Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гиперактивные дети и проблемы их обучения



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Гиперактивные дети и проблемы их обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

    ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.............. 5

1.1. Гиперактивные дети и проблемы их обучения.......................................... 5

1.2. Возрастная динамика гиперактивного поведения..................................... 12

1.3. Формы проявления и причины формирования гиперактивного

    поведения....................................................................................................... 16

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

МЕЖДУ ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

ЕГО МАТЕРИ............................................................................................. 22

2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 22

2.2. Описание используемых методик............................................................... 23

2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 34

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 36

ВВЕДЕНИЕ

По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя.

Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и т.д. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 5-7 раз чаще, чем у девочек.

Интерес к проблемам детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), значительно вырос в 70–80 гг. ХХ в., что было обусловлено результатами анализа практических проблем, возникающих у детей в связи с началом обучения в школе, требующего от первоклассника достаточно высокого развития его личности, интеллекта, социальной адаптации, психофизического здоровья в целом.

В последние годы проблемы детей с СДВГ встают особо остро: доля таких детей может доходить до 17–25% от общего числа школьников (Е. В. Мурашова, И. П. Брязгунов, Н. Н. Заваденко) [2; 3]. Это связано с введением школьного обучения с шести лет и появлением различных лицеев, гимназий, работающих по усложненным образовательным программам, т. е. требующих от учащихся большого напряжения психофизических сил.

Итак, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Проблеме  СДВГ  посвятили свои работы многие психологи и педагоги: Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворина, М. В. Румянцева, Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова, Е. С. Чикина, А. Л. Сиротюк, З. Тржесоглава, А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева, Е. Л. Лютова, Г. Б. Монина, Л. С. Чутко, А. Б. Пальчик, Ю. Д. Кропотов, Е. В. Чернигина, Е. В. Горшкова и др.

Цель исследования: изучить особенности гиперактивного поведения детей в школе и выявить взаимосвязь между гиперактивным поведением младшего школьника и личностными особенностями его матери.

Объект исследования: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Предмет: особенности гиперактивного поведения детей в школе и взаимосвязь между гиперактивным поведением младшего школьника и личностными особенностями его матери.

Задачи:

1. Дать характеристику гиперактивным детям и выявить проблемы их обучения.

2. Проследить возрастную динамику гиперактивного поведения.

3. Определить формы проявления и причины формирования гиперактивного поведения у детей.

4. Провести экспериментальное исследование и выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между гиперактивным поведением младшего школьника и личностными особенностями его матери.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, психологический эксперимент.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Гиперактивные дети и проблемы их обучения

           В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром дефицита (или нарушения) внимания с гиперактивностью (СДВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребенку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, проявляющиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием.

ММД являются одними из наиболее распространённых форм нейропсихических нарушений у детей и сопровождаются задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих реализацию высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, письменная и устная речь и др. [1, с.40].

СДВГ – один из вариантов ММД, картину которого определяют неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность, дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка, сопутствующие нарушения поведения, трудности школьного обучения, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности.

       К основным диагностическим критериям СДВГ по современным классификациям МКБ-10 и О5М-ГУ относятся:

· несоответствующие нормальным возрастным характеристикам и свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность;

· появление и развитие симптомов в возрасте младше 7 лет;

· сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;

· проявление недостаточной адаптации в различных ситуациях несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям  [4, с.14].

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4-18 %, в США – 4-20 %, Великобритании – 1-3 %, Италии – 3-10 %, В Китае – 1-13 %, в Австралии – 7-10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек  [5, с.52].

По общему интеллектуальному развитию дети с СДВГ находятся на уровне нормы (или субнормы), но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. В связи с этим существует большая вероятность возникновения у них феномена школьной дезадаптации – ухудшение успеваемости, снижение интереса к учебе, а также появление тревожности, нарушение поведения и др.

Гиперактивные дети отличаются от своих сверстников повышенной подвижностью, невнимательностью, импульсивностью. Для них свойственны нарушения моторного контроля, проявляющиеся в виде статико-локомоторной и динамической недостаточности. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. При обучении письму могут проявляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы). Могут отмечаться нарушения координации в пространстве, неловкость, неуклюжесть. Все это порождает у него проблемы во взаимоотношениях с окружающими, понижает самооценку.

Все авторы, исследующие СДВГ, говорят о возможности проведения коррекционной работы с детьми. При этом достаточно эффективной наряду с медицинской и психотерапевтической оказывается и психолого-педагогическая помощь  [14, с.100].

Для постановки диагноза СДВГ, согласно критериям Американской ассоциации психиатров DSM-IV, необходимо наличие шести и более симптомов, характеризующих невнимательность, а также шести и более симптомов, говорящих о гиперактивности и импульсивности [3, с.14-15]:

· Симптомы невнимательности:

1. неспособность удерживать внимание на деталях; ребёнок допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности из-за небрежности;

2. внимание при выполнении заданий, во время игр обычно сохраняется с трудом;

3. ребёнок часто не слушает обращённую к нему речь;

4. он часто оказывается не в состоянии справиться до конца с выполнением уроков, что не связано с негативным или протестным поведением, неясностью задания;

5. часто испытывает сложности в организации самостоятельной деятельности;

6. отказывается от выполнения заданий, требующих длительного умственного напряжения (школьных заданий, домашней работы);

7. часто теряет вещи;

8. легко отвлекается на посторонние раздражители;

9. часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

· Симптомы гиперактивности:

1. частые беспокойные движения в кистях и стопах сидя на стуле, кружение, верчение;

2. невозможность усидеть на месте, например, во время урока, приёма пищи и пр.;

3. бесцельная двигательная активность (ребёнок бегает, крутится, лазает) в тех ситуациях, когда необходимо вести себя спокойно;

4. неспособность ребёнка тихо и спокойно играть;

5. нахождение в постоянном движении;

6. ребёнок часто, много и без остановки говорит.

· Симптомы импульсивности:

1. ребёнок часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца;

2. обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;

3. часто мешает окружающим, вмешивается в беседы, игры.

Диагноз СДВГ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребёнка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности и устойчивости. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

Как мы уже упоминали, нарушения внимания и/или явления гиперактивности у детей при отсутствии отставания в психическом развитии часто приводят к формированию значительных трудностей в школьном обучении и социальной адаптации.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, - такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет.

При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.

Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня.

Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, т. к. увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

Система предъявления учебного материала в школе представляет собой, прежде всего, педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.

И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, т. к. позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Итак, синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) является одним из наиболее распространённых форм нейропсихических нарушений у детей, и сопровождается задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих реализацию высших психических функций, таких как восприятие, внимание, память, письменная и устная речь и др.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – один из вариантов ММД, картину которого определяют неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность, дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка, сопутствующие нарушения поведения, трудности школьного обучения, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности.

Нарушения внимания и/или явления гиперактивности у детей при отсутствии отставания в психическом развитии часто приводят к формированию значительных трудностей в школьном обучении и социальной адаптации.

 



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Гиперактивные дети и проблемы их обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гиперактивные дети и проблемы их обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)