Не с гор побежали ручьи –
Мороз–воевода дозором Обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов “Мороз, Красный нос”). Этимологическое значение слова “амфибрахий” подчёркивает структуру стопы (греч. “короткий с боков”): второй слог долгий, первый и третий краткие. В этом размере переплетаются нежность и живость. Амфибрахические стихи отличает ровная интонация, поэтому размер широко используется в повествовательной лирике и в лиро-эпосе, в частности в балладах, поэмах. Например, “Лесной царь” В.А. Жуковского, “Песнь о вещем Олеге” А.С. Пушкина, “Иван Сусанин” К.Ф. Рылеева, “Три пальмы” М.Ю. Лермонтова. 5. Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге. Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А.А. Фет “Пчелы”). В античной метрике анапест (греч. “отраженный назад”) – трехсложная стопа, где первый и второй слоги были краткими, третий – долгим. При исполнении анапестических стихов в Элладе приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы. Согласно легенде изобретатель анапеста – поэт Тиртей, воодушевлявший воинов стихами-песнями, выдержанными в этом размере. Восходящая интонация выразительно оттеняет усиление, градацию эмоционального напряжения в балладах. В репертуаре русских поэтов анапест широко используется с середины XIX века. Этот размер обычно легко узнается: “Размышления у парадного подъезда”, “Рыцарь на час” Н.А. Некрасова, “В ресторане”, “Соловьиный сад” А.А. Блока. V. Выводы. - Насколько важно для поэта выбрать стихотворный размер? - Что передает стихотворный размер? - Как создается лирический образ? Выразительность поэтической речи зависит не только от искусства извлекать из слова богатство смысловых оттенков, не только от лексической стороны речи – важна и формальная сторона. Русские поэты – наследники многовековой традиции стиха. Выбирая тот или иной размер, поэт надеется на встречу с подготовленным читателем. Поэтому так важно изучать и уважать “законы” стиха.
УРОК ИЗ ЧАСОВ РАЗВИТИЯ ДЛЯ 11 ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССОВ.
Тема: Кроме любви твоей, мне нету солнца… (Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Лиличка!»)
Цель: раскрыть для учащихся духовный мир Маяковского – лирика, трагический образ поэта и любящего человека. Задачи: обучающие – расширение представлений о художественном мире В.В. Маяковского; новаторство поэта в любовной лирике; развивающие – развитие навыков анализа лирического стихотворения, языкового чутья, выразительного чтения; воспитательные – воспитание культуры чувств, чувства прекрасного, обогащение духовного мира. «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным». В.В. Маяковский «Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». В.В.Маяковский
Ход урока. 1. Оргмомент. Запись темы. 2. Вступительная беседа. - Почему любовь является одной из ведущих, «вечных» тем поэзии? (Любовь – самое сильное чувство, оно дает пищу для творчества; лирика есть чувство, поэтому тема любви в поэзии – самая древняя и, пожалуй, главная. Данте, Шекспир, Петрарка, Пушкин…) - Запишите эпиграфы к уроку как подтверждение вышесказанного. О Маяковском много спорили и спорят до сих пор. Действительно, В.В. Маяковский – фигура огромная и спорная. Кем же была его единственная любимая женщина, его вдохновительница, его муза? - Как только не называли Лили Юрьевну Брик: «Святая муза», «Беатриче», «Пиковая дама советской поэзии», «Убивица», «Черная дыра». Попробуйте предположить, почему. («Муза», «Беатриче» - вдохновила М. на стихи; «Убивица» - обвинение в смерти поэта; «Пиковая дама», «Черная дыра» - неизвестная, потемки души, рок. Женщина – бездна.) - Какой она была? Что двигало ею? Что она любила и ненавидела?
3. Роковая женщина В.В.Маяковского. Сообщение учащихся о Лили Брик. Слайды. (Материалы в помощь учителю) Они встретились впервые летом 1915 г., хотя были наслышаны друг о друге до этого Л.Ю. стала новой и единственной героиней в жизни и творчестве В.М. С 1915 года М. посвящал печатно Л.Ю. все свои поэмы. В 1928 г. вышел первый том его собрания сочинений. Посвящение гласило: Л.Ю.Б. – тем самым поэт посвятил ей все, им написанное и до, и после знакомства. Поэт не просто любил Лилю, он пылал любовью к ней. Лили любила Маяковского, она всегда любила мужчин. А еще она любила буржуазный комфорт и всю жизнь прожила в материальном достатке. Любила быть в центре внимания, окружала себя людьми со звонкими именами. Держала салон, в котором постоянно кружилась элитарная публика: поэты, художники, артисты, государственные деятели, чекисты. Она ненавидела скуку. До самой старости сохранила интерес ко многому: с увлечением отдавалась то балету, то кино, то литературе, то издательской деятельности. Но главная и неизменная ее забота – всегда оставаться, женщиной. Быть женщиной – это ее призвание (увы, не каждой дано). Лили Брик не была красавицей, но была пикантной, интригующе желанной, сексуальной. (Фотографии А.М.Родценко; портрет Л.Ю.Б. работы В.В.Маяковского и др.) Павел Антокольский посвятил ей оду: Я слишком редко видел вас, Но с давних дней запомнил твердо Сиянье двух огромных глаз На той обложке полустертой… «Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», - писал о ней Виктор Шкловский. В Лили Брик была не только своеобразная красота, но нечто притягательное, магнетизирующее. Любовь Маяковского создала для Л.Ю. дополнительную притягательную ауру в обществе; кто из других женщин может похвастаться, что ее так бешено любят и посвящают ей такие талантливые лирические признания? Правда, было одно неудобство: гиперболическая любовь М. Его страсть, не знавшая пределов. « Володя не просто влюбился в меня, - признавалась Л.Ю., - он напал на меня, это было нападение.» Их жизнь была наполнена животной символикой: Маяковский был щенком (Щен, Щеник, Щенятка), Лиля была кошечкой (Киса, Кисик, Кисит). Однако безоблачной кошаче – щенячьей жизни не было: натуры были не те. Слишком громадным и взрывным был Маяковский, да и «кисик» Лиля была весьма самостоятельна, самолюбива и норовиста, как та хрестоматийная кошка, которая любила гулять сама по себе. Она держала М. на «коротком поводке»: увлечения – пожалуйста; создать семью – никоим образом. Это мучительно для поэта? Но «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», - вот ее позиция. 14 апреля 1930 года Маяковский ушел из жизни. Самоубийство или убийство? Лили Брик считала, что это – самоубийство. Она всегда верила, что рано или поздно это произойдет. Полонская пишет в воспоминаниях: «М. рассказывал мне, что очень любил Л.Ю. Два раза хотел стреляться из – за нее, один раз выстрелил себе в сердце, но была осечка.» После смерти поэта Л.Ю. Б. продолжала жить. Она была весьма жизнелюбива. Четыре раза не официально была замужем (официальным навсегда остался Осип Брик), причем с каждым годом ее мужья становились все моложе. А далее не будем домысливать, а обратимся к воспоминаниям хорошо знавшей Лили Брик Татьяны Лещенко – Сухомлиной. 24 апреля 1944 года (Л.Ю. 52 года): «У нее такие маленькие беззащитные руки … Очень красивые, маленькие ноги, круглые теплые темно – карие глаза и рыжие волосы…» 15 августа 1956 года (Л.Ю. 65 лет): « Очень медленно, восхитительно медленно, но она стареет, уходит … Руки стали как пожелтевшие осенние лепесточки, горячие, карие глаза чуть подернуты мутью, золотисто – рыжие волосы давно подкрашены, но Лиля – проста и изысканна, глубоко человечна, женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к «суете сует». 22 октября 1958 года: «С головы до ног – женщина, ни капли «дамского», ни капли «бабского». Умная, добрая, деликатнейшая…» 20 ноября 1961 года: «Жизнь Лили была трагичной, несмотря на весь внешний блеск она была счастлива, пожалуй, лишь в ранней молодости. Если вынуть Лилю из ореола, который ее окружает, то останется сухая и даже жестокая, умная, крайне «материально настроенная» женщина, делающая добро не от сердца, а от разума …» Но природу нельзя обмануть. Рано или поздно надо платить по счетам. На 87 году жизни Лили Юрьевна сломала шейку бедра. Она знала, что в ее возрасте от такой напасти излечиться невозможно. Значит, впереди – неподвижность. Этого она допустить не могла. 4 августа 1978 года Лиля Брик покончила с собой, приняв много таблеток снотворного. Она предвидела свой конец. Это была сильная, волевая женщина. За 19 лет до кончины она составила завещание: «Пепел мой прошу не хранить, а развеять где – нибудь по полю.» Эта ее воля была выполнена. 17 мая 1979 года на огромном звенигородском поле в Подмосковье, вблизи деревушки Бушарино. Ветер порывисто подхватил пепел и разнес его по полю… Теперь на том поле стоит валун, величественный и тяжелый. На нем выбиты буквы: Л.Ю.Б. – Лили Юрьевне Брик.
- Что поразило вас в личности Лили Брик? Чем притягательна эта женщина? Согласны ли вы с определением «роковая»?
4. Анализ стихотворения «Лиличка!» - Текст читает учитель или CD (актёрское исполнение). - Размышления о прочитанном. Задача учителя – направлять ход рассуждений, а не задавать наводящие вопросы. Учитель дает возможность выразить каждому свое видение, свое прочтение стихотворения. На первый взгляд, такой анализ не представляет связного текста. Но здесь главное – умение учащихся аргументировано отстоять свою точку зрения, показать владение навыками литературного анализа, теорией литературы. Последовательность и логичность сохраняются. Текстом эти разрозненные высказывания становятся в сочинении. - Отличается ли стихотворение от прочитанного ранее о любви? Чем? - Найдите общие черты со стихотворениями Пушкина, Лермонтова, Блока и др. (Едина тема, форма монолога, посвящение, письмо, интимность.) - Адресат назван. Как рисует автор Ее присутствие в стихотворении? (Выгонишь, руки твои, дорогая, хорошая… Ее нет рядом, но Она – повсюду, незримо присутствует.) - В каком душевном состоянии находится лирический герой? (Волнуется, нервничает, страдает, мучается, чувства разрывают его.) - «Дым табачный воздух выел» - сигарета за сигаретой, сильное волнение, переживание, тревога. - «Голова в крученыховском аде» - речь о поэме А.Крученых и В.Хлебникова «Игра в аду». - «Сердце в железе» - напряженное ожидание, неизвестность давят (оковы любви), предчувствие разлуки, боязнь потерять любимую. - Поэт «душу цветущую любовью выжег». Не просто красивая, а потрясающая метафора. Ср. «пожар любви», «огонь страсти». У М. – мощнее, гиперболичнее. - Докажите, что без любви жизнь для лирического героя теряет всяческий смысл. Его не радуют ни солнце, ни море, отказывается от денег и славы. Думает о самоубийстве: И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. - Вдумайтесь только, четыре способа уйти из жизни. В этих строках сила и одновременно осознание собственного бессилия. (Вернитесь к эпиграфу.) - В стихотворении чувствуется необыкновенная мощь, шквал эмоций. О себе поэт говорит: дикий, обезумевший. Сравнивает себя с быком, слоном. Бык, измученный трудом, изнуренный слон не могут сравниться со страдающим поэтом. Его душевные муки тяжелее, унять их может только любовь. - Все стихотворение дышит нервным напряжением, страданием. Это крик души. - Стихотворение держится на ритме, прерывистом, напряженном. (Тонический стих, «лесенка», обилие тире, обособленных одиночных причастий, паузы. Слова словно застревают.) - Необычная лексика Маяковского: метафоры – «тело в улицы брошу я» (от безысходности, душевной боли; разлука невозможна, это смертельная рана; без любви поэт – только тело, хочется добавить – бездыханное); - «отчаяньем иссечась» (кровоточащая израненная душа, физически ощущается боль отчаявшегося поэта); - «сломанная дрожью рука» (сломанная – опять физически ощущаешь происходящее, словно не поэт страдает, а ты сам); - «слов сухие листья» (это у Маяковского – то ! сухие); эпитеты - «в мутной передней» (это в глазах темнеет и расплывается окружающая действительность, п.ч. любимая бросила, выгнала, «изругав» ); «исступленный» (от любви, счастья и осознания, что она никогда не будет его); - «обиженных жалоб», «в опожаренном песке», «суетных дней» и др. погружают читателя в мир души поэта. - Аллитерация в строках «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?» - шквал страстей утихает, что еще сказать о любви? Как выкричать боль? Как вернуть Ее? Она идет, уходит, а осенние листья летят вслед, стелются к Ее ногам. Своей любовью поэт выстилает дорогу любимой. - В конце стихотворения – надежда. Разве может угаснуть такая любовь? - Стихотворение написано в 1916г. Впереди еще 14 лет любви, страсти, разлук, возвращений… Знал ли Он, что Она Его не любила? Ответ в стихотворении: «уходящий шаг». Для Лилички Он был «одним из». (Вернитесь к эпиграфу.)
5. Переписка Маяковского и Лили Брик. Инсценированное чтение.
Он: «Дорогой дорогой Лилик! Буду часто выходить за околицу и грустный закрывая исхудавшею ладонью косые лучи заходящего солнца глядеть вдаль не появится ли в клубах пыли знакомая фигура почтальона. Не доводите меня до этого! Целую Лилиньку!» Она: «У меня болит колено и вторую неделю не танцую. Это очень противно. Я на три фунта потолстела и пришла в отчаянье. Целую тебя, Володенька. Лиля.» Он: «У меня по – старому. Живу как цыганский романс: днем валяюсь, ночью ласкаю ухо. Все женщины меня любят. Все мужчины уважают. Все женщины липкие и скучные. Все мужчины прохвосты.» Она: «Милый Щененок, я не забыла тебя. Свою комнату оклеила обоями – черными с золотом; на двери красная штофная портьера. Для веселья купила красных чулок, и надеваю их когда никто не видит – очень весело!! Ужасно люблю получать от тебя письма и ужасно люблю тебя.» Она: «Любимый мой щеник! Не плачь из – за меня! Я тебя ужасно крепко и навсегда люблю! Жди меня! Не изменяй!» Она: «Волосик! Не грусти, мой щеник! Не забуду тебя – вернусь обязательно. Не изменяй мне в Харькове! Все обо мне заботятся. У меня масса цветов. Я уже писала вам, что абсолютно верна вам. Сволочной котенок! Опять ты не пишешь! Как тебе без меня живется? Мне без тебя очень плохо.» Он: «Очень по тебе скучаю, очень люблю и очень тебя жду. Волнуюсь что к твоему приезду не сумею написать стих для тебя. Стараюсь страшно.» Он: «Ты совсем не должна меня любить но ты скажи мне об этом сама. Прошу. Конечно ты меня не любишь но ты мне скажи об этом немного ласково. Какая я ни есть дрянь я немного все таки человек. Мне просто больно только напиши верно правду! Целую твой Щен.» Он: «Я ужасно грущу по тебе. Ежедневно чуть не реву. Делай как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит.» Она: «Если есть пришли еще денег, а то мне с ремонтом не хватит. Если у тебя нет – займу… Телеграфируй – отдохнул ли. Ужасно крепко тебя люблю». Она: «Неужели не будет автомобильчика! А я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста привези автомобильчик.» Она: «Мы все тебя целуем и ужасно любим. А я больше всех. Твоя Лиля (кошечка).» (Можно использовать другие фрагменты переписки из книги Бенгта Янгфельдта. )
- Насколько сильна их любовь?
6. Итоги. Выводы - Что нового открыли вы для себя в личности поэта? - В чем новаторство М. в любовной лирике? (Необычные метафоры, эпитеты, сравнения; глубина чувства, крик души, словно погрузились в духовный мир поэта, физически ощутили его боль и страдания.) - Почувствовали ли вы «громаду – любовь» в стихотворении?
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ, ПОСВЯЩЁННЫХ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. Проанализируйте стихотворение Тютчева «День и ночь» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта. День и ночь
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День – сей блистательный покров – День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь; - Пришла – и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна! <Начало 1839>
В письме Э.Ф. Тютчевой поэт признавался: «…Чувство тоски и ужаса уже много лет стало привычным состоянием моей души… » Подтверждение этого чувства можно найти во многих произведениях Тютчева, в том числе и в стихотворении «День и ночь». Противопоставление дня и ночи у Тютчева означает разграничение «дневной» сферы повседневного, будничного, земного и «ночного» мира мистических прозрений. «Дневной» мир связан с суетой, шумом, ночь – с темой самопостижения. День может ассоциироваться с ликованием жизненных сил, с торжеством гармонии и разума, ночь – с хаосом, безумием. День уподобляется «покрову», накинутому над «бездной». Ночь, напротив, обнажает «бездну», раскрывает самую суть природы – стихию, хаос. Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек, его душа – между небом и землей, «на пороге двойного бытия». Поэт по-новому ощутил место человека в окружающем его мире: он не центр мироздания, а всего лишь песчинка в океане Вселенной. Ощущение покинутости, обнаженности, осознание ничтожности притязаний разума и призрачности человеческой свободы – все это, внутренне пережитое Тютчевым, выливалось в стихи. Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен: И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами… Тютчеву было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности. Он прямой продолжатель монументальной формы философской лирики Ломоносова, достаточно вспомнить такие строки: Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне – дна. (М.В. Ломоносов) Стихотворение «День и ночь» принадлежит к философской лирике поэта. В нем он продолжает тему взаимоотношений человека и природы. Борьба между хаосом (ночь) и космосом (день) не закончена, поэтому порядок и организация в мире – «златотканый покров», под которым дремлют до поры силы разрушения. Борьба космоса и хаоса происходит в душе человека. День прекрасен: День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! В этих строчках чувствуется движение жизни, самая жизнь. Динамика стихотворения создается четырехстопным ямбом, очень энергичным. Но дневная жизнь не в состоянии утолить тоску человека по иным формам общения. Эти неудовлетворенные потребности тревожат человека, ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом темная бездна с ее «страхами и мглами», с ее непросветленной, таинственно-разрушительной глубиной. «Бездна обнажена». Кроме метафорического эти слова несут на себе и первозданный смысл, что характерно для лексики тютчевских стихотворений, которая как бы вторично рождается. И слово «обнажена» относится не только к бездне ночи, но и к бездне человеческой души: обнажена – значит открыта, незащищена, отсюда и страхи перед неизвестностью и непостижимостью самого себя. Современная цивилизация хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются темными, неупорядоченными, хаотическими. Тема одиночества современного человека, «ночная» тема развиваются Тютчевым в таких стихотворениях, как «Есть некий час в ночи всемирного молчанья…», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Бессонница», «Сны». Главный жанр Тютчева – фрагмент, представляющий собой разложение прежнего жанра – оды. Поэтому стихам Ф.И. Тютчева свойствен декламационный синтаксис, использование архаичной лексики: «духов», «болящей», «мглами». Возвышенность и особенную прелесть стихотворению придают сложные эпитеты «земнородных», «златотканый». Композиция стихотворения – две строфы – традиционна для Тютчева. В центре стихотворения как будто намечен перелом, отмечена симметрия. Произведение строго делится на две контрастные части, о чем заявлено в самом названии – «День и ночь». Тютчев близок здесь Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому: первому в понимании диалектики души, второму – в психологизме изображаемого и ощущении трагичности человеческого бытия.
2. Проанализируйте стихотворение Фета «На заре ты ее не буди…» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит. 1842
Своим строением стихотворение напоминает «Зимнее утро» Пушкина: утром поэт обращается к возлюбленной и вспоминает, что было вечером. Но картина, созданная Фетом, оригинальна. Утро прекрасно, лирический герой хочет порадоваться чудесному утру вместе с возлюбленной (как в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…»), но не хочет ее будить. Она спит сладко, но подушка горяча, «горяч утомительный сон». Почему? Вечером она сидела у окна и наблюдала за луной: И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Почему? Что произошло? Какие события могли вызвать у героини стихотворения подобные переживания? Фет ничего не говорит о конкретных событиях. Мы их можем только домыслить или вообразить. Девушка переживала, ощущала беспокойство, но только во сне к ней пришел желанный покой: «На заре она сладко так спит!» покой любимой дорог лирическому герою, и он не хочет тревожить желанный отдых девушки. Может быть, с пробуждением беспокойство вновь овладеет ею. В любовной лирике Фета отсутствует индивидуализированный образ девушки, образ ее сливается с образами природы. В этом стихотворении портрет героини создан легкими набросками: мы видим грудь, ланиты, косы, любуемся ее красотой вместе с лирическим героем. Характер и судьба героини отсутствуют. Поэт уловил состояние молодости с ее тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами. Возвышенное настроение создает устаревшая лексика и архаичные грамматические формы: «ланиты», «бегут на плеча». В стихотворении создана романтическая обстановка: луна, соловей, ночь. Но образы не выглядят схематично – они наполнены жизнью. Стихотворение наполнено трехстопным анапестом, который соответствует ритму вальса. Это придает стихотворению еще большую интимность и романтизм. Перекрестная рифмовка, богатые мужские рифмы (закрытая: спит – ланит, сон – сторон и открытая: буди – груди, луна – она, больней - соловей), частые повторы (на заре…, на заре…; подушка «горяча», сон «горяч») создают неповторимую музыкальность стихотворения. Фета не зря называли поэтом-музыкантом: параллелизм синтаксических конструкций («И чем ярче играла луна/ И чем громче свистал соловей…»), аллитерации («А вчера у окна ввечеру…», «Сердце билось больней и больней») помогают поэту создавать мелодию стихотворения. Недаром на это стихотворение была написана музыка, и получился один из самых популярных романсов. Мир природы у Фета живет полной жизнью: «утро дышит», «горит», луна «затевает игру». Очень выразительны эпитеты – «утомительный сон», «на юной груди». Можно также отметить метафоры, соединенные с олицетворениями: «И, чернеясь, бегут на плеча/ Косы лентой с обеих сторон». В основе стихотворения – кольцевая композиция. Это стихотворение принадлежит к любовной лирике Фета, ее раннему периоду. Лирический герой испытывает любовь-радость, которая сочетается с картинами природы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |