Система государственной поддержки аграрных формирований
В развитых и крупных развивающихся странах государственное участие в аграрных делах считается обязательным условием эффективного функционирования экономики и социальной стабильности общества. В современной истории развитие АПК можно разделить на постсоветский и современный. Результатом первых лет реформ 1990-х стал тяжелейший кризис отрасли. К концу 1990-х объем всей агропродукции сократился на 40% (в коллективном секторе - на 60%). В начале 1990-х неоднократно списывались долги предприятий, что, впрочем, провоцировало их накопление. Был создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводились зерновые интервенции для регулирования цен, вводились импортные квоты на мясо и т. д. Однако эти действия были хаотичны, так что происходившее скорее напоминало спешное залатывание пробоин в тонущем корабле. В 1997 году большинство предприятий сельского хозяйства (до 82%) были убыточными.В 2000 году первые серьезные шаги в поддержку АПК ознаменовались с приходом к власти Владимира Путина. Еще будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации [8]. В 2001 году была создан Росагролизинг. Который является государственной компанией, успешно выполняющей задачи, поставленные Правительством Российской Федерации по обеспечению отечественных сельхоз товаропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом. С 2008 года ОАО «Росагролизинг» является исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе. Реализация этих направлений госпрограммы позволит внедрить высокопроизводительные ресурсосберегающие технологии, повысить техническую оснащенность сельхозпроизводства, рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности. С 2009 года ОАО «Росагролизинг» осуществляет новые направления деятельности. По системе федерального лизинга компания поставляет лесозаготовительную технику, оборудование для предприятий лесопереработки, технологическое оборудование для хранения и переработки рыбной продукции. Соответствующее решение о расширении сфер применения федерального лизинга было принято Правительством РФ в декабре 2008 года[24]. В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран, в т.ч. России, является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах Европы государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий. К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся: ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, интервенции при закупе сельхозпродукции, компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам. Так в качестве субсидий рассматриваемому в научной работе объекту исследования - СПК Колхоз «Нива» в 2009 году было выделено 1322 тыс. руб. в т.ч. 712 тыс. руб. из федерального бюджета и 610 тыс. руб. – из местных бюджетов. Оценить реальную степень государственной поддержки сельского хозяйства довольно сложно. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России пока ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержка АПК в России не ограничивается. Например, в России сохранена льготная система налогообложения - сельхозпроизводители почти не платят за землю (для сравнения: в Европе плата за пользование землей составляет около 20% себестоимости продукции). Также существует поддержка в виде единого сельскохозяйственного налога на доходы предприятий АПК. С начала 2000-х были утверждены специализированные Госпрограммы АПК: В 2003 году была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», включающая две задачи - развитие собственно социальной сферы и улучшение инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований. В рамках которой, рассматриваемый в данной научной работе объект исследования в 2009 году получил 605 тыс. руб. из них 448 тыс. руб. из федерального бюджета. Новым этапом в государственной политике стал национальный проект «Развитие АПК», принятый осенью 2005 года. Нацпроект включает 3 направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодежи на селе. Принятая в 2007 году и функционирующая по сей день Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446) расставила основные приоритеты развития сельского хозяйства. В рамках данной программы половина средств направляется на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, а попросту на продолжение субсидирования процентной ставки по кредитам. Очень важное направление — таможенно- тарифная политика. Регулирование импорта и экспорта продовольствия должно обеспечивать рост доходов отечественных товаропроизводителей, создавать' условия ценовой конкуренции с импортерами. Такие инструменты используют все развитые страны Запада. Вместе с тем должен быть установлен мягкий таможенный режим для ввоза в страну сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, аналогов которого в России не выпускают. Такое решение уже принято в отношении оборудования для предприятий, производящих детское питание и финансирующихся за счет бюджетов всех уровней. Целесообразно создавать структуры, работающие по принципу обществ взаимного кредитования и кооперативных банков, учредителями которых стали бы хозяйства и жители сельской местности. Такие структуры в отличие от коммерческих организаций не ставят целью максимизацию прибыли. Это позволит удешевить кредит, предотвратить утечку денежных ресурсов в несельскохозяйственные сферы. Функционирование альтернативной кредитной системы позволит создать конкурентную среду в сфере банковского обслуживания, особенно в отдаленных сельских районах. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов государства актуальным становится вопрос внебюджетного финансирования. За счет средств внебюджетных источников в 2008 -2010 годах привлеклось 311 млрд. рублей В перспективе оно может стать главным в хозяйственном управлении агропромышленным комплексом на всех уровнях. Активно ведется поиск альтернативных (антикризисных) моделей и механизмов, которые бы обеспечивали предприятиям агропромышленного комплекса возможность для саморазвития за счет внутренних резервов регионов. Для этого предстоит освоить методы работы с товаронаполненными неэмиссионными ценными бумагами (двойными и простыми складскими свидетельствами, простыми и переводными векселями, чеками, сертификатами), которые широко применяются в мировой практике. Рациональное сочетание бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, их эффективное использование при осуществлении целевых комплексных программ позволит создать многокомпонентный механизм оздоровления аграрной экономики, в котором остро нуждается отрасль в переходный период. Регулирование уровня финансовой устойчивости и доходности производства, переработки и реализации продукции сегодня становится одним из основных направлений экономической работы в АПК Участие государства в такой важной отрасли, как сельское хозяйство, несомненно является положительным фактором, хотя очевидно, что всех проблем одними субсидиями за столь короткий (для сельского хозяйства) период не решить. Провал, который произошел в сельском хозяйстве с конца 90-х по начало 2000-х, настолько велик, что выбираться из него, по оценкам различных экспертов, отрасли предстоит вплоть до 2020 года [17, с36-44]. Основные направления финансового регулирования аграрного производства Во всех развитых странах сельское хозяйство является одной из отраслей, подверженных усиленному государственному регулированию. Объясняется это спецификой отрасли. Сельское хозяйство — высокорискованная отрасль экономики, успехи которой в сильной степени зависят от природных условий. Осуществление сельскохозяйственного производства основано на использовании ограниченного и неоднородного по качеству природного ресурса — земли. Необходимость рационального использования и охраны земли, повышения ее плодородия обусловливает целесообразность государственного вмешательства в вопросы землепользования. Продукция сельского хозяйства характеризуется сложностью изменения потребительских качеств. Отсюда и возможность повышения цен на нее более ограничена по сравнению с промышленными изделиями. И наконец, сельское хозяйство — стратегическая отрасль экономики, так как обеспечивает общество жизненно необходимыми продуктами питания. Основная цель государственного регулирования аграрного производства — создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования. Формирование действенной системы государственного регулирования сельского хозяйства в целом и его структурных звеньев начинается с разработки концепции развития. До перехода к рыночным отношениям регулирование аграрного производства основывалось на принципе демократического централизма, предусматривавшем установление государством твердых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, прямое перераспределение средств через централизованные денежные фонды, обеспечение села материально-производственными ресурсами посредствам централизованных поставок и т. п. Жесткая система государственного финансового регулирования сельскохозяйственного производства оказалась неэффективной. В условиях рыночных отношений концепция государственного регулирования аграрного производства основывается на двух основных принципах: агропромышленные формирования работают на самофинансировании, и любые конкретные централизованные меры их поддержки являются лишь дополнительными в обеспечении нормальных экономических условий; регулирующие рычаги (инструменты) должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование посредством их дифференцированного применения с учетом региональных особенностей и условий производства, не допуская непроизводительных затрат. Государственное регулирование экономики аграрного сектора осуществляется административными и экономическими методами. Применение административных методов, предусматривающих меры запрета, принуждения и разрешения, в рыночной экономике ограниченно. В основном используются лицензирование экспорта семян подсолнечника, рапса, соевых и бобовых культур, лицензирование и квотирование экспорта отдельных видов лекарственного сырья и некоторые другие. В настоящее время на первый план выдвигаются экономические методы регулирования. Посредством экономических рычагов государство оказывает влияние на цены и доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, их конкурентную способность на внутреннем и внешнем рынках. Направлении государственного регулирования аграрного сектора экономики закреплены Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства». Вот основные из них: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия; финансовое регулирование; защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей; развитие социальной сферы села. Каждое направление представляет собой более узкую, специфическую, непрерывно совершенствующуюся систему государственного воздействия с конкретными методами и рычагами. Государственное финансовое регулирование представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы АФ. В общем виде к направлениям государственного финансового регулирования относятся упорядочение бюджетного финансирования, регулирование кредитования, расчетно-платежного механизма, страхования экспортно-импортных операций и др. (установление минимальной суммы уставного и резервного капитала, выплаты дивидендов и т. д.). Все они взаимосвязаны, взаимообусловлены и влияют друг на друга. С учетом основ регулирования, заложенных в указанном законе, в ежегодно утверждаемых законах о формировании и использовании бюджета на предстоящий год утверждается перечень федеральных программ, строек и объектов, а также структура расходов по сельскому хозяйству, осуществляемых за счет федерального бюджета. В последние годы объем бюджетных ассигнований, выделяемых на нужды сельского хозяйства и рыболовства, постоянно сокращается. Организация расчетов является самостоятельным направлением государственного финансового регулирования сельскохозяйственного производства. Договор на продажу, регламентирующий расчеты между покупателями и поставщиками, фиксирует все условия их взаимоотношений, в том числе и по оплате товаров. Однако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями продукции, с АФ, находящимся на территории России, производят по инкассо, если иной порядок не предусмотрен договором. Срок оплаты установлен до 10 дней, а по скоропортящейся продукции — до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц. При отсутствии достаточного объема денежной наличности покупатели должны производить оплату сельскохозяйственной продукции в первоочередном порядке после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Сокращение объемов денежных расчетов, обусловленное бартерными (обменными) операциями, снижает эффект государственного регулирования на данном участке финансовой работы. Вместе с тем даже своевременные расчеты не гарантируют бесперебойность сельскохозяйственного производства в связи с влиянием неблагоприятных природных условий. Поэтому сельскохозяйственные предприятия в обязательном порядке осуществляют страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и другого имущества. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О страховании» страхование имущества и сельскохозяйственных коммерческих рисков осуществляется на добровольной основе. Государственная поддержка аграрных формирований, заключивших договор на имущественное страхование посевов, производится следующим образом: 25 % взносов страховой фирме оплачивается из федерального бюджета, 75 % — за счет средств предприятия. Система государственного финансового регулирования включает помимо федерального также региональный уровень. Кроме того, сельское хозяйство получает финансовую поддержку из денежных фондов органов местного самоуправления. Финансовое регулирование аграрного производства осуществляется за счет одного источника — государственного бюджета (иногда привлекаются внебюджетные фонды государства). Однако методы поддержки сельского хозяйства, используемые государством, различны. Методы бюджетного финансирования. В рамках официальной системы государственного финансового регулирования аграрного воспроизводства Правительством страны используется несколько методов бюджетного финансирования производственной и инвестиционной деятельности АФ: оказание прямой бюджетной поддержки товаропроизводителям, финансирование целевых программ, связанных с функционированием данного сектора экономики, снижение налоговой нагрузки. Прямая бюджетная поддержка — это безвозвратное финансирование, которое может осуществляться в следующих формах: предоставление дотаций на продукцию; компенсация отдельных видов затрат; финансирование капитальных вложений, мероприятий по улучшению земель и других расходов. Финансирование целевых программ — предоставление бюджетных ассигнований на развитие отдельных направлений деятельности агропромышленной сферы. Программы разрабатываются и утверждаются Правительством РФ на несколько лет. объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд.рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей,2012 год - 130 млрд. рублей);за счет средств бюджетов субъектов РФ - 544,3 млрд. рублей (2008 год - 83 млрд. рублей,2009 год - 99,4 млрд. рублей,2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год- 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей) [23]. Примерами таких программ являются: Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" .[25]. Снижение налоговой нагрузки является косвенным методом бюджетного финансирования, так как предусматривает снижение налоговых платежей, поступающих в бюджет от АФ и, следовательно, увеличение объема финансовых ресурсов, предназначенных для осуществления текущей или инвестиционной деятельности предприятий. Налогообложение коммерческих организаций, в том числе и АФ, регулируется Налоговым кодексом РФ, а также Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, касающимися сбора и использования соответствующих налогов. Действующим налоговым законодательством предусмотрены значительные льготы аграрным формированиям по сравнению с другими налогоплательщиками. В частности, доходы от сельскохозяйственной деятельности полностью освобождены от налога на прибыль. АФ практически не платят налоги за пользование автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств, на имущество, так как у большинства из них выручка от реализации сельхозпродукции превышает 70 % общего объема выручки от продажи продукции (работ, услуг). Аграрным формированиям установлена более низкая ставка единого социального налога. Распределение бюджетных дотаций и субсидий между регионами осуществляется с участием Министерства сельского хозяйства РФ. Кроме средств Федерального бюджета на цели финансирования могут использоваться также ассигнования из региональных бюджетов. Методы кредитного регулирования. Важнейшим направлением государственного регулирования аграрного производства, приобретающим в последние годы первостепенное значение, является кредитное регулирование. Методы кредитного регулирования сельского хозяйства, используемые государством, включают централизованное банковское льготное кредитование, централизованный товарный кредит, предоставление ссуд из фонда льготного кредитования, инвестиционный бюджетный кредит, налоговый кредит и др. Каждый из них реализуется посредством использования специфических финансово-кредитных инструментов. Несмотря на довольно внушительные размеры бюджетного финансирования и кредитования, аграрный сектор РФ остро нуждается в денежных средствах. Поэтому Правительство РФ постоянно изыскивает новые направления регулирования развития АФ, особенно в области государственного кредитования и системы страхования[17, с364-375].
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |