Метод анализа безубыточности и целевой прибыли
Расчеты основаны на представлении о том, что с достижением определенных масштабов производственно-торговой деятельности предприятие покрывает все свои затраты (постоянные и переменные) и при дальнейшем наращивании объема начинает получать прибыль. В экономической литературе этот объем производственно-торговой деятельности называется точкой безубыточности, порогом рентабельности, пороговым объемом реализации, точкой перелома и т.д. В точке безубыточности выручка от продажи продукции покрывает затраты предприятия. Точка безубыточности может быть определена аналитически или графически. Точку безубыточности (break-even point BEP) можно рассчитать по следующей формуле: ТБ = (20.12)
Пример 20.7 Определить, как изменение цен на сырье повлияет на критический объем выпуска продукции. Цена единицы товара составляет 1000 руб., переменные затраты на единицу продукции составляют 750 руб./ед., общие постоянные затраты - 120000 руб. Цены на сырье возрастут на 10%, общий рост переменных затрат, в которые включаются затраты на сырье, составит 5%. Решение 1. Критический объем производства до повышения цены на сырье (базовый) составит: . 2. Критический объем производства продукции после повышения цены на сырье составит: .
Ответ: Критический объем производства продукции возрастет с 480 до 564 ед., или на 17,5%. В основе метода целевой прибыли лежит модифицированная формула определения безубыточного объема производства в качестве базы для оценки прибыльности деятельности предприятия. , (20.13) Пример 20.8. Фирма проектирует получить 2000 тыс. руб. прибыли. Определить объем производства, при котором цель будет достигнута, если цена товара составляет 15 руб./ед., условно постоянные затраты - 6000 тыс. руб., а удельные переменные затраты - 5 руб./ед. Решение Определяем объем производства, обеспечивающий получение 2000 тыс. руб. прибыли: . Ответ: 800 тыс. ед. продукции. Р ыночные методы ценообразования В отличие от затратных методов ценообразования, в основу которых положены издержки производства продукции, служащие базой для определения цены, основы рыночных методов ценообразования – спрос. Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции приобретаемого количества (спроса) на изменение цены. Эта зависимость называется эластичностью и определяется с помощью коэффициента эластичности. Прямой коэффициент эластичности спроса по цене является мерой его чувствительности на изменение цены данного товара и рассчитывается по формуле: (20.14) где D q (П)– процентное изменение спроса; D р - процентное изменение цены. Или более развернуто: (20.15) где q(П)1 – спрос при старой цене, ед.; q(П)2 - спрос при новой цене, ед.; Ц1 - старая цена товара, руб.; Ц2 - новая цена товара, руб. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на 1%. Принято считать соотношения между величинами: · эластичными, если Кэл > 1; · неэластичными, если Кэл < 1; · с единичной эластичностью, если Кэл = 1. При коэффициенте эластичности выше 1 изменение цены на один процент приводит к изменению объема продаж более, чем на 1%, следовательно, снижение цены ведет к прогрессивному увеличению товарооборота и наоборот, что надо учитывать работникам торговли при формировании ценовой политики. Значение коэффициента эластичности меньше единицы (от 0 до 1) означает, что изменение цены на 1% приводит к изменению объема продаж менее, чем на 1%, поэтому по товарам, имеющим такую эластичность, нецелесообразно снижать цены, это приводит к потере товарооборота и прибыли. Единичная эластичность предполагает соответствие изменения цены изменению объема продаж и чаще всего встречается в теории. Кроме того, выделяют еще два значения показателя: · совершенно эластичный спрос, (Кэл = ¥), когда при снижении цены спрос покупателей повышается на неограниченную величину, а при ее повышении они совсем отказываются от покупок; · совершенно неэластичный спрос (Кэл = 0), когда любое изменение цены совершенно не меняет объем спроса. Положительное значение коэффициента эластичности отражает одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают или снижаются, отрицательное значение коэффициента характеризует их разную направленность, но при расчетах знаки (+;-) учитываются лишь как данные, позволяющие оценить изменение факторов. Эластичность спроса по цене обычно является отрицательной величиной, это характерно для большинства товаров нормального спроса. Пример 20.9 При цене товара 8000 руб./ед. фирма реализует 100 ед. товара, а при цене 10000 руб./ед. - 60 ед. Определить коэффициент эластичности спроса, выбрать вариант цены и обосновать выбор, если прямые затраты на производство товара составят 4000 руб./ед., а косвенные затраты - 250000 руб. на весь объем производства. Решение 1. Коэффициент эластичности спроса определяется по формуле: Коэффициент эластичности больше единицы по абсолютной величине, что означает эластичность спроса. Предварительно можно сделать вывод о целесообразности продажи товара по более низкой цене - 8000 руб./ед. 2. Обоснуем выбор расчетом. а) при цене 8000 руб./ед.: - объем реализации: 8 тыс. руб./ед. × 100 ед. = 800 тыс. руб.; - объем затрат: 4 тыс. руб./ед. × 100 ед. + 250 тыс. руб. = 400 тыс. руб. + 250 тыс. руб. = 650 тыс. руб.; - объем прибыли: 800 - 650 = 150 (тыс. руб.); б) при цене 10000 руб./ед.: - объем реализации: 10 тыс. руб./ед. 60 ед. = 600 тыс. руб.; - объем затрат: 4 тыс. руб./ед. × 60 ед. + 250 тыс. руб.= 240 тыс. руб. + + 250 тыс. руб. = 490 тыс. руб.; - объем прибыли: 600 тыс.руб. - 490 тыс. руб.= 110 (тыс. руб.). Расчеты подтвердили, что целесообразен более низкий уровень цены - 8000 руб./ед., так как в этом случае больше и объем выручки (800 тыс. руб. против 600 тыс. руб. во 2-м варианте), и объем прибыли (150 тыс. руб. против 110 тыс. руб.). Ответ: 8000 руб./ед.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |