Метод ценообразования на основе дохода с оборота
ГЛАВА 20. Методы ЗАТРАТНОго и рыночного ЦЕНООБРАЗОВАНИя Метод полных и предельных издержек Метод полных издержек, базирующийся на применении калькуляции с полным распределением затрат и установлением цены по системе «кост-плюс», т.е. издержки плюс фиксированная прибыль: Ц = С + П (20.1) где С – себестоимость единицы изделия, руб.; П – прибыль в цене единицы изделия, руб. В настоящее время в Российской Федерации для всех субъектов рынка, независимо от форм собственности, предусмотрен единый порядок определения затрат, включаемых в себестоимость выпускаемых изделий или оказываемых услуг, который регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.1992 г. № 552 со всеми последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с этим документом «себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию». Себестоимость рассчитывается путем составления калькуляции. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов. Затраты по статьям калькуляции учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены и экономического анализа. В зависимости от того, какие статьи калькуляции включаются, различают себестоимость цеховую (внутрихозяйственную), производственную и полную. Типовая калькуляция состоит из следующих статей: 1. Сырье, материалы (за вычетом возвратных отходов), полуфабрикаты комплектующие. 2. Топливо и электроэнергия на технологические цели. 3. Основная и дополнительная заработная плата. 4. Отчисления на социальные нужды. 5. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования. 6. Цеховые расходы. 1-6 Цеховая (внутрихозяйственная) себестоимость. 7. Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. 8. Прочие расходы. 1-8 Производственная себестоимость. 9. Внепроизводственные (коммерческие) расходы 1-9 Полная себестоимость. Пример20.1 Определите цеховую, производственную, полную себестоимость изделия, его отпускную цену, если известны следующие данные (в расчете на единицу): – стоимость сырья, материалов – 1 785 руб.; – основная и дополнительная заработная плата – 351,82 руб.; – расходы на топливо и электроэнергию для производственных целей – 22 руб.; – обязательные отчисления на социальные нужды – 26,4 % (26,0 %+ 0,4 %) от расходов на заработную плату; – прочие прямые расходы – 25 % от стоимости сырья, материалов, заработной платы, отчислений; – цеховые расходы – 30 % от всех прямых затрат; – общепроизводственные расходы – 5 % от цеховой себестоимости; – коммерческие и управленческие расходы – 8 % от производственной себестоимости; – сумма прибыли – 556,7 руб. Решение Находим сумму обязательных отчислений на социальные нужды 351,82 × 26,4 /100 = 92,88 руб. Определяем величину прямых затрат 1 785 + 258 + 92,88 + 22 = 2 157,88 руб. Сумма прочих прямых расходов равна 2 157,88 ×25 / 100 = 539,47 руб. Итого сумма всех прямых расходов составляет 2 157,88 + 539,47 = 2 697,35 руб. Рассчитываем цеховые расходы 2 697,35 ×30/ 100 = 809,21 руб. Цеховая себестоимость равна 2 697,35 + 809,21 = 3 506,56 руб. Определяем общепроизводственные расходы 3 506,56 ×5 / 100 = 175,33 руб. Производственная себестоимость равна 3 506,56 + 175,33 = 3 681,89 руб. Находим коммерческие и управленческие расходы 3 681,89 ×8 / 100 =294,55 руб. Полная себестоимость изделия равна 3 681,89 + 294,55 = 3 976,44 руб. Рассчитываем сумму прибыли, включаемую в цену 3 976,44 · 14 / 100 = 556,7 руб. Отпускная цена предприятия-производителя равна 3 976,44 + 556,7 = 4533,14 руб. Метод предельных издержек Для целей ценообразования и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление затрат в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные. Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. К постоянным затратам относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т.д. Переменные – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. К переменным относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, заработную плату с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, расходы по сбыту и т.д. Общие валовые издержки (Иов) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек предприятия: Иов = Зпост + Зперем (20.2) где Зпост - постоянные затраты; Зперем - переменные затраты. Так как постоянные затраты не зависят от масштабов деятельности, то для предприятий важно постоянно калькулировать и учитывать переменные расходы, а постоянные относят на финансовый результат деятельности, называемый маржинальной прибылью (валовой маржой, маржинальным доходом, доходом от покрытия и т.д.). MП = В – Зперем (20.3) где MП - маржинальная прибыль предприятия В - выручка от продажи. или MП ед. изд. = Ц – Зперем ед. прод., (20.4) где MП ед. изд. - маржинальная прибыль единицы изделия, Ц – цена изделия, . Зперем ед. прод - переменные расходы на единицу изделия. Метод предельных издержек предполагает учет в цене продукции только тех затрат, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх уже освоенного производства. Предельные издержки (Ипред) – это издержки производства каждой дополнительной единицы продукции, они рассчитываются по формуле: (20.5) где DЗ – прирост затрат, руб.; DQ – прирост выпуска изделий, ед.; Метод предельных издержек является более сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. Пример 20.2 Предприятие предполагает увеличить объем производства продукции, так как имеет свободные производственные мощности. Определите: а) минимальную цену на дополнительно выпускаемую продукцию; б) цену изделия в дополнительном выпуске при сохранении уровня рентабельности; в) уровень рентабельности дополнительного выпуска при фактической цене; г) как отразится на выручке от продажи и прибыли предприятия расширение объемов производства. В настоящее время предприятие выпускает 1000 изделий, планирует увеличить выпуск на 30%, данные о затратах и цене представлены в табл. 20.1
Таблица 20.1 Калькуляция цены выпускаемого изделия
Решение Переменные затраты на единицу изделия составляют: 44 + 35 + 13,5 + 30 + 24,5 = 147 руб. Постоянные расходы в сумме 23 тыс. руб. во внимание не принимаем, так как они уже возмещаются действующим объемом производства. Маржинальная прибыль на единицу изделия равна: 200 – 147 = 53 руб. Она идет на покрытие постоянных расходов 23 руб. и образование прибыли 30 руб. Рентабельность продукции составляет: 30 /170 ×100 = 17,6 % Следовательно, минимальной ценой при увеличении объемов производства может быть цена 147 руб. При сохранении действующего уровня рентабельности (17,5%) цена единицы изделия может быть равна: 147 + 147 ×17,6 / 100 = 147 + 25,87 = 172,87 руб. При этой цене предприятие не понесет убытков при наращивании объемов производства, а если оно установит цену на уровне 200 руб. (т.е. ту, по которой реализует уже выпускаемую продукцию), то с каждой единицы изделия будет иметь прибыль (200 - 147)53 руб., а рентабельность вновь выпускаемой продукции составит: 53 /147 ×100 = 36,05 % Выручка предприятия от продажи основного выпуска продукции составляет: 200 × 100 = 200000 (руб.). Прибыль от продажи равна: 2000000 – (170×1000) = 30000 руб. Выручка от дополнительного выпуска при реализации по цене 172,87 руб. составит: 172,87 (1000 ×30/100) = 51861 руб. Прибыль от продажи: 51861 - 300×147 = 7761 руб. Следовательно, при освоении производства предприятие получит дополнительную выручку в размере 51861 руб., а прибыль увеличится на 7761 руб. и составит 37761 руб. Если предприятие будет реализовывать изделия по фактически сложившейся цене, то прирост выручки составит: 200 ×300 = 60000 руб. Прибыль предприятия увеличится на: (200-147) ×300=15900 руб. Таким образом, предприятие оценивает свои возможности и результаты при различных уровнях цены. Естественно, эти результаты будут достигнуты только при наличии спроса на эту продукцию. Метод ценообразования на основе дохода с оборота
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |