Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система государственной поддержки аграрных формирований



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Система государственной поддержки аграрных формирований 0.00 из 5.00 0 оценок




В развитых и крупных развивающихся странах государственное участие в аграрных делах считается обязательным условием эф­фективного функционирования экономики и социальной ста­бильности общества.

В современной истории развитие АПК можно разделить на постсоветский и современный.

Результатом первых лет реформ 1990-х стал тяжелейший кризис отрасли. К концу 1990-х объем всей агропродукции сократился на 40% (в коллективном секторе - на 60%).

В начале 1990-х неоднократно списывались долги предприятий, что, впрочем, провоцировало их накопление. Был создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводились зерновые интервенции для регулирования цен, вводились импортные квоты на мясо и т. д. Однако эти действия были хаотичны, так что происходившее скорее напоминало спешное залатывание пробоин в тонущем корабле.

В 1997 году большинство предприятий сельского хозяйства (до 82%) были убыточными.В 2000 году первые серьезные шаги в поддержку АПК ознаменовались с приходом к власти Владимира Путина.

Еще будучи исполняющим обязанности президента РФ одним из первых распоряжений 15 марта 2000 года был воссоздан Россельхозбанк, главной задачей которого является обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации [8].

В 2001 году была создан Росагролизинг. Который является государственной компанией, успешно выполняющей задачи, поставленные Правительством Российской Федерации по обеспечению отечественных сельхоз товаропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом. С 2008 года ОАО «Росагролизинг» является исполнителем Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе.

Реализация этих направлений госпрограммы позволит внедрить высокопроизводительные ресурсосберегающие технологии, повысить техническую оснащенность сельхозпроизводства, рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности.

С 2009 года ОАО «Росагролизинг» осуществляет новые направления деятельности. По системе федерального лизинга компания поставляет лесозаготовительную технику, оборудование для предприятий лесопереработки, технологическое оборудование для хранения и переработки рыбной продукции. Соответствующее решение о расширении сфер применения федерального лизинга было принято Правительством РФ в декабре 2008 года[24].

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран, в т.ч. России, является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах Европы государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции.

Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования.

К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий.

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся: ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, интервенции при закупе сельхозпродукции, компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам. Так в качестве субсидий рассматриваемому в научной работе объекту исследования - СПК Колхоз «Нива» в 2009 году было выделено 1322 тыс. руб. в т.ч. 712 тыс. руб. из федерального бюджета и 610 тыс. руб. – из местных бюджетов.

Оценить реальную степень государственной поддержки сельского хозяйства довольно сложно. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России пока ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержка АПК в России не ограничивается. Например, в России сохранена льготная система налогообложения - сельхозпроизводители почти не платят за землю (для сравнения: в Европе плата за пользование землей составляет около 20% себестоимости продукции). Также существует поддержка в виде единого сельскохозяйственного налога на доходы предприятий АПК.

С начала 2000-х были утверждены специализированные Госпрограммы АПК:

В 2003 году была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», включающая две задачи - развитие собственно социальной сферы и улучшение инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований. В рамках которой, рассматриваемый в данной научной работе объект исследования в 2009 году получил 605 тыс. руб. из них 448 тыс. руб. из федерального бюджета.

Новым этапом в государственной политике стал национальный проект «Развитие АПК», принятый осенью 2005 года. Нацпроект включает 3 направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и обеспечение жильем молодежи на селе.

Принятая в 2007 году и функционирующая по сей день Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446) расставила основные приоритеты развития сельского хозяйства. В рамках данной программы половина средств направляется на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, а попросту на продолжение субсидирования процентной ставки по кредитам.

Очень важное направление — таможенно- тарифная политика. Регулирование импорта и экспорта продовольствия должно обеспечивать рост доходов отечественных товаропроизводителей, создавать' условия ценовой конкуренции с импортерами. Такие инструменты используют все развитые страны Запада. Вместе с тем должен быть

установлен мягкий таможенный режим для ввоза в страну сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, аналогов которого в России не выпускают. Такое решение уже принято в отно­шении оборудования для предприятий, производящих детское пита­ние и финансирующихся за счет бюджетов всех уровней.

Целесообразно создавать структуры, работающие по принципу об­ществ взаимного кредитования и кооперативных банков, учредите­лями которых стали бы хозяйства и жители сельской местности. Такие структуры в отличие от коммерческих организаций не ставят целью максимизацию прибыли. Это позволит удешевить кредит, предотвратить утечку денежных ресурсов в несельскохозяйствен­ные сферы. Функционирование альтернативной кредитной систе­мы позволит создать конкурентную среду в сфере банковского об­служивания, особенно в отдаленных сельских районах.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов государства актуальным становится вопрос внебюджетного финансирования. За счет средств внебюджетных источников в 2008 -2010 годах привлеклось 311 млрд. рублей

В перспективе оно может стать главным в хозяйственном управле­нии агропромышленным комплексом на всех уровнях.

Активно ведется поиск альтернативных (антикризисных) моде­лей и механизмов, которые бы обеспечивали предприятиям агро­промышленного комплекса возможность для саморазвития за счет внутренних резервов регионов. Для этого предстоит освоить мето­ды работы с товаронаполненными неэмиссионными ценными бу­магами (двойными и простыми складскими свидетельствами, про­стыми и переводными векселями, чеками, сертификатами), кото­рые широко применяются в мировой практике.

Рациональное сочетание бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, их эффективное использование при осуществлении целевых комплексных программ позволит создать многокомпонентный механизм оздоровления аграрной экономики, в котором остро нуждается отрасль в переходный период. Регулирование уровня финансовой устойчивости и доходности производства, переработки и реализации продукции сегодня становится одним из основных направлений экономической работы в АПК

Участие государства в такой важной отрасли, как сельское хозяйство, несомненно является положительным фактором, хотя очевидно, что всех проблем одними субсидиями за столь короткий (для сельского хозяйства) период не решить. Провал, который произошел в сельском хозяйстве с конца 90-х по начало 2000-х, настолько велик, что выбираться из него, по оценкам различных экспертов, отрасли предстоит вплоть до 2020 года [17, с36-44].

Основные направления финансового регулирования аграрного производства

Во всех развитых странах сельское хозяйство является одной из отраслей, подверженных усиленному государственному регулиро­ванию. Объясняется это спецификой отрасли.

Сельское хозяйство — высокорискованная отрасль экономики, успехи которой в сильной степени зависят от природных условий. Осуществление сельскохозяйственного производства основано на использовании ограниченного и неоднородного по качеству при­родного ресурса — земли. Необходимость рационального исполь­зования и охраны земли, повышения ее плодородия обусловлива­ет целесообразность государственного вмешательства в вопросы землепользования. Продукция сельского хозяйства характеризует­ся сложностью изменения потребительских качеств. Отсюда и воз­можность повышения цен на нее более ограничена по сравнению с промышленными изделиями. И наконец, сельское хозяйство — стратегическая отрасль экономики, так как обеспечивает общест­во жизненно необходимыми продуктами питания.

Основная цель государственного регулирования аграрного про­изводства — создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования.

Формирование действенной системы государственного регули­рования сельского хозяйства в целом и его структурных звеньев начинается с разработки концепции развития.

До перехода к рыночным отношениям регулирование аграрного производства основывалось на принципе демократического централизма, предусматривавшем установление государством твер­дых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, пря­мое перераспределение средств через централизованные денеж­ные фонды, обеспечение села материально-производственными ресурсами посредствам централизованных поставок и т. п. Жест­кая система государственного финансового регулирования сельско­хозяйственного производства оказалась неэффективной.

В условиях рыночных отношений концепция государственного регулирования аграрного производства основывается на двух ос­новных принципах:

агропромышленные формирования работают на самофинанси­ровании, и любые конкретные централизованные меры их под­держки являются лишь дополнительными в обеспечении нор­мальных экономических условий;

регулирующие рычаги (инструменты) должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование посредством их дифференцированного применения с учетом ре­гиональных особенностей и условий производства, не допуская непроизводительных затрат.

Государственное регулирование экономики аграрного сек­тора осуществляется административными и экономическими методами.

Применение административных методов, предусматривающих меры запрета, принуждения и разрешения, в рыночной экономи­ке ограниченно. В основном используются лицензирование экс­порта семян подсолнечника, рапса, соевых и бобовых культур, ли­цензирование и квотирование экспорта отдельных видов лекар­ственного сырья и некоторые другие.

В настоящее время на первый план выдвигаются экономи­ческие методы регулирования. Посредством экономических рычагов государство оказывает влияние на цены и доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, их конкурентную способность на внутреннем и внешнем рынках. Направлении государственного регулирования аграрного сектора экономики закреплены Федеральным законом «О государственном ре­гулировании агропромышленного производства». Вот основные из них:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйствен­ной продукции, сырья, продовольствия;

финансовое регулирование;

защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводи­телей;

развитие социальной сферы села.

Каждое направление представляет собой более узкую, специ­фическую, непрерывно совершенствующуюся систему государст­венного воздействия с конкретными методами и рычагами.

Государственное финансовое регулирование представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы АФ. В общем виде к направлениям государственного финансового регулирования относятся упорядочение бюджетно­го финансирования, регулирование кредитования, расчетно-платежного механизма, страхования экспортно-импортных операций и др. (установление минимальной суммы уставного и резервного капитала, выплаты дивидендов и т. д.). Все они взаимосвяза­ны, взаимообусловлены и влияют друг на друга.

С учетом основ регулирования, заложенных в указанном зако­не, в ежегодно утверждаемых законах о формировании и использо­вании бюджета на предстоящий год утверждается перечень феде­ральных программ, строек и объектов, а также структура расходов по сельскому хозяйству, осуществляемых за счет федерального бюджета. В последние годы объем бюджетных ассигнований, вы­деляемых на нужды сельского хозяйства и рыболовства, постоян­но сокращается.

Организация расчетов является самостоятельным направлени­ем государственного финансового регулирования сельскохозяй­ственного производства. Договор на продажу, регламентирующий расчеты между покупателями и поставщиками, фиксирует все ус­ловия их взаимоотношений, в том числе и по оплате товаров. Од­нако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государст­венном регулировании агропромышленного производства» безна­личные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями продукции, с АФ, находящимся на территории России, произво­дят по инкассо, если иной порядок не предусмотрен договором. Срок оплаты установлен до 10 дней, а по скоропортящейся про­дукции — до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты осу­ществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц. При отсутствии достаточного объема денежной на­личности покупатели должны производить оплату сельскохозяй­ственной продукции в первоочередном порядке после уплаты на­логов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Сокращение объемов денежных расче­тов, обусловленное бартерными (обменными) операциями, сни­жает эффект государственного регулирования на данном участке финансовой работы.

Вместе с тем даже своевременные расчеты не гарантируют бес­перебойность сельскохозяйственного производства в связи с влия­нием неблагоприятных природных условий. Поэтому сельскохо­зяйственные предприятия в обязательном порядке осуществляют страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и другого имущества. В настоящее время в соответствии с Федераль­ным законом «О страховании» страхование имущества и сельско­хозяйственных коммерческих рисков осуществляется на добро­вольной основе. Государственная поддержка аграрных формиро­ваний, заключивших договор на имущественное страхование по­севов, производится следующим образом: 25 % взносов страховой фирме оплачивается из федерального бюджета, 75 % — за счет средств предприятия.

Система государственного финансового регулирования вклю­чает помимо федерального также региональный уровень. Кроме того, сельское хозяйство получает финансовую поддержку из де­нежных фондов органов местного самоуправления.

Финансовое регулирование аграрного производства осущест­вляется за счет одного источника — государственного бюджета (иногда привлекаются внебюджетные фонды государства). Однако методы поддержки сельского хозяйства, используемые государ­ством, различны.

Методы бюджетного финансирования. В рамках официальной системы государственного финансового регулирования аграрного воспроизводства Правительством страны используется несколько методов бюджетного финансирования производственной и ин­вестиционной деятельности АФ: оказание прямой бюджетной поддержки товаропроизводителям, финансирование целевых про­грамм, связанных с функционированием данного сектора эконо­мики, снижение налоговой нагрузки.

Прямая бюджетная поддержка — это безвозвратное финанси­рование, которое может осуществляться в следующих формах: предоставление дотаций на продукцию; компенсация отдельных видов затрат; финансирование капитальных вложений, мероприя­тий по улучшению земель и других расходов.

Финансирование целевых программ — предоставление бюджет­ных ассигнований на развитие отдельных направлений деятельно­сти агропромышленной сферы. Программы разрабатываются и ут­верждаются Правительством РФ на несколько лет. объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд.рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей,2012 год - 130 млрд. рублей);за счет средств бюджетов субъектов РФ - 544,3 млрд. рублей (2008 год - 83 млрд. рублей,2009 год - 99,4 млрд. рублей,2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год- 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей) [23]. Примерами таких программ являются: Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года", Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" .[25].

Снижение налоговой нагрузки является косвенным методом бюд­жетного финансирования, так как предусматривает снижение нало­говых платежей, поступающих в бюджет от АФ и, следовательно, увеличение объема финансовых ресурсов, предназначенных для осу­ществления текущей или инвестиционной деятельности предприя­тий. Налогообложение коммерческих организаций, в том числе и АФ, регулируется Налоговым кодексом РФ, а также Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, касающи­мися сбора и использования соответствующих налогов.

Действующим налоговым законодательством предусмотрены значительные льготы аграрным формированиям по сравнению с другими налогоплательщиками. В частности, доходы от сельскохо­зяйственной деятельности полностью освобождены от налога на прибыль. АФ практически не платят налоги за пользование автомо­бильными дорогами, с владельцев транспортных средств, на иму­щество, так как у большинства из них выручка от реализации сель­хозпродукции превышает 70 % общего объема выручки от продажи продукции (работ, услуг). Аграрным формированиям установлена более низкая ставка единого социального налога.

Распределение бюджетных дотаций и субсидий между реги­онами осуществляется с участием Министерства сельского хо­зяйства РФ.

Кроме средств Федерального бюджета на цели финансиро­вания могут использоваться также ассигнования из региональ­ных бюджетов.

Методы кредитного регулирования. Важнейшим направлением государственного регулирования аграрного производства, приоб­ретающим в последние годы первостепенное значение, является кредитное регулирование.

Методы кредитного регулирования сельского хозяйства, ис­пользуемые государством, включают централизованное банков­ское льготное кредитование, централизованный товарный кре­дит, предоставление ссуд из фонда льготного кредитования, ин­вестиционный бюджетный кредит, налоговый кредит и др. Каж­дый из них реализуется посредством использования специфи­ческих финансово-кредитных инструментов.

Несмотря на довольно внушительные размеры бюджетного финансирования и кредитования, аграрный сектор РФ остро нуждается в денежных средствах. Поэтому Правительство РФ постоянно изыскивает новые направления регулирования раз­вития АФ, особенно в области государственного кредитования и системы страхования[17, с364-375].

 



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Система государственной поддержки аграрных формирований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система государственной поддержки аграрных формирований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)