Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Некрасова
Большинство интимных стихотворений Некрасова автобиографично, 14 из них посвящено А.Я. Панаевой, ставшей его другом, соавтором романов «Три страны света», «Мертвое озеро», женой, матерью рано умершего сына. Они образуют так называемый «панаевский цикл», своеобразный любовно-психологический роман в стихах, писавшийся тридцать лет. Поэт с невиданной до него откровенностью изображает и радость и муки любви, ее поэзию и прозу. Своей общечеловеческой значимостью интимные стихи «панаевского цикла» сопоставимы со стихами Тютчева, образующими «денисьевский цикл». Задание классу: Сравните стихотворения Н.А. Некрасова «Горящие письма» и Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу и груду писем разбирала…». Что общего в этих стихотворениях в изображении любовного чувства? В чем новаторство Тютчева и Некрасова в изображении любви?
Вопросы для анализа: 1. О каком этапе развития любовного чувства говорится в этих стихотворениях? (Разрыв отношений, любовь прошла, остались воспоминания и письма: «Уж не горит ли с ними и любовь…», «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «любви и радости убитой»).
2. Чьи письма сжигает героиня стихотворения Некрасова? Чьи письма разбирает Она в стихотворении Тютчева? (В некрасовском стихотворении – неотправленные письма от Нее к Нему – «их ложью жизнь еще не назвала, ни правды их еще не доказала», о содержании писем знает только Она. У Тютчева, скорее, письма Его к Ней, которая героиня хранила – «брала знакомые листы»).
3. В обоих стихотворения присутствуют Он и Она. Дайте характеристику героям (задание групповое)
4. Какими были чувства героев этих стихотворений? Почему расстались (предположите)? Возможно ли вернуть любовь? 5. Кто является инициатором разрыва в каждом стихотворении: Он или Она? 6. Сравните героинь произведений. Чей характер, по-вашему, сильнее? Аргументируйте. 7. Какие метафоры используют авторы для описания ушедшего чувства? (Тютчев – «остывшая зола», «брошенное тело»; Некрасов – «лестница крутая, сожженные ступени») 8. Охарактеризуйте чувства главных героев: любовь-страсть, любовь-страдание, любовь-самопожертвование. Как помогает раскрыть чувства героев поэтический синтаксис? (У Тютчева – 5 тире, 2 многоточия, 1 восклицательный знак, у Некрасова – 6 многоточий, 4 восклицательных знака, риторический вопрос. Герои тютчевского стихотворения переживают разрыв, они пока еще связаны воспоминаниями, грустными и светлыми. В некрасовском стихотворении кипят страсти, эмоции, женщина настаивает на прекращении отношений, уничтожает письма, совершая «безумный шаг!.. быть может, роковой». Она страдает, но не простит!) 9. Определите стихотворный размер обоих стихотворений. Как помогает он раскрыть чувства лирических героев? (Оба стихотворения написаны ямбом: пятистопным очень энергичным у Некрасова, четырехстопным музыкальным у Тютчева.) 10. Какое место эти стихотворения занимают в творчестве поэтов? («Горящие письма» - последнее в «панаевском цикле», написано оно в 1877 году. Можно процитировать отрывки из воспоминаний Панаевой и Некрасова. Роман их продолжался 30 лет. «Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина» (А.Я. Панаева). «Сколько у меня было души, страсти характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, все она взяла, не поняв… что таких вещей даром не берут, - вот теперь и черт знает, к чему все пришло» (Н.А. Некрасов). По отношению к Денисьевой Тютчев испытывал трепетные нежные чувства, боялся ее потерять. Он навсегда остался ее пленником. Денисьева тоже поддалась его обаянию. Тяготило двойственное положение, слухи и разговоры в обществе.) Выводы: Сходство в изображении чувства – автобиографичность, любовь трагичная, приводит к нервозности во взаимоотношениях, трагическому разрыву. Различия – женщина – жертва отношений у Тютчева, у Некрасова сильные натуры равны, борются друг с другом, женщина выходит победительницей, разорвав отношения. Новаторство: Раскрыли «прозу» и «поэзию» любви. Некрасов помимо трагичности отношений впервые в литературе показал любящих на равных в борьбе за любовь и право выбора. Лабораторная работа.
ТЕМА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПОЭЗИИ XIX ВЕКА.
Историческая справка: В феврале 1842 года был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство, и к 1851 году оно было закочено. Первая железная дорога в России стала сенсацией, а для поэтов самой модной темой. Стихотворений множество, и у каждого свой стиль, своя версия этого чуда века. Фет и Некрасов – современники, но как по-разному они почувствовали и осмыслили факт железной дороги. Задание: Проанализировать стихотворения А.А.Фета «На железной дороге» и Н.А. Некрасова «Железная дорога». Сравнить темы, идеи, ритмику стихотворений, образность. Можете ли вы установить «фетовское» и «некрасовское» вещество в их стихах?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (773)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |