Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Авторы с. С.Лунгин, И.Нусинов, режиссер-постановщик Р.Быков, оп. А.Мукасей, худ. А. Кузнецов, коми. М.Меерович. Мосфильм, 1971.



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Авторы с. С.Лунгин, И.Нусинов, режиссер-постановщик Р.Быков, оп. А.Мукасей, худ. А. Кузнецов, коми. М.Меерович. Мосфильм, 1971. 0.00 из 5.00 0 оценок




В ролях: Н.Архипова, В.Телегина, Р.Зеленая, Н,Бурляев, Н.Крючков, Ю.Никулин; дети: Таня Гришина, Сережа Воинов, Сережа Шустицкий, Егор и Павел Коган (Руслан).

Ролан Антонович Быков - режиссер-постановщик таких извест­ных детских фильмов, как "Айболит-66", "Внимание, черепаха!" (фильм был снят в 1970 г. по сц. С.Лунгина и И.Нусинова тем же авторским коллективом, комп. А.Петров), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса", очень талантливый педагог (он награжден значком "Отличник народного просвещения"), владеющий особым искусством работы с детьми. "Успех "Черепахи", - пишет киновед И.С.Левшина, - был на девяносто процентов решен в подготовительном периоде, когда группа подбирала детей на роли. Быков искал в ребенке лич­ность, он серьезно и на равных разговаривал с претендентами на главные роли, уважительно и заинтересованно относился к миру интересов и убеждений своих семилетних и восьмилетних товарищей по будущей работе. Быков искал индивидуальности нестершиеся... вопрос актерских способностей того или иного ребенка режиссер на время сознательно опускал, ибо был уверен, что у юного испол­нителя они лежат где-то рядом с человеческой одаренностью" ("Ро­лан Быков". М.: Искусство, 1973, с. 124).

Фильм "Телеграмма" отличается тем же уважительным и заин­тересованным вниманием к миру действия, той же энергией и актив­ностью режиссера, у которого поиски неожиданных решений, эксцен­тричность образного мышления не заслоняют отчетливо выраженных гражданских идеалов.

Композиционно фильм "Телеграмма" состоит из серии новелл-


- 39 -

встреч, объединенных сюжетным ходом - поиски адресата телеграммы.

На таком материале разговор о роли эпизода в фильме, о принципах

сюжетного "оцепления" эпизодов и важнейшем "объединяющем факторе"

- авторской позиции может быть наглядным и убедительным.

 

I Вопросы к обсуждению фильма (и ход рассуждений):

I. Герои фильма встречают много людей, очень разных и инте­ресных. Все они появляются в одном эпизоде, чтобы потом "уйти" из фильма.

Для чего понадобились авторам эти эпизоды-встречи? И что их объединяет, что делает фильм единым художественным целым, несмотря на его фрагментарность? (От постановки общего вопроса идти к конкретизации):

I. Назовите наиболее запомнившиеся эпизоды из фильма. Поче­му они запомнились? (Необычность ситуации, смешная ситуация; необычный герой, яркие, запоминающиеся детали или детали, уди­вившие жизненной достоверностью и т.п.). Напомним некоторые из них: Часы на театре кукол (театр Образцова) - собственные впе­чатления ребят и радость встречи со знакомым, дорогим?

В библиотеке - смешная писательница (Рина Зеленая)? Почув­ствовали ли ребята пародийный характер сцены? Или внимание при­влек поступок Кости (взял книгу), связанный с развитием действия? В квартире старика-резчика - необычность квартиры ("прянич­ный домик") или характеры героев (Ю.Никулин и В.Телегина), или их рассказ о Кате Иноземцевой?

В квартире генерала - почувствовали ребята иную тональность этой сцены (яркие краски предпраздничной Москвы ушли, ушла суто­лока, возникло спокойствие, сосредоточенность и еще... память войны: сравнить с деталями - снег падает на памятник героям, мед­ленно идет навстречу ребятам инвалид войны)?

Финальная сцена на вокзале - удивление открытия: легендарная

- 40 –

героиня - Катя Иноземцева - Тошина мама?

Какие эпизоды смешны, праздничны? В каких возникает чувство тревоги? Какие лиричны?

"Макро-эпизоды, их эксцентричность - в чем основа комиче­ского: в снегоуборочную машину снег бросает дворник; невеста с сигаретой; священник с игрушечным красным конем и др. Что назо­вут ребята? Как свяжут с общей атмосферой кинематографического мира Р.Быкова?

2. Какие эпизоды представляются главными? Правомерна ли
такая постановка вопроса? Что взять за "точку отсчета"?

3. Чем объединяются эпизоды? - Поиски адресата телеграммы.
Все эпизоды имеют к этому отношение?

Вывод: узко - постепенно накапливается материал биографии Кати Иноземцевой (в финале - взрыв-открытие: это Тошина мама!); широко - многообразие мира, неисчерпаемость человеческой жизни, открытие мира ребенком в какие-то моменты происходит особенно интенсивно - в фильме и происходит ряд открытий человеческого бо­гатства. Важен эмоциональный итог столкновений маленьких героев с реальностью.

II. Кто герои фильма?

Взрослые: "старик со старухой", хирург, генерал, Шеломытова, фронтовая подруга Кати, - что открыли ребятам встречи о ними., чем обогатили? Умеем ли мы быть внимательными к окружающим наc людям? (Как в этих встречах возникает тема войны? Особенно благодарный материал для анализа эпизода - встреча с генералом. Заметила ли ребята детали: генеральская шинель, которой накрыт больной, би­нокль - как единственно возможная для него форма выйти за пределы квартиры... В чем мужество и красота этого человека?").

Эпизодические персонажи - наблюдательность авторов фильма, узнаваемость, жизненная основа сценок и характеристик персонажей:


- 41 –

актеры в новогодних масках у лотка с горячими пирожками, веселый прохожий с душой нараспашку (узнали ли ребята Быкова? Какие чувства переполняют прохожего? Как это вписывается в атмосферу филь­ма?).

Маленькие герои. Какова роль Руслана? (Его играют два маль­чика - братья-близнецы). Возможна параллель с Кузей - героем фильма "Автомобиль, скрипка...". Как относится к Руслану Костя? Как это раскрывает характер Кости? (Важно объяснить маску-игру Кости - изображение "доброго слона").

Что изменилось в отношениях между Тошей и Костей? Как идет противопоставление: Шафоростов (самая "яркая" личность в классе) и "незаметный", не боящийся быть смешным Костя? Почему переоцен­ка Тошей двух мальчиков неизбежна и естественна? Как это пока­зано?

Ш. Что же объединяет вереницу встреч в фильме? Почему он воспринимается как единое целое? Не прочитав фамилию режиссера в титрах, могли бы вы сказать, что это фильм Ролана Быкова?

Какова общая атмосфера фильма? - Праздничная, добрая. Слу­чайно ли выбран день для рассказанной истории - накануне нового года?

Посмотрите детские рисунки - сколько света, радости в ре­бячьем воссоздании красок мира, того самого мира, в котором мы видим и серость, и мусор, и грязь..." (Р.Быков). Как свежесть и красочность детского восприятия мира определили красочную палитру фильма?

Каков смысл поисков - истинная идея, организующая сюжет? Что хотел сказать автор? Что смогли "услышать" ребята? - Не по­иск адресата (сюжетно это так) - поиск героя, подлинного героя. Увидеть их рядом с собою - значит по-новому увидеть жизнь, сде­лать одно из важнейших и необходимых для человека открытий. Это

- 42 -

случилось о Тошей и Костей. А со зрителями? Смогут ли ребята са­ми сформулировать подобный вывод?

Что отличает фильмы Р.Быкова? За что их так любят ребята?

Веселая и озорная импровизация, богатство выдумки; яркая, эмоциональная игра актеров (равнодушие в фильмах Быкова немысли­мо - и оператор, и художник - единомышленники режиссера). О серь­езном, гражданственном рассказывается ненавязчиво, без назида­тельности. Есть память войны, оказывается у детства есть прош­лое - и к нему тянутся очень прочные нити. Открытие, что мама, та­кая домашняя, обычная - героиня, о которой с глубоким уважением рассказывали вое. Многое изменилось в мировосприятии детей.


- 43 -

5-6 классы

 О фильме "Гусарская баллада"

Сц. А..Гладкова при участии Э.Рязанова, peж. Э.Рязанов, оп. Л.Крайненков, худ. М.Богданов, Г.Мясников, звукоп. В.Попов, комп. Т.Хренников. - Мосфильм, I962.

В главных ролях: Л.Голубкина, Ю.Яковлев, И.Ильинский, Н.Крюч­ков, В.Кольцов (Азаров), Т.Шмыга (Жермон).

Из истории экранизации пьесы А.Гладкова "Давным-давно". Премьера пьесы - 6 ноября 1941 г. в осажденном Ленинграде (театр Комедии). Лучшая постановка - реж. А.Д.Попова в централь­ном театре Советской армии (1944 г. Шура - Л.Добржанская): лирико-романтическая тональность пьесы,"грациозность", "ритмы мазур­ки" (А.Попов).

Юношеские впечатления Э.Рязанова от этой постановки: празд­ник. "Озорная, написанная звонкими, яркими стихами, она рассказы­вала о смелых, лихих людях, которые бескорыстно дружат, горячо влюбляются, готовы прийти на помощь другу, которые ценят шутку, застолье и вообще любят жизнь" (Э.Рязанов о пьесе). Замысел по­становки фильма к юбилею - 150 лет Бородинской битвы. Премьера 7 се­нтября  1962 г.: "В "Гусарской балладе" привлекает отличный вкус, способность точно следовать законам жанра и непринужденно поль­зоваться его условностями, смелость в выборе актеров..." (Правда, 19 октября 1962 г.).

Первый фильм - экранизация Э.Рязанова: "Я как-то сразу по­чувствовал ее интонацию - ироничную, задорную, где-то бесшабашную и озорную". Изменение названия: не только о "девице-кавалеристе", но о 1812 г., о гусарах Дениса Давыдова. Новые батальные сцены (текст 8 сцен в стихах - стилизация Э.Рязанова), исчезли сцены "прощания с куклой", "финальное объяснение" и др. Фильм Рязанова в большей мере комедия ситуаций, а не характеров. Блестящая и не-

- 44 -

ожиданная удача фильма - Кутузов (И.Ильинский): народный шор, героическое через обыденное, психологическая многогранность и глу­бина характеристики.

Материал для вступительного слова: 0 фильмах режиссера Э.Ря­занова: "Гусарская баллада" - четвертый игровой фильм, до него -"Карнавальная ночь" (1956), "Девушка без адреса" (1958), "Человек ниоткуда" (1961), последующие фильмы ("Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи" и др.) известны всем. Верность жанру комедии, бо­гатство "жанровых красок", поиски: приключенческая комедия с эле­ментами пародии ("Берегись автомобиля", "Приключения итальянцев в России"), сатирическая комедия ("Дайте жалобную книгу", "Га­раж"), музыкальная комедия. Особое место "Гусарской баллады" в ряду фильмов Рязанова: о героических событиях средствами муз-комедии, причина обращения к пьесе А.Гладкова.

Вопросы перед просмотром:

Какие фильмы Рязанова вы знаете?

Что отличает комедии Рязанова.(например, по сравнению с ко­медиями Гайдая)?

Год создания комедии - 1962. Юбилей - 150 лет Бородинской битвы. Правомерно ли - к юбилею величайшего события национальной истории создавать комедию? (Возражения критиков). Категорические возражения вызывал выбор на роль Кутузова известного комического актера И.Ильинского. Как вы думаете, почему Рязанов выбрал имен­но его? - Ответим на этот вопрос после просмотра фильма.

Вопросы для обсуждения:

I. Как определить основное настроение фильма? (Праздничность, озорство), Чем оно создается? Можно ли представить себе черно-бе­лый вариант фильма? (Подчеркнутая яркость красок: голубизна сне­га, ослепительное солнце, яркие мундиры в пр.). Ритм сказки и


- 45 –

ритм мазурки. Музыка, Герои гусары - отважные и веселые. Шутка и розыгрыш как естественная атмосфера действия.

2. Как определить жанр фильма? Попробуйте дать обоснование,
назвать признаки.

Комедия. Музыкальная комедия. Историческая комедия (?) - воз­можно ли такое сочетание? Что из истории? Прототип Давыда Василь­ева? Как воспроизводится историческое в музыкальной комедии?

"Размышляя о мере достоверности в показе эпохи, я решил для себя, что создавать на экране музей мебели, одежды, оружия, усов и бакенбардов мы не будем. Главное - найти способ верно передать дух времени" (Э.Рязанов).

3. Как заставка к фильму настраивает на восприятие такого фильма? (Взрывается старинное ядро, вязью - буквы заглавия, му­зыка).

4. Как создается эффект комического? Давайте проанализируем конкретную сцену. Например, разговор Кутузова и Шуры Азаровой ("разоблачение" корнета). Серьезен ли гнев Кутузова (И.Ильинский)? Как он реагирует на слезы Шуры? Комическое противоречие ситуации: этот "мальчишка" спас от французов генерала Балкашова. Комическое противоречие и ситуации, и характера: мудрого, старого чело­века, "перехитрившего" французов, провела девчонка!

"Комедия о переодеваниями" - примеры смешного.

5. В какой мере выбор жанра определил художественную струк­туру фильма, его звукопластический отрой?

Батальные сцены: обобщенность решения образа врага (начало -игрушечные стройные, алые ряды французов, конец - странные фигу­ры в лохмотьях; разное звучание песенки о короле Анри IV, об­раз метели); пиротехника; пластика фехтовальных поединков; "но­мера" циркового конного аттракциона (группа М.Туганова).

- 46 -

Музыка и пластическое решение сцен, средство характеристики персонажей; водевиль или лирико-романтическая комедия? - Проана­лизировать с этих позиций игру актеров Ю.Яковлева, Л.Голубкиной (первая роль в кино студентки Ш курса Театрального института, отд. музыкальной комедии), И.Ильинского.

О Голубкиной: удалоcm ли сочетание - в одном случае "суровая, непреклонная интонация молодого мужчины, в другом - нежность, мяг­кость, податливость женщины"? (задача, поставленная режиссером). Справедливо ли суждение критика: есть ловкость, отвага, дерзость, мало лиричности, забываем, что это девушка?

Возвращаемся к вопросу: правомерен ли выбор И.Ильинского на роль Кутузова? аргументы "за" и "против". Подчеркнуть глубину пси­хологической характеристики. Вывод: глубинный поиск характера не противопоказан комедии.

Литература о фильме:

1. Рязанов Э. Эти несерьезные, несерьезные фильмы.  М., 1977.

2. Рязанов Э. Грустное лицо комедии. М., 1977.

3. Максимова В. Питомцы славы // Искусство кино, 1962, № 12.

4. Лунден В. Недаром помнит вся Россия // Сов. экран, 1962, № 11.


- 47 -                               

О фильме "Семеро смелых" Авт. сцен. С.Герасимов в Ю.Герман, реж. С.Герасимов, оп. В.Ве­личко, худ. В.Семенов, комп. В.Пушков.

В ролях: Н.Боголюбов, Т.Макарова, И.Новосельцев, О.Жаков,  П.Алейников. - Ленфильм, 1936.

Материал для вступительного слова Режиссеры и кинокритики о фильме: С.А.Герасимов: "Мне казалось, что дефекты нашего искусства определяются попыткой охва­тить все огромное. Мне казалось, что главный вред от гигантомании... Я не делал камерной картины. Я делал картину подробную. Я убеж­ден, что сила искусства в подробности видения художника, а не в том количестве свободного времени, которое позволяет ему пока­зать большое количество общих мест. Подробность - это не то сло­во, которое я хотел бы употребить, оно общо, но под ним надо под­разумевать не скрупулезно техническую детализацию, а движение вглубь материала" (Ст. "Как я стал режиссером", 1952).

В.И.Пудовкин: "В этом отсутствии фразы, лобовой атаки сло­вом, в недоговоренности, в своеобразной неточности речи заключено большое обаяние. Мне кажется .Герасимову удалось наконец найти путь к поденному соединению достижений немого кино с теми новыми зада­чами, которые перед нами поставило кино звуковое" (Газета "Кадр", 1936).

Л.Ягункова: «Сколько раз, подобно героям фильма, и членам съемочной группы приходилось пробиваться через внезапную пургу, сколько раз в поисках натуры они совершали многокилометровые пе­реходы по нехоженой земле... Эти экспедиции не только сдружили людей, они определили творческий коллектив как обычный трудовой коллектив молодых энтузиастов, и это создало в груше ту особую созидательную атмосферу, что способствовала пониманию принципов единой творческой школы. Той самой школы, которая помогла сделать

- 48 –

поистине новаторскую картину... Бак ни возрос интерес к человече­ской личности в кинематографе..., но, пожалуй, до Герасимова еще никто не задавался целью воспроизвести жизнь в тех детальных под­робностях человеческого существования, в которых воспроизводит ее художественная проза... Главным объектом и критерием художествен­ного осмысления действительности ему виделся человек. Обычный, на первый взгляд, ничем не примечательный, и вместе с тем способный тронуть за живое, разбудить эмоциональную чуткость, сделать то, что в конечном счете и является задачей настоящего искусства -дать пример нравственной высоты" ("Тамара Макарова", 1978).

Тезис I: "Семеро смелых" - новое слово в советском киноискус­стве, фильм, в котором впервые реализованы творческие принципы школы Герасимова (хотя для Герасимова это, по счету, четвертый фильм).

В фильме снималась группа актеров-единомышленников, большин­ство из них окончило курс Герасимова в Институте сценических ис­кусств (Ленинград),

П. Документальная основа фильма: книга Константина Званцева о покорителях Севера, его обращение к молодежи в "Комсомольской правде" (1932 г.). Эпиграф к фильму. - заметка из газеты (строки): "На призыв организовать полярную зимовку откликну­лись 409 добровольцев. Из них было отобрано 6.

Ш. Атмосфера 30-х гг. в фильме: оптимизм молодости, дух по­иска, утверждение новых норм отношений в коллективе. Зимовка в бухте "Радостная", музыкальный лейтмотив фильма - песня "Лейся, песня, на просторе", ставшая "позывными" этих лет.

1У. Герои фильма: люди нового поколения, сформировавшегося в послереволюционные годы (первое послереволюционное поколение). Групповой портрет. Какими они были? Жизнь в условиях сурового


- 49 –

Севера. Герои предоставлены сами себе. Необходимость все решать самостоятельно, проверка "на прочность". Вопросы к обсуждению:

1. В чем необычность конфликта в фильме? (Человек - приро­да). Не снижается ли этим напряженность действия?

2. Кто главный герой фильма? (Коллектив полярников, главных героев в общепринятом смысле нет. Насколько это важно для идеи фильма?).

3. Как творческие принципы "школы Герасимова" определили ха­рактер игры актеров? (Возможно выделение для более обстоятельно­го анализа актерской работы Макаровой, или Боголюбова, или Алейникова).

Будничный героизм, юмор заземляет патетику; немногословие -новое построение диалога, роль подтекста, мимики.

4. Определите авторскую позицию режиссера С .А. Герасимова: его представление о нравственной норме, о главной задаче художе­ственного исследования жизненных явлений кинематографом (что зна­чит формула "движение вглубь материала"?).

5. Как вы определите общий эмоциональный настрой фильма? Какова в этом плане роль музыки в фильме? Роль "бытового фона?" Роль пейзажей?

Примечание: в зависимости от уровня подготовленности класса количество вопросов может быть сокращено.

- 50 -

 

Оператор в кино

В феврале основной задачей обсуждения будет знакомство ребят о профессиями оператора и художника. Оператор и художник -"авторы кинематографической реальности" в фильме. Они обязаны соблюдать так называемые пропорции фотографической документаль­ности и условной декорации. О работе оператора ребята уже кое-что знают. Именно такие понятия, как ракурс, или "точка зрения" камеры, длительность и крупность планов - крупный, средний об­щий - все это как раз и говорят нам о мастерстве того, кто не­посредственно снимает фильм.

Работа художника в кино заключается в создании эскизов, де­кораций, костюмов, грима. Эти две профессии неразрывно связаны между собой, т.к. они призваны создать у зрителя иллюзию ре­альной жизни или, наоборот, мир фантастический, не имеющий ни­чего общего с реальностью.

Тема: Дети войны

О фильме "Юнга северного флота"

Сцен. Б.Трунин, Э.Тополь, реж. В.Роговой.

В ролях: Альгис Аркаускас (Володя), Валерий Рыжаков (лей­тенант Новиков), Михаил Кузнецов (мичман Лукьянов), Василий Лановой (отец Володи ) и др. Киностудия им. М.Горького, 1974 г.

Основная цель обсуждения: познакомить ребят с основными особенностями работы оператора в кино.

Некоторые идейно-стилистические особенности фильма. Доку-


- 51 –

ментальная основа фильма: в годы Великой Отечественной войны на Соловецких островах, в помещении бывшего монастыря, была школа юнг ; выпускники школы совершили подвиги в морских боях.

"Юнга Северного флота" - киноповесть, отличающаяся сдержанностью и суровостью повествования, стремлением точно воссоздать атмосферу времени (это убедительно может быть выявлено при срав­нении с другими фильмами о подростках на войне). Здесь почти нот элементов приключенческого фильма (исключение - эпизод захвата вражеского катера - оттеняет особенности стилистики фильма; на­сколько эпизод органичен в структуре фильма - другой вопрос). Для авторов фильма важно точное определение времени событий (репродук­тор военных лет: сводка о событиях за 5 мая 1943 г. - заставка к фильму), достоверность бытовых примет времени (улицы Мурманска военных лет, очереди за хлебом, одежда людей; песня Кл. Шульженко - по заявкам моряков).

Тема фильма: подросток и война. Решение ее далеко не одно­значно. "Мальчики мужчинами стали в бою" - лейтмотив финальной песни, но есть ли у взрослых мужчин право посылать их в бой (ав­торская позиция наиболее полно проявляется в словах и поступках лейтенанта Новикова, решают для себя этот вопрос и остальные пер­сонажи фильма).

Финал фильма дает решение темы в обобщенно-символическом плане, его детальный анализ важен для понимания идейно-стилистических особенностей фильма.

Вопросы для разбора фильма (в комментарии к ним):

I. Как начинается фильм? Почему авторам важно подчеркнуть достоверность, документальный характер происходящего на экране? Как заставка к фильму (до титров) сразу вводит в атмосферу тех лет, создает определенный эмоциональный настрой?

- 52 -

(От анализа деталей подвести к определению авторской уста­новки: достоверность и суровость киноповествования предопределе­на документальной основой сюжета и сложностью темы).

2. Есть ли в фильме красивые пейзажи? Чем определялся для авторов фильма выбор натуры? Выбор интерьеров, в которых проис­ходят главные события фильма?

(Проследить взаимосвязь: тема - авторская позиция - изобра­зительное решение темы), Кадр - "исключение" - величественная па­норама Соловецкого монастыря: материал для комментария есть в са­мом фильме - юнга цитирует поэтические строки русского историка о Соловецком монастыре.

Съемки происходили в монастыре. Суровость, даже аскетизм быта - обстановка не отвлекает, сосредотачивает внимание на хронологии действия, развитии характеров героев. Свинцовое море, ска­листые берега - война словно стерла многокрасочность мира, ха­рактерную для восприятия юношей).

3. Откуда, какими путями пришли подростки в школу юнг? (более подробен рассказ о Володе), Как рассказывают об этом их оны? Почему пытались убежать из школы Хантырин в Будайло? Можно ли уберечь этих ребят от войны (что значит право на отмщение?).

(Ночью, в снах, воскресает ужас пережитого. Лейтенант будит ребят, чтобы вырвать их из этого ужаса. Было ли запланировано это ночное учение заранее? Что отвечает отец Володи на слова на­чальника училища "еще есть время забрать мальчика"? Как понять ответ Володи: "Учиться не хочу, но буду"? Чем определяются все действия, стремления подростков? - Скорее попасть в действующие военные части. Недетское представление о долге, понимание слова надо.

Значение основ как художественного приема (лаконизм и вырази-


- 53 –

тельность средства психологической характеристики).

4. Какова роль в фильме взрослых героев? Можно ли считать естественным, что воинами становились юноши 15-16 лет? Что дума­ют по этому поводу взрослые герои фильма? Как пытаются они убе­речь подростков (если нельзя иначе - нужно как можно лучше под­готовить их к военной службе)? Почему Новикова, который старше этих ребят всего на пять-шесть лет, юнги называют "батей"? Как они относятся к мичману?

(Идти от анализа эпизодов, диалогов. Трижды обсуждался побег Хантырина и Будайло - у командира, на собрании и в беседе с мичманом. Что оказалось наиболее убедительным? В чем особенность аргументов мичмана? Почему мичман сам пошел с Новико­вым и ребятами на опасное задание? Как он погибает? - Главное во всех его действиях - оберечь ребят. Почему лейтенант Новиков не смог оставить ребят, уйти из училища? И уходит на фронт только с выпуском своей учебной роты? Что отвечает он на вопрос: "Тебе не страшно за них?". Смысл эпизода: Новиков и юнги прыгают в огонь. Почему в последней сцене - в госпитале - лейтенант и Володя раз­говаривают как равные? Деталь: они прощаются тем же жестом, как прощался Володя с отцом.

Как выдержали ребята испытание боем? Воины? - да. Почему авторам важно подчеркнуть, что во многом они остаются мальчишками? В каких эпизодах проявляется их мальчишество? (Работа на поливке огорода: повод для драки, неожиданное ее прекращение, пляска под дождем. Кто прав: завхоз или ребята, нарушившие бессмысленный приказ? Эпизод "В гостях у Ани": попытка "играть во взрослых", мечты Будайло о большой семье. Как это связано с войной? - Нужно много-много детей, чтобы назвать их, как всех погибших родных (мальчик называет имена). Последний эпизод: игра в футбол. (Пе­хота побеждает моряков - надо помочь! Реакция водителя машины:

- 54 -"Пацаны!").

6. Как в финале фильма реальные действия ребят, играющих в футбол, незаметно переходят в обобщение? В чем символичность тако­го обобщения? Какими художественными средствами это достигается? Какова роль стоп-кадров? (Падающий в игре или сраженный пулей?). Роль рапида (замедленной съемки, придающей изображению характер ирреальности)? Стоп-кадр - групповой портрет (как на памятной фо­тографии) и песня, в которой рефреном идут слова: "Мальчики, не верьте, что у нас уже нет..." (так звучит обращение погибших на войне, хотя в самом фильме герои не погибают). Это обращение к зрителям - сегодняшним мальчикам: "Мальчики, вы наши найдете сле­ды...

Если тревожный час

Вы позовете нас.

Мы рядом встанем,

В одном строю.

Не забывайте нас!

Не забывайте! (Этот призыв повторяется четыре раза) (Так фильм, начавшийся как достоверное повествование о ре­альных событиях, в финале поднимается до поэтического обобщения). Юность и война несовместимы. Те ребята, юнги Северного фло­та, не могли иначе: они должны были взять в руки оружие. Победа оплачена дорогой ценой. Об этом нельзя забывать. На Земле не должно быть войн).


- 55 -

 Ж анр научной фантастики



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Авторы с. С.Лунгин, И.Нусинов, режиссер-постановщик Р.Быков, оп. А.Мукасей, худ. А. Кузнецов, коми. М.Меерович. Мосфильм, 1971. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Авторы с. С.Лунгин, И.Нусинов, режиссер-постановщик Р.Быков, оп. А.Мукасей, худ. А. Кузнецов, коми. М.Меерович. Мосфильм, 1971.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)