Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1. Элективные курсы в условиях реформы образования на современном этапе [3, 11-13, 19, 20, 26]

 

В обществе уже в течение более 10 лет проводится реформа системы образования, которая затрагивает все ее уровни, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским образованием. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Переход к профильному обучению предусматривает организацию принципиально новой формы обучения – элективных курсов, которые должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и могут либо дополнять и расширять изучение основных профильных предметов на заданном образовательным стандартом уровне ("В мире неорганических веществ", "Углеводородное сырье вчера, сегодня, завтра" и т.д.), либо выходить за рамки школьного предмета и содержать материал отдельных направлений основной профильной дисциплины ("Основы физической химии", "Введение в фармацевтическую химию", "Химические методы исследования в клинике" и т.д.).

В зависимости от этого элективные курсы могут быть разделены на три типа:

а) элективные курсы, дополняющие базовый курс химии, превращая его, по сути, в профильный предмет;

б) элективные курсы, дополняющие профильный курс химии, превращая его, по сути, в углубленное изучение предмета;

в) элективные курсы, способствующие удовлетворению образовательных запросов учащихся и их родителей.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Объем учебной программы предпрофильного элективного курса составляет 10-12 часов, профильного курса – 35-105 часов.

Предпрофильные элективные курсы в 8-9 классах. Главная задача этих элективных курсов помочь ученикам:

- составить представление о школьном предмете (науке) на основе личного опыта;

- получить понятие о характере трудовой и творческой деятельности взрослых специалистов-профессионалов;

- выявить или сформировать интерес к данной области знаний и деятельности людей;

- осознанно и без ошибок выбрать профиль обучения в 10-11 классах.

Элективные курсы на этой ступени обучения должны быть:интересными для учащихся; вариативными (многовариантными); обладать избыточностью информации; краткосрочными (1-2 часа в неделю в течение 1-2 месяцев); оригинальными (не дублировать учебные предметы); обеспечены учебной литературой, материальной базой и реальными возможностями школы;  методически выверенными (сочетание теории с практикой, связь с жизнью, соответствие дидактическим принципам, сочетание всех методов обучения и т.д.); эффективными в решении поставленных задач; завершены определенными видами оценивания и отчетности, а также содержать практические и творческие работы учащихся. Как показали наши исследования, уже на данной ступени обучения необходимо в рамках элективного курса организовывать проектную деятельность учащихся и создавать все условия для эффективного самоопределения учащихся и успешного перехода к старшей ступени обучения [34].

Элективные курсы профильной подготовки в 10-11 классах должны обеспечить: поддержку изучения профильных предметов (углубление, расширение, например, более полное изучение элементов данной группы или членов гомологического ряда); выход на профессию («Школа будущего учителя химии», «Введение в фармацевтическую химию»); мировоззренческую направленность («Химия в центре естественных наук», «История химии»); воспитание социально адаптированной личности («Психология конфликта», «Я и окружающий мир»); подготовку школьника к ЕГЭ и т.д.

Во всех случаях на данной ступени обучения должны быть организованы учебные практики, работа над проектами, исследовательская деятельность, дополнительные занятия во второй половине дня. Изучение элективного предмета должно завершаться определенным образовательным результатом (творческий проект, реферат, курсовая работа, модель, прибор и др.). Элективный курс должен обязательно включать проведение экспериментальных творческих практических работ.

Материалы элективных учебных предметов должны отвечать определенным критериям, это: соответствие положениям Концепции профильного обучения; отсутствие дублирования с типовыми учебниками; наличие достаточно убедительного мотивирующего потенциала для возбуждения познавательного интереса у учащихся и определения ими дальнейшей образовательной траектории и профессионального самоопределения; научность, доступность, системность, вариативность и модульность содержания курса; соответствие содержания курса целям и задачам учебно-воспитательного процесса в плане воспитания и развития учащихся; наличие практической направленности; обеспечивать применение активных форм учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся, а также возможность систематического контроля и учета результатов обучения.

1.2. Структура учебно-методического комплекта элективного курса и рекомендации к его разработке [5-7]

 

Однако, как показали наши исследования, разработка элективных курсов, особенности их места в учебном процессе образовательного учреждения, методика преподавания вызывает определенные затруднения среди учителей школ. У них нет не только опыта работы с элективными курсами, но и практически отсутствует банк УМК элективных курсов. Элективные курсы, которые описаны в учебно-методической литературе, представлены зачастую лишь программами, общими рекомендациями и списком рекомендуемой литературы, без учебно-методического сопровождения  [4, 9, 18, 22-24, 29, 35, 36].

Для успешного решения задач, возложенных на систему элективных курсов, учитель и ученик должны иметь кроме материальной базы (кабинет химии, оборудование, реактивы, технические средства обучения и т.д.) полный учебно-методический комплект элективного курса, который должен включать:

а) Учебное пособие для учащихся, содержащее тексты, вопросы, задания, внетекстовый материал, справочные данные, словарь отдельных специальных терминов и т.д.

б) Учебную программу и методические рекомендации для учителя, содержащие пояснительную записку с рекомендациями по проведению курса; учебно-тематический план с указанием практических работ; развернутое содержание каждой темы; темы курсовых работ для учащихся; требования к результатам обучения и рекомендации к проведению контроля усвоения и достижений учащимися промежуточных и конечных результатов; требования к оснащенности обучения; список литературы для учителя и для учащихся. В программе указывается, кому адресован элективный курс; его тип, актуальность, новизна, цели и задачи; основная идея (концепция курса) и т.д. Кроме этого, учитель должен предварительно ярко и убедительно анонсировать и рекламировать предлагаемый им элективный курс. Лучше всего это сделать с помощью мультимедийной презентации, в которой указываются: название курса и его содержание; чему научатся ученики и что они узнают нового; что они будут делать сами и где этот курс может им понадобиться в дальнейшем.

При составлении элективных курсов необходимо исходить из требований, предъявляемым к этим курсам и критериев их оценки. Авторские элективные курсы могут при этом выполнить еще одну важную функцию - явиться фактором более эффективного обучения школьников химии в конкретной школе, с учетом имеющегося контингента учащихся, интересов родителей, материальной базы школы, наличия шефских отношений с определенными организациями и т.д.

Традиционный подход при составлении учебного курса основывается на логике базовой науки. Другой вариант, именно для элективного курса, может заключаться в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало бы познавательным запросам учащихся и способствовало формированию учащихся как субъектов образовательной деятельности. Нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики - обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Не отказываясь от ЗУНов, следует приоритетными задачами элективных курсов считать развитие школьника, научить его решать учебные и жизненные проблемы, сформировать умение учиться.

В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).

Возможно также создание учебных пособий по элективным курсам в виде набора модулей, что позволило бы определять содержание программы по этим курсам с участием учащихся. Такими модулями могут быть элективные спецкурсы, рассчитанные на 8-12 часов. Это позволит в течение учебного года глубоко изучить 2-4 темы дополнительно к профильному курсу. Такой вариант изучения элективного курса позволит сочетать системность знаний по предмету с глубоким изучением отдельных тем курса, выбранных самими учениками.

Исходя из вышесказанного, элективный курс может представлять собой изложение основных положений одного или нескольких разделов данной науки. Однако, учитывая реальное время, отводимое на изучение элективного курса, и уровень знаний учащихся, такая версия курса в школе будет иметь ограниченное распространение. Второй вариант – это включение в содержание курса наиболее важных положений, теорий и законов данной науки, опять-таки с учетом отведенного учебного времени и уровня подготовки учащихся. Третий вариант - это отбор определенных фрагментов одной науки или области знаний на стыке нескольких смежных наук и включение их в содержание элективного курса [23, 30, 32].

Далее осуществляется конструирование учебного материала (построение) в некий завершенный логично построенный курс. В любом случае создаваемый курс должен полностью соответствовать общедидактическим принципам отбора содержания и построения курса, а также методологии науки. Содержание курса необходимо строить так, чтобы показать развитие науки, ее методологию, вклад ученых в те или иные открытия, роль этих открытий и т.д. Именно поэтому большое значение в элективных курсах придается принципу историзма. После отбора необходимого материала (учитывается также материальная база учебного заведения), его разбивают на отдельные блоки (параграфы), каждый из которых должен включать определенный объем информации и иметь некую смысловую и содержательную завершенность, как в обычных школьных учебниках. Изложение материала должно быть живым, проблемным; стиль, содержание и построение текста должны соответствовать правилам филологии. В текст пособия включаются рисунки, фотографии и т.д. В конце каждого параграфа приводятся вопросы и задания. Оформление текста может сопровождаться выделением ключевых слов особым шрифтом, выделением определений в рамки и т.д. В связи с тем, что в тексты учебного материала курса обязательно будут включены новые для учеников понятия и термины, считаем необходимым дополнять УМК элективного курса соответствующим толковым словарем.

В отличие от обычного учебника, учебные материалы элективного курса химического профиля должны: содержать относительно меньше теоретического материала; в большей степени учитывать интересы учащихся, отражать современные актуальные проблемы и иметь большую практическую направленность; учитывать специфику региона и включать краеведческий материал; расширять межпредметные связи, превращая элективный курс в интегрированную дисциплину; предусматривать организацию проектной деятельности учащихся; включать больше эксперимента, интересных фактов и занимательности, шире использовать принцип историзма; иметь убедительную профессиональную направленность.

В профильные элективные курсы по химии необходимо включать выпуски стенных газет, презентации достижений учащихся, отчеты, конференции, тематические вечера, экскурсии и т.д.

Одновременно с учебным пособием элективного курса для учащихся составляется его программа, учебный план и другие методические материалы для учителя. В итоге автор элективного курса должен создать учебное пособие для учащихся и полный комплект учебно-методических материалов для учителя с указанием использованной литературы и литературы, рекомендуемой для обучающихся.

Кроме УМК элективного курса, как указано выше, его автор должен подготовить материал (лучше всего в виде яркой краткой презентации) для привлечения учащихся на свои занятия, так как элективные курсы – это курсы по выбору учащихся. 

Учитывая, что наибольшие проблемы во внедрении элективных курсов будут испытывать сельские школы, а также то, что для учащихся этих школ особый интерес может представлять сельскохозяйственная тематика, был разработан элективный курс «Агрохимия в школе». Как показал анализ литературы методических разработок по вопросам изучения агрохимии в качестве школьного кружка или электива в средней школе опубликовано недостаточно. Изданные ранее работы либо уже устарели, либо содержат лишь отдельные разделы агрохимии, являясь в основном предпрофильными курсами на 8 часов, либо элементы агрохимии включаются в элективные курсы общего характера в виде отдельной темы или модуля. Это приводит к тому что учащиеся не получают достаточного представления об агрохимии как науке, которая имеет огромное значение для человечества.

На наш взгляд, агрохимические знания необходимо пропагандировать гораздо шире, особенно в сельских местностях. Данное мнение вытекает из возрастающей потребности страны в аграрной продукции, а рациональная химизация сельского хозяйства (в частности земледелия) позволит увеличить количество и повысить качество сельскохозяйственной продукции, что в определенной степени может способствовать решению продовольственных проблем. С другой стороны многие учащиеся сельских школ изначально мотивированы на изучение этого предмета.

Данный курс относится к третьему типу элективных курсов, т.е. это элективный курс, способствующий удовлетворению дополнительных образовательных запросов учащихся и их родителей.

Программа предлагаемого курса «Агрохимия в школе» рассчитана на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующегопрофильногонаправления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика, агронома, биолога и эколога.

Однако материал данного элективного курса вполне приемлем для проведения в основной школе в виде предпрофильных краткосрочных курсов по отдельным модулям: «Техника лабораторных работ»; «Предмет и задачи агрохимии. История ее развития»; «Анализ удобрений».

Программа курса «Агрохимия в школе» предполагает ознакомление учащихся со свойствами почвы, её составом, строением и видами, а также с основами мелиорации почв [1, 8, 10, 17, 28, 31-33]. Большой раздел программы отводится изучению различных видов удобрений и правилам их применения. Учащиеся приобретают навыки работы с нагревательными приборами, весами, мерной посудой и реактивами, учатся самостоятельно проделывать агрохимические анализы различных типов почв, некоторых удобрений.

Кроме этого программа элективного курса предполагает:

-развитие интересов учащихся в области химии и сельского хозяйства; проведение профориентационной работы;

-дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей учащихся, умений самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в развитии сельского хозяйства;

-расширение и углубление знаний учащихся о строении, свойствах, применении и методах получения веществ и материалов;

- уточнение естественнонаучной картины мира в сознании учащихся, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным экологическим проблемам;

-воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

-подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и поступлению в ВУЗы.

Ввиду всего сказанного элективный курс «Агрохимия в школе» представляется достаточно актуальным; по результатам исследования опубликованы работы [14-16, 31- 34].



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)