Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополии и монопольная власть



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Монополии и монопольная власть 0.00 из 5.00 0 оценок




 Появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов – исчезает та самая «невидимая рука», которая, по Адаму Смиту, помогает обществу наилучшим образом решать главные экономические вопросы: что, как и для кого производить?

Спрос на продукт монополии. Решающее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. Кривая спроса монополиста является кривой спроса любого продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, но так как монополист является отраслью, его кривая спроса представляет собой кривую отраслевого спроса. Данная кривая не является совершенно эластичной, напротив, является нисходящей. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становиться меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые в другом случае могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.

На графике  показаны две комбинации цены и количества – 142 дол. за 3 единицы и 132 дол. за 4 единицы на кривой спроса монополиста. Понизив цену со 142 до 132 дол., монополист может продать еще одну единицу продукции и, таким образом, получить в качестве дохода цену четвёртой единицы в 132 дол. (этот прирост обозначен вертикальным прямоугольником). Но чтобы продать эту четвертую единицу продукции за 132 дол., монополист должен понизить цену на первые три единицы со 142 до 132 дол. Это 10-долларовое снижение на 3 единицах вызовет 30-долларовую потерю.

Второе значение нисходящей кривой спроса в том, что монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Но это не означает, что монополист «свободен» от рыночных сил в установлении цены и объёма производства или что покупатель находиться полностью во власти монополиста. В частности, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объёмами продаж и, наоборот, низкие цены – с большими объёмами производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены. Существует связь эластичности спроса на продукт и его ценой: когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход, также, когда спрос является неэластичным, падение цены уменьшит валовой доход. Отсюда следует, что монополист никогда не выберет такую комбинацию цена-количество, при которой валовой доход уменьшается. Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка на кривой спроса в пользу некоторой комбинации на эластичном отрезке.

Предельный доход монополии. Предельный доход ( MR) – это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.

 

Для совершенно конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене, потому что такая фирма может всегда продавать столько, сколько хочет, по действующей на данный момент цене. Это применимо только на рынке совершенной конкуренции, в условиях которой фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Но для монополиста или любого другого несовершенного конкурента, сталкивающегося с убывающей кривой спроса, предельный доход ниже значения цены. Основная причина как раз в том, что если кривая спроса является убывающей, то объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены.

Например, у корпорации «Акме» имеется патент, дающий ей исключительное право на производство неких товаров. Чтобы рассчитать объем выпуска, максимизирующий ее прибыль, «Акме» должна пройти через такого же рода предельный анализ, которым пользуется конкурентная фирма для определения своего оптимального положительного выпуска. Если производство еще одной единицы в неделю увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Таким образом, «Акме» должна сравнить предельные издержки с предельным доходом.

 

Таблица 1. Спрос, совокупный доход и предельный доход.

 

Объем спроса, ед. в неделю Цена, долл. за ед. Совокупный доход, кол-во*цену, долл. в неделю Предельный доход, долл. в неделю
0 16 0

 

14

10

6

2

-2

-6

-10

-14

1 14 14
2 12 24
3 10 30
4 8 32
5 6 30
6 4 24
7 2 14
8 0 0

 

В первых двух столбцах табл. 4 показана рыночная шкала спроса на изделия «Акме». При цене в 2 долл. Спрос предъявляется на семь штук в неделю; при более высоких ценах объем спроса на продукцию «Акме» ниже. В третьем столбце показан совокупный доход «Акме», который как раз равен цене, умноженной на количество производимых единиц при различных значениях цены. Совокупный доход вначале увеличивается по мере снижения цены, а затем уменьшается, когда цена становится низкой.

Так как предельный доход – это показатель изменения величины совокупного дохода при увеличении выпуска, следовательно если спрос эластичен (Е>1), то предельный доход положителен; если спрос неэластичен (Е<1), то предельный доход отрицателен; предельный доход равен нулю при объеме выпуска, для которого Е=1(это точка, в которой совокупный доход максимален).

Зависимость между ценой и предельным доходом в общем виде описывается следующим равенством:

Предельный доход = приросту совокупного дохода от продажи одной дополнительной единицы

                                = цене, по которой продается эта дополнительная единица продукции

                                = величине потерь дохода вследствие того, что первоначальный выпуск продается теперь по более низкой цене

 

 

 

График 4. Кривая спроса и совокупный доход монополиста. Кривая спроса, с которой сталкивается монополист, - это кривая D. По мере того, как цена снижается с P0 (12 дол.) до P1 (8 дол.), совокупный доход монополиста изменяется с величины, равной B+C, до величины A+C. Поскольку площадь A больше площади  B, то совокупный доход увеличивается. Совокупный доход максимизируется при значении цены P1.

 

 

Монопольное предложение. Кривая спроса показывает взаимоотношение между ценой и количеством товара, предлагаемым фирмой или отраслью. Монополия, устанавливая цену, может выбрать ту цену, которая максимизирует её прибыль, и предоставит потребителям решать, сколько товара купить по этой цене. Монополия решает, сколько производить, на основе информации, которую она имеет по поводу спроса на её товар. Если дана информация о спросе, то она оценивает свой товар (или решает, сколько его предлагать) так, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам. Изменение количества товара, предлагаемого монополией, зависит от сдвига кривой предельного дохода, имеющего места

График 5 . Изменения спроса и решения о монопольных поставках. Для монополии нельзя вывести кривую спроса, поскольку данное количество товара, предлагаемого монополией, может соответствовать двум или более ценам. На графике выпуск QM можно связать и ценой P1, и ценой P2 в зависимости от уровня спроса и его ценовой эластичности. Если бы спрос увеличился с D1 до D2, то монополия ответила бы ростом цены, а не увеличением предлагаемого количества товара.

тогда, когда спрос увеличивается.Этот пример указывает на две особенности, присущие монопольной власти: 1) Рост спроса не обязательно увеличивает предлагаемое количество товара. Вместо этого монополист часто отвечает на увеличение спроса просто увеличением цены. Его реакция зависит не только от прироста спроса, но также и от того, каким образом изменяется эластичность спроса, когда меняется сам спрос. Так как изменение ценовой эластичности спроса, связанной с каждой данной ценой, приводит к новой кривой предельного дохода. Именно сдвиг кривой предельного дохода, а не сдвиг кривой спроса является решающим фактором, определяющим изменение количества предлагаемого товара. 2) Для монополиста нельзя определить кривую спроса, поскольку с каждым возможным количеством предлагаемого товара можно связать две или более цены. Или наоборот, при монополии две или более величины выпуска могут быть связаны с одной ценой – в зависимости от того, насколько меняется ценовая эластичность спроса, когда происходит его изменение. Поскольку монополия сама устанавливает цену, а не принимает её как данное, то нельзя использовать кривую спроса, чтобы объяснить, какое количество продукции она предлагает на рынок.

Монополистическое ценообразование. Совершенные конкуренты могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, так как они принимают рыночную кривую спроса как данную, и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения.

Таким образом, нельзя сказать, что монопольная цена и монопольный выпуск определяется соотношением спроса и предложения. Но в условиях монополии, как и в условиях совершенной конкуренции, цена и выпуск определяются условиями спроса и условиями формирования издержек. Предельные издержки являются ключевым элементом издержек в обоих случаях.

Существуют некоторые распространенные заблуждения относительно поведения монополий: 1) Не самая высокая цена. Так как монополист может манипулировать объемом производства и ценой, существует мнение, что монополист «будет назначать наивысшую цену, которую он может получить». Это мнение ошибочно. Существует много значений цены выше равновесной , но монополист избегает их, потому что они влекут за собой прибыль меньшую, чем максимальная. Совокупная прибыль есть разница между совокупным доходом и совокупными издержками. И то и другое в равной степени зависит от проданного количества продукции, от цены и от издержек на единицу продукции. 2) Совокупные прибыли, а не на единицу продукции. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции . 3) Убытки. Нужно подчеркнуть, что чистая монополия не гарантирует экономических прибылей. Правда, вероятность экономических прибылей больше для чистой монополии, чем для конкурентного производителя. В долговременном периоде при возможности свободного и легкого вступления новых фирм чистый конкурент будет получать нормальную прибыль; в то время как барьеры для вступления позволяют монополисту сохранять экономические прибыли в долговременном периоде. В отличие от ситуации конкуренции барьеры для вступления не пускают потенциальных вступающих, которое увеличили бы предложение, вызвали бы снижение цены и ликвидировали бы экономические прибыли. Конечно, как и чистый конкурент, монополист не будет постоянно действовать с убытком. Столкнувшись с убытками, владельцы фирм предпочтут переместить свои ресурсы в альтернативные отрасли, которые дают более высокие доходы. Таким образом, можно ожидать, что монополист

получит нормальную или более высокую прибыль в долговременном периоде.

Оптимальный выпуск и монопольная прибыль. Прибыль – это

разница между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист для начала рассчитывает величину оптимального положительного выпуска, используя данные о предельном доходе, затем он решает, производить ли этот положительный выпуск. Когда монополист увеличивает выпуск на 1 единицу, прирост дохода равняется предельному доходу. Прирост издержек равен величине предельных издержек. Если предельный доход превышает величину предельных издержек, то совокупный доход возрастает в большей степени, чем предельные издержки, и, следовательно, прибыль увеличивается. Но если последняя единица продукции увеличивает издержки на большую, чем прирост дохода, величину, то выпуск следует сократить. Таким образом., при оптимальном положительном объеме выпуска для монополии, позволяющем максимизировать прибыль при условии, что фирма не прекращает производство, предельный доход должен равняться предельным издержкам (MR=MC).Следовательно, если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек. Как и в условиях совершенной конкуренции, единственное различие в расчетах величины оптимального положительного выпуска для краткосрочного и долгосрочного периодов состоит в том, что последний включает долгосрочные предельные издержки. В краткосрочном периоде монополист, как и совершенный конкурент, продолжает производить, пока он возмещает свои переменные издержки, тогда как в долгосрочном периоде должны быть возмещены все совокупные издержки – и постоянные, и переменные.

Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, так как для монополиста-производителя предельные издержки равны предельному доходу, а величина предельных издержек является положительной, то предельный доход также должен быть положительным при объеме выпуска, максимизирующем прибыль.

 

 

График 6 . Оптимальный выпуск для монополии. MR=MC. Для монополиста  MC – это кривая его предельных издержек, а MR – это кривая его предельного дохода. Для объемов выпуска, меньших Q*, MR превышает MC, так что увеличение выпуска обусловливает рост прибыли. При объемах, превышающих Q*, рост прибыли происходит при уменьшении выпуска. Таким образом, величина оптимального выпуска для монополии равняется Q*, при котором MR=MC. При данном объеме выпуска цена P* превышает величину средних совокупных издержек АТС*. Общая величина монопольной прибыли равняется затененной площади, равной (P*- АТС*)* Q*.

 

 

Из этого следует, что в данной точке спрос эластичен. Во-вторых, при любом объеме выпуска, при котором спрос неэластичен, предельный доход является отрицательным, так что сокращение выпуска увеличило бы доход. Поскольку сокращение выпуска привело бы также к снижению издержек, то оно всегда должно приводить к увеличению прибыли в условиях неэластичности спроса. Но если прибыль может быть увеличена, значит ее начальное значение не было максимальным.

Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Монопольная прибыль проявляется нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора. Монопольная прибыль во многом зависит от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера (по имени Аббы Лернера, английского экономиста, предложившего показатель в 30-е годы XX в.): L= P-MC/P. Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда P= MC, индекс Лернера будет равен 0.

 

 

Монопсония

Если термин «монополия» означает «один продавец», то «монопсония» - это «один покупатель».

В условиях совершенной конкуренции действует много покупателей, отдельный покупатель не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров. Линия предложения совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной, это значит, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А, предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много. Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции для покупателя означает, что соблюдаются все условия равновесия: P=AC=MC. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена совпадает с предельными издержками приобретения продукции.

Кривая предложения монопсониста является кривой предложения всей отрасли. Он имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на более низком уровне, чем в условиях совершенной конкуренции. Монопсонист может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции, манипулируя объемом своих закупок. С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли. Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли.

Анализ несовершенной конкуренции со стороны покупателя приводит к аналогичным выводам относительно отклонения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции, что и со стороны продавца. Разница заключается только в том, что монополист устанавливает свою цену вышеуровня условий совершенной конкуренции, а монопсонистнижеэтого уровня. При монополии кривая предельного дохода – это MR, а при монопсонии кривая предельного дохода – это кривая спроса D, или кривая предельной полезности MU. У монополиста все возможные точки цены продажи лежат на кривой спроса, а у монопсониста все точки цены приобретения товара лежат на кривой предложения.



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Монополии и монопольная власть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монополии и монопольная власть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)