Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр для расширения знаний младших школьников о родном крае.



2020-02-04 270 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр для расширения знаний младших школьников о родном крае. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества завоспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Проблема заключается в том, что не все учителя понимают важность использования дидактических игр, не все владеют методикой применения игры на уроке. Этим объясняется актуальность нашего исследования.

В свете требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием является снижение психических и физических перегрузок школьников[8, 23]. Дидактическая игра содержит в себе реальную возможность решения этих задач.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.П. Шашина, Н.Я. Чутко, А.П. Усова, А.К. Бондаренко и другими.Педагогика и психология видят в игре такие важныеособенности как: Полифункциональность – возможность предоставить личности позициюсубъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектомдеятельности. Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в периодеё особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особоезначение. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительнаяроль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении еговнутреннего содержания.В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе иотлет от действительности, и проникновение в неё. Способности кпреобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии,её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для ученияв школе, обуславливающие готовность к обучению.На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерномсоответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка,игра сама развивается.

Игра, являясь простым и близким младшему школьнику способу познания окружающей действительности, является наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Объектом исследования выступает процесс расширения знаний у младших школьников о родной природе.
 Предмет исследования – методика использования дидактических игр как средства расширения знаний о родном крае.

Изучение практики работы школы показало, что учителя положительно

относятся к применению на уроках игры как средства занимательности, но

испытывают их острый недостаток. Таким образом, нами выявлено противоречие между большой значимостью игры в развитии ребенка, потребностью практики в наличии материалов с содержанием игр и методикой их применения на уроках по разным предметам, в том числе по естествознанию и недостатком таких материалов.

Для решения поставленных задач был использован метод изучения и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Цель: на основе теоретического исследования разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках естествознания.

Задачи исследования:

1. Изучить опыт использования игр в обучении младших школьников;

2. Проанализировать дидактические игры, которые помогут расширить знания по предмету, а также методику их применения.

3. Исследовать психолого-педагогическую литературу с целью выявления психофизиологических особенностей младших школьников, позволяющих судить об их готовности к восприятию дидактических игр.

Дидактическая игра — не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование игры на уроках естествознания позволит расширить знания младших школьников о родной природе.

В проделанной работе над курсовым проектом было изучено около 30 литературных источников, в том числе психолого-педагогическая литература (Мухина В.С., Пидкасистый П.И., Подласый И.П. идр.) и периодическая печать (ж. «Начальная школа» и «Начальная школа +/-).

 

Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр для расширения знаний младших школьников о родном крае.



2020-02-04 270 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр для расширения знаний младших школьников о родном крае. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр для расширения знаний младших школьников о родном крае.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)