Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткое изложение курса лекций.



2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Краткое изложение курса лекций. 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования РФ

Московский государственный открытый университет

УДК (075)650.003

Ю. П. Мордасов

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Курс лекций для студентов IV курса

Специальности 080507 «Менеджмент организации»

Москва - 2008


Содержание.

Введение 3
Цель изучения дисциплины 4
Содержание дисциплины 4
Краткое изложение курса лекций 5
Раздел I. Общие элементы экономики различных предприятий 10
Тема 1. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений 10
Тема П. Уставный капитал предприятия. 24
Тема Ш. Ценообразование на предприятии 29
Тема IV. Основной капитал. 35
Тема V. Оборотный капитал предприятия. 49
Тема VI. Затраты и результаты предпринимательской деятельности 58
Тема VП. Экономические показатели. 77
Тема VШ. Затраты на оплату труда 84
Тема IХ. Научно-технический прогресс и повышение эффективности работы предприятия 88
Раздел П. Отраслевые особенности экономики предприятий. 91
Тема I. Отраслевая структура народного хозяйства. 91
Тема П. Экономическая система государства. 95
Тема Ш. Кредитная система и банки. 99
Тема IV. Инвестиционная деятельность. 104
Раздел Ш. Курсовой проект 110
Цели и задачи курсового проектирования 110
Общие требования 112
Требования к оформлению. 113
Примерная структура курсового проекта. 114
Примерные темы курсового проектирования. 116
Пример создания нового торгового предприятия. 119
Вопросы по курсу 125
Задачи 126
Список рекомендуемых учебных материалов 129

Введение.

Цель изучения дисциплины.

    В связи с резким изменением форм хозяйствования на территории бывшего Советского Союза возникло много экономических проблем, которые не удается решить в рамках накопленного теоретического аппарата. В настоящее время в различных источниках одинаковые по звучанию термины могут трактоваться различно. Это объясняется сложностями переходного периода. Переходный период характеризуется наличием форм хозяйствования предыдущего и текущего периодов в их взаимодействии; наличием противоречий в действующем законодательстве; постоянными изменениями условий хозяйствования. Происходит постепенный переход к рыночным отношениям. В народном хозяйстве не подготовлены кадры, которые могли бы эффективно работать в рыночных условиях. Бизнесмены вынуждены протаптывать свой собственный путь в хозяйственной деятельности. При этом неизбежны ошибки и потери. Специалисты подготовлены к работе в условиях административно-командной системы. Нельзя отрицать их компетентности, но во многом старые подходы не применимы к рыночным отношениям. В настоящее время, особенно на крупных предприятиях, до сих пор пытаются применять неприемлемые методы командно-административной системы, что не дает эффективных результатов. Автоматический перенос опыта управления развитых рыночных стран также мало эффективен. У них не было такого переходного периода. В каждой стране свои условия хозяйствования. К настоящему времени в России в целом и на местах разработано большое количество нормативных и инструктивных документов по ведению хозяйственной деятельности. Они готовились постепенно. Они имеют большой объем. С течением времени в них внесено большое количество изменений и дополнений. На этом информационном поле трудно ориентироваться менеджеру, особенно начинающему. Для повышения эффективности бизнеса, особенно малого, целесообразно разработать сжатый курс знаний, необходимых начинающему предпринимателю. Этот курс должен обобщить накопленный к настоящему времени отечественный и зарубежный передовой опыт предпринимательства и соответствовать действующему законодательству. Он должен включать основные знания, необходимые менеджеру. Для повышения эффективности работы нужно хорошо знать критерии экономической эффективности, основы ценообразования, уметь грамотно рассчитывать объемы инвестиций.

Обеспечение начинающих предпринимателя и менеджера основными экономическими знаниями преследует данная учебная дисциплина.

    Лекционный материал снабжен вопросами для самопроверки, практическими примерами и задачами. В связи с инфляцией и частыми изменениями законодательства числовые данные в примерах и задачах носят условный, качественный характер. Они не могут использоваться в качестве справочного материала.

 

Содержание дисциплины.

    Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: эко – дом, жилище, хозяйство и ном – закон, правило, управление. В целом оно означает управление хозяйством. Это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил.

Экономика предприятия – наука, изучающая стоимостную сторону процесса создания материальных и нематериальных благ для потребления обществом.

    Основой экономики (базисом) является производство материальных благ. Его осуществляют промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предприятия сферы обслуживания, комплекс научно-исследовательских и конструкторских организаций, и много других. Кроме них в условиях разделения труда существуют: торговые, финансовые, предприятия культуры, здравоохранения и много видов других предприятий. Все они взаимосвязаны в реальной жизни. Их существование вызвано объективными причинами. В соответствии с отраслевыми особенностями эти предприятия имеют много различий. Однако, они имеют много одинаковых экономических черт. Эти общие для всех предприятий черты являются содержанием учебной дисциплины «экономика предприятия».

    Учебная дисциплина экономика предприятия связана неразрывно с другими дисциплинами учебного плана.

Хозяйственное право дает законодательные основы экономических расчетов.

Бухгалтерский учет позволяет оценить правильность принятых экономических решений.

Организация производства в отрасли дает исходную информацию для экономических расчетов.

Анализ хозяйственной деятельности, статистика, математика, информатика, элементы практической деятельности предприятия и другие необходимы для грамотного проведения экономических расчетов. Вместе с ними экономика предприятия составляет единый образовательный комплекс.

Краткое изложение курса лекций.

Главная цель научно-технического прогресса – непрерывное создание новых предметов потребления, повышение уровней комфортности и безопасности жизни. Все жизненные блага создаются трудом. Для овеществления труда, превращения труда в товары создаются предприятия. Любой предмет потребления или услуга требуют для своего производства определенного количества труда. Для производства конкретной продукции труд затрачивается на различных предприятиях. На предприятии, которое непосредственно изготавливает данный вид товара, используется живой труд. Кроме того, для производства продукции используется продукция других предприятий: материалы, энергия, комплектующие изделия, то есть накопленный труд. Для производства материалов, энергии, комплектующих изделий на этих предприятиях использовался живой труд. Количество труда, вложенного в продукт, измеряется количеством времени, которое люди затратили на его производство. Производительность труда – количество произведенной продукции на одного человека в единицу времени. Упрощенно, для конкретного случая можно считать, что производительность труда равна количеству продукции, изготовленному одним человеком за час. Чем выше производительность труда на рабочем месте, тем больше продукции выпустит один человек в единицу времени. Чем выше производительность труда в обществе в целом, тем больше товаров и услуг получает общество в единицу времени, тем выше уровень жизни в обществе. Цель научно-технического прогресса может быть достигнута только на основе постоянного повышения производительности труда. Повышение производительности труда, уменьшение затрат на изготовление единицы продукции достигается: 

- применением более производительного оборудования;

- применением новых технологий производства, современных материальных и энергетических ресурсов;

- совершенствованием организации труда в производстве;

- совершенствованием управления.

Для производства продукции и услуг создаются предприятия. Оценивать объем выпущенной продукции в человекочасах неудобно. Поэтому оценка результатов деятельности предприятия производится в стоимостных показателях. Цена это сумма денег, за которую продана единица товара. Выручка это сумма денег, вырученная от реализации товара за период: месяц, квартал, год. Себестоимость товара это сумма затрат (издержек) на производство и реализацию товара (единицы или партии). Разность между выручкой предприятия за период времени и себестоимостью реализованной продукции называется финансовым результатом деятельности предприятия. Положительная разница называется прибылью, отрицательная убытком. Вычитая из цены товара себестоимость его единицы, получим прибыль от реализации единицы товара.  

В условиях рыночной экономики существуют два типа предприятий. Они различаются по задачам и целям. Одни предприятия создаются для извлечения прибыли - они являются основой экономики, поскольку дают средства для развития общества, их участники имеют право делить прибыль между собой, т.е. использовать бесконтрольно для личного потребления, инвестировать, передавать по наследству и т.п. Эти предприятия называются коммерческими. Учредители при создании предприятия инвестируют необходимые для работы предприятия средства, которые называются уставный капитал. Начинает циклически повторяться производственный процесс. Изготавливается и реализуется продукция. Чем меньше затрат живого и накопленного труда затрачивает предприятие на единицу продукции, тем эффективнее оно работает. Для того чтобы деятельность коммерческого предприятия была экономически целесообразной цена реализации товара должна быть выше его себестоимости. Предприниматель во время реализации продукции должен вернуть себе средства, затраченные на ее производство. Полученные от реализации продукции средства служат источником финансирования следующего цикла производства.

Другие предприятия создаются для деятельности, не приносящей прибыли, но необходимой обществу (коммунального хозяйства, обязательных медицины и образования, благотворительные, устранения последствий чрезвычайных ситуаций, религиозные, общественные и т.п.). В отдельных случаях эти предприятия могут вести деятельность, приносящую прибыль. Если участники предприятия не имеют права делить прибыль между собой, а используют ее исключительно на уставную деятельность, такое предприятие называется некоммерческим. Некоммерческие предприятия существуют за счет внешних источников финансирования.

Для оценки эффективности деятельности предприятия нужно уметь считать затраты. Ресурсы, которые затрачивает предприниматель на производство продукции, делятся на две категории по способу переноса своей стоимости на себестоимость продукции: на основной и оборотный капитал.

    Основной капитал - оборудование, здания, сооружения, станки, машины, инструмент, инвентарь, земельные участки, продуктивный скот и т. п. Они участвуют в процессе производства многократно, сохраняют свою первоначальную форму и свою стоимость переносят на готовый продукт по частям.

    Оборотный капитал - сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, энергия, топливо. Они участвуют в процессе производства однократно, меняют свою первоначальную форму и переносят свою стоимость на готовый продукт полностью.

На приобретение основных средств: покупку, доставку, наладку предприятие несет затраты, которые отражаются в бухгалтерском учете как первоначальная или балансовая стоимость объекта.   В процессе производства основные производственные фонды теряют свои первоначальные технико-экономические характеристики. Они подвергаются износу физическому и моральному. Если теряются технические свойства, износ называется физическим. Если экономические характеристики физически работоспособного используемого оборудования ниже, чем у современного оборудования, считается, что объект основных средств подвергся моральному износу. Износ рассчитывается в процентах от первоначального состояния.

    Возмещение износа основных средств через себестоимость реализованной продукции происходит в виде накопления амортизационных отчислений. Существует четыре разрешенных к применению методики начисления амортизационных отчислений. Наиболее часто применяются: линейный способ и способ начисления амортизационных отчислений пропорционально произведенной продукции (продуктовый способ).    Затраты, которые легко отнести на один вид продукции называются прямыми затратами. К ним относятся сдельная заработная плата, повременная заработная плата сотрудников, занятых в изготовлении только одного вида продукции, затраты на материалы, из которых изготавливается продукция и т. п. Существуют затраты, которые относятся сразу к нескольким видам продукции, например, затраты на ремонт станка, заработная плата начальника цеха, уборщицы. Они называются накладными или косвенными затратами. При расчете себестоимости продукции они учитываются как проценты от прямых затрат. Для этого процент накладных расходов должен быть предварительно вычислен из имеющихся данных. Накладные затраты могут быть двух видов общепроизводственные (цеховые) и общехозяйственные (общезаводские).    

 

 




2020-02-04 173 Обсуждений (0)
Краткое изложение курса лекций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткое изложение курса лекций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)