Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I . Цели и задачи литературного чтения



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
I . Цели и задачи литературного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации для учителя по УМК

«Литературное  чтение» (1 класс)

В настоящее времяпроизошли кардинальные изменения в сфере образования.Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования влечет за собой не только пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволяет педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решить эти и другие важные задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ необходимо изменить в своей деятельности.

В предлагаемом методическом пособии мы обозначим ориентиры, подходы к преподаванию литературного чтения в 1-ом классе, предмета, входящего в предметную область «филология».  

В документе ФГОС[1] предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению сформулированы следующим образом:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

I . Цели и задачи литературного чтения

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие перспективы.

В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения четко и грамотно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А. П. Скафтымов).

Исходя из этих позиций, предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектомлитературный текст.

 Цель курса литературного чтения:

обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

· развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

· развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

· открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

· формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

· развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

· развитие коммуникативных способностей;

· развитие речи;

3) воспитательных задач:

· формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

· воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

овладение приемами понимания (анализа и интерпретации) художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

совершенствование навыка синтагматического чтения (овладение способом осмысленного чтения речевыми звеньями (синтагмами), с соблюдением всех элементов интонации (постановка логического ударения, выбор темпа, тона, громкости);

применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения);

творческая деятельность учащихся (деятельность, связанная с созданием нового продукта на основе прочитанных литературных текстов: сочинения, иллюстрации, «виртуального мультфильма», схемы, модели, презентации, мультимедийной программы; проектная деятельность).

Реализовать поставленные задачи учителю поможет учебно-методический комплект «Литературное чтение», включающий

1) учебники для каждого года обучения:

«Введение в литературное чтение. Где прячется чудо?» – 1 класс;

«Литературное чтение. Каким бывает слово?» – 1 книга 2-го класса;

«Литературное чтение. Слово в сказке» – 2 книга 2-го класса;

«Литературное чтение. Мир, созданный автором» – 1 книга 3-го класса;

«Литературное чтение. Секреты рождения образа» – 2 книга 3-го класса;

«Литературное чтение. Детства чудная страна» – 1 книга 4-го класса;

«Литературное чтение. «Все мы – родом из детства» – 1 книга 4-го класса;

2) методическое пособия «Обучение литературному чтению» (для каждого класса);

3) рабочие тетради (для каждого класса);

4) проверочные работы (для каждого класса);

5) дополнительная методическая литература.

 

II . Планируемые результаты обучения

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

В результате освоения программы курса в 1-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

1) личностных результатов:

– учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

– принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

– имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

– имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

– имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

2) метапредметных результатов:

– считают книгу источником информации;

– читают текст целыми словами;

– отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

– определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

– имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

– выделяют в тексте абзац;

– контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

– находят страницу книги по номеру;

– пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

– умеют соотносить текст и иллюстрацию;

– участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

3) предметных результатов:

– имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

– различают прозаический и стихотворный тексты;

– связывают заглавие произведения с его содержанием;

– имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

– имеют представление о разнообразии интонации в произведении;

– определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);

– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

– способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;

– способны кратко описать образа персонажа;

– имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

 

В таблице вы увидите конкретизированные результаты, которые связаны с определенным содержанием по литературному чтению в 1-ом классе.

Формирование читательской компетентности – способности к пониманию текстов разной жанровой специфики с целью освоения картины мира, авторских взглядов на различные проблемы действительности.

 

Единицы содержания 1-го класса Предметные результаты Метапредметные результаты
1. Виды речевой (устной и письменной) деятельности Освоение способа чтения
Способ чтения Текст Интонация, ее компоненты. знание понятий «тон», «пауза», «ключевое слово», «абзац»; «заглавие» и др. умение выделять ключевые слова текста; умение находить фрагменты текста; умение распознать тональность текста; умение применить открытый способ чтения на новом тексте Информационные умения умение находить информацию; умение представлять информацию в разной форме; соотнесение разных видов информации (текстовой, схематичной; табличной и визуальной). Коммуникативные умения умение четко и грамотно выражать свои мысли; умение аргументировать своё мнение; умение принимать позицию другого. Регулятивные умения 1) умение контролировать способ чтения других учеников; 2) умение находить ошибки и неточности в процессе чтения; 3) умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
2. Литературоведческая пропедевтика Освоение способов понимания литературного текста (первичного анализа и интерпретации)  
Жанры (загадка, сказка, юмористическое стихотворение, рассказ).   Тексты в разной форме: прозаический и поэтический. 1) знание понятий «загадка», «сказка», «стихотворение»; 2) умение распознавать тексты разной формы; 3) умение отвечать на вопросы по заданной теме; 4) умение находить доказательства своей мысли в тексте; 5) умение интонировать текст данного жанра; 6) умение распознавать текст определенного жанра по формальным признакам. Информационные умения умение находить информацию; умение представлять информацию в разной форме; умение находить ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации. Коммуникативные умения умение четко и грамотно выражать свои мысли; умение аргументировать своё мнение; умение принимать позицию другого; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы.
Герой произведения определенного жанра знание понятия «герой произведения»; умение характеризовать героя произведения с опорой на текст; умение распознавать героя произведения по характеристикам, данным автором; умение выявлять авторское отношение к герою; умение сравнивать особенности поведения двух героев. Информационные умения умение находить информацию; 2) умение представлять информацию в разной форме; 3) соотнесение разных видов информации (текстовой, схематичной, табличной и визуальной). Коммуникативные умения умение четко и грамотно выражать свои мысли; умение аргументировать своё мнение; умение принимать позицию другого; умение задавать вопросы.
3. Творческая деятельность Освоение способов создания собственного текста в форме развернутого ответа на вопрос  
Развернутый ответ на вопрос 1) знание «модели» развернутого ответа на вопрос; 2) умение создавать в устной речи развернутый ответ на вопрос по заданной теме; 3) умение создавать в письменной речи развернутый ответ на вопрос по заданной теме; 4) умение определять по критерию «точность и неточность ответа» по заданной теме.   Информационные умения умение находить информацию; умение представлять информацию в форме развернутого ответа в устной и письменной форме. Коммуникативные умения умение четко и грамотно выражать свои мысли в развернутом ответе; умение аргументировать своё мнение в развернутом ответе; умение принимать позицию другого. Личностные результаты 1) умение выражать свои ценностные ориентиры в собственном развернутом ответе по заданной теме.
4. Работа с информацией Знакомство с понятиями «книга», «библиотека», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал». Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг. Формирование первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками; элементами книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация). Работа с Интернет-ресурсами, справочниками, словарями. Информационные умения умение находить информацию; умение выбирать информацию.   Коммуникативные умения умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации; умение принимать позицию другого.   Личностные результаты умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный или выбранный материал; умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителей, библиотекаря, родителей, одноклассников).

 



2020-02-04 233 Обсуждений (0)
I . Цели и задачи литературного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I . Цели и задачи литературного чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)