Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение игры для младшего школьника.



2020-02-04 653 Обсуждений (0)
Значение игры для младшего школьника. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для младших школьников учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме, того установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Игра является одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания, памяти и т.д. [23,18]

Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т.д.).

 Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Например, функция освоения социальных ролей может реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей.

В теории и практике применения игр в учебном процессе придается большое значение этой форме организации деятельности детей.

Прежде всего игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире. Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду.

Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.

При проведении игр следует отметить:

- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен к творческой деятельности;

- игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию, соответствовать их уровню развития;

- яркая наглядность способствует проведению игры;

 - игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь

тесную связь с изучаемым материалом по теме.

Игры развивающего характера эффективны в использовании в учебной и

внеурочной деятельности в начальной школе. В игре ребенок раскрывает себя и делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и

сверстниками; закрепляет нормы общения в коллективе; играя, ребенок

вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые знания, умения и навыки.

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае,

если она обеспечивает:

1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и

воспитание у школьника умения учиться;

2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а

как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной ориентации

на овладение способами учебных действий.

Понимая, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении,

учитель может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или

ином конкретном случае.

Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом,

обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов.

Неоценима роль игр в сенсорном развитии учащихся. Они способствуют

развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности,

самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Особая роль игр

заключается в возможности безболезненного перехода ребенка из игровой в

учебную деятельность, что и является ведущей задачей начального этапа

обучения.

Занимательность вообще и игры в частности дает учителю возможность не

только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить

средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению

природоведения. Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой

форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.

 

 

Глава 3. Изучение опыта учителей начальной школы по использованию дидактических игр на уроках естествознания.

Очень многие учителя начальных классов используют дидактические игры. С помощью игр учитель воспитывает в ребенке бережное отношение к природе.

Учителя рекомендуют часто использовать дидактические игры на уроках естествознания для лучшего усвоения материала. Также в играх развиваются все психические процессы. Приведем пример урока с использованием дидактической игры.

Тема: «Игра-путешествие «По Зимней Стране», спланированная в соответствии с темой «Зима». Изменения в живой и неживой природе».

Оборудование: Плакат-карта Зимней Страны, плакат для игры «Фотоглаз»,

ребус, жетоны, наборы открыток: «Птицы России», «Птичий двор», «Кошки».

Цель: дать младшим школьникам основы знаний по естествознанию, развивать

чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру, действительности в целом. Поставить ребенка в ситуацию самостоятельного поиска правильных решений в данной ситуации.

Краткое описание.

Ребята получают письмо от Сороки-Белобоки и Старичка-Лесовичка с

просьбой о помощи, которое определяет необходимость и важность предстоящего путешествия. Письмо знакомит ребят с героиней игры - Зимней Страной и ее противницей - Снежной Королевой, чары которой нужно преодолеть.

В игру участвуют три команды, которые совершают путешествие по Зимней

Стране, спешат на помощь к Старичку-Лесовичку и Сороке-Белобоке, которые,

сражаясь со Снежной Королевой, жаждут освободить Красавицу Весну,

путешествуя в соответствии с указаниями на карте и маршрутных листах,

учащиеся выполняют задания Снежной Королевы. В этом им помогают знания по предмету, умение логически мыслить, самостоятельные наблюдения за природой, сообразительность, находчивость.

Поэтапное описание.

1. Подготовительный этап заключался в систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках.

2. Игровое действие:

Первая станция на пути «В гостях у непогодушки»:

а) перечислите изменения в неживой природе с приходом зимы.

Определите ваши представления о неживой природе.

б) обрисуйте характер нынешней зимы:

- температуры воздуха,

- осадки,

- как часто дули ветры.

в) В чем основные отличия зимней погоды от осенней?

Вторая станция «Снег и лед»:

а) Загадка: «Бел, да не сахар,

«Ног нет, да идет».

Каким бывает снег зимой?

(Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под

действием тепла превращается в воду.)

б) Назовите, в каких состояниях бывает снег?

(Поземка - снег лежит на земле, пороша - первый

выпавший снег, крупка - небольшой снег в виде крупок, изморозь - белый

пушистый снег, хлопья - сросшиеся слитки, единые кусочки снега.)

в) Где можно видеть лед зимой? Какой он?

(Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.)

Третье препятствие - игра «Фотоглаз»:

а) Сфотографируйте глазами как можно больше снежных слов и запомните:

Снег              Пороша           Иней

Снеговик      Крупка            Хлопья

Поземка        Снежинка       Сугроб

Снегири        Изморозь        Снежок

Какое слово здесь не снежное? Почему?

б) «Зимний лес»

1. Как изменились деревья с приходом зимы?

2. Кто работает в лесу?

3. Какую роль играет снег в жизни растений? Как зимуют клюква, земляника, пшеница, посаженная осенью?

Привал «Птичий»:

1. Отгадайте загадки: Верещунья белобока,

А зовут ее ….. (сорока)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает  ….(воробей)

2. Найди птицу. Работа с набором открыток.

Преодолев препятствие, мы пришли к замку Снежной Королевы. Осталось

разгадать ребус, узнать, кого заточила в своем замке Королева.

- - - -

- - - сна     (Весна)

- - - -

Сорока-Белобока и  Старичок-Лесовичок завершают удачное путешествие

своей благодарностью.

В педагогике и методике обучения нет единого мнения о том, что такое

игра: метод или форма. Однако имеет место неоспоримое утверждение, что игра - это активная деятельность играющего.

В учебном процессе на начальном этапе обучения игра занимает

значительное место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой

деятельности в учебную. Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику урока, делают его более разнообразным и результативным.

Анализ материалов показал, что игра активизирует деятельность учащихся, способствует развитию его личностных качеств. Дети стали более заинтересованы в предмете, у них пробудилось желание активно участвовать в работе на уроке, они проявляют желание узнать больше того, что они знают.

Заключение

Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства ма­териалов, изучает растения, животных. В игре у детей разви­вается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выяв­ляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и со­держание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детс­кой инициативе и творчеству. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взросло­го работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”.[9, 20]

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в лю­бую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей дея­тельностью после поступления в школу у детей становит­ся учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Де­ти, поступающие в школу, всегда ориентированы на учи­теля, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет—зависит от стиля взаимоотношений учителя и уча­щихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полно­стью определяет в начальной школе отношение к учению.

Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью: установление правильного соотношения между игрой и процессом обучения. Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для буду­щего процесса обучения.

Дети с удовольствием участвуют в любой деятельнос­ти, предложенной учителем. Сама новизна позиции учени­ка обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании школьника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для учеников, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра”[ 9, 28]. Это одна из главных задач учителя.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Исходя из выше перечисленного, можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в процессе урока использовать дидактические игры. Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим уроком. Ученики более сближаются с учителем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с младшими школьниками. Ученики после занятий которые вызываю у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся, проводя дидактические игры в процессе обучения) чувствуют себя на последующих уроках более раскованно, избавляются от комплекса “ученика”, что положительно влияет на их дальнейшею успеваемость. Более того, если ученик чувствует себя уверенно и раскованно на уроках в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении дидактических игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни среди людей.

 

 

Список литературы:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания

 в начальных классах. – М., 2001

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,

1987. – 201 с.

3. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. –

Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27

4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул. пособие для родит. и педагогов. – Ярославль «Академия развития», 1998

5. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998

6. Вершин Н.Я. Экологическое воспитание. // Начальная школа, 1999 №8.

7. Дубровина Н.В. Психология. М., 2002

8. Зубарь С.В. Моя помощница – игра. // Начальная школа, 2003 №2

9. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. – С.-Пб.,

1995

10. Игры – обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. –

М.: Новая школа, 1994

11. Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Воронеж,2004.

12. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1995

14. Мухина В.С. Возрастная психолгия. М., 2002.

15. Немов Р.С. Психология в 3-х т. – кн. 2. – 2-е изд., М.: Просвещение

«Владос», 1995

16. Петросова Р.А. Методика обучению естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.6 Академия, 1999.

17. Пидкасистый П.И. педагогика. М.: Российское педагогическое агенство, 1995.

18. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2001.

19. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Метод. рекомендации в помощь учителю нач. школы. – М., Новая школа, 1997

20. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. Издательство «Учитель», 2003.

21. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Издательство «Учитель», 2003.

22. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра6 природоведение. Ярославль: Академия развития, 1998.

23. Чутко Н.Я. игра и учебная деятельность детей. // начальная школа +/- , 2001 №4.

 

Приложение

 

Перечень дидактических игр с младшими школьниками на уроках естествознания:

«Угадай задуманное»

Цель: повторение и закрепление пройденного материала по выбранной теме.

Описание игры: Один из учеников выбирается ведущим, он должен выйти из класса. Остальные в это время задумывают название какого-либо животного, растения, птицы, изученного по теме. Вернувшись в кабинет, ведущий должен постараться угадать задуманное. Для этого он задает вопросы, где водится (растет), большой или маленький, чем питается и т.д.

«Скажи шестое»

Цель: закрепление знаний, полученных по изучаемому материалу.

Описание: выбирается ведущий (на начальном этапе лучше, если это будет учитель). Он обращается к кому-либо из учеников с предложением – «скажи шестое». При этом он должен быстро назвать подряд 5 растений (зверей, птиц, рыб…), а тот к кому обращаются, должен успеть, как только он закончит, немедленно назвать шестое. Повторять сказанное ведущий не имеет права. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим, если нет, ведущий остается прежним.

«Обитатели зоопарка»

Цель: направлена на проверку знаний, умений, навыков по выбранной преподавателем теме.

Описание: у каждого играющего – карандаш и листок бумаги. Каждый должен в течение 5-10 минут написать как можно больше названий зверей, птиц, рыб и прочих обитателей зоопарка.

По истечении времени каждый по очереди зачитывает свои слова. Если у кого-либо есть зачитываемое слово, то он говорит: «Есть». Тогда все написавшие его (и тот, кто зачитывал) зачеркивают это слово. После того как все зачитывают написанные ими слова, каждым подсчитывается количество слов, не повторенных другим, то есть незачеркнутых (чем больше таких слов, тем лучше).

« Клуб почемучек»

Цель: расширение знаний по материалам программы изучаемого предмета.

Описание: игра построена в форме викторины. Вопросы могут подбираться на разные темы, на усмотрение учителя. Подбор вопросов должен соответствовать возрасту детей, уровню их подготовленности, умственным способностям, но на обязательно все вопросы должны укладываться только в рамки изучаемой программы. Младшим школьникам еще не скоро придется изучать такие предметы, как физика, химия, биология. Однако многие из явлений, с которыми им приходится сталкиваться каждый день, они способны осмыслить.

Возможные вопросы:

1. почему летом мы носим одежду преимущественно светлого света?

2. Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?

3. Что такое молния и гром?

4. Почему весной охота на пушных зверей запрещена?

5. Почему испугавшись чего- нибудь, лошадь начинает фыркать?

6. Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камешки?

7. Почему комнатные растения нужно поливать не холодной ( особенно зимой), а теплой водой?

8. Почему распространенное сорное растение называют пастушьей сумкой?

9. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

10.  Почему кустарник дикой розы называют шиповником?

11.  Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?

12. Куда зайцу удобнее бежать, гору или с горы?

13.  Что значит «волка ноги кормят»?

14.  М часто употребляем выражение: «…где раки зимуют».

15. Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень?

«Найди животное в словах»

банка – кабан                                     багаж – жаба

колосья – лось                                  кино - пони

дудочка – удод                                  пион - пони

осада – оса                                         зонтик – кот, кит

волна – вол                                         каркас - рак

кожух – жук                                       салон - слон

барабан - баран                                 село -осел



2020-02-04 653 Обсуждений (0)
Значение игры для младшего школьника. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение игры для младшего школьника.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)