Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация, выборка и методы исследования



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
Организация, выборка и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование проводилось в Курском государственном университете, где обследовалось двадцать студентов 2 курса факультета психологии в возрасте от 18 до 23 лет. Особенностью исследуемого курса является то, что большую его часть составляют девушки (17), а меньшую – юноши (3).

Для исследования мироощущения испытуемых использовались проективные методики И.В.Дубровиной  "Удовлетворенность жизнью" и "Рентная установка". С этой целью юношам была предъявлена специально составленная анкета с неоконченными предложениями. Анализ ответов на соответствующие пункты анкеты, представленный далее, проводила по двум направлениям: во-первых, выяснение знака, модальности отношения – положительного, отрицательного или амбивалентного, и во-вторых, выяснение содержания критериев оценки среды обитания, влияющих на тот или иной знак отношения.

То есть производится анализ всех ответов на незаконченные предложения и делаются соответствующие выводы. Например, можно выяснить отношение школьников к своему родному городу, к конкретному и постоянному месту своего проживания путем анализа суждений, полученных при завершении п.2 анкеты: «Мой город (село) замечателен тем, что...". Важно понятие "среда обитания", в него включен достаточно широкий круг явлений, это и город, село, в котором живут юноши и девушки, и родной дом, и люди вокруг, их родители, друзья, просто земляки, знакомые или незнакомые, а также – самих себя во взаимоотношениях с этими людьми.

В качестве критериев оценки по содержанию отношения школьников к своей среде обитания были выбраны следующие:

1. Чувство «Я».- В центре ответов, завершения предложений всегда стоит собственное "Я", свои интересы, притязания, своеобразная эгоцентричность. Например: "Я счастлив, потому что я существую", "...мне нравится это место", "...меня здесь любят и уважают".

2. Самостоятельность. - Это стремление к независимости, самостоятельности, проявление потребности в самоопределении. Суждения, которые оцениваются этим критерием, содержали, утверждения типа: "Хочу не только других посмотреть, но и себя показать". "Сколько можно сидеть на шее родителей» и т. п.

3. Учеба, работа. - Сюда включались все те суждения, которые в любом контексте содержали упоминания о работе или учебе.

4. Общение, социальные контакты. – Здесь имеются в виду все возможные типы социальных контактов школьников. Это могли быть контакты в семье, с друзьями своего и противоположного пола, с любимым человеком, а также просто с другими людьми: "умными", "злыми" "знакомыми» и др.

5. Отдых, досуг.

6. Познание.

7. Приобретение, обладание материальными ценностями.

8. Общефилософские понятия. - Этим критерием оцениваются суждения школьников, которые содержали такие глобальные понятия, как: "Доброта". "Жизнь", "Мир или война" и т.п.

9. "Патриотизм". - Под этим, условным названием имеется в виду группа довольно разнородных суждений. Объединял их один момент - наличие в ответах мотивов положительного или отрицательного, а иногда и просто констатирующего отношения к своему городу, к стране вообще. Однако сами эти суждения, "мотивы" могли отличаться друг от друга, и степенью обобщенности выделяемых признаков, и той конкретикой, которая в них содержалась. Так например, этим критерием оценивались следующие ответы школьников: "Я чувствую себя счастливым там, где живу, потому что это моя Родина, моя страна, Россия", "Мой город очень красивый, старинный, уютный" и т.п.

 10. Барьер, препятствия. - В суждениях явно проглядывают ограничения, препятствия, затруднения, которые мешают, по мнению отвечающего, изменять свое место жительство, свою среду обитания; - "Я живу в этом городе, потому что нет возможностей (денег, квартиры) уехать.

Методика "Рентная установка" рассматривалась как готовность или предрасположенность субъекта к определенным формам поведения, возникающая при предвосхищении ими конкретной ситуации, связанной с достижением материального благополучия не за счет собственной активной деятельности, а за счет помощи со стороны других лиц или организаций.

В качестве основного методического приема для изучения особенностей рентной установки учащихся нами использована методика неоконченных предложений (см. Приложение 2).

Известно, что юношеский возраст характеризуется достаточно высоким уровнем развития интеллектуальных и рефлексивных процессов, склонности к самоанализу, поэтому в работе с ними часто используются как методы прямого анкетирования, опросы, беседы, сочинения, так и проективные методики, дающие, как правило, более богатый эмпирический материал. При ответе на прямые вопросы школьники часто ограничиваются краткими отрицательными или утвердительными ответами, тогда как завершение предложений побуждает их к более развернутому и обоснованному высказыванию, стимулирует к анализу собственных мотивов поведения.

Методика включает в себя 19 неоконченных предложений, 12 из которых были прямо направлены на выявление рентной установки учащихся, а остальные составляли лишь фон. При этом учитывалось, что рентные установки могут локализоваться в разданных сферах и проявляться в виде ожидания поддержки от государства, конкретных лиц или организаций, а также расчета на случайную удачу и везение. Поэтому формулировки неоконченных предложений касались ожидания помощи от государства (в различных формах), помощи от близких людей, расчета на случай и на удачное помещение капитала под проценты, а часть предложений не были строго привязаны к определенной сфере.

 

 



2020-02-04 170 Обсуждений (0)
Организация, выборка и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация, выборка и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)