:

1. Весь фильм построен как непрекращающаяся цепь лишений. Попы­тайтесь вспомнить все эпизоды, когда Робинзону приходилось наиболее трудно, в их логической последовательности.

2. Выделяется ли эпизод с лодкой от всех прочих эпизодов? Как чисто зрительно авторами фильма подчеркнуто, что это дейст­вительно одно из сложнейших испытаний Робинзона? (обратить внимание на то, как показано дерево, рытье канала, камень - и Робинзон в мнимой лодке плывет по мнимому морю). Почему именно несколько раз и с разных сторон показана лодка Ро­бинзона? Какой идет текст за кадром? Как вы можете охарак­теризовать музыку, сопровождающую все действия героя?

3. Какую роль в фильме играет вставной эпизод с жуком? Почему несколько раз засыпает Робинзон жука песком? Постарайтесь вспомнить, как вылезает из песка жук? Будет ли еще в фильме

- 42 –

происходить нечто подобное? (цветок, колосья пшеницы). Свя­заны ли эти эпизоды общим чувством или нет? 4. Сравните музыкальную фонограмму в начале фильма, когда Ро­бинзон впервые видит остров, на котором ему предстоит про­существовать 28 лет, и последние кадры. Почему музыка Виваль­ди меняет свой характер?

Примерный ход обсуждения:

Давайте еще раз вспомним самое начало фильма, Нам деталь­но показано, как гибнет корабль во время шторма. Ломаются мач­ты, сквозь пробоины льется вода, люда в панике бросаются в раз­ные стороны, Но не будем забывать, что перед нами кино и что каждое внешне выраженное действие должно нести в себе не только иллюстративный смысл, но и внутренний, определяющий весь замысел художника в делом, Вспомним Пушкина: "Что там белеет? Го­вори, - спрашивает Фауст Мефистофеля. И тот отвечает: "Корабль испанский трехмачтовый, пристать в Голландию готовый,..". Ко­рабль с древнейших времен представлялся, как символ всей чело­веческой цивилизации. Так, детально показывая гибель судна, авторы фильма сразу же начинают тему оторванности человека от всего человеческого, начинается сама робинзонада. Итак, первое лишение состоялось.

Но герою удалось спасти из обломков цивилизации необходи­мое ему оружие и строительные материалы. И вот опять лишение: тонут и эти жалкие остатки корабля. Герой свыкся со поло­жением, как вдруг вдали мелькнул парусник. Надежыа оказались тщетными: корабль уплыл, не заметив его костра, А до этого, вспомним, был эпизод с жуком. Что хотели сказать авторы фильма этим, на первый взгляд, не относящимся к основной сюжетной ли­ни» вставным эпизодом? Точно так же свысока и немного презри-


- 43 –

тельно относится судьба и к самому Робинзону. В чем же залог спа­сения? Вспомним, какой текст звучит за кадром: "Неужели я пере­стану быть человеком?", - спрашивает себя Робинзон. И Робинзон не сдается. Увидев корабль, он решается сам сделать лодку и плыть по направлению к материку, который отчетливо виден с уте­са в северной стороне острова. Лодка оказалась еще одним тяжким ударом судьбы. В дальнейшем и мы выясним, что и материк будет еще одним лишением героя: это оказалась земля людоедов. Но вспомним то упорство, с каким трудится Робинзон, пусть даже для до­стижения мнимых целей. И как надежду на будущее судьба дарует герою то пшеничный колос, проросший из зерна, случайно выпавше­го из сушившегося мешка, то невесть откуда возникший цветок.

Так в фильме начинает звучать еще одна очень интересная те­ма: именно труд не позволил Робинзону превратиться из человек, в животное, именно труд переродил его духовно. Робинзон, который в начале фильма находился на грани отчаяния, в конце оказывается способным воспитать другого человека, Пятницу.

Но всю прелесть труда Робинзон узнал ведь только благодаря необитаемому острову, только благодаря своему непосредственно­му общению с природой, где герой должен был быть "и крестьяни­ном и лордом одновременно•*. Теш равенства, труда и справедли­вости как основных естественных законов человеческого общения и является основной темой фильма. Для этого и необходимо было сопоставление Робинзона и разбойников. Необитаемый остров, став­ший для Робинзона местом счастья, для людей легкой наживы место каторги.

- 44 -
4 класс.

 "Три толстяка", (сц. А.Баталов, М.Ольшанский, пост. А.Баталова, К.Шапиро. Ленфильм, 1966).

Основная задачаобсуждения - показать, как постепенно обыч­ный жизненный ряд киноповествования поднимается до иносказа­тельного уровня.

О содержании вступительного слова

При обсуждении фильма "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" мы пришли с вами к выводу, что любые, на пер­вый взгляд, даже незначительные эпизоды, могут играть огромную рель в развитии авторской идеи (вспомните эпизод с жуком, вспом­ните, как нам показывают огромное дерево, перед тем, как Робин­зон начнет рубить его). В отличие от жизни, художественная ре­альность так создается кинематографистом, чтобы мы, зрители, могли увидеть не только события, но и незримые процессы человеческой жизни. Так, например, в неторопливо показанных нам событи­ях жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове проявляется однаиз основных концепций как фильма, так и всего века Просвеще­ния в целом: только разум и труд человеческий являются истинны­ми непреходящими ценностями в этом мире.

Безусловно, увиденное убеждает нас сильнее, чем услышанное, например, и мы поднимаемся в нравственном отношении на ступень­ку выше после просмотренного кинофильма, но происходит это толь­ко в результате рассмотрения внутреннего плана киноповествова­ния.

При просмотре фильма "Три толстяка" будьте особенно внима­тельны к тому, что вы увидите на экране. Вспомним, ведь сказка Юрия Олеши отнюдь не детская сказка. Прежде всего она обращена


- 46 -

к читателю взрослому, читателю вдумчивому, способному увидеть за сюжетной канвой какие-то не только узнаваемые и близкие нам самим ситуации, но и нечто большее.

Вопросы к обсуждению фильма:-

1. Как, на ваш взгляд, связаны первые и последние кадры фильма?
Бродячая повозка артистов цирка. Артисты приехали в город накануне восстания народа против ненавистных толстяков и уезжа­ют из него после того, как восторжествовала справедливость. О какой сквозной теме в фильме мы можем говорить, сопостав­ляя эти два кадра?

2. Почему именно циркачи сделаны главными героями фильма?

Вспомним, что именно канатоходец активно участвует в народ­ном восстании. Может быть, здесь речь идет об ответственности ху­дожника за все, что творится в его стране?

3. Три толстяка. Почему их трое? (тема множественности зла).

Какой ведущий лейтмотив появляется в фильме вместе с по­явлением трех правителей сказочного королевства? Тема обжорства, тема паразитического существования.

4. Как воплощается тема паразитического существования в фильме?

Вспомните, что сцены на кухне и сцены дворцовой жизни в фильме показаны в своеобразном параллелизме. Продавец шаров за­печен в торт, оружейника, чтобы посмеяться над ним, приводят на пир, и он бросает озверевшим правителям обглоданную кость.

5. Как вы думаете, почему маленькому наследнику нельзя общаться
с живыми людьми?

Тема механической куклы в фильме. Народ для сильных мира сего - это не живые человеческие существа, а простые послушные механизмы. Духовность, простое человеческое общение чуждо им.

6. Доктор Гаспар. Какова его роль в фильме? Добро, пусть даже

- 46 –

на первый взгляд беззащитное, всегда оказывается сильнее тупо­го зла. Зажравшимся толстякам не нужны люди ума, на науку, так же, как и на искусство, они смотрят: только с потребительской точ­ки зрения.

7. Сцена казни. Как авторы фильма добиваются комического аффек­та в этой сцене? Маска, которую снимает палач. Угрожающий вид его в начале сцены в смешной, растерянный в конце. Сама ситуация - палач по­терял инструмент своего ремесла - заставляет нас смеяться. В фильме начинает звучать тема срывания масок, как в веселом празд­ничном карнавале. Для примера вспомните хотя бы выражение лиц толстяков и придворных в начале фильма и в конце, когда они все бегут через кухню. В атом сказывается народное карнавальное мироощущение. Народ добр, он приютил наследника, он воспитывает этого мальчика.


- 47 -
1У класс                     

Тема: Искусство и жизнь в фильме "Город мастеров" (сц. Эрдман В., реж. В.Бычков, опер. М.Ардабьевскнй, А.Княжинский, худ. А.Бойм,  Белоруоьфильм, 1965).

Основные задачи просмотра. Продолжить разговор о том, как, конкретно, художник добивается воплощения во внешнем визуаль­ном ряде фильма внутреннего содержания всей картины.

Вступительное слово. Фильм "Город мастеров" по своей тема­тике близок фильму "Три толстяка". Перед нами опять не простая сказка с большим количеством чудес и превращений, а скорее сказ­ка-притча. Что же отличает притчу, как жанр? Прежде всего, ино­сказательность. Конкретные события обязательно должны нести в себе какой-то другой, более глубинный смысл. И еще: ситуация, опи­санная либо показанная в притче, неизбежно должна быть типичной, неизбежно должна отражает какую-то очень существенную сторону нашей жизни. Вспомним в связи с этим еще раз фильм "Три толстя­ка". Что это за вечная ситуация, которая позволяет как фильм, так и саму повесть Ю.Олеши относить к жанру притчи? Прежде все­го - это извечная борьба народа за свою независимость, борьба про­тив тирании и несправедливости, это извеч



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Тема: Неизбежность победы добра. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Неизбежность победы добра.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)