Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Звонят, откройте дверь (реж. А.Мигта, сц. А.Володин, Мосфильм, 1965).



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Звонят, откройте дверь (реж. А.Мигта, сц. А.Володин, Мосфильм, 1965). 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная цель обсуждения: дать начальное представление о таких кинематографических терминах, как ракурс, длительность и крупность планов - общий, средний, крупный.

Вступительное слово перед фильмом. Предполагается, что в данной возрастной группе допустимо объяснение кинематографических терминов, знание которых будет стимулировать параллельный ана­лиз, поможет ученикам в самостоятельных поисках выразительных осо­бенностей языка литературы и кино. Так, термин ракурс можно объ­яснить как "точку зрения" камеры, выражающей отношение автора или персонажа к объекту съемки. Длительность планов для ясности объяснений можно условно сопоставить с интонацией авторского го­лоса в литературе. Например, долгие и медленные панорамы, длин­ные статичные кадры придают действию эпическую окраску, настра­ивают на размышление, а короткие, "резаные" эпизоды повышают эмоциональность рассказа. Для примера стоит вспомнить о ребятами кинофильм "Ответный ход", где напряженное эмоциональное состоя­ние героев как раз и передано таким неожиданным сочетанием так называемых "резаных"  эпизодов.

Крупность планов (общий, средний, крупный) дает возможность провести очень осторожные параллели о поэтическими элементами литературного языка: эпитетом, сравнением, метафорой.

- 4 -

Вопроса к обсуждению (комментарии к ним):

I. Как вы помните, на протяжении всего фильма девочка, ва­ша сверстница (ее играет молодая тогда актриса Е.Проклова), ищет тех, кто был в первом пионерском отряде. Осуществляется по­иск. Вспомните, герои фильма "В зоне особого внимания" тоже ищут. Ищут, где расположен штаб противника. Событие в этом филь­ме разворачивается стремительно, захватывающе. Можем ли мы то же самое сказать и о картине "Звонят, откройте дверь"?. Пожалуй, что нет. Ритм фильма неслучайно кажется заторможенным. Режиссер пытается передать течение обыденного времени. На экране внешне ничего не происходит. Все буднично. Но за этим будничным постоян­но чувствуется присутствие иной, более значимой жизни.

2. Как вы донимаете высказывание одного из героев фильма о том, что наша жизнь состоит не из сплошного течения времени, а как бы дробится на бесконечно малые отрезка времени. "Человеку только кажется, что его жизнь протекает непрерывно. На самом деле он живет минутами, если повезет, то годами".

3. Могли бы выделить из жизни главной героини фильма такие моменты, когда она действительно живет, т.е. открывает что-то новое для себя, а не просто существует? Здесь необходимо упо­мянуть, например, о сцене на катке. Чьими глазами увидена вся сцена? Почему так резко меняются отношения двух ребят. Все здесь увидено как бы самой героиней. Ей нравится их вожатый, он похвалил ее за проделанную работу, но вот она случайно увидела его о другой девушкой. Этот  ракурс съемки передает в конечном счете "точку зрения" самой героини. И в то же время вспомните сцену, когда она избивает своего одноклассника. Где в этот момент находится камера? Вся сцена увидена как бы сверху. Намеренно убыстренное движение фигур внизу. Как вы считаете, а


- 5 –

 

на этот раз чью "точку зрения" передает ракурс съемке? Скорее всего, перед нами мнение самого автора фильма. Он как бы смеется над своими героями.

4. Как вы считаете, какая самая напряженная сцена в фильме? Скорее всего, это сцена пионерского обора. Как вы можете охарак­теризовать музыку, которая звучит за кадром в этой сцене? Когда герой Р.Быкова играет на горне, вы видите его в полный рост илинет? Как вы считаете, почему оператор избрал именно крупный план для съемки данной сцены? Почему так долго показывают нам, как человек долго играет на старом пионерском горне.

При обсуждении необходимо подвести ребят к тому, что ос­новной проблемой фильма является формирование человеческой лич­ности, которая, в свою очередь, немыслима без связи с прошлым. За будничным, серым течением жизни эта связь с прошлым почти не ощущается. Так горн еще задолго до финальной сцены уже неод­нократно появляется на экране. Но он звучит не так, как во время сбора. Это и обычная незаметная партия в театраль­ном оркестре я постоянное пребывание этого инструмента в футля­ре, подмышкой у такого смешного неуклюжего человека, как герой Р.Быкова. И тогда естественным будет вопрос: а меняется ли сама героиня фильма по мере развития действия иди нет? Как проявляется, например, это изменение на ее отношениях с матерью?

- 6 -

«Хочу, чтоб он пришел» (1981 г. Студия им. М.Горького, рек. Эдуард Гаврилов, сц. Г.Бокарев, оп. Б.Середин).

Тема; Познавая белый свет. Воплощение внутреннего мира человека кинематографическими сред­ствами.

Вступительное слово перед фильмом. Во время вступительного слова необходимо еще раз напомнить ребятам о том, что кинемато­граф, в отличие от литературы, например, использует свои специ­фические средства для того, чтобы показать, что чувствуют и о чем думают герои. Если писатель может просто пересказать за ге­роя его чувства и мысли или непосредственно дать ему самому сло­во, то в кино этот процесс осуществляется иначе: режиссер и опера­тор должен не просто рассказать, а показать нам, зрителям, слож­ный внутренний мир своих героев. Все, что вы видите на экране, вое предметы, которые окружают людей, их расположение по отноше­нию к другдругу - все это в кино неслучайно. Писатель А.Платонов вообще считал, что предметы после того, как она побу­дут в теплых человеческих руках, перестают быть чем-то неодушев­ленным, а как бы вбирают в себя саму душу человека. У умного, та­лантливого оператора, т.е. у человека, который как бы заставляет зрителя видеть окружающий мир его, оператора, глазами, изо­браженный на экране предмет всегда будет значим, всегда скажет нам что-нибудь о человеке, о его мыслях в чувствах. Фильм, кото­рый вы сейчас увидите, как раз в раскрывает нам многое во взаимоотношениях двух ребят (Витьки в Вовка) благодаря наблюдатель­ному взгляду оператора.

Вопросы к обсуждению и комментарии к ним :

I. Вспомните сцену, когда Витька показывает Вовке свой подвал. Внешне это весьма непривлекательное место в доме, мать


- 7 -

Вовки в ужасе, когда узнает, что ее маленький сын спускался в это страшное место. А на самом деле, что представляет из себя этот подвал? На самом деле - это как бы зримое воплощение внут­реннего мира Витьки. Здесь и то доброе, что он чувствует по от­ношению к отцу и воплощение его фантазии, выдумки.

2. Пусть ребята перечислят все предметы, которые так или  иначе выхватывает камера во время съемок в подвале. Что гово­рят нам эти предметы о внутреннем мире Витьки?

3. Что узнает маленький герой фильма (Вовка) благодаря зна­комству со своим старшим товарищем? Во-первых, он узнает цену деньгам. Во-вторых, он, может быть, впервые сталкивается с настоящим человеческим горем.

4. Как строятся взаимоотношения двух героев? Только стар­ший влияет на младшего или. они оказывают какое-то взаимное вли­яние друг на друга?

Вспомните сцену с кошельком. Сцену за кулисами в кукольном  театре.

5. Если подвал в доме - это воплощение существования какой-то иной, невидимой на первый взгляд жизни, (внешне благополучный дом, например, и вдруг убогое жилище дворничихи), то сцена за ку­лисами кукольного театра - это в какой-то степени продолжение той же зримой темы в фильме.

Витька старше Ловки, он знает изнанку жизни, более того, он, кажется, мало чего знает помимо так называемой житейской про­зы (отец-пьяница, больная мать и т.д.). Вовка же воспринимает все окружающее его как чудо (это, например, все переодевания знакомой дворничихи то в администратора театра, то в кассиршу в столовой и т.д.). Вовка не может принять искусство, видя его только с изнанки. Человек не может жить только одним горем, од-

- 8 –

 

ной жизненной правдой, для него необходима иллюзия, как вопло­щение творчества, фантазии, как воплощение духовного. Слабый мечтатель Вовка настойчиво требует от видавшего виды Витьки от­дать найденный кошелек! Здесь вроде бы нет воровства, но здесь нет и честности, а раз нет честности, то нет и идеала, и кумир Витьки может тут же исчезнуть в глазах его младшего товарища. Важно отметить, что Витька, признавая свой безоговорочный автори­тет в глазах Вовки, все-таки меняется под влиянием своего млад­шего товарища. Он отдает кошелек артисту, уводит Вовку из теат­ра. Он постепенно начинает приобретать то, чего раньше был лишен - мир детства.


- 9 -

Тема: Прекрасная страна детства. "Черная курица, или Подземные жители".

Сказка "Черная курица" была написана Антоном Погорельским полтора столетия назад для своего племянника Алеши (ставшего впо­следствии известным русским писателем А.К.Толстым) с заведомо нра­воучительными целями. Возможно поэтому в ней очень ослаблена сюжетная занимательность и усилено рациональное звучание, что, ес­тественно, накладывает определенный отпечаток на методику ее ана­лиза, на интерпретацию идейно-нравственного содержания.

Постановщик экранизации Виктор Гресь в какой-то мере преодо­лел прямую назидательность литературного первоисточника, тем не менее и в фильме ощущается преобладание интеллектуального начала, что значительно затрудняет его восприятие, особенно младшими школьниками.

Во вступительном слове (напомнив хорошо известные экраниза­ции классических сказок, в том числе "Снежной королевы") необхо­димо подчеркнуть, что "Черная курица" необычная сказка. В ней нет видимых чудес, волшебных превращений, открытой борьбы добра и зла. В ней тесно переплетены вымысел в реальность, мечты и фан­тазии, сновидения и жизнь. Поэтому о самого начала просмотра сле­дует настроиться на волну сопереживания маленькому герою, Алеше Ланскому, и постараться вместе с ним прожить его судьбу.

Фильм завоевал главные призы на Всесоюзном и Международном кинофестивалях, и этими наградами заслуженно отмечены его высокие художественные достоинства. Задача обсуждения - разобраться, в чем они состоят.

Вопрооы для обсуждения

I. В чем заключается сказочность филы? (Горящие свечи в спальне, предваряющие путешествие Алеши в подземелье; проход Алеши

- 10 - встреча с жителями; сны).

2. Вспомнить начало фильма (длинная панорама по пансиону с выходам на улицу через маленькое окошко). С чего начинается ис­тория Алеши? (Алеша перед строем воспитанников в ожидании наказа­ния. Метафора с дрессированной птичкой).

3. Кто такие подземные жители? Когда Алеша знакомится о ними? (Среди подземных кителей все обитатели пансиона, кроме клас­сного наставника).

4. В чем сила ячменного зернышка? Когда и как Алеша теряет его?

5. Какое главное "преступление" совершил Алеша? Когда и по­чему оно произошло?

6. Сравнить начало и конец фильма (ослепительный свет в противовес мрачности пансионата). В чем смысл двукратного повторения финальных кадров? Можно ли сказать, что это авторская оценка рассказанной истории?

7. Какова в фильме роль цвета? (Образ матери, детство, ры­цари, пансион),

В четвертых классах темой разговора должна стать нравственность поступков Алеши, выявление сущности конфликта, в который он вступает, не подозревая об этом. Необходимо восстановить последовательность развития сказочной истории о подземными жителя­ми, как она дана в фильме: одиночество Алеши - спасение Чернушки - сон - посещение подземелья - успехи в учебе - потеря и возвращение зернышка - предательство - уход жителей - финал.

В пятых-шестых классах, беря за основу ту же сказочную ис­торию, следует акцентировать внимание на анализе выразительных средств (цвет, музыки организация пространства) в через них вывести учащихся на осознание в осмысление нравственной идеи фильма.


- 11 –

Фильм "Чудак из 5 б" . Реж. И.Фрез, сцен. В.Железникова.

У-У1 классы.

Тема: 0б активной жизненной позиции.

Вступительное олово. Во вступительном олове с ребятами можно поговорить о творчестве этого известного детского режиссера. Для этого необходимо вспомнить хотя бы некоторые из его фильмов: "Первоклассница", "Я купил папу", "Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева", "Рыжик", "Отряд Трубачева сражается", "Хомут для маркиза", "Я Вас любил...", "Вам и не снилось", "Приключения желтого чемоданчика". Ребята, безусловно, смотрели некоторые из этих фильмов. Почти для всех лент Фреза характерны юмор, обилие приключений, песен, танцев. Мир представляется в этих картинах каким-то новым, необычными это естественно, т.к. Илья Фрез преж­де всего стремится раскрыть внутренний мир тех, о ком он и сни­мает свои картины, внутренний мир детей. Можно сказать, что ве­дущей темой творчества этого режиссера является тема познания ок­ружающего мира человеком, который только вступает в эту сложную и противоречивую жизнь.

Перед просмотром фильма "Чудак из пятого "Б" детям можно за­дать вопрос: "Как вы считаете, фраза Антуана Сент-Экзюпери" мы в ответе за тех, кого приручили" подходит для того, чтобы стать эпиграфом к данной картине или нет?

Вопросы и примерный ход обсуждения:

I. Вспомните, как начинается фильм? Камера сфокусировала Нину и других первоклассников. Лица ребят. Лица ребят становятся отчетливо видны, они как бы появляются из какого-то неопределен­ного общего фона. Зачем нужно было это автору фильма? Речь в кар­тине прежде всего идет о том, как подрастают дети, как они впер­вые начинают познавать окружающий мир. Скорее всего,  начальными

- 12 -

кадрами автор и хотел задать эту основную тему: из неопределен­ного общего фона начинают выступать черты человеческого лица, по которому мы можем судить о характере, и о темпераменте.

2. Как поначалу Борис Збандуто воспринимает предложение  стать вожатым октябрят?

3. Как вы считаете, почему малыши полюбили Бориса?

4. Как в каких сценах проявились качества его личности? Бо­рис играет с ребятами. Он великолепно понимает, что именно такой стиль общения наиболее приемлем в данной ситуации.

5. А как вы считаете, сам Борис от общения с малышами получает что-тo или нет? Меняется ли герой фильма по мере развития действия, или остается таким же, каким он был в самом начале?

6 Зачем нужно было показывать взаимоотношения Бориса и Толи? Ведь на первый взгляд это не имеет никакого отношения к главной теме фильма?

7. Почему через весь фильм проходит тема подарка, который Борис должен купить маме ко дню рождения?


- 13 –

Методические рекомендации по использованию кинофильмов на кл. часах  в V- VI классах

Тема: Экранизация произведений устного народного творчества на примере фильма "Илья Муромец" (реж. А.Птушко, в ролях: Б.Анд­реев, А.Абрикосов,  1956).

Основная цель обсуждения: показать особенности кинематографа, как пластического искусства.

О вступительном олове: Во время вступительного олова ребятам можно показать две репродукции В.Васнецова: "Богатыри", "Поле побоища Игоря Святославлича о половцами".

Посмотрите внимательно на эти репродукции. Будет ли что-нибудь общее между тем, что вы увидите на экране, и тем, что изо­бражено на этих картинах. Может быть, в фильме вообще будут вос­произведены эти картины. Если да, то запомните, в какой момент картины Васнецова появились на экране? Какое вообще они имеют отношение к действию фильма?

Вопросы и примерный ход рассуждений: Что напоминает вам в фильме картины Васнецова? Одежда ге­роев, цвет, их внешний вид. Как показан в фильме Калин-царь? На чем он сидит. Спины склоненных русских людей. Калин-царь без­жалостен только по отношению к русским или к своим подчиненным тоже? Приведите примеры (холм из человеческих тел, холм из зо­лота, которое награбил Калин-царь у своих же и т.д.). Какие костюмы носят враги земли русской? Какого цвета эти костюмы? Поче­му именно мрачные тона выбрал художник?

Вспомните начальный эпизод фильма: разговор калик перехожих о богатырем Святогором. Святогор не может больше спуститься на землю, так как не выдерживает его мать сыра-земля больше. Бога­тырь отдает свой меч каликам перехожим, чтобы, те передали его

- 14 -Илье Муромцу.

Вспомните, как благодарят калики Святогора? Они обедают бо­гатырю, что в песнях народных будет жить вечно. Святогор вместе со своим боевым конем превращается в камень, но остается после него богатырский меч, остается народная память. Значит, речь идет о какой-то эстафете, о какой-то цепи явлений. Что же связывает вое события фильма воедино? Скорее всего, - тема бессмертия подвига. Именно этому в посвящен фильм. Вспомните, когда речь шла о войске Калина, мы с вами обращали внимание на то, как внешне выглядят татарские воины, во что они одеты, что несут в руках и т.д. Заме­тили ли вы, что очень часто в кадре будет появляться и изображение черепа, как символа смерти. Ведь сам мрачный цвет одежды людей Калина-царя наводит нас на мысль о том, что это силы зла, сеющие вокруг себя только зло и разрушение.

Итак, в фильме есть две противоположные силы. Это силы смер­ти и силы жизни. Почему именно Илью Муромца и тех, кто о ним связан .мы можем отнести к силам жизни? Вспомните, как вышивает Василиса Илье Муромцу скатерть-самобранку. Ей в этом помогают и птицы, и звери. Какой красочный, яркий узор появился на скатер­ти! Это действительно жизнь. Вспомните, какие красивые церкви стоят на площадях стольного града Киева. Какая могучая в красивая природа окружает русских людей! Как вы считаете, что движет эти­ми людьми? Что заставляет их идти на смертный бой? Любовь к ро­дине, любовь к своему народу. Именно об этом каждый раз и говорит Илья Муромец. Где, в каком эпизоде фильма главный герой проходит наиболее тяжелое испытание, когда ему прежде всего необходимо доказать свою искреннюю любовь к русскому народу, к русской зем­ле? Эпизод заточения князем Владимиром Ильи Муромца в подземелье. Необходимо при разборе данного эпизода обратить внимание ребят


- 15 –

на то, что герою приходится делать для себя очень важный выбор: с одной стороны, справедливый гнев на князя Владимира, а о дру­гой, - обиды всей земли русской, за которую надо заступиться. Бессмертие Ильи Муромца как раз и определяется тем, что ради все­го народа он готов забыть и личные обиды и собственные лишения. В этом и заключается источник силы русских богатырей. Как, в ка­ких эпизодах наиболее ярко показаны нам проявления ни с чем не­сравнимой мощи русских витязей? (перечислите эти эпизоды). Поче­му Калин-царь все-таки, несмотря на свое войско, обречен на по­ражение? Корысть, злоба, жажда наживы никогда не объединяет лю­дей, не придает им духовной силы.

-16 -

Основные элв'»»™ потайной канвы           

Ко мне, Мухтар, реж.. С.Туманов, сц. И.Меттер. Мосфильм, 1964. Тема: 0 братьях наших меньших.

Основная цель обсуждения: дать в результате анализа фальма представление о таких основных моментах событийной канвы, как завязка, кульминация, развязка и эпилог.

О вступительном слове. Вспомните, вы пытались рассказать своему приятелю какую-нибудь забавную историю. Эта история обязательно начиналась с какого-нибудь события. Например, мальчик шел по дороге, ел банан и бросил шкурку на асфальт. Посмотрите, здесь, в этом предложении, уже заключено не одно, а целых три события: мальчик шел, ел и, наконец, бросил шкурку на асфальт. Причем, очень важно отметить, что не произойди последнего, то данная история вообще на этом и кончилась. А что же могло произойти дальше? Другой мальчик шел по той же дороге, он читал на ходу и случайно не заметил шкурки, подскользнулся и смешно упал.

Затем он встал и, рассердившись, отбросил ногой мусор о до­роги. Вы все это видели со стороны . хотите, конечно, рассказать кому-нибудь о случившая. Получится ли ваш рассказ, если вы начнете его с того момента, когда упавший мальчик, рассердившись, выбрасывает шкуру с дороги или нет? Какие важные события будут пропущены в рассказе? Расскажите сами какой-нибудь смешной случай.

Вот и в фильме, так же, как и в любом рассказе, события должны быть выстроены в строго определенной последовательности. Авторы фильма с помощью кинематографических средств как бы рассказывают нам свою картину и, чтобы рассказ получился интересным, увлекательным, они выстраивают его приблизительно так же, как вы неизбежно выстраиваете забавные истории.


17.

которые случались непосредственно с вами.

Вопросы к обсуждению /комментарии к ним/:

I. Как вы считаете, кто рассказал нам этот фильм про собаку? Можно ли сказать, что некоторые сцены в фильме рассказаны нам как будто самим Мухтаром? Почему мы догадываемся о том, что ду­мает Мухтар?

Необходимо напомнить ребятам о существовании так называемого голоса за кадром. Весь фильм увиден как бы глазами собаки. Наме­чается противоречие между внутренним миром служебно-сторожевого пса и его работой. История с собакой по кличке Дон дается автора­ми фильма как бы параллельно с историей самого Мухтара. Мухтара гак же могут списать в любой момент, как и Дона. Он просто сторо­жевой пес для бюрократической машины. Авторы фильма заставляют нас самих встать на место Мухтара. Мухтар не просто бездушное животное, он может мыслить, чувствовать, у него есть мужество, представление о чести /сцена, когда Мухтар тайком ел свой ужин в клетке/.

2. Вспомните, как попадает Мухтар на службу в милицию? Как вы считаете, что он должен чувствовать по отношению к своей хозяйке и к своему новому хозяину? Как проявляются чувства Мухтара в его поведении? Что помогает инструктору Глазычеву завоевать доверие собаки? Почему Мухтар гак старается быть хорошим служебно-сторожевым псом?

3. Вспомните, с чего начинается служба Мухтара? Какое первое дело он расследует? Восстановите всю последовательность эпизодов, связанных со служебной карьерой Мухтара?

4. Вспомните самый напряженный эпизод в фильме?
Взятие бандита-рецидивиста Фролова.

- 18 –

гон. Самого Фролова еще не видно. Раздамся только выстрелы. И вдруг на экране все предметы как бы запрыгали. Произошло что-то неожиданное. Мухтар вырвался из рук и бежит по направлению к вагону. Лампа. Тусклый свет в вагоне. Лицо Глазычева крупным планом. Что мы можем сказать о его чувствах в данный момент? Со­здается ли у вас ощущение, что произошло что-то непоправимое? Подвиг Мухтара как бы заранее подготовлен. Фролов-рецидивист. Он неоднократно убегал из тюрьмы, совершил не одно убийство. Авторы фильма как бы подчеркивают, что взять такого преступника будет очень трудно.

5, Как вы считаете, что бы изменилось в фильме, если бы из него убрать вое те сцены, которые связаны о жизнью Мухтара после тяжелого ранения?

Как вы понимаете финал фильма?

Встреча Мухтара о вновь прибывшим молодняком. Ведь Мухтар действительно уже не сможет принести никакой пользы людям. Может быть, правы молодые псы, которые думают о том, что "зря этот старик еще ковыляет на этом прекрасном белом свете".

При обсуждении фильма необходимо поставить перед ребятами вопрос о том, за чем вообще жил Мухтар. Только для того, чтобы найти убитых кроликов или схватить бандита? В фильме очень яс­но прослеживается тема жертвенности. Мухтар на протяжении вое-го фильма вырастает из своенравного избалованного пса в лич­ность со своим представлением о чести, о долге. Именно это ипозволяет ему совершить подвиг.


- 19 –

«Цирк».

Этот фильм (1936) является второй режиссерской работой ученика и соратника Эйзенштейна, выдающегося комеди­ографа Григория Александрова, о дебюте которого - фильме "Ве­селые ребята", шедшего за рубежом под названием "Москва смеет­ся", Чарли Чаплин писал: "Александров открыл для Америки новую Россию. До "Веселых ребят" американцы знали Россию Достоевского. Это - большая победа". Сценарий "Цирка" был написан И.Ильфом, Е.Петровым, В.Катаевым по мотивам мьюзикхольного спектакля, а затем переработан режиссером.  (…) Несмотря на все признаки музыкально-эксцентрической комедии: трюки, аттракцион, ревю, мьюзик-холл, опе­ретта, - "Цирк" выгодно отличается от нее стройностью и строгос­тью драматургии. В фильме веселая, жизнерадостная комедия переплеталась с серьезной драмой, которую переживала американская актриса Марион Диксон, изгнанная из Соединенных Штатов. Внешне спокойная, нарядная, знаменитая, а внутренне запутанная и не­счастная Марион Диксон приезжает в Советскую Россию с гастроль­ным номером "Полет на Луну"...

Ислолнительница роли Марион Любовь Орлова, дебютировавшая незадолго до "Веселых ребят" в фильме "Любовь Алены" (1934), Достигла в "Цирке" зрелого актерского мастерства. Она сумела все перипетии сложной роли наполнить чистым человеческим чувством. Средствами драматического действия, музыки, пластического движе-

- 20 –

ния, акробатики, танца она создала синтетический образ, глубо­кий человеческий характер. "Цирк" сделал Орлову самой популяр­ной киноактрисой, ее известность перешагнула границы нашей страны.

Столь же мастерски оправились со своими ролями и другие по­пулярные в ту пору актеры театра в кино: В. Володин, С.Столяров, П.Массальский. Точная и уверенная режиссура Александрова, высо­кое искусство монтажа, удачное сочетание разнохарактерных худо­жественных элементов фильма сделали "Цирк" заметным явлением со­ветской кинематографии 30-х годов. (…). Ху­дожественные достижения "Цирка" получили свое развитие и в по­следующих, широко известных фильмах Александрова: "Волга-Волга",  "Весна".

Вопросы для обсуждения

1. Роль музыки в фильме. Почему "Песню о Родине" поет американка?

2. Какое драматургическое значение несут в себе два эпизода с аттракционом "Полет на Луну" - первыйи последний?

3. В каких актерских сценах переплетаются комедия и драма?

 

4. Какую роль играет в фильме мультипликация?

5. Какое идейное значение имеет финал фильма?


21                            V-VI классы

Тема: Непреходящие нравственные ценности, воплощенные в мультфильмах различных жанров (м/ф "Охота", "Контакт", "Лаби­ринт", "Сказка о попе и его работнике Балде").

Основная цель обсуждения. Показать особенности развития cобытийной канвы в мультфильмах различных жанров.

0 вступительном слове. Для учащихся перед просмотром дан­ного сборника необходимо прежде всего обратить внимание на осо­бенности жанра киноповествования.

Жанр научной фантастики (мультфильм "Контакт"). Для этого жанра прежде всего необходим элемент необычного эксперимента. Эксперимент - это всегда исследование, познание непознанного. Герой в научно-фантастическом фильме всегда должен оказаться в ситуации необычной. В комедийном жанре все свершается как бы наоборот. Герою никогда не угрожает опасность и поэтому даже самые рискованные ситуации разрешаются смешно. Вопросы к обсуждению мультфильма "Охота":

1. В фильме действие происходит в двух местах: современный город и джунгли. Как вы считаете, какое настроение хотел пере­дать режиссер, показывая современный город? Отличается ли это настроение от того, которое возникает в мультфильме, когда речь идет о джунглях?

2. Подумайте, какие средства использует автор, чтобы соз­дать у нас мрачное настроение? (непрекращающийся поток машин в городе, тусклый свет неоновых ламп, бессмысленные выражения лиц, фигура человека, которой стоит и тупо смотрит на нас с эк­рана, современные музыкальные ритмы, звучащие за кадром).

3. Подумайте, как будут отличаться от города джунгли? Сравните: в городе это непрерывный поток машин, в джунглях ка­кое будет движение? Освещение, выражение лиц животных, музыка -

- 22 –

как все это воплощено на экране?

4. Вспомните эпизод, когда появляется на экране лев? Поче­му он должен был появиться не сразу, а к концу рассказа о джун­глях? Как вы считаете, какое чувство испытывает в данный момент мальчик и почему?

5. Вспомните последний эпизод в мультфильме. Над мальчи­ком наклонился продавец оружия. Что еще в этот момент изобра­жено на экране? (Фотография с убитым львом на заднем плане и рас­качивающиеся, как маятник, ключи в руке продавца). Какое наст­роение создают все эти предметы?

Рекомендации для учителя. При обсуждении мультфильма не­обходимо подвести ребят к раскрытию основного замысла через со­поставление контрастных сцен в мультфильме. Замысел этот сво­дится прежде всего к тому, чтобы показать ценность всего живо­го как высшую нравственную ценность и в то же время показать беззащитность этого живого перед равнодушием, сытостью, мещан­ской самоудовлетворенностью.


                                                     - 23 -

 

 

(…) По словам критика Д.Золотусского, в любом произведении искусства, будь то роман или фильм, внешне герои сходятся, чтобы представиться друг другу и читателю, зрителю, а внутренне их сводит мысль автора - его раздумья о жизни, о современной ему действительности, о смысле человеческого бытия. Частично эти раздумья высказываются самими героями, но авторская позиция, нравственное, философское содер­жание фильма определяется в самой форме киноповествования, в том, как показаны герои, в какой последовательности предстают запе­чатленные на экране события.

Но особенности развития внешнего и внутреннего планов ки­ноповествования зависят также и от жанровой разновидности. Жанр - это особая группа фильмов, объединенных общим отношением к герою. В жанре кинодрамы, например, герой обычно оправдывается, в жанре киносатиры - осуждается, в кинотрагедии - возвеличива­ется, в комедии - высмеивается (С.Пензин. Кино - воспитатель молодежи. - Воронеж, 1975). Наиболее четко отношение обнаружи­вается в приключенческом жанре. Внешний план киноповествования ярко раскрывает особенности характера главного героя приключен­ческого фильма - благородство, гуманность, решительность в борьбе со злом, необычайную ловкость, мастерское владение ору­жием, бескомпромиссность в утверждении своих идеалов. Такой сте­реотипный набор положительных качеств героя делает однообразным. (…)

- 38 -  "Телеграмма".



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Звонят, откройте дверь (реж. А.Мигта, сц. А.Володин, Мосфильм, 1965). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Звонят, откройте дверь (реж. А.Мигта, сц. А.Володин, Мосфильм, 1965).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)