Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российские компании – выбор стратегии развития



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Российские компании – выбор стратегии развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Мир вступил в XXI век – век науки и знаний. Происходящие на планете изменения не оставляют надежд на то, что перемены к лучшему придут сами собой в виде плавного наращивания позитивных результатов. Пассивное ожидание может обернуться прагматическими и необратимыми последствиями для экономики и общества в целом. Поэтому трансформации должны быть основаны на понимании целостности общественного воспроизводства, его структуры и технологий, изменении роли информационных процессов.

Разработка стратегии – это задача номер один и для власти, и для науки, и для хозяйствующих субъектов. Откладывать ее решение – значит, проявлять неспособность думать о завтрашнем дне, эффективно управлять долговременными процессами[20].

В условиях рыночной экономики для дости­жения конкурентоспособности производимой продукции и реализации ее в запланиро­ванном объеме особое внимание предприятия должны уделять стратегиям развития опреде­ленных товаров. Правильный выбор таких стратегий обеспечивает максимально прибы­льное функционирование. При этом возника­ет синергетический эффект, который достига­ется благодаря взаимоподдержке и взаимодо­полняемости различных направлений деяте­льности организации, ее отдельных хозяйст­венных подразделений.

Стратегию по тому или иному товару не­обходимо разрабатывать исходя из стадии его жизненного цикла (зарождение, быстрый рост, замедленный рост, насыщение, спад). Это обусловлено тем, что для разных стадий характерны различные составы и объемы за­трачиваемых ресурсов и получаемой прибыли. Как следствие, на каждой из них перед пред­приятием стоят разные задачи, которые надо тесно увязывать с общей стратегией развития. Так как любой товар в какой-то момент всту­пает в стадию спада и заканчивает свое суще­ствование, то приходится постоянно работать над программой выпуска новой продукции. В идеальном варианте разработка и подготовка к запуску новых изделий должна финансово поддерживаться за счет денежных потоков от реализации товаров, находящихся на стадиях замедленного роста и насыщения, с тем, что­бы обеспечить выпуск новинок прежде, чем наступит период упадка. Это вызвано тем, что на этапе зарождения товара требуются значи­тельные ресурсы для выполнения НИОКР, изучения рынка, конструирования, наладки производственной линии и т.п.

Именно поддержание баланса жизнен­ных циклов выпускаемых товаров обеспечи­вает предприятию получение синергетическо­го эффекта.

Кроме продуктово-товарных стратегий на отечественных предприятиях особое внима­ние уделяется формированию достаточного потенциала функций маркетинга и производства.

Однако мероприятия, направленные на развитие отдельных товаров и функций, в бо­льшинстве случаев не взаимосвязаны и позво­ляют достичь лишь частичных изменений со­ответствующих потенциалов. Для повышения эффективности такой деятельности необхо­димы разработка набора стратегий, их класси­фикация и согласование (как на начальном этапе, так и при реализации)[21].

В Москве в апреле 2004 года проходил V Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Он был организован Отделением общественных наук РАН и его секцией экономики, Центральным экономико-математическим институтом РАН, факультетом менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, Институтом экономики Уральского отделения РАН, Волгоградским государственным университетом, Международной академией менеджмента, Международным научным фондом экономических исследований академика Н. П. Федоренко, журналом «Экономическая наука современной России» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований и «Российского журнала менеджмента»[22].

В ходе двухдневных дискуссий на форуме высказано немало инте­ресных идей и предложений, ко­торые обобщены оргкомитетом в виде рекомендаций для руково­дителей и работников федераль­ных и региональных органов, ру­ководителей предприятий.

Во-первых, сделан вывод, что стратегическое планирование - это один из эффективных меха­низмов перехода экономики на путь устойчивого роста. Для раз­вития стратегического планиро­вания необходимо обобщение ре­зультатов научных исследований, накопленного опыта хозяйство­вания в РФ и других странах СНГ.

Во-вторых, развитие страте­гического планирования на мик­роуровне должно соответство­вать, с одной стороны, повыше­нию качества бизнес-планирования деятельности предприятий, с другой - национальной системе стратегического планирования, определяю шей направления дви­жения, цели, ресурсы и этапы ре­ализации экономической страте­гии страны. В этом случае оно становится существенным фак­тором и условием обретения предприятиями конкурентных преимуществ.

В-третьих, необходимо обеспечить дальнейшую разра­ботку теории стратегического планирования на предприятии, повысить качество и практиче­скую значимость разработок в этой сфере.

В-четвертых, следует со­здать в масштабах страны систему мониторинга состояния страте­гического планирования на пред­приятиях под научным руковод­ством РАН и при участии мини­стерств и ведомств, ответствен­ных за разработку и реализацию эффективной социально-эконо­мической политики.

В-пятых, ведомствам, ответ­ственным за образование и науку, ректорам вузов рекомендовано увеличить объем преподавания в высшей школе для студентов экономических и управленческих спе­циальностей дисциплин, связан­ных с теорией и практикой страте­гического планирования на пред­приятиях, стимулировать подго­товку, издание и переиздание луч­ших учебников и учебных посо­бий, справочных и методических материалов в данной области.

Среди других рекомендаций - предложение организовать ре­гиональные научно-практиче­ские конференции-совещания по обсуждавшейся теме, расширить практику привлечения к этим ме­роприятиям консалтинговых структур. Отдельным пунктом записана рекомендация федераль­ным министерствам и ведомст­вам образования, науки, про­мышленности и энергетики по согласованию с фондами поддер­жки научных исследований обес­печить целевое финансирование в виде грантов на организацию и проведение соответствующих ис­следований и разработку по со­вершенствованию систем страте­гического планирования на рос­сийских предприятиях.

Успех экономических ре­форм в России невозможен без су­щественных преобразований про­мышленных предприятий основного труктурообразующего элемента экономики. Развитие ме­тодов стратегического планирова­ния и расширение их использования на предприятиях относятся к числу ключевых средств, которые позволяют повысить уровень и эф­фективность управления[23].

 

 


Заключение

Таким образом, в данной работе мы определили, что цель в самом общем смысле – это идеальный конечный результат, а стратегия – оптимальный путь к достижению цели.

Также было выявлено, что существует три типовых модели портфельного анализа, эффективность которых очень высока за рубежом, но пока что предоставляет сомнение в применении их на российских предприятиях. Скорее всего, придется разрабатывать модели, приспособленные к российской действительности или корректировать существующие модели под наш менталитет и особенности экономики нашей страны.

В первом параграфе третьей главы мы прояснили вопрос о принципиальной необходимости разработки и внедрения стратегии развития компании. Грамотная и взвешенная стратегия развития бизнеса есть не цель, а средство реализации планируемого будущего компании, средство самовыражения и путь к обеспечению стабильного дохода для менеджмента и акционеров компании.

Степень актуальности стратегического планирования в современной России можно косвенно оценить по уровню спроса российских компаний на соответствующие консалтинговые услуги. Результаты анализа, проведенного в 19-ти отраслях экономики России, включая машиностроение и металлообработку, нефтяную и нефтегазовую промышленность, фармацевтику, строительство, сельское хозяйство, связь, банки и другие, показывают, что стратегическое планирование сегодня является уже весьма актуальной проблемой российского бизнеса. Обобщая отношение предприятий к этой проблеме, ее можно поставить на 5 место по значимости после проблем финансового характера (включая проблемы привлечения инвестиций и оптимизации налоговых платежей), юридического характера, проблем развития информационных технологий и проблем оценки собственности и бизнеса. Объем платных услуг по вопросам стратегического планирования, оказанных российским предприятиям в период с 1 января 1999 года по 30 июня 2000 года, оценивается в 377 млн. рублей. А ведь еще каких-нибудь 10 лет тому назад большинство руководителей российских предприятий не только не были готовы платить за услуги по решению проблем стратегического планирования, они просто не понимали постановки вопроса[24].

Нельзя не согласиться с рекомендациями, предложенными на V Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Конечно же, необходимо обеспечить дальнейшую разра­ботку теории стратегического планирования на предприятии, повысить качество и практиче­скую значимость разработок в этой сфере.Следует со­здать в масштабах страны систему мониторинга состояния страте­гического планирования на пред­приятиях под научным руковод­ством РАН и при участии мини­стерств и ведомств, ответствен­ных за разработку и реализацию эффективной социально-эконо­мической политики. Ведомствам, ответ­ственным за образование и науку, ректорам вузов рекомендовано увеличить объем преподавания в высшей школе для студентов экономических и управленческих спе­циальностей дисциплин, связан­ных с теорией и практикой страте­гического планирования на пред­приятиях, стимулировать подго­товку, издание и переиздание луч­ших учебников и учебных посо­бий, справочных и методических материалов в данной области.

В России стратегическое планирование постепенно входит в практику. Многие компании, в первую очередь крупные ОАО, приглашают экспертов со стороны, которые способны проанализировать сложившуюся на предприятии ситуацию и предложить рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия и помочь в разработке стратегии развития. Безусловно, если даже при существующем уровне обучения менеджеров, процесс внедрения практики разработки стратегии начался, то при совершенствовании существующей программы обучения менеджеров стратегическому менеджменту, скоро в нашей стране на любом, даже самом малом предприятии будет и миссия и цель и стратегия, грамотно сформулированная высококвалифицированными специалистами.


Список литературы

1. Абалкин Л. Выбор стратегии и роль российских предпринимателей. // Проблемы теории и практики управления. 2003. №5.

2. Аганбегян А. Корпоративные стратегии – прорыв к экономическому росту. // Для акционеров. 2002. №10.

3. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. Учебник. М.: Дело. 2003. – 526 с.

4. Баязитов Т. Стратегия: отдельные аспекты формулировки и применения. //Управление компанией. 2002. №3.

5. Беликов И. Российские компании – выбор стратегии развития. // Для акционеров. 2003. №4.

6. Виноградова З. И., Шербакова В. Е. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево целей»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. З. И. Виноградовой. М.: Академический Проект: Фонд «Мир». 2004. – 304 с.

7. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ. 2004. – 296 с.

8. Ефремов В. С. Организации, бизнес – системы и стратегическое планирование. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №2.

9. Зимина И.В. Стратегическое управление организацией: Опорный конспект лекций.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета. 2002. – 60 с.

10. Иванов А., Лукашевич П. Конкурентная стратегия компаний на рынках сбыта продукции. // Для акционеров. 2005. №1.

11. Идрисов А. Стратегия: с чего начать и чем закончить? // Управление компанией. 2004. № 5.

12. Коробейников О. П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №3.

13. Кузнецов В. С. О стратегической альтернативности. // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №2.

14. Макаров М. Внедрение стратегии: шаг за шагом. //Управление компанией. 2002. №2.

15. Манухина Е., Матвеева Л. Стратегический выбор. // Для акционеров. 2002. №1.

16. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. — 288 с.

17. Материалы V Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Стратегическое планирование и развитие предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 2004. №4.

18. Петраков Н. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики. // Проблемы теории и практики управления. 2003. №1.

19. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия. // Управление компанией. 2001. № 3.

20. Современный экономический словарь http://enbv.narod.ru/

21. Сурова Н. Разработка стратегии на примерах. //Управление компанией. 2003. №3.

22. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело. 2002. – 448 с.

 

 


[1] См. Таблица 2. (Приложения).

 

[2] Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. — стр. 24.

[3] Виноградова З. И., Шербакова В. Е. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево целей»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. З. И. Виноградовой. М.: Академический Проект: Фонд «Мир». 2004. – стр. 9.

 

[4] Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. Учебник. М.: Дело. 2003. – стр. 28.

[5] Ефремов В. С. Организации, бизнес – системы и стратегическое планирование. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №2.

 

[6] Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. — стр. 157.

 

[7] Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. — стр. 156.

[8] См. Рис. 1. (Приложения).

[9] См. Рис. 2. (Приложения).

[10] Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. — стр. 158.

 

[11] Под программой понимается взаимоувязанный комплекс мероприятий, направ­ленный на достижение поставленной цели.

 

[12] Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. — стр. 57.

 

[13] Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 2002. — стр. 58.

 

[14] Зимина И.В. Стратегическое управление организацией: Опорный конспект лекций.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета. 2002. – стр. 35.

 

[15] Зимина И.В. Стратегическое управление организацией: Опорный конспект лекций.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета. 2002. – стр. 36.

[16] Зимина И.В. Стратегическое управление организацией: Опорный конспект лекций.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета. 2002. – стр. 37.

 

 

[17] Зимина И.В. Стратегическое управление организацией: Опорный конспект лекций.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского госуниверситета. 2002. – стр. 38.

 

[18]Макаров М. Внедрение стратегии: шаг за шагом. //Управление компанией. 2002. №2., стр. 11.

[19] Макаров М. Внедрение стратегии: шаг за шагом. //Управление компанией. 2002. №2.

 

[20] Абалкин Л. Выбор стратегии и роль российских предпринимателей. // Проблемы теории и практики управления. 2003. №5, стр. 8.

 

[21] Виноградова З. И., Шербакова В. Е. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево целей»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. З. И. Виноградовой. М.: Академический Проект: Фонд «Мир». 2004. – стр. 95.

 

 

[22] Материалы V Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Стратегическое планирование и развитие предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 2004. №4, стр. 123.

 

[23] Материалы V Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Стратегическое планирование и развитие предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 2004. №4, стр. 127.

 

[24] Ефремов В. С. Организации, бизнес – системы и стратегическое планирование. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №2, стр. 15.

 



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Российские компании – выбор стратегии развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российские компании – выбор стратегии развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)