Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов в Российской Федерации



2020-02-04 356 Обсуждений (0)
Глава 3. Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В целом значение безналичных расчетов велико. Они способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования, способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве. В современных условиях при избытке ресурсов в коммерческих банках безналичные расчеты должны способствовать вовлечению денежных средств в реальный сектор экономики, что позволит банкам увеличить прибыльность своих операций, а предприятиям развивать производство. Расширение сферы безналичных расчетов позволяет более точно определить размер эмиссии и изъятия наличных денег из обращения. Развитие безналичных расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения.

Состояние и эволюция системы безналичных расчетов зависят от этапа историко-экономического развития, конкретной экономической ситуации в стране, уровня развития и характера денежного рынка. Вследствие изменений происходит обновление понятий. Прежние постулаты, касающиеся безналичных расчетов, устарели, поскольку исходили из централизованных методов управления. Международные теория и практика, а также опыт реформирования экономики России в конце прошлого века требуют переосмысления многих вопросов, касающихся, в частности, сущности, средств безналичных расчетов, принципов организации, форм, платежных инструментов, способов платежа, и ряда иных.

Нет сомнения, что будущее за электронными деньгами. В условиях рынка получение платежей является задачей номер один, так как кругооборот капитала возможен только после оплаты за оказанные услуги или проданный товар. Поэтому формирование платёжной системы страны, характерной рыночным отношениям, выдвинулось в число самых неотложных задач российской экономики.

К настоящему времени освоены новые технологии платежей, обслуживающие межбанковские переводы, развивающийся российский финансовый рынок: валютный, фондовый, межбанковский, драгоценных металлов. Но всё же остался резерв с позиции противодействия инфляции. В целях решения проблем ответственности банков при расчетах с помощью расчетных документов в электронной форме следует рассмотреть особенности системы электронных платежей. В Российской Федерации электронные расчеты начали внедряться сразу в двух звеньях системы безналичных платежей: во взаимоотношениях коммерческих банков со своей клиентурой (уровень «банк – клиент») и в межбанковских расчетах (уровень «банк – банк»). Межбанковские электронные расчеты могут осуществляться как на основе корреспондентских счетов, открытых банками друг у друга, так и через различные специализированные финансовые институты, в качестве которых могут выступать клиринговые учреждения, стендовые или валютные биржи.

На сегодняшний день банки опасаются целиком переходить только на электронный документооборот. Поэтому в таком договоре специально оговариваются те виды документов, которые будут передаваться в электронной форме (как правило, ими являются платежные поручения и выписки из счета клиента). Все остальные расчетно-кассовые документы составляются на бумажных носителях, передаются и обрабатываются традиционным способом. Обычно договор предусматривает возможность расширения круга расчетных документов, изготавливаемых в электронной форме.

Учитывая неприспособленность действующего законодательства к регулированию безналичных расчетов, осуществляемых в электронной форме, а также отсутствие соответствующих традиций, на практике коммерческие банки и их клиенты нередко вынуждены вслед за расчетным документом в электронной форме направлять тот же документ, но уже изготовленный на бумажном носителе по всем правилам «бумажного» делопроизводства и документооборота. Бумажные аналоги электронных расчетных документов снабжаются физическими подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и печатью организации клиента или банка. Причем соответствующая банковская операция (зачисление или списание денег и т.п.) осуществляется на основе электронного варианта расчетного документа, а бумажный вариант используется только для отчета.

Следует отметить, что ни в одной другой стране, внедрившей у себя электронную систему перевода средств, подобной ситуации не наблюдается: расчетный документ в электронной форме полностью исключает необходимость изготовления его аналога на монтажном носителе (в этом нет необходимости и экономически невыгодно). Причину появления подобной практики в Российской Федерации следует искать в неразработанности понятия «документ», в неадаптированности его к новым техническим возможностям.

В настоящее время безналичные расчеты с использованием платежных карт широко применяются на практике. Внедрение пластиковых карточек следует развивать, анализируя практику использования их за рубежом, их преимущества и недостатки. Банковские карты получили свое развитие в связи с тем, что отпадает необходимость иметь при себе соответствующие суммы денег. Кроме того, осуществление платежей с использованием банковских карт позволяет держателю карты миновать посещение банка и избежать определенных формальностей, связанных со снятием наличных денежных средств с банковского счета. Особенно она незаменима для совершения платежей за рубежом, так как позволяет избежать проблем, возникающих с различной валютой, а также процедурой ввоза-вывоза наличных денежных средств. [20, С. 41-44]

Для физических лиц «электронные деньги» это пластиковые карточки. Их разнообразие приводит к неудобствам. Должно быть максимум две карточки или одна универсальная. Если две, то одна дебетовая другая кредитовая. Кредитовая должна быть лимитирована в размере ½ от суммы ежемесячно пополняемой дебетовой карточки, на срок один месяц. Если потребуется больший кредит, то через телефонную связь и специальное приспособление запрашивается нужная сумма. По телефону в просьбе отказывают или оглашают сумму кредита, процентную ставку и дату погашения. Месячная сумма взноса и проценты автоматически списываются со счета дебетовой карточки. Такие много функциональные карточки должны обладать специальными степенями защиты и индивидуальными особенностями человека (возможно отпечаток пальца).

Необходимо создание и публикация Банком России статистической отчётности по основным формам и видам, а также разработка им рекомендаций по управлению платёжными рисками. Одной из главных причин слабого применения в безналичных расчетах платёжных карт, а также межбанковского клиринга, является несогласованность, слабая координация проблем между органами законодательной, исполнительной и денежной властей. В связи с этим необходимо расширить круг мероприятий по совершенствованию платежной системы страны. Следует ускорить преобразование ряда подразделений расчётной сети Банка России в клиринговые центры как главной составляющей инфраструктуры межбанковского клиринга, в том числе по расчётам населения платёжными картами.

Но самое главное электронная связь должна существовать между всеми банками. Перечисление денег со счетов одного банка на счета другого, на территории одного города, должно осуществляться в пределах нескольких часов.

Другим направлением активного внедрения инноваций в российскую банковскую практику является использование интернет-банкинга. Пока интернет-банкинг рассматривается чаще всего как дополнительный сервис банка, хотя многие клиенты не исключают возможность полного перехода на Интернет-обслуживание, если это будет для них выгоднее, чем традиционное.

Распространенным является вариант позиционирования интернет-банка как вспомогательного офиса для оплаты текущих счетов. Он требует минимальных инвестиций. Банк может ограничиться относительно несложной системой безопасности, так как текущие остатки по счетам будут небольшими, дополнительно можно использовать схемы страхования вкладов для минимизации операционных рисков.

Будущее интернет-банкинга в России тесно связано с развитием розничного банковского обслуживания. Крупным клиентам важнее эксклюзивный, нестандартный сервис и персональное внимание, а уж затем интерактивность осуществления всех необходимых операций. Что же касается мелких и средних предприятий, предпринимателей и частных лиц, то обслуживание в системе интернет-банкинга более продуктивно, поскольку позволяет предоставить массовый высококачественный и недорогой сервис.

Проект в области интернет-банкинга должен обладать проработанной стратегией развертывания бизнеса. Мы полагаем, что не всегда следует копировать западный опыт, прежде всего необходимо изучить потребности российских клиентов. Исследование потенциального спроса на онлайновые банковские услуги в Москве, проведенные компанией Accenture, показало, что наибольший интерес вызывают услуги по оплате текущих счетов за мобильную связь, Интернет, коммунальные услуги, штрафы ГИБДД, а также бронирование отелей, выкуп туристических путевок и т.п. Потенциально привлекательны и возможность онлайнового управления счетами, мониторинга движения средств по счетам, а также межбанковские переводы и электронные магазины.

Анализ зарубежных банковских технологий проведения безналичных расчетов показал, что большая открытость для мирового рынка западных платежных систем оказала существенное влияние на развитие платежных систем в России. Большинство технологических новаций последних 10 лет отечественные банки заимствовали за рубежом (платежная карта, электронная межбанковская почта, валовые расчеты в реальном времени, банк-клиент, интернет-банк и телебанк). Таким образом, российские банки активно используют положительный опыт своих зарубежных коллег, адаптируя его к собственной практике, что способствует интеграции отечественной банковской системы в мировую экономику.[24, С. 41-48]


 

Заключение

Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижение издержек обращения.

От правильной организации системы безналичных расчетов в целом зависят современность и быстрота осуществления расчетов между контрагентами, их финансовое положение, а также состояние платежной дисциплины в стране.

Безналичные расчеты осуществляются без участия наличных денег, путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет их получателя или же путем зачета взаимных требований. Данные расчеты осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Благодаря четкой работе банков безналичные расчеты способствуют ускорению оборачиваемости оборотных средств и совершение платежей. Особенности организации безналичных расчетов приводят к удобству контроля за ними, что, например, снижает возможности ухода от налогов.

Формы расчетов – это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Согласно положению «О Безналичных расчетах в Российской Федерации» утвержденным Центральным Банком России от 03 октября 2002 года №2-П (ред. От 22.01.2008) определены следующие формы расчетов:

− расчеты платежными поручениями;

− расчеты по аккредитиву;

− расчеты чеками;

− расчеты по инкассо

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

И самостоятельной формой безналичного расчета выделены операции с банковскими картами, используемыми при любых операциях с банковскими картами.

В настоящее время в России наблюдается рост использования банковских карт, при этом правовое регулирование вопроса пользования платежными картами недостаточно. Функции банковских карт в настоящее время сводятся в основном к обналичиванию денег, а не проведению расчетов. В основном распространены «зарплатные» проекты.

Правовое регулирование обязательно должно включать условие о защите интересов граждан как держателей платежных карт. Это повысит уровень доверия к данному платежному средству и повлечет рост безналичных расчетов, что, в свою очередь, выгодно не только держателям карты, но и кредитным организациям и государству в целом.

На пути совершенствования форм и организаций безналичных расчетов в России остро стоит вопрос несовершенства законодательства, а так же улучшения программного и технического обеспечения. Так как учитывая неприспособленность действующего законодательства к регулированию безналичных расчетов, осуществляемых в электронной форме, а также отсутствие соответствующих традиций, на практике коммерческие банки и их клиенты нередко вынуждены вслед за расчетным документом в электронной форме направлять тот же документ, но уже изготовленный на бумажном носителе по всем правилам «бумажного» делопроизводства и документооборота.

Необходимо развивать направление использования пластиковых карт. Так как это упрощает систему платежей, позволяя избегать формальностей с этим связанных, но при этом не нарушая законов. Для этого надо повышать уровень доверия граждан к банковским картам, снижать процент комиссии и расширение возможностей использования банковских карт.


 

Список литературы:

1. Гражданский Кодекс РФ от 01.03.1996 (ред. от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

2. Федеральный Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996 г. (ред. от 03.11.2006)

3. Положение Центрального Банка РФ № 14 «О безналичных расчетах в РФ» от 09.07.1992 (ред. от 26.12.1997)

4. Положение Центрального Банка РФ № 120-П «О безналичных расчетах в РФ» от 08.09.2000

5. Положение Центрального Банка РФ № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» от 12.04.2001 (ред. от 06.11.2001)

6. Положение Центрального Банка РФ № 2-П «О безналичных расчётах в РФ» от 03.10.2002г. (ред. от 22.01.2008)

7. Положение Центрального Банка РФ № 255 «Об организации межбанковских расчётов на территории РФ» от 15.03.1996

8. Положение Центрального Банка РФ № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в РФ» от 01.04.2003 (ред. от 22.01.2008)

9. Положение Центрального Банка РФ №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24.12.2004 (ред. от 23.09.2008)

10.Правила Государственный Банк СССР № 2 «Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве» от 30.09.1987 (ред. от 21.05.1999)

11.Указание Центрального Банка РФ № 1274 - У «Об особенностях применения форматов расчётных документов при осуществлении электронных расчётов через расчётную сеть банка России» от 24.04.2003 (ред. 25.08.2004)

12.Алексеева В.П. Анализ нормативного обеспечения безналичных расчетов (комментарии законодательства и схемы): Учебное пособие / Под ред. В.П. Буянов, Д.Г. Алексеева - М.: «Экзамен», 2004. - 282с.

13.Березина М.П. О необходимости дальнейшего реформирования расчётов в России // Финансы. 2005. № 7. С. 13-16

14.Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования - М.: Финансы и статистика, 2007 – 272с.

15.Канафина Р.М., Медяк Н.А. Отдельные направления развития платёжных систем и расчётов //Деньги и кредит. 2006. № 2. С. 48-57

16.Косой А.М. Принципы безналичных расчетов // Сб. научных трудов. - М., 2004. С. 23 - 26.

17.Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002. – 464с.

18.Павлодский Е.А. Кредитные организации в России: правовой аспект / Под ред. Е.А. Павлодский. М.: Волтерс Клувер, 2006.- 396с.

19.Платонов Е.И., Кузнецов В.А. Современная интерпретация понятия "электронные деньги": модель денежных обязательств // Деньги и кредит. 2005. № 9. С. 30-36

20.Садыгов Ф.К. О новых правилах заполнения расчётных документов // Финансы и статистика. 2007. № 6. С. 41-44

21.Саксельцева Е.Г. Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике// Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2006. №1 С. 20-27

22.Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ Под ред. В.К. Сенчагова - М: ООО «ТК Велби», 2008. –496с.

23.Сергеева Э.В. Банковские карты в системе безналичных расчетов: правовой аспект // Банковское право. 2008. N 3. С. 12-15

24.Чураков М.С. К вопросу о понятии и содержании системы безналичных расчетов // Банковское право. 2007. N 1. С. 41-48

25. Шевчук Д. Безналичные расчеты в электронной форме // Финансовая газета. 2008. N 31. С. 2-7

26. Платежная система России // Сайт ЦБ России - http://www.cbr.ru/analytics/payment_2009_sys.html



2020-02-04 356 Обсуждений (0)
Глава 3. Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Проблемы и перспективы развития безналичных расчетов в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)