Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерные черты монополии.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Характерные черты монополии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Особенностью современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятия должны сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке, чему препятствует деятельность монополий. Проблемы, имеющие отношение к монополиям, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

 

 

Определение монополии

Сущность монополии. Слово «Монополия» происходит от греческих слов «монос» - один, и «полео» - продаю. Монополия – это ситуация на рынке, когда существует единственный продавец (единственный покупатель) товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот продавец товара. Также такая ситуация может сложиться в случае, когда небольшое число продавцов или покупателей могут в силу своей экономической мощи навязывать наиболее выгодные для себя условия сделок остальным участникам рынка.

 Монополия чрезвычайно выгодна для любой фирмы. В этом случае она может значительно меньше думать о необходимости угадать желание покупателей и угодить им. Например, если покупатели не согласятся платить за товары по установленной монополистом цене, то он может просто сократить производство до того уровня, пока все его товары не будут продаваться по нужной ему цене. Монополисту важно то, что с каждой единице товара он получает огромную прибыль. В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников. Но чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, например, алмазной монополией «Де Бирс» заключается в мере их власти над рынком. Продавец обладает властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

История возникновения. Пример государства-монополиста был заразителен, и потому предприятия всегда стремились занять аналогичное положение на своих рынках, чтобы диктовать условия покупателям. Но лишь в XIX веке это стало реальностью благодаря появлению крупных фирм, способных (обычно с помощью банков)разорить или скупить конкурентов и захватить контроль над рынком.

Экономика знает несколько форм обеспечения выгод от монопольного контроля рынка:

1) Корнер для ринга – способ, придуманный немецкими купцами еще в XV в. Купцы или производители заключали тайное соглашение («ринг» - кольцо) о скупке («корнере» - угол) или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход. Например, в 1931г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Скупив огромное количество олова, и создав на него ажиотажный спрос, вызвавший резкий рост цен, участники корнера год спустя, распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

2) Поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом.

3) Картель – метод, состоящий в заключении соглашения между изготовителями одного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех участников уровни цен и условия продаж.

4) Отраслевые холдинги – метод, состоящий в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.

5) Тресты – метод, состоящий в объединении различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту.

Самыми первыми монополиями были монополии царей и императоров. Они вошли в историю под названием «государственные монополии». Государство провозглашалось единственным правомочным продавцом какого-то товара, обычно товара широкого потребления: табака, вина, соли, спичек. Государственные монополии как таковые родились лишь в XVII в. Однако историки считают, что корни их более древние, и выводят такие монополии из регалий средневековых феодалов, которые обладали исключительными правами на эксплуатацию вод, земных недр и лесов. Отсюда рождалась монополия на добычу той же соли.

В России соляная монополия была установлена указом Петра I в 1705г. и просуществовала до 1862г. – более полутора веков. Еще дольше продержалась винная монополия, возникшая в XVII в. ( тех пор в русском языке существует слово «монополька», обозначающее «винный кабак»). Она была отменена фактически в 1992г., когда государство отказалось от преследования граждан за изготовление спиртных напитков.

Такие монополии служили одним из главных источников доходов государства, которое продавало «монопольные» товары по резко завышенным ценам. Например, затраты на производство водки в дореволюционной России составили около 200 млн. руб. в год, а население уплачивало за неё 900 млн. руб. Разница в 700 млн. руб. составила монопольную прибыль царского правительства, покрывая до 30 % всех его расходов. Столь же большую роль винно-водочная монополия играла на протяжении 7 десятилетий коммунистического строительства в СССР. Поэтому, когда в 1985г. была провозглашена антиалкогольная кампания и производство спиртных напитков начало сокращаться, доходы государства резко упали. Это стало одним из толчков к расстройству всей экономики страны, привыкшей к легким «алкогольным» деньгам. Дело в том, что быстро компенсировать потерю винных доходов не удалось, и правительство решило покрывать свои расходы за счет увеличения выпуска в обращение ничем не обеспеченных денег. Это ускорило инфляцию и увеличило товарный дефицит.

Характерные черты монополии.

1) Единственный продавец: чистый, или абсолютный монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы.

2) Нет близких заменителей товаров: продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт или обходиться без него. Этот факт имеет важное значение в плане рекламы продукции. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществлять широкую рекламу для увеличения спроса на свой продукт. Возможно, что в результате этого люди охотнее будут покупать бриллианты вместо того, чтобы отдохнуть где-нибудь. Но местные коммунальные службы, с другой стороны не видят смысла в расходах на рекламу: местные жители обычно уже знают, у кого покупать данный вид услуг.

3) «Диктующий цену»: Обычная фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой», так как дает незначительную долю совокупного предложения. Монополист же «диктует цену»: фирма осуществляет значительный контроль над ценой, так как он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.

4) Заблокированное вступление. По определению, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, значит этому должна быть причина: существование монополии зависит от существования барьеров для вступления.

Формы и типы монополий. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать как естественные, административные и экономические.

Естественные монополии возникают в силу объективных причин. В некоторых отраслях экономики эффективна организация производства на базе единственной фирмы, т. е. производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле. Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя (long run average cost, LAC) достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объема производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют L-образную кривую. В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на её товар (услугу). Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т. п. Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости экономии от масштаба (economy of scale) при распределении услуг монопродуктовых монополий. В случае многопродуктовой естественной монополии существует фактор экономии от разнообразия (economy of scope), когда производство комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии (например, невозможно существование отдельных путей для грузо- и пассажироперевозок).В современной экономике понятие инфраструктурной отрасли применяется как синоним естественной монополии. В структуре большинства естественных монополий выделяют несколько отличающихся элементов. Во-первых, это материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, линии электропередачи). Во-вторых, деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеры). В-третьих, рынки формирования спроса и предложения (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности – ФОРЭМ). В-четвертых, производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии.

Предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав вызывает необходимость установление государственного контроля над деятельностью таких монополий. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством. В теории несовершенной конкуренции рассматриваются три основные задачи государственного регулирования естественных монополий: во-первых, необходимо, чтобы их цены были максимально приближены к уровню предельных издержек; во-вторых, нужно обеспечивать только нормальную прибыль; в-третьих, их производство должно быть эффективным.

Противоречия интересов государства и монополий регулируется с помощью двухкомпонентных тарифов, которые состоят из фиксированной платы за право постановки на обслуживание и переменной платы за каждую единицу потребляемых услуг (например, телекоммуникации, где используются различные комбинации абонентской и повременной оплаты услуг).Другой метод покрытия средних издержек и поддержания приемлемых тарифов для потребителей – перекрестное субсидирование. В России оно существует, например, в форме установления разных тарифов для грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок (низкие цены на пассажирские перевозки компенсируются высокими ценами на грузовые), также в электроснабжении (относительно низкие тарифы на потребляемую энергию для населения уравновешиваются высокими тарифами для промышленных потребителей). Но перекрестное субсидирование может оказать негативное влияние на развитие инфраструктуры, поскольку невозможно постоянно решать проблемы рентабельности энергетики, газового хозяйства и железнодорожного транспорта только за счет промышленных потребителей. Целью государственного ценообразования на продукцию естественной монополии является, с одной стороны, снизить потери общества, а с другой – предотвратить нанесение ущербе эффективности производства самих монополий. В мире используются различные модели государственного ценообразования в инфраструктурной сфере:

- модель эффективного ценообразования, когда цена устанавливается на уровне предельных издержек.

- модель справедливого ценообразования, обеспечивающая максимизацию выигрыша потребителей, но при условии безубыточной деятельности самих монополий.

- модель ценообразования с нормальной прибылью, когда государство определяет для естественной монополии норму рентабельности, обеспечивающую нормальную доходность

- модель предельной цены (выше средних издержек), предоставляющая свободу монополисту в выборе цены и объема поставок товаров и услуг.

Реформирование естественных монополий в большинстве стран связано с дерегулированием. Многие ученые утверждали, что государственное регулирование приносит больше вреда, чем пользы. Проведенные исследования показали, что ослабление конкуренции на регулируемых рынках вело к снижению качества естественно монопольных товаров и услуг, а также росту цен на них. Но после начального усиления конкуренции, снижения цен и роста производительности труда во всех дерегулированных отраслях наблюдался застой. В связи с этим, развивается рыночно-ориентированное госрегулирование (market-based regulation). Его суть состоит в смещении регулирования с монополий в сторону рынков, на которых они действуют.

Одним из решений проблемы государственного управления инфраструктурой является государственно-частное партнерство (ГЧП, Public Private Partnership), когда объединяются ресурсы государства и бизнеса. ГЧП на Западе было признано полноценной альтернативой приватизации. Опыт реформирования выявил самые эффективные формы ГЧП – концессии, совместные предприятия, корпоратизация, государственные контракты.

Одна из наиболее важных и продвинутых реформ в сфере российских естественных монополий – реформа электроэнергетики. В России традиционно отпускные тарифы для населения существенно занижены по сравнению с объективно необходимым уровнем. Тарифы же для промышленных потребителей сильно завышены. Промышленность, таким образом, субсидирует население. Естественно, что предприятия стремятся найти для себя более благоприятные условия и напрямую заинтересованы в переходе на оптовый рынок, тарифы на котором, как правило, ниже. Но на оптовом рынке потребителя электроэнергии в обязательном порядке прикрепляют к определенному поставщику и устанавливают ему тариф. Подобному развитию энергореформы способствовала и реализация закона о монетизации льгот в начале 2005 г. Межведомственная комиссия по реформированию электроэнергетики вынуждена была признать существование перекрестного субсидирования еще минимум в течение двух лет.

Осенью 2004 г. были приняты решения по уточнению модели рынка электроэнергии. Основой этой модели должны стать прямые договора между производителями и потребителями электроэнергии. Условия для разных групп потребителей – «энергоемких», социальных – будут разными.

Основным принципом реформы электроэнергетики является приватизация генерирующих компаний. В апреле 2005 г. правительство РФ утвердило новую редакцию плана мероприятий по реформированию отрасли. Определилась судьба РАО ЕЭС: оно разделится на 21 генерирующую компанию (между ними поделят многочисленные электростанции) и Федеральную сетевую компанию (ФСК), которая останется в госсобственности и будет владеть магистральными линиями электропередач, как сейчас государственная «Транснефть» владеет нефтяными трубопроводами.

Административнаямонополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 Что же является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из почитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии объединяют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют деньги на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что предприятия, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Барьеры для вступления в отрасль. Поддержание монополии требует существования условий, которые предотвращают конкуренцию продавцов с монополией. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель от появления дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Среди основных типов барьеров для входа на рынок являются:

1) Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными. Там, где эффект роста масштаба производства очень существенен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства.

 График 1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Этот график показывает, во-первых, что при значительной экономии от роста масштабов производства видно, что монополист может добиться низких издержек на единицу продукции в ACm при Qm выпуска продукции, во-вторых, X-неэффективность – неэффективная внутренняя работа фирмы – имеет своим результатом издержки выше необходимых. Например, издержки на единицу продукции могли бы быть ACx, а не ACc для Qc единиц продукции и ACx, а не ACm для объема производства Qm.

Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность являются несколькими из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3 рынка, понятно, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь небольшой шанс для выживания и расширения. Потому что, являясь мелкими предприятиями, они не в состоянии получить экономию на издержках, которую получают существующие крупные фирмы, и, следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Другой вариант – войти в отрасль, будучи крупным производителем. Но на практике это очень трудно. Новому и непроверенному предприятию будет сложно получить денежный капитал необходимый для приобретения оборудования,

2) Предприятия общественного пользования. Естественные монополии. Как было уже сказано выше, в нескольких отраслях экономия от масштаба производства особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Некоторые барьеры являются результатами именно правительственных мер, которые предоставляют фирмам статус единственного продавца. Например во Франции с 1904 года похоронный бизнес контролировался компанией «Дженерал Фьюнералс», монополией, пользующейся государственными субсидиями, которая продавала гробы и предоставляла похоронные услуги. Многие государства сами имели монополию в продаже крепких напитков, а также являлись единственными легальными представителями игорного бизнеса.

3) Легальные барьеры: патенты и лицензии.  Государство создает легальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии. Патенты: обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Они обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет, после истечения срока действия патента барьер для входа исчезает, следовательно, такая монополия является временной. Идея патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования им прав на реализацию. Когда какая-нибудь фирма нарушает патент другой фирмы, её могут принудить прекратить продажи по решению суда. Лицензии: вступление в отрасль может быть ограничено государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по связи выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию.

4) Собственность на важнейшие виды сырья. Монополия может поддерживаться в результате владения всеми источниками предложения конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара. Так «Aluminum Company of America» обладала монополией на алюминиевом рынке США вплоть до конца второй мировой войны. Также «De Beers Consolidated Mines, Ltd» является огромной алмазодобывающей фирмой, действующей в Южной Африке, которая обладает практически полной монополией на добычу и продажу алмазов для драгоценностей. Как частная фирма «De Beers» была основана в 1880 году Сесилем Родсоном и двумя владельцами крупных алмазных копий. Первоначально большая часть производства осуществлялась на участке земли в Южной Африке, где семейство Де Бирс когда-то владело фермой. В 1988 году была основана корпорация «De Beers Consolidated Mines». До 1902 года компания обладала контролем над более чем 99% мирового производства алмазов. В настоящее время компания добывает только около 15% общего производства алмазов (измеренного в каратах). Однако компания контролирует ежегодные продажи более чем 80% алмазов, годных для производства драгоценностей. Центральная организация по продажам компании со штаб-квартирой в Лондоне контролирует реализацию большей части новых необработанных алмазов, имеющихся в наличии в любой данный год. Ясно, что «De Beers» использует свое монопольное положение, чтобы контролировать цену алмазов. Она может диктовать условия и цены, по которым будет продавать. Огранщики, игнорирующие разработанные «De Beers» правила по покупке алмазов могут оказаться без источника снабжения. Очень трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде главных стадионов.

5) Нечестная конкуренция.Соперники фирмы могут быть устранены посредством агрессивных и жестоких действий. Привычными приёмами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести конкурентов до банкротства.

Какие-либо уникальные способности или знания также могут создать монополию. Талантливые певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирмы, у которых есть технологические секреты, обладают монополией, если другие фирмы не могут воспроизвести их приёмы обработки и производства продуктов. Например, «Coca Cola» тщательно охраняет свою формулу сиропа, которая и обеспечивает компании монополию на её напиток, но поскольку существует много заменяющих его напитков, «Coca Cola» не обладает чистой монополией.

Барьеры для вступления редко являются абсолютно непреодолимыми. Например, научно-исследовательская работа и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, технология может также подорвать существующую монопольную власть. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Таким образом, монополия в смысле однофирменной отрасли продолжает существовать сверх отпущенного ей времени только с санкции или с помощью правительства, например монополия почтовой службы на доставку первоклассной почты.

 



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Характерные черты монополии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характерные черты монополии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)