Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Некрасова



2020-02-04 773 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Некрасова 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большинство интимных стихотворений Некрасова автобиографично, 14 из них посвящено А.Я. Панаевой, ставшей его другом, соавтором романов «Три страны света», «Мертвое озеро», женой, матерью рано умершего сына. Они образуют так называемый «панаевский цикл», своеобразный любовно-психологический роман в стихах, писавшийся тридцать лет.

Поэт с невиданной до него откровенностью изображает и радость и муки любви, ее поэзию и прозу. Своей общечеловеческой значимостью интимные стихи «панаевского цикла» сопоставимы со стихами Тютчева, образующими «денисьевский цикл».

Задание классу:

Сравните стихотворения Н.А. Некрасова «Горящие письма» и Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу и груду писем разбирала…». Что общего в этих стихотворениях в изображении любовного чувства? В чем новаторство Тютчева и Некрасова в изображении любви?

 

Н.А. Некрасов «Горящие письма» Они горят!... Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой…   1877 Ф.И. Тютчев Она сидела на полу, И груду писем разбирала – И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала – Брала знакомые листы И чудно так на них глядела – Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело… И сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой – И сколько горестных минут, Любви и радости убитой!.. Стоял я, молча, в стороне И пасть готов был на колени – И страшно-грустно стало мне, Как от присущей милой тени.   1858

 

Вопросы для анализа:

1. О каком этапе развития любовного чувства говорится в этих стихотворениях? (Разрыв отношений, любовь прошла, остались воспоминания и письма: «Уж не горит ли с ними и любовь…», «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «любви и радости убитой»).

 

2. Чьи письма сжигает героиня стихотворения Некрасова? Чьи письма разбирает Она в стихотворении Тютчева? (В некрасовском стихотворении – неотправленные письма от Нее к Нему – «их ложью жизнь еще не назвала, ни правды их еще не доказала», о содержании писем знает только Она. У Тютчева, скорее, письма Его к Ней, которая героиня хранила – «брала знакомые листы»).

 

 

3. В обоих стихотворения присутствуют Он и Она. Дайте характеристику героям (задание групповое)

    Некрасов Тютчев

Она

Портрет, характер. Независимая и свободная – «свободно ты решала выбор свой», равна в праве выбора с мужчиной. Дерзкая, нашла в себе силы разорвать отношения. Вспыльчивая. «Чудно так глядела» - отрешенный взгляд, обращенный в прошлое, в воспоминания. Она не замечает его присутствия. «Милая тень». Любит ли он ее еще? А она?
Действия Сжигает письма, так и не отправленные Ему. Решительно разрывает с любимым человеком. «Груду писем разбирала» - отношения между героями были продолжительными (груда писем); разбирала, перечитывала – чувства были взаимными, но теперь остались лишь воспоминания и письма – «знакомые листы».
Чувства Обижена, возможно, оскорблена. Любила сильно и страстно, с той же страстью уничтожает любое напоминание о Нем и о былом чувстве. Освобождает Его от обещаний и обязательств – «и не как раб…». Грустна, задумчива. Вспоминает о прошлом, о счастье любви. Она не разлюбила, но Он, вероятно, охладел. Чувство умерло, поэтому Она смотрит на прошлое, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело».
Он   Страдает, падает на колени, умоляя остановиться. Сторонний наблюдатель – «стоял я, молча, в стороне». Он еще любит, потому что «пасть готов был на колени» и просить прощения. Но что-то мешает героям быть вместе, он сдерживает свой порыв, поэтому «страшно-грустно».

4. Какими были чувства героев этих стихотворений? Почему расстались (предположите)? Возможно ли вернуть любовь?

5. Кто является инициатором разрыва в каждом стихотворении: Он или Она?

6. Сравните героинь произведений. Чей характер, по-вашему, сильнее? Аргументируйте.

7. Какие метафоры используют авторы для описания ушедшего чувства? (Тютчев – «остывшая зола», «брошенное тело»; Некрасов – «лестница крутая, сожженные ступени»)

8. Охарактеризуйте чувства главных героев: любовь-страсть, любовь-страдание, любовь-самопожертвование. Как помогает раскрыть чувства героев поэтический синтаксис? (У Тютчева – 5 тире, 2 многоточия, 1 восклицательный знак, у Некрасова – 6 многоточий, 4 восклицательных знака, риторический вопрос. Герои тютчевского стихотворения переживают разрыв, они пока еще связаны воспоминаниями, грустными и светлыми. В некрасовском стихотворении кипят страсти, эмоции, женщина настаивает на прекращении отношений, уничтожает письма, совершая «безумный шаг!.. быть может, роковой». Она страдает, но не простит!)

9. Определите стихотворный размер обоих стихотворений. Как помогает он раскрыть чувства лирических героев? (Оба стихотворения написаны ямбом: пятистопным очень энергичным у Некрасова, четырехстопным музыкальным у Тютчева.)

10. Какое место эти стихотворения занимают в творчестве поэтов? («Горящие письма» - последнее в «панаевском цикле», написано оно в 1877 году. Можно процитировать отрывки из воспоминаний Панаевой и Некрасова. Роман их продолжался 30 лет. «Без клятв и без общественного принуждения я все сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина» (А.Я. Панаева). «Сколько у меня было души, страсти характера и нравственной силы – все этой женщине я отдал, все она взяла, не поняв… что таких вещей даром не берут, - вот теперь и черт знает, к чему все пришло» (Н.А. Некрасов). По отношению к Денисьевой Тютчев испытывал трепетные нежные чувства, боялся ее потерять. Он навсегда остался ее пленником. Денисьева тоже поддалась его обаянию. Тяготило двойственное положение, слухи и разговоры в обществе.)

Выводы:

Сходство в изображении чувства – автобиографичность, любовь трагичная, приводит к нервозности во взаимоотношениях, трагическому разрыву.

Различия – женщина – жертва отношений у Тютчева, у Некрасова сильные натуры равны, борются друг с другом, женщина выходит победительницей, разорвав отношения.

Новаторство: Раскрыли «прозу» и «поэзию» любви. Некрасов помимо трагичности отношений впервые в литературе показал любящих на равных в борьбе за любовь и право выбора.

Лабораторная работа.

 

ТЕМА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПОЭЗИИ XIX ВЕКА.

 

Историческая справка: В феврале 1842 года был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство, и к 1851 году оно было закочено. Первая железная дорога в России стала сенсацией, а для поэтов самой модной темой. Стихотворений множество, и у каждого свой стиль, своя версия этого чуда века.

Фет и Некрасов – современники, но как по-разному они почувствовали и осмыслили факт железной дороги.

Задание: Проанализировать стихотворения А.А.Фета «На железной дороге» и Н.А. Некрасова «Железная дорога». Сравнить темы, идеи, ритмику стихотворений, образность. Можете ли вы установить «фетовское» и «некрасовское» вещество в их стихах?

 



2020-02-04 773 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Некрасова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Некрасова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (773)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)