Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Не с гор побежали ручьи –



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Не с гор побежали ручьи – 0.00 из 5.00 0 оценок




Мороз–воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов “Мороз, Красный нос”).

Этимологическое значение слова “амфибрахий” подчёркивает структуру стопы (греч. “короткий с боков”): второй слог долгий, первый и третий краткие. В этом размере переплетаются нежность и живость. Амфибрахические стихи отличает ровная интонация, поэтому размер широко используется в повествовательной лирике и в лиро-эпосе, в частности в балладах, поэмах. Например, “Лесной царь” В.А. Жуковского, “Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкина, “Иван Сусанин” К.Ф. Рылеева, “Три пальмы” М.Ю. Лермонтова.

5. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

(А.А. Фет “Пчелы”).

В античной метрике анапест (греч. “отраженный назад”) – трехсложная стопа, где первый и второй слоги были краткими, третий – долгим. При исполнении анапестических стихов в Элладе приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы. Согласно легенде изобретатель анапеста – поэт Тиртей, воодушевлявший воинов стихами-песнями, выдержанными в этом размере.

Восходящая интонация выразительно оттеняет усиление, градацию эмоционального напряжения в балладах. В репертуаре русских поэтов анапест широко используется с середины XIX века. Этот размер обычно легко узнается: “Размышления у парадного подъезда”, “Рыцарь на час” Н.А. Некрасова, “В ресторане”, “Соловьиный сад” А.А. Блока.

V. Выводы.

- Насколько важно для поэта выбрать стихотворный размер?

- Что передает стихотворный размер?

- Как создается лирический образ?

Выразительность поэтической речи зависит не только от искусства извлекать из слова богатство смысловых оттенков, не только от лексической стороны речи – важна и формальная сторона. Русские поэты – наследники многовековой традиции стиха. Выбирая тот или иной размер, поэт надеется на встречу с подготовленным читателем. Поэтому так важно изучать и уважать “законы” стиха.

 

УРОК ИЗ ЧАСОВ РАЗВИТИЯ ДЛЯ 11 ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССОВ.

 

Тема: Кроме любви твоей, мне нету солнца…

       (Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Лиличка!»)

 

Цель: раскрыть для учащихся духовный мир Маяковского – лирика, трагический образ поэта и любящего человека.

Задачи: обучающие – расширение представлений о художественном мире В.В. Маяковского; новаторство поэта в любовной лирике;

развивающие – развитие навыков анализа лирического стихотворения, языкового чутья, выразительного чтения;

воспитательные – воспитание культуры чувств, чувства прекрасного, обогащение духовного мира.

«Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».

                                В.В. Маяковский

«Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь».

                                                                   В.В.Маяковский

 

Ход урока.

1. Оргмомент. Запись темы.

2. Вступительная беседа.

- Почему любовь является одной из ведущих, «вечных» тем поэзии? (Любовь – самое сильное чувство, оно дает пищу для творчества; лирика есть чувство, поэтому тема любви в поэзии – самая древняя и, пожалуй, главная. Данте, Шекспир, Петрарка, Пушкин…)

- Запишите эпиграфы к уроку как подтверждение вышесказанного. О Маяковском много спорили и спорят до сих пор. Действительно, В.В. Маяковский – фигура огромная и спорная. Кем же была его единственная любимая женщина, его вдохновительница, его муза?

- Как только не называли Лили Юрьевну Брик: «Святая муза», «Беатриче», «Пиковая дама советской поэзии», «Убивица», «Черная дыра». Попробуйте предположить, почему. («Муза», «Беатриче» - вдохновила М. на стихи; «Убивица» - обвинение в смерти поэта; «Пиковая дама», «Черная дыра» - неизвестная, потемки души, рок. Женщина – бездна.)

- Какой она была? Что двигало ею? Что она любила и ненавидела?

 

3. Роковая женщина В.В.Маяковского. Сообщение учащихся о Лили Брик.

Слайды.

(Материалы в помощь учителю)

       Они встретились впервые летом 1915 г., хотя были наслышаны друг о друге до этого Л.Ю. стала новой и единственной героиней в жизни и творчестве В.М. С 1915 года М. посвящал печатно Л.Ю. все свои поэмы. В 1928 г. вышел первый том его собрания сочинений. Посвящение гласило: Л.Ю.Б. – тем самым поэт посвятил ей все, им написанное и до, и после знакомства.

       Поэт не просто любил Лилю, он пылал любовью к ней.

       Лили любила Маяковского, она всегда любила мужчин. А еще она любила буржуазный комфорт и всю жизнь прожила в материальном достатке. Любила быть в центре внимания, окружала себя людьми со звонкими именами. Держала салон, в котором постоянно кружилась элитарная публика: поэты, художники, артисты, государственные деятели, чекисты. Она ненавидела скуку. До самой старости сохранила интерес ко многому: с увлечением отдавалась то балету, то кино, то литературе, то издательской деятельности.

       Но главная и неизменная ее забота – всегда оставаться, женщиной. Быть женщиной – это ее призвание (увы, не каждой дано).

       Лили Брик не была красавицей, но была пикантной, интригующе желанной, сексуальной. (Фотографии А.М.Родценко; портрет Л.Ю.Б. работы В.В.Маяковского и др.)

       Павел Антокольский посвятил ей оду:

                              Я слишком редко видел вас,

                              Но с давних дней запомнил твердо

                       Сиянье двух огромных глаз

                              На той обложке полустертой…

       «Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», - писал о ней Виктор Шкловский.

       В Лили Брик была не только своеобразная красота, но нечто притягательное, магнетизирующее. Любовь Маяковского создала для Л.Ю. дополнительную притягательную ауру в обществе; кто из других женщин может похвастаться, что ее так бешено любят и посвящают ей такие талантливые лирические признания?

       Правда, было одно неудобство: гиперболическая любовь М. Его страсть, не знавшая пределов. « Володя не просто влюбился в меня, - признавалась Л.Ю., - он напал на меня, это было нападение.»

       Их жизнь была наполнена животной символикой: Маяковский был щенком (Щен, Щеник, Щенятка), Лиля была кошечкой (Киса, Кисик, Кисит). Однако безоблачной кошаче – щенячьей жизни не было: натуры были не те. Слишком громадным и взрывным был Маяковский, да и «кисик» Лиля была весьма самостоятельна, самолюбива и норовиста, как та хрестоматийная кошка, которая любила гулять сама по себе.

    Она держала М. на «коротком поводке»: увлечения – пожалуйста; создать семью – никоим образом. Это мучительно для поэта? Но «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», - вот ее позиция.

       14 апреля 1930 года Маяковский ушел из жизни. Самоубийство или убийство? Лили Брик считала, что это – самоубийство. Она всегда верила, что рано или поздно это произойдет. Полонская пишет в воспоминаниях: «М. рассказывал мне, что очень любил Л.Ю. Два раза хотел стреляться из – за нее, один раз выстрелил себе в сердце, но была осечка.»

       После смерти поэта Л.Ю. Б. продолжала жить. Она была весьма жизнелюбива. Четыре раза не официально была замужем (официальным навсегда остался Осип Брик), причем с каждым годом ее мужья становились все моложе. А далее не будем домысливать, а обратимся к воспоминаниям хорошо знавшей Лили Брик Татьяны Лещенко – Сухомлиной.

24 апреля 1944 года (Л.Ю. 52 года): «У нее такие маленькие беззащитные руки … Очень красивые, маленькие ноги, круглые теплые темно – карие глаза и рыжие волосы…»

15 августа 1956 года (Л.Ю. 65 лет): « Очень медленно, восхитительно медленно, но она стареет, уходит … Руки стали как пожелтевшие осенние лепесточки, горячие, карие глаза чуть подернуты мутью, золотисто – рыжие волосы давно подкрашены, но Лиля – проста и изысканна, глубоко человечна, женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к «суете сует».

22 октября 1958 года: «С головы до ног – женщина, ни капли «дамского», ни капли «бабского». Умная, добрая, деликатнейшая…»

20 ноября 1961 года: «Жизнь Лили была трагичной, несмотря на весь внешний блеск она была счастлива, пожалуй, лишь в ранней молодости. Если вынуть Лилю из ореола, который ее окружает, то останется сухая и даже жестокая, умная, крайне «материально настроенная» женщина, делающая добро не от сердца, а от разума …»

Но природу нельзя обмануть. Рано или поздно надо платить по счетам. На 87 году жизни Лили Юрьевна сломала шейку бедра. Она знала, что в ее возрасте от такой напасти излечиться невозможно. Значит, впереди – неподвижность. Этого она допустить не могла.

4 августа 1978 года Лиля Брик покончила с собой, приняв много таблеток снотворного. Она предвидела свой конец. Это была сильная, волевая женщина. За 19 лет до кончины она составила завещание: «Пепел мой прошу не хранить, а развеять где – нибудь по полю.»

Эта ее воля была выполнена. 17 мая 1979 года на огромном звенигородском поле в Подмосковье, вблизи деревушки Бушарино. Ветер порывисто подхватил пепел и разнес его по полю…

Теперь на том поле стоит валун, величественный и тяжелый. На нем выбиты буквы: Л.Ю.Б. – Лили Юрьевне Брик.

 

- Что поразило вас в личности Лили Брик? Чем притягательна эта женщина? Согласны ли вы с определением «роковая»?

 

4. Анализ стихотворения «Лиличка!»

- Текст читает учитель или CD (актёрское исполнение).

- Размышления о прочитанном. Задача учителя – направлять ход рассуждений, а не задавать наводящие вопросы. Учитель дает возможность выразить каждому свое видение, свое прочтение стихотворения. На первый взгляд, такой анализ не представляет связного текста. Но здесь главное – умение учащихся аргументировано отстоять свою точку зрения, показать владение навыками литературного анализа, теорией литературы. Последовательность и логичность сохраняются. Текстом эти разрозненные высказывания становятся в сочинении.

- Отличается ли стихотворение от прочитанного ранее о любви? Чем?                                          

- Найдите общие черты со стихотворениями Пушкина, Лермонтова, Блока и др. (Едина тема, форма монолога, посвящение, письмо, интимность.)

- Адресат назван. Как рисует автор Ее присутствие в стихотворении? (Выгонишь, руки твои, дорогая, хорошая… Ее нет рядом, но Она – повсюду, незримо присутствует.)

- В каком душевном состоянии находится лирический герой? (Волнуется, нервничает, страдает, мучается, чувства разрывают его.)

- «Дым табачный воздух выел» - сигарета за сигаретой, сильное волнение, переживание, тревога.

- «Голова в крученыховском аде» - речь о поэме А.Крученых и В.Хлебникова «Игра в аду».

- «Сердце в железе» - напряженное ожидание, неизвестность давят (оковы любви), предчувствие разлуки, боязнь потерять любимую.

- Поэт «душу цветущую любовью выжег». Не просто красивая, а потрясающая метафора. Ср. «пожар любви», «огонь страсти». У М. – мощнее, гиперболичнее.

- Докажите, что без любви жизнь для лирического героя теряет всяческий смысл. Его не радуют ни солнце, ни море, отказывается от денег и славы. Думает о самоубийстве:

                                    И в пролет не брошусь,

                                    и не выпью яда,

                                    и курок не смогу над виском нажать.

                                    Надо мною,

                                    кроме твоего взгляда,

                                    не властно лезвие ни одного ножа.

- Вдумайтесь только, четыре способа уйти из жизни. В этих строках сила и одновременно осознание собственного бессилия. (Вернитесь к эпиграфу.)

- В стихотворении чувствуется необыкновенная мощь, шквал эмоций. О себе поэт говорит: дикий, обезумевший. Сравнивает себя с быком, слоном. Бык, измученный трудом, изнуренный слон не могут сравниться со страдающим поэтом. Его душевные муки тяжелее, унять их может только любовь.

- Все стихотворение дышит нервным напряжением, страданием. Это крик души.

- Стихотворение держится на ритме, прерывистом, напряженном. (Тонический стих, «лесенка», обилие тире, обособленных одиночных причастий, паузы. Слова словно застревают.)

- Необычная лексика Маяковского:

метафоры – «тело в улицы брошу я» (от безысходности, душевной боли; разлука невозможна, это смертельная рана; без любви поэт – только тело, хочется добавить – бездыханное);

                   - «отчаяньем иссечась» (кровоточащая израненная душа, физически ощущается боль отчаявшегося поэта);

                   - «сломанная дрожью рука» (сломанная – опять физически ощущаешь происходящее, словно не поэт страдает, а ты сам);

                   - «слов сухие листья» (это у Маяковского – то ! сухие);

эпитеты     - «в мутной передней» (это в глазах темнеет и расплывается окружающая действительность, п.ч. любимая бросила, выгнала, «изругав» );

                   «исступленный» (от любви, счастья и осознания, что она никогда не будет его);

                   - «обиженных жалоб», «в опожаренном песке», «суетных дней» и др. погружают читателя в мир души поэта.

- Аллитерация в строках «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» - шквал страстей утихает, что еще сказать о любви? Как выкричать боль? Как вернуть Ее? Она идет, уходит, а осенние листья летят вслед, стелются к Ее ногам. Своей любовью поэт выстилает дорогу любимой.

- В конце стихотворения – надежда. Разве может угаснуть такая любовь?

- Стихотворение написано в 1916г. Впереди еще 14 лет любви, страсти, разлук, возвращений… Знал ли Он, что Она Его не любила? Ответ в стихотворении: «уходящий шаг». Для Лилички Он был «одним из». (Вернитесь к эпиграфу.)

 

5. Переписка Маяковского и Лили Брик. Инсценированное чтение.

 

Он: «Дорогой дорогой Лилик! Буду часто выходить за околицу и грустный закрывая исхудавшею ладонью косые лучи заходящего солнца глядеть вдаль не появится ли в клубах пыли знакомая фигура почтальона. Не доводите меня до этого! Целую Лилиньку!»

Она: «У меня болит колено и вторую неделю не танцую. Это очень противно. Я на три фунта потолстела и пришла в отчаянье. Целую тебя, Володенька. Лиля.»

Он: «У меня по – старому. Живу как цыганский романс: днем валяюсь, ночью ласкаю ухо. Все женщины меня любят. Все мужчины уважают. Все женщины липкие и скучные. Все мужчины прохвосты.»

Она: «Милый Щененок, я не забыла тебя. Свою комнату оклеила обоями – черными с золотом; на двери красная штофная портьера. Для веселья купила красных чулок, и надеваю их когда никто не видит – очень весело!! Ужасно люблю получать от тебя письма и ужасно люблю тебя.»

Она: «Любимый мой щеник! Не плачь из – за меня! Я тебя ужасно крепко и навсегда люблю! Жди меня! Не изменяй!»

Она: «Волосик! Не грусти, мой щеник! Не забуду тебя – вернусь обязательно. Не изменяй мне в Харькове! Все обо мне заботятся. У меня масса цветов. Я уже писала вам, что абсолютно верна вам. Сволочной котенок! Опять ты не пишешь! Как тебе без меня живется? Мне без тебя очень плохо.»

Он: «Очень по тебе скучаю, очень люблю и очень тебя жду. Волнуюсь что к твоему приезду не сумею написать стих для тебя. Стараюсь страшно.»

Он: «Ты совсем не должна меня любить но ты скажи мне об этом сама. Прошу. Конечно ты меня не любишь но ты мне скажи об этом немного ласково. Какая я ни есть дрянь я немного все таки человек. Мне просто больно только напиши верно правду! Целую твой Щен.»

Он: «Я ужасно грущу по тебе. Ежедневно чуть не реву. Делай как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит.»

Она: «Если есть пришли еще денег, а то мне с ремонтом не хватит. Если у тебя нет – займу… Телеграфируй – отдохнул ли. Ужасно крепко тебя люблю».

Она: «Неужели не будет автомобильчика! А я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста привези автомобильчик.»

Она: «Мы все тебя целуем и ужасно любим. А я больше всех. Твоя Лиля (кошечка).»

 (Можно использовать другие фрагменты переписки из книги Бенгта Янгфельдта. )

 

- Насколько сильна их любовь?

 

6. Итоги. Выводы

- Что нового открыли вы для себя в личности поэта?

- В чем новаторство М. в любовной лирике? (Необычные метафоры, эпитеты, сравнения; глубина чувства, крик души, словно погрузились в духовный мир поэта, физически ощутили его боль и страдания.)

- Почувствовали ли вы «громаду – любовь» в стихотворении?

 

ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ,

ПОСВЯЩЁННЫХ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ.

Проанализируйте стихотворение Тютчева «День и ночь» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.

День и ночь

 

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День – сей блистательный покров –

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

 

Но меркнет день – настала ночь; -

Пришла – и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

<Начало 1839>

 

В письме Э.Ф. Тютчевой поэт признавался: «…Чувство тоски и ужаса уже много лет стало привычным состоянием моей души… » Подтверждение этого чувства можно найти во многих произведениях Тютчева, в том числе и в стихотворении «День и ночь».

Противопоставление дня и ночи у Тютчева означает разграничение «дневной» сферы повседневного, будничного, земного и «ночного» мира мистических прозрений. «Дневной» мир связан с суетой, шумом, ночь – с темой самопостижения. День может ассоциироваться с ликованием жизненных сил, с торжеством гармонии и разума, ночь – с хаосом, безумием. День уподобляется «покрову», накинутому над «бездной». Ночь, напротив, обнажает «бездну», раскрывает самую суть природы – стихию, хаос.

Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек, его душа – между небом и землей, «на пороге двойного бытия». Поэт по-новому ощутил место человека в окружающем его мире: он не центр мироздания, а всего лишь песчинка в океане Вселенной. Ощущение покинутости, обнаженности, осознание ничтожности притязаний разума и призрачности человеческой свободы – все это, внутренне пережитое Тютчевым, выливалось в стихи.

Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами…

Тютчеву было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности. Он прямой продолжатель монументальной формы философской лирики Ломоносова, достаточно вспомнить такие строки:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна.

                         (М.В. Ломоносов)

Стихотворение «День и ночь» принадлежит к философской лирике поэта. В нем он продолжает тему взаимоотношений человека и природы. Борьба между хаосом (ночь) и космосом (день) не закончена, поэтому порядок и организация в мире – «златотканый покров», под которым дремлют до поры силы разрушения.

Борьба космоса и хаоса происходит в душе человека. День прекрасен:

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

В этих строчках чувствуется движение жизни, самая жизнь. Динамика стихотворения создается четырехстопным ямбом, очень энергичным.

Но дневная жизнь не в состоянии утолить тоску человека по иным формам общения. Эти неудовлетворенные потребности тревожат человека, ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом темная бездна с ее «страхами и мглами», с ее непросветленной, таинственно-разрушительной глубиной. «Бездна обнажена». Кроме метафорического эти слова несут на себе и первозданный смысл, что характерно для лексики тютчевских стихотворений, которая как бы вторично рождается. И слово «обнажена» относится не только к бездне ночи, но и к бездне человеческой души: обнажена – значит открыта, незащищена, отсюда и страхи перед неизвестностью и непостижимостью самого себя.

Современная цивилизация хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются темными, неупорядоченными, хаотическими. Тема одиночества современного человека, «ночная» тема развиваются Тютчевым в таких стихотворениях, как «Есть некий час в ночи всемирного молчанья…», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Бессонница», «Сны».

Главный жанр Тютчева – фрагмент, представляющий собой разложение прежнего жанра – оды. Поэтому стихам Ф.И. Тютчева свойствен декламационный синтаксис, использование архаичной лексики: «духов», «болящей», «мглами». Возвышенность и особенную прелесть стихотворению придают сложные эпитеты «земнородных», «златотканый».

Композиция стихотворения – две строфы – традиционна для Тютчева. В центре стихотворения как будто намечен перелом, отмечена симметрия. Произведение строго делится на две контрастные части, о чем заявлено в самом названии – «День и ночь».

Тютчев близок здесь Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому: первому в понимании диалектики души, второму – в психологизме изображаемого и ощущении трагичности человеческого бытия.

 

2. Проанализируйте стихотворение Фета «На заре ты ее не буди…» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.

 

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

 

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

 

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

 

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

 

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит.

1842

 

Своим строением стихотворение напоминает «Зимнее утро» Пушкина: утром поэт обращается к возлюбленной и вспоминает, что было вечером. Но картина, созданная Фетом, оригинальна. Утро прекрасно, лирический герой хочет порадоваться чудесному утру вместе с возлюбленной (как в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…»), но не хочет ее будить. Она спит сладко, но подушка горяча, «горяч утомительный сон». Почему? Вечером она сидела у окна и наблюдала за луной:

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Почему? Что произошло? Какие события могли вызвать у героини стихотворения подобные переживания? Фет ничего не говорит о конкретных событиях. Мы их можем только домыслить или вообразить.

Девушка переживала, ощущала беспокойство, но только во сне к ней пришел желанный покой: «На заре она сладко так спит!» покой любимой дорог лирическому герою, и он не хочет тревожить желанный отдых девушки. Может быть, с пробуждением беспокойство вновь овладеет ею. В любовной лирике Фета отсутствует индивидуализированный образ девушки, образ ее сливается с образами природы. В этом стихотворении портрет героини создан легкими набросками: мы видим грудь, ланиты, косы, любуемся ее красотой вместе с лирическим героем. Характер и судьба героини отсутствуют. Поэт уловил состояние молодости с ее тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами.

Возвышенное настроение создает устаревшая лексика и архаичные грамматические формы: «ланиты», «бегут на плеча». В стихотворении создана романтическая обстановка: луна, соловей, ночь. Но образы не выглядят схематично – они наполнены жизнью.

Стихотворение наполнено трехстопным анапестом, который соответствует ритму вальса. Это придает стихотворению еще большую интимность и романтизм.

Перекрестная рифмовка, богатые мужские рифмы (закрытая: спит – ланит, сон – сторон и открытая: буди – груди, луна – она, больней - соловей), частые повторы (на заре…, на заре…; подушка «горяча», сон «горяч») создают неповторимую музыкальность стихотворения. Фета не зря называли поэтом-музыкантом: параллелизм синтаксических конструкций («И чем ярче играла луна/ И чем громче свистал соловей…»), аллитерации («А вчера у окна ввечеру…», «Сердце билось больней и больней») помогают поэту создавать мелодию стихотворения. Недаром на это стихотворение была написана музыка, и получился один из самых популярных романсов.

Мир природы у Фета живет полной жизнью: «утро дышит», «горит», луна «затевает игру». Очень выразительны эпитеты – «утомительный сон», «на юной груди». Можно также отметить метафоры, соединенные с олицетворениями: «И, чернеясь, бегут на плеча/ Косы лентой с обеих сторон».

В основе стихотворения – кольцевая композиция.

Это стихотворение принадлежит к любовной лирике Фета, ее раннему периоду. Лирический герой испытывает любовь-радость, которая сочетается с картинами природы.

 



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Не с гор побежали ручьи – 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Не с гор побежали ручьи –

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)