Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогические основы использования игры в процессе обучения.



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические основы использования игры в процессе обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение- ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется  играм. Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Принято различать два основных типа игр:      - игры с фиксированными и открытыми правилами;      - игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство познавательных,дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных,музыкальных, игры-забавы, аттракционы). Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных илихудожественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятсясоциальные отношения или материальные объекты. Обычно выделяются такие типы игр: 1.подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характерувыполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей,развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; 2.строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительнымиматериалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своегорода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; 3.дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например,лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иныхпсихических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); 4.сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой,трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу,дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимопознавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество,наблюдательность.Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогамииз других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо ролии разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность.Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества. Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить несколько видов:Игры драматизацииПодразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого неявляется жестким каноном в отличие от спектакля.Игры «на преодоление этапов»Определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом этапе выполняетсяопределенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п.характера.Игровой тренинг (для старших подростков)Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений пообучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

· игры по сенсорному воспитанию,

· словесные игры,

· игры по ознакомлению с природой,

· по формированию математических представлений

· и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

· игры с дидактическими игрушками,

· настольно-печатные игры,

· словесные игры,

· псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

· Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

· Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

· Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: “Что? Где? Когда?” (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).

 

 

 



2020-02-04 201 Обсуждений (0)
Психолого-педагогические основы использования игры в процессе обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогические основы использования игры в процессе обучения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)