Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состояние и структура мироощущения юношей



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Состояние и структура мироощущения юношей 0.00 из 5.00 0 оценок




А. Л. Журавлёв считает, что характер взаимодействия самоопределяющего субъекта с окружающим миром и даже само его наличие в высокой степени определяется тем, как субъект воспринимает окружающую среду, т. е. какие объекты значимы для него, к каким он относится нейтрально, какие им отвергаются, а какие из них и совсем игнорируются [12,с.126]. Чело­век может также принимать, отвергать или не замечать отдельные собственные потребности и интересы, ценности и идеалы, личностные качества и т. д.

Отношения личности с внешним миром — особенно с миром других людей — достаточно сложные и неоднозначные. Человек, как утверждает          К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях»[13,с.13]. Здесь следует отметить, что лич­ность не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них. Она нуж­дается в получении уважения, признания, принятия, любви от других людей. И социальное самоопределение — это, по сути, мотивационная зрелость человека устанавливать взаимоотношения с другими людьми такие, где им рефлексируется «зависимость» — «автономность», где осознается круг общения; это внутренне значимые мотивы организовывать свою жизнь перспективно, планировать ее на длительные промежутки времени.

Большое количество исследований показывают достаточно низкие способности к планированию собственного будущего у современ­ной молодежи. Планы старшеклассников на будущее недостаточно реалистичны. В исследованиях П.А. Сергоманова и Н. П. Васильевой, обнаружен такой тип структурирования жизненных планов у молодых людей как фантазирование, где есть некая мечта-фантазия, которой подменяется образ будущего. Представления о будущем некритичны и диффузны[14,с.65].

Социальное самоопределение в самом общем смысле состоит из образа окружающего мира, образа себя, образа «себя в этом мире» и определенное отношение к ним.

Характер мироощущения самоопределяющейся личности достаточно полно был изучен в работах Андреевой А. Д., Даниловой Е. Е., Толстых Е. Е., Толстых Т. И. По мнению многих авторов мироощущение проявляется в основном эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном. Этот эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки её отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий своего существования [11,с.7]. Поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни могут восприниматься и оцениваться или как благоприятные, или как неблагоприятные.

А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др., говоря о структуре мироощущения, выделяют следующие составляющие: 1) чувство «Я»; 2) самостоятельность; 3) учеба, работа; 4) общение, социальные контакты; 5) отдых, досуг; 6) познание; 7) приобретение, обладание материальными ценностями; 8) общефилософские познания; 9) «патриотизм» [11,с.35].

Изучение этой, достаточно сложной подструктуры социального самоопределения, позволяет не только определить характер отношения личности к миру, её взаимоотношения с миром, но и круг проблем и трудностей, усложняющих процесс самоопределения. Подобное комплексное исследование было проведено в Курском государственном университете (тогда еще педагогическом) в 2001 году кафедрой психологии под руководством профессора А. С. Чернышёва. Был выявлен целый спектр проблем, включающей следующие направления: 1)учебная деятельность; 2)общение со сверстниками; 3)общение с преподавателями; 4)несостоятельность студента как личности; 5)материальные проблемы; 7)социальные проблемы; 8)семья [15,с.45].

Исследователи считают, что с одной стороны, видение большого числа трудностей отражает зрелость личности и стимулирует её социальную закалку, а, с другой, настораживает проблемность всех сфер жизни студента. Также отмечается, что социальные и бытовые трудности значительно превосходят собственно вузовские проблемы. Из вузовских проблем более всего воспринимаются учебные, а затем воспитательные и менее всего – научные.

Важно отметить, что для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Не стоит рассматривать редко встречающиеся варианты — уход в криминальный мир, иждивенчество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы) и др., можно коснуться лишь возможностей "бегства" от общества. [1,с.346]

Обучение в вузе. По данным санкт-петербургских психологов, в начале  90-х годов в нашей стране резко снизилась ценность образования, школьники перестали относиться к нему как к возможности материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов наметилась другая тенденция: образование снова входит в систему ценностей. Многие выпускники школ хотели бы продолжить обучение. Кто-то нашел свое призвание и ему нужно получить знания в интересующей его области, кто-то следует желанию родителей или идет поступать в вуз за компанию с другом, кому-то нужен диплом, чтобы затем продвигаться по служебной лестнице или удачно выйти замуж, избежать армии и т.д. Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т.е. определенную квалификацию и тем самым готовит "к взрослой жизни", "продвижению вверх", становится "дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии любимым делом"; дает возможность "отсрочить окончательный выбор", попробовать, "твое это или нет", и "еще немного побыть ребенком". Но, продолжая учиться, юноша не приобретает "практический опыт" и главное, остается зависимым от родителей.

Работа привлекает прежде всего приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность "ощутить себя по-настоящему взрослым"; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки. [1,с.346]

Недостатками раннего включения в работу считаются высокая ответственность, невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата. В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т.е. более или менее серьезно подрабатывают.То, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный вуз, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентации. Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. [2,с.111]

   

Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников. Напротив, взрослый, сложившийся человек невольно тяготеет к привычному, устойчивому, хорошо знакомому; творческое начало проявляется у него поэтому в меньшей скованности организационными рамками, в способности к спонтанным, неожиданным даже для самого себя поступкам и ассоциациям. [8,с.75]

Интеллектуальное творчество является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. Это свойство проявляется не только в интеллектуальной, но и в любой другой деятельности - в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т. д. К сожалению, возрастные параметры творчества и сопутствующих ему личностных свойств пока не изучены. [7,с.235]

Поиски работы. В юношеские годы со всей остротой встает вопрос профессио­нального самоопределения. В постановке и решении этого во­проса развивающаяся личность оказывается лицом к лицу с не­обходимостью сделать не просто важнейший выбор, но выбор социально значимый. [2,с.109]

Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Для части из них трудно выбрать определенную деятельность. По данным опросов, проводимых сотрудниками Управлений труда и занятости, многие не могут четко указать требования к своей будущей работе, не имеют ясной цели своих поисков. Если же есть представления о будущей работе, сделан выбор, трудно найти соответствующее место. [10,с.176]

Количество людей (в том числе взрослых), ищущих работу, в настоящее время достаточно велико. Юноша или девушка, оказавшись одними из претендентов на вакантную должность, должны уметь общаться с людьми, от которых зависит их будущее, т.е. в какой-то мере владеть техникой делового общения и уметь произвести благоприятное впечатление. Обе эти проблемы, в особенности проблема самопрезентации, обостряются из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора.

Самая большая трудность — это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок становится необходимостью, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе. [1,с.348-349]

Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся" на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство. [4,с.190]

Когда заработок не очень важен и работа найдена, юноше или девушке предстоит период адаптации на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с различными чертами характера и разным уровнем интеллекта. Облегчает адаптацию ориентировка в профессии, наличие определенных навыков. В принципе начинать работать легче после окончания ПТУ, а не школы. Полезно и получение среднего специального образования. [1,с.350]

Служба в армии. Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Вооруженные Силы. Служба в армии — это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжелым испытанием. В то же время армейская жизнь в каком-то плане проще и легче гражданской. Она четко регламентирована, солдату не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Для юношей с определенным складом характера она вполне подходит, разумеется, при благоприятных условиях службы.

В настоящее время служба в армии связана с двумя тяжелыми проблемами: наличием "горячих точек" и "дедовщиной". Служба в регионах, где идут или могут возникнуть (возобновиться) военные действия, опасна, связана с риском потерять жизнь или здоровье. Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. С таким жизненным опытам потом нелегко вернуться к мирной жизни, и во многих случаях бывшим солдатам необходима психотерапевтическая помощь.

"Дедовщина" связана с проникновением в армию криминальной субкультуры. Устанавливаются иерархические отношения; солдаты делятся на группы: старых — новичков, вожаков — "низов". В последнее время становятся важны также национальная принадлежность и землячества. Известны случаи побегов из части и самоубийств из-за "дедовщины" (во время прохождения службы и даже после демобилизации). Если юноша проходит через все испытания, он меняется личностно — становится взрослее и психологически сильнее либо останавливается на уровне психологии "деда", агрессивного и мстительного. [1,с.350-351]

Бегство от общества. Бегство от общества - еще один вариант организации жизни в юношеском возрасте. Независимо от того, учится юноша или работает, он может выбрать этот путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т д. Если подобное стремление становится преобладающим, работа и учеба бросаются.

Этот вариант нельзя назвать сознательным жизненным выбором. В подобных случаях задача самоопределения обычно не решена и указанные поиски становятся следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума: детство кончилось, взрослым себя не чувствуешь и что делать, не знаешь. К наркотикам и сектантству могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, неумение трудиться. [1,с.351-352]

Западные психологи отмечают притягательную силу так называемых юношеских религий. X. Ремшмидт считает, что эти религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение вождю (гуру, мессии, пророку), якобы обладающему рецептом спасения всего мира и каждого человека в отдельности; организуют насыщенную общими переживаниями групповую жизнь (используя медитацию, транс и экстаз, иногда — наркотики). Юношеские религии нередко приводят к разрыву с семьей, передаче гуру всего своего личного имущества. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается болезненная зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Это достаточно распространенное на Западе явление в последнее время появилось и у нас. [4,с.242]

Что касается наркомании, в юности по этой причине погибают многие из тех, кто начал принимать наркотики в подростковом и раннем юношеском возрасте. Деформации личности при наркотической зависимости общеизвестны. О состоянии и жизни наркоманов никто не может знать то, что знают они сами. Крайняя и наиболее трагичная форма бегства от общества — суицид, уход из жизни. [1,с.352-353]

Существует проблема алкоголизма. Стремление испытать состояние эйфории сочетается у алкоголика со все снижающейся способностью перено­сить отрицательные эмоции, неизбежные в нашей жизни; более тою, необходимые. При этом он прибегает к алкоголю и как к средству, вызывающему положительные эмоции, и как к средст­ву, подавляющему отрицательные, а также облегчающему (будто бы) жизнь при любых затруднениях, при любом психи­ческом напряжении, неважно, что привело к такому напряже­нию — особая радость или глубокая печаль. Со временем стрем­ление потребить спиртное возникает по все более ничтожному поводу. Параллельно с этим все более и более снижается психологическая устойчивость человека, его способность противо­стоять жизненным трудностям, переносить нагрузки. [2,с.367]

 



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Состояние и структура мироощущения юношей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состояние и структура мироощущения юношей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)