Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО МАТЕРИ



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО МАТЕРИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ход эксперимента

    Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: существует взаимосвязь между гиперактивным поведением младшего школьника и личностными особенностями его матери, в частности доминантности и эмоциональной неустойчивости.

    Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие педагоги и родители учащихся начальных классов гимназии № 6 г. Бреста.

    Цель исследования: выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между гиперактивным поведением младшего школьника и личностными особенностями его матери.

    Задачи:

1. Подобрать методики исследования.

2. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа его результатов сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования были использованы следующие методики: 16PF –многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла и анкеты, разработанные И. П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап – анкетирование родителей (матерей и отцов) и педагогов для выделения детей в контрольную и исследуемую группы с целью дальнейшего формирования групп матерей. Для этого использовались анкеты для педагогов и для родителей, разработанные И. П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой. Тестирование каждой пары родителей проводилось индивидуально. В результате обработки анкет были сформированы группа детей с признаками гиперактивного поведения и контрольная группа детей, а также соответственно две группы матерей.

Второй этап – исследование личностных характеристик матерей при помощи многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла. Так же, как и в первом случае, это индивидуальная процедура.

 

 2.2. Описание используемых методик

    Для достижения цели исследования нам необходимо было выделить 2 группы детей: гиперактивных и негиперактивных. Для того мы предложили педагогам и родителям заполнить анкеты, разработанные И. П. Брязгуновым и Е. В. Касатиковой  [2] (приложение 1 и 2).

Анкеты обрабатывались следующим образом.

Родители проставляют в анкете соответствующие цифры:

· 0 – отсутствие признака;

· 1 – присутствие в незначительной степени;

· 2 – присутствие в умеренной степени;

· 3 – присутствие в выраженной степени.

Учителя отвечают на вопросы анкеты; принимаются только ответы «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).

При обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведение ребенка можно считать гиперактивным, если общее количество баллов в анкете для родителей 8 и более, в анкете для педагогов 11 и более для девочек, 15 и более для мальчиков.

Опросник Кеттела [6] является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р. Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности.

В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний – и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос».

Так как инструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемым предоставляется возможность отвечать на вопросы самостоятельно без контроля исследователя.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) (приложение 3), на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу (приложение 4), где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки пере­водятся в стандартные (стены) (приложение 5). Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая-либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

В нашем исследовании те женщины, у которых балл по шкале С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость) – 5 и ниже (3 стена и ниже), и одновременно балл по шкале Е (конформность – доминантность) – выше 7 (7 стенов и выше), были признаны обладающими сочетанием высокой доминантности и эмоциональной неустойчивости.

 



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО МАТЕРИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО МАТЕРИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)