Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 5. IMPERATIVUS; ПРЕФИКСАЦИЯ; ГЛАГОЛЫ СЛОЖНЫЕ С ESSE



2020-02-04 879 Обсуждений (0)
Урок 5. IMPERATIVUS; ПРЕФИКСАЦИЯ; ГЛАГОЛЫ СЛОЖНЫЕ С ESSE 0.00 из 5.00 0 оценок




IMPERATĪVUS (ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ)

1. Категорическое приказание в латинском языке выражается формами повелительного наклонения (императива) и относится ко 2-му лицу ед. и мн. числа.
Форма императива 2-го лица ед. числа глаголов I, II и IV спряжений представляет собой чистую основу инфекта:

I спряжение: ornā! украшай
II спряжение: docē! учи!
IV спряжение: audī! слушай

У глаголов III спряжения к основе добавляется : teg-ĕ! покрывай!
Такую же форму императива во 2-м лице ед. числа имеют и глаголы III спряжения на -io: capĕ! бери!
Для образования формы императива 2-го лица мн. числа к основе инфекта присоединяется окончание -tĕ:

I спряжение: ornā-te! украшайте
II спряжение: docē-te! учите
III спряжение: capĭ-te! берите
IV спряжение: audī-te! слушайте

У глаголов правильного III спряжения окончание -tĕ во 2-м лице мн. числа присоединяется по общему правилу с помощью тематического (соединительного) гласного : teg-ĭ-te! покрывайте!

NB.
Imperatīvus sing. глаголов ducĕre вести, dicĕre говорить, facĕre делать и ferre нести оканчиваются на согласный: duc! веди!; dic! говори!; fac! делай!; fer! неси!
Imperatīvus pl.: duc-ĭ-te! ведите!; dic-ĭ-te! говорите!; facĭ-te! делайте!; fer-te! несите!

2. Для выражения запрещения в латинском языке употребляется аналитическая форма, состоящая из сочетаний слов noli (sing.), nolīte (pl.) (noli, императив от глагола nolle не желать — букв.: не желай!; nolīte — букв.: не желайте!) и инфинитив глагола:

  I спряжение II спряжение
Sing. noli ornāre! не украшай! noli docēre! не учи!
Pl. nolīte ornāre! не украшайте! nolīte docēre! не учите!
  III спряжение III спряжение на -io
Sing. noli tegĕre! не покрывай! noli capĕre! не бери!
Pl. nolīte tegĕre! не покрывайте! nolīte capĕre! не берите!
  IV спряжение  
Sing. noli audīre! не слушай!  
Pl. nolīte audīre! не слушайте!  

 

 

ПРЕФИКСАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

В латинском языке префиксы (приставки) играют большую роль в систему словообразования, главным образом глагольного, и несколько меньшую роль в системе именного словообразования. Префиксы, как и предлоги, по происхождению -- наречия, имеющие значение места, направления, совместности действия и пр. Одни и те же наречия употреблялись как для уточнения конкретного значения падежной формы (предлоги), так и для уточнения характера протекания действия (префиксы). Поэтому префиксы лексически совпадают (соотносятся) с предлогами.

Префиксы имеют следующие значения:

a- (ab-)

 

— удаление
ad- — приближение
con- — совместность действия
de- — отделение, движение сверху вниз
dis- (di-)* — разделение
e- (ex-) — движение изнутри
in- — движение вовнутрь или на поверхность
prae- — положение впереди
pro- — движение вперед
re- (red-)* — движение назад или повторяемость действия
trans- (tra-) — движение за какой-то предел, через что-л.

* Префиксы dis- (di-) и re- (red-) с предлогами не соотносятся.

Примеры глагольной префиксации:

dūco, duxi, ductum, ducĕre (3) вести
abdūco, duxi, ductum 3 уводить
addūco, duxi, ductum 3 приводить
condūco, duxi, ductum 3 сводить, собирать
dedūco, duxi, ductum 3 отводить, уводить; сводить вниз
didūco, duxi, ductum 3 разводить
edūco, duxi, ductum 3 выводить
indūco, duxi, ductum 3 вводить; наводить
prodūco, duxi, ductum 3 выводить вперед
redūco, duxi, ductum 3 вести назад, отводить
tradūco, duxi, ductum 3 переводить

pono, posui, posĭtum, ponĕre (3) класть, ставить, помещать
appōno (ad+pōno), posui, posĭtum 3 прикладывать, приставлять
compōno, posui, posĭtum 3 складывать вместе, составлять
depōno, posui, posĭtum 3 откладывать
dispōno, posui, posĭtum 3 располагать, размещать
expōno, posui, posĭtum 3 выкладывать, выставлять
impōno, posui, posĭtum 3 вкладывать, помещать
praepōno, posui, posĭtum 3 класть, ставить впереди; предпочитать
propōno, posui, posĭtum 3 класть вперед; предлагать
repōno, posui, posĭtum 3 откладывать, класть назад
transpōno, posui, posĭtum 3 перекладывать, перемещать


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Конечные гласные префиксов ad-, con-, in- перед следующим согласным ассимилируются:

cedo идуaccēdo (< ad+cēdo) подхожу
pono кладуimpōno (< in+pōno) вкладываю
pono кладуcompōno (< con+pōno) складываю

2. Если в слове гласный первого слога краткий, то в префиксальной форме, когда слог становится срединным, этот гласный редуцируется:

а) в срединном открытом слоге в ĭ: căpio беру— concĭpio (< con+căpio) собираю
б) в срединном закрытом слоге в ĕ: conceptum (< con+căptum), супин от глагола concipio, concēpi, conceptum 3.


Примеры именной префиксации:
a-, ab-

avus, i m дедabăvus, i m прапрадед
surdus, a, um глухой; бесчувственныйabsurdus, a, um неблагозвучный, неприятный; нелепый, бессмысленный

Con-

cor, cordis n сердцеconcordia, ae f согласие
termĭnus, i m предел, границаcontermĭnus, a, um сопредельный, смежный, пограничный

Dis-

cor, cordis n сердцеdiscordia, ae f раздор
sonus, i m звукdissŏnus, a, um несозвучный, неблагозвучный

Pro-

avus, i m дедproăvus, i m предок

prae-**

judicium, ii n суд; суждениеpraejudicium, ii n предварительное решение, суждение; предосуждение
matūrus, a, um спелый; зрелыйpraematūrus, a, um преждевременный

in- в качестве именного префикса имеет отрицательное значение

amicus, i m другinimīcus, i m недруг
justus, a, um справедливыйinjustus, a, um несправедливый


** Prae- и per- в роли префикса прилагательного усиливают качество предмета: clarus,a,um светлый, знаменитыйpraeclārus,a,um очень светлый, весьма знаменитый; multus,a,um многочисленныйpermultus,a,um весьма многочисленный

Латинские префиксы в большинстве случаев имеют очень четкое значение, почти не допускающее полисемии (многозначности). Этим объясняется широкое употребление префиксов для образования новых слов в латинском языке. Латинские префиксы нередко используются в современных языках при создании научной и технической терминологии. Например: репродуктор, конференция, корреляция, ретрансляция и т.п.

 

ГЛАГОЛЫ СЛОЖНЫЕ С ESSE

От глагола sum, fui, —, esse быть с помощью префиксов образуется ряд очень употребительных производных глаголов:

absum, afui, —, abesse отсутствовать; отстоять
adsum, affui, —, adesse присутствовать; помогать
desum, defui, —, deesse недоставать, не хватать
intersum, interfui, —, interesse (+dat.) находиться среди чего-л., учавствовать в чем-л.
obsum, obfui, —, obesse (+dat.) вредить
praesum, praefui, —, praeesse (+dat.) быть впереди, стоять во главе кого-л., чего-л.
prosum, profui, —, prodesse помогать, быть полезным
supersum, superfui, —, superesse быть, оставаться в живых, в целости

Глаголы сложные с esse спрягаются как простой глагол esse. Ударение ставится по общим правилам латинского языка и потому может падать и на префикс.

ОБРАЗЦЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ, СЛОЖНЫХ С ESSE
Praesens indicativi

absum, afui, —, abesse отсутствовать

 

Лицо Singularis Pluralis
1. ab-sum я отсутствую ab-sŭmus мы отсутствуем
2. ab-es ты отсутствуешь ab-estis вы отсутствуете
3. ab-est он отсутствует ab-sunt они отсутствуют


prosum, profui, —, prodesse помогать

Лицо Singularis Pluralis
1. pro-sum я помогаю pro-sŭmus мы помогаем
2. prod-es ты помогаешь prod-estis вы помогаете
3. prod-est он помогает pro-sunt они помогают


Префикс pro- сохраняется перед формами глагола esse, начинающимися с согласного, и принимает вид prod- перед формами, начинающимися с гласного.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА POSSE


Глагол possum, potui, —, posse мочь в praes. ind. есть результат сложения форм глагола esse с корнем прилагательного pot-is могущественный (pot-sum > possum). Перед формами глагола esse, начинающимися с s- (sum, sumus, sunt), первая часть сложения в результате ассимиляции давала pos-, перед формами же, начинающимися на e- (es, est, estis), первая часть сложения оставалась без изменения: pot-.

Лицо Singularis Pluralis
1. pos-sum я могу pos-sŭmus мы можем
2. pot-es ты можешь pot-estis вы можете
3. pot-est он может pos-sunt они могут

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

absum, afui, —, abesse отсутствовать
adsum, affui, —, adesse присутствовать; помогать
amīcus, i m друг
clarus,a,um ясный, светлый; знаменитый
discipŭlus, i m ученик
forum, i n площадь; рынок
latus,a,um широкий
liber, bri m книга
magister, tri m учитель
monstro 1 показывать
niger,nigra,nigrum черный
oppĭdum, i n город
optĭme очень хорошо, прекрасно
possum, potui, —, posse мочь, быть в состоянии
primus,a,um первый
publĭcus,a,um общественный
pulcher,chra,chrum красивый, прекрасный
respondeo, ndi, nsum 2 отвечать
salūto 1 приветствовать
salve! salvēte! здравствуй! здравствуйте!
schola, ae f школа
studium, ii n старание, усердие; занятие
varius,a,um пестрый; разный, разнообразный, различный
vester,vestra,vestrum ваш
via, ae f дорога, улица
video, vidi, visum 2 видеть

 

Урок 5

ТЕКСТ

IN SCHOLA

В школе

Schola nostra haud procul a foro oppidi nostri sita est. In schola sunt multa auditoria. Auditoria sunt magna et clara. De fenestris auditorii nosrti vias latas et stratas rectas, aedificia magnifica, theatrum pulchrum et hortum publicum discipuli videre possunt.

Наша школа расположена недалеко от площади нашего города. В школе много аудиторий. Аудитории большие и светлые. Из окон нашей аудитории ученики могут видеть широкие улицы и прямые мостовые, величественные здания, прекрасный театр и общественный парк.

In auditorio nostro tabula nigra et charta terrae nostrae, mensae et sellae magistri et discipulorum sunt.

В нашей аудитории есть черная доска и карта нашей страны, столы и стулья учителя и учеников.

Hora studii instat. Iam cuncti discipuli adsunt. Magister in auditorium intrat, discipuli surgunt et magistrum salutant: Salve, Magister!

Наступает время учения. Уже все ученики присутствуют. Учитель входит в аудиторию, ученики встают и приветствуют учителя: Здравствуй, учитель!

Magister. — Salvete, amici! Assidite! Quis hodie abest?

Учитель. - Приветствую, друзья! Садитесь! Кто сегодня отсутствует?

Discipuli. — Nemo abest, cuncti hodie adsumus.

Ученики. - Никто не отсутствует, мы все сегодня присутствуем.

Magister. — Bene. Silentium! Quis hodie respondere potest?

Хорошо. Тише! Кто готов отвечать?

Discipuli (passim), — Ego possum! — Ego possum! — Cuncti possumus!

Я могу! Я могу! Все могут!

Magister. — Tacete, discipuli, nolite clamare, dum in auditorio estis. Cuncti potestis? Optime! Tu, Petre, potesne coniugare verbum Latinum «adesse»?

Молчите, ученики, не кричите, пока находитесь в аудитории. Все готовы? Прекрасно! Ты, Петр, можешь проспрягать латинский глагол "присутствовать"?

Petrus . — Ita est, magister, possum.

Так точно, учитель, могу.

Magister. — Veni, quaeso, ad tabulam et scribe.

Выходи, пожалуйста, к доске и пиши.

Petrus venit ad tabulam et creta in tabula scribit:

Петр выходит к доске и мелом пишет на доске:

«Praesens indicativi. Singularis: adsum, ades, adest; pluralis: adsumus, adestis, adsunt».

Magister. — Bene. Asside! Tu, Iulia, surge et declina: «oppidum parvum».

Хорошо. Садись! Ты, Юлия, встань и просклоняй "маленький город".

Iulia declinat.

Юлия склоняет.

Magister. — Tu, Claudia, monstra, si potes, in charta magnos fluvios, insulas el paeninsulas Europae.

Ты, Клавдия, покажи, если можешь, на карте большие реки, острова и полуострова Европы.

Claudia venit ad chartam et monstrat.

Клавдия выходит к доске и показывает.

Magister. — Discipli, libros vestros aperite, tu autem, Paule, lege capitulum primum.

Ученики, откройте ваши книги, ты, Паулус, читай первую главу.

Paulus legit.

Паулус читает.

Magister. — Nunc, Marce, potesne narrare discipulis de natura patriae nostrae? Die, quaeso, distincte!

Теперь, Марк, не можешь ли ты рассказать ученикам о природе нашей родины? Говори, пожалуйста, отчетливо!

Marcus dicit patriam nostram magnam et pulchram esse, silvis densis abundare, multos fluvios, campos agrosque habere, herbas varias in pratis terrae nostrae crescere et multas bestias in silvis habitare.

Марк рассказывает, что наша родина велика и прекрасна, изобильные густые леса, многочисленные реки, луга и поля, различные травы в садах взрастают и множество зверей в лесах обитает.

Примечание к тексту: -nе — постпозитивная вопросительная частица ли: potesne можешь ли ты?

ЗАДАНИЕ

1. Проспрягайте в praes. ind. activi глагол respondeo 2. scribere 3.

respondeo respondemus
respondes respondetis
respondet respondent

scribo scribimus
scribis scribitis
scribit scribunt

2. Образуйте imperativus в положительной и отрицательной форме от следующих глаголов:

scribere - scribi! - noli scribere!

legere - lege! - noli legere!

clamare - clamo! - noli clamare!

tacere - tace! - noli tacere!

venire - veni! - noli venire!

facere - fac! - noli facere!

3. Просклоняйте: poeta clarus, liber bonus.

poeta clarus poetae clari
poetae clari poetarum clarorum
poetae claro poetis claris
poetam clarum poetas claros
poeta claro poetis claris

liber bonus libri boni
libri boni librorum bonorum
libro bono libris bonis
librum bonum libros bonos
libro bono libris bonis

4. Переведите с русского языка на латинский:

1.He молчите, если должны говорить.

Noli tacete si debetis dicere.

2. Учитель видит, что все ученики присутствуют в аудитории.

Magister videt cunctos discipulos in auditorium adesse.

3. Ученик рассказывает (о том), что наша страна расположена в Европе и Азии.

Discipulus narrat terram nostram in Europa (habere) sitam esse.

4 Верь, люби, надейся!

Crede, ama, spera!

5. Что (quod) делаешь, делай хорошо.

Quod facitis fac bene.

6. Расскажите об улицах вашего города.

De viis oppidi nostri narrate.

7. Покажите на карте Европы Грецию и Италию.

Graeciam et Italiam in charta Europae monstrate.

 



2020-02-04 879 Обсуждений (0)
Урок 5. IMPERATIVUS; ПРЕФИКСАЦИЯ; ГЛАГОЛЫ СЛОЖНЫЕ С ESSE 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 5. IMPERATIVUS; ПРЕФИКСАЦИЯ; ГЛАГОЛЫ СЛОЖНЫЕ С ESSE

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)