Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восприятие родного города.



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Восприятие родного города. 0.00 из 5.00 0 оценок




Отношение школьников к своему родному городу, к конкретному и постоянному месту своего проживания мы выясняли путем анализа суждений, полученных при завершении п.2 анкеты: «Мой город (село) замечателен тем, что...".

Можно предположить, что в том случае, когда человек не любит свой родной город, а свою жизнь в нем расценивает как вынужденную в силу определенных обстоятельств, то он и не будет искать в этом городе что-то "замечательное". И наоборот, способность увидеть в окружающей обстановке какие-то положительные моменты, найти отличия в лучшую сторону от других мест, все это невозможно было бы сделать, если юноши и девушки не переживали бы радостей жизни, если бы их общий эмоциональный настрой был сугубо отрицательным. Поэтому в тех случаях, когда в ответах при завершении предложений школьниками, содержалась аргументация, чем именно их город замечателен, буду рассматривать это как проявление положительного отношения. Полное отрицание факта "замечательности" родного города, даже без соответствующей аргументации, как проявление отрицательною отношения. Если же ответ был неопределенным, то есть, с одной стороны, вроде бы "да", но, с другой, как будто "нет", тогда как амбивалентное.

В нижеследующей таблице приводятся данные по всем трем видам отношений, выраженные в процентах к общему числу суждений школьников.

 

Таблица 1 Восприятие студентами родного города, %.

Тип отношений

Все студенты

В том числе

Д Ю
Положительное 90 94 67
Отрицательное 10 6 33
Амбивалентное 1 0 1

 

Большинство студентов согласны с утверждением, что их город - замечателен. Их аргументы различны. Одни содержали признаки, относящиеся к каким-то отдельным, частным особенностям типа: "...в нем есть парк", "...потому что он зеленый и красивый". Другие носили характер патриотических заявлений, выражающих любовь и гордость за свою "Малую Родину": "...он самый красивый, тихий, зеленый", "...это старинный город, в нем есть много исторических памятников, достопримечательностей". Суждения третьего типа выражали преимущественно собственные чувства, ощущения от жизни в этом городе: "...он мне нравится", "...мне здесь хорошо живется". Особую группу составляли суждения, которые можно обозначить как эгоцентрические, например: "...потому что я здесь родился", "...я здесь живу", "...я встретил здесь любимую". Те суждения, которые выражали отрицательное отношение, были такие: "...мне он не нравится", "…он не красивый".

Нужно рассмотреть характер переживания жизни как "нравящейся" или нет в качестве одного из показателей отношения студентов к среде обитания. Этот аспект отношения анализировался по ответам юношей и девушек на пункт 11 анкеты: "В моей жизни, мне больше всего нравится..." Результаты этого анализа приведены в табл. 2, в процентах к общему числу суждений.

 

Таблица 5 Характер отношения к собственной жизни, %

Тип отношений

Все студенты

В том числе

Д Ю
Положительное 90 94 33
Отрицательное 10 6 67
Амбивалентное 1 1 0

 

Большинство юношей и девушек оценивают свою жизнь как вполне их устраивающую. Почти все из них находят в ней что-то, что им нравится: "В моей жизни мне больше всего нравится я и мои знакомые", " жить", " творить", " независимость и свобода".

Анализ суждений, полученных при завершении пункта 14 анкеты: "Я чувствую себя счастливым там, где я живу, потому что...", позволяет полнее, чем в предыдущем случае, выявить связь, зависимость оценки своего эмоционального состояния со средой обитания. Эта зависимость двусторонняя: чем комфортнее чувствует себя человек там, где он живет, тем более счастливым себя ощущает. И наоборот, счастливый, довольный своей жизнью человек гораздо более терпимей относится ко многим житейским неурядицам, бытовым трудностям.

Таблица 6 Характер восприятия жизни студентами как "счастливой", %

Тип отношений

Все студенты

В том числе

Д Ю
Положительное 95 94 67
Отрицательное 5 6 33
Амбивалентное 1 0 1

Как и в двух предыдущих случаях, тенденция выглядит достаточно однозначной: практически все испытуемые не считают себя несчастными людьми. Приведу в пример разнообразие суждений : "Я чувствую себя счастливым там, где живу, потому что я люблю свой город"," у меня есть все, что нужно", "у меня здесь родные и близкие".

Эмоциональный характер отношения юношей и девушек по всем рассмотренным выше трем аспектам выглядит достаточно однозначным - явное преобладание положительных эмоций над отрицательными. В связи с этим можно провести анализ по содержанию в целом, без разделения на отдельные составные части, выраженные в ответах на один из трех пунктов анкеты. Таким образом, анализировались все суждения, полученные при ответах на пункты 2, 11, 14.

Таблица 7 Содержание отношения студентов к среде обитания

  Все студенты Д Ю
1.Чувство Я      
2.Самостоятельность      
3. Учеба, работа      
4. Общение      
5. Отдых, досуг      
6. Познание      
7. Материальные ценности        
8. Общефилософские понятия      
9. Патриотизм      
10. Барьеры, препятствия      

 

Библиографический список:

1. И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464с.

2. Под ред. А.Г.Хрипковой Мир детства: Юность; Отв. ред. Г. Н. Филонов.  – М.: Педагогика, 1998. – 430с.

3. В.С. Мухина Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. – 425с.

4. Х.Ремшмидт Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир, 1999. – 320с.

5. Г.С.Абрамова Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624с.

6. Р.С.Немов Психология: в 3 кн./кн.2. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 450с.

7. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский Теоретическая психология. – М.: Академия, 2001. – 496с.

8. И.С.Кон Психология старшеклассника: пособие для учителей – М.: Просвещение, 1998. – 192с.

9. Под ред. Н.Ф.Добрынина Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2000. – 294с.

10.  И.В.Шаповаленко Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007. – 350с.

11.  И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Н.Н.Толстых,

Т.И. Юферева Мироощущение подростков и старшеклассников.

Выпуск 1. - М.,1996.

12.  А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко Самоопределение молодежи в экономической среде // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Курск, 18-20 октября 2006 г.) / Под общ. ред. А. С. Чернышёва, Курск. гос. ун-т. – Курск, 2006.-С. 126-127.

13.  Влияние мировоззрения на формирование ценностных ориентаций молодежи: Методические рекомендации / Подгот. Н.Н. Чуриловым, А.В. Кучеренко. - Киев,1987.

14.  Б.Л. Борухов Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир.- Саратов, 1992.

15. А.С.Чернышев, Н.Н.Гребеньков, С.В.Сарычев, А.В.Корнев, Е.И.Дымов    Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

 



2020-02-04 181 Обсуждений (0)
Восприятие родного города. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восприятие родного города.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)