Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция деятельности Ф. фон Хайека



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
Концепция деятельности Ф. фон Хайека 0.00 из 5.00 0 оценок




Фридрих фон Хайек (1899–1992) – один из теоретиков, последовательно и упорно выступавший против любого вида регулирования, нормирования, тотального огосударствления. Ученик и последователь Людвига фон Мизеса.

Ранние работы Хайека посвящены проблемам цен и денег. Причины «великой депрессии» в американской экономике он видел в перекосах соотношения цен, образовавшихся из-за непредвиденных изменений предложения денег. Восстановить баланс спроса и предложения рабочих рук может только рыночный механизм, государственное же вмешательство только усугубит положение. Оно способно дать лишь краткосрочный эффект, а отдаленными последствиями будут инфляция и рост безработицы. Проблема свободного рыночного хозяйства в трудах Хайека рассматривается в неразрывной связи с проблемой политической свободы. По Хайеку, только ничем не ограниченная свобода экономических отношений может обеспечить основные свободы человека. Любое вмешательство государства в игру спонтанных сил – шаг к тоталитаризму. Даже субъективно настроенное на демократию государство, встав на путь контроля за ценами и равного распределения доходов, неизбежно превратится в тоталитарную власть. Хайек рассматривает и обратный процесс. Поскольку лежащая в основе рынка свобода выбора принципиально несовместима с тоталитаризмом, любая попытка диктаторской власти ввести конкурентные рыночные отношения в экономику вызовет политические потрясения, что в конечном счете вызовет крушение диктатуры.

Что касается собственно экономической критики государственного регулирования и в первую очередь критики социализма, то Хайек акцентирует внимание на двух моментах: достаточности информации для принятия решений и скорости реакции на изменения хозяйственной ситуации.

В системе воззрения Хайека на экономические процессы информации придается очень большое значение. Экономический анализ в конечном счете имеет дело с поведением индивидуума, которое строится в соответствии с накопляемой этим индивидуумом информацией. Хайек критикует традиционное представление о конкуренции, которое исходит из того, что все её участники обладают одинаковой информацией. В действительности знания о спросе и предложении сегодня и в обозримом будущем распределены между людьми неравномерно. Рынок – механизм распространения информации. Конкуренция – способ сообщать людям, какие варианты производства являются наиболее дешевыми и дают качественно лучший результат. Цена – не исходный пункт рыночных отношений, а их результирующая. Будучи следствием и свидетельством распространения информации, цена в тоже время стимул, побудитель действий человека по приспособлению к изменяющимся условиям. Отсюда, по Хайеку, вытекает главное условие эффективности экономики: беспрепятственное распространение информации через институт рынка. Централизованное установление цен не только не связано с этим информационным механизмом рынка – оно лишает возможности рационально действовать даже тех производителей, которые располагают более или менее достаточными знаниями о сравнительной технологической эффективности различных вариантов производства, о спросе на продукцию и тому подобное.

Только рынок способен быстро и адекватно реагировать на колебания спроса и предложения. Централизованное планирование всегда будет запаздывать с внесением коррективов в планы производства и распределения.

Ф. фон Хайек также выступал против государственной монополии на выпуск валюты. Эмиссионная деятельность государства часто диктуется не нуждами хозяйства, а целями покрытия бюджетных расходов. Кроме того, в современных условиях правительства используют эмиссию для оперативного воздействия на инвестиции, безработицу, внешнюю торговлю, что дает ложные сигналы рынку и в конечном счете вместо стимулирования экономического роста вызывает кризисы. Хайек предлагает считать валюту обычным товаром и производить её рыночным способом. Частные деньги будут конкурировать друг с другом, что приведет к вытеснению «плохих» валют и повышению качества оставшихся. Денежный оборот будет полностью соответствовать требованиям рынка. Денационализация денег вызовет положительные преобразования кредитных и инвестиционных институтов. С позиции эффективности конкуренции валют Хайек выступает против единой европейской валюты.

Как писал Хайек – «размер национального дохода зависит не от «усердной работы», а от того, чтобы производить «правильные» (имеющие спрос) вещи «правильными» (наиболее эффективными) способами в «правильное» (определяемое потребителями) время. Это решается через рынок и конкуренцию…»

 


4. Советская школа экономического планирования

В России, а затем в СССР планирование на макроуровне возникло в 20-е годы. С целью организации планового руководства хозяйством страны в 1917 году был создан Высший Совет народного Хозяйства (ВСНХ), в последующем преобразованный в руководящий центр управления и планирования промышленности. В феврале 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 году на её основе была организована общегосударственная плановая комиссия (Госплан). Первый долгосрочный план, представляющий интерес с точки зрения общей методологии планирования, – это план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России), разработанный в 1920 году. В нем дан анализ экономического положения страны в целом и по районам, представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. при его разработке использован программно-целевой метод. Предполагающий определение цели и разработку комплекса взаимодействующих мероприятий по её достижению.

План ГОЭЛРО имел огромное методологическое значение. Это был первый опыт научного перспективного планирования. Разработанные комиссией ГОЭЛРО методологические принципы послужили основой для дальнейшей работы в области планирования. По существу впервые был составлен топливно-энергетический баланс страны. Наряду с балансом по отдельным видам ресурсов была определена общая смета затрат.

Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получили в дальнейшем значительное развитие. Это касается методов экспертных оценок, экстраполяции, балансового метода. Например, использование балансового метода для согласования проектировок по плану ГОЭЛРО явилось первым практическим применением его на государственном уровне. В последующие годы он становился ведущим методом планирования. С планом ГОЭЛРО связаны и истоки разработки макроэкономических моделей.

В дальнейшем с планом ГОЭЛРО должны были согласовываться краткосрочные планы. Однако последние иногда резко отходили от плана ГОЭЛРО, поскольку разрабатывались в основном методом экстраполяции и представляли собой «прогнозы», сформированные лишь на основе тенденций развития экономики в прошлом и настоящем. Не случайно в методологии планирования спорным был вопрос о соотношении объективного и субъективного начал в формировании плана.

Известные теоретики 20-х годов Н.Д. Кондратьев в работе «План и предвидение» и В.Н. Базаров в работе «Принципы построения перспективного плана» в качестве отправного пункта методологии рассматривали так называемые генетические и телеологические (целевые) начала создания плана. По мнению Н.Д. Кондратьева, предпочтительным является генетический подход, который исходит из учета объективных условий, из анализа прошлого опыта других стран и экстраполяции выводов на будущее. Для планирования это означало его опору на научное предвидение, вытекающее из прошлого без учета конкретных потребностей общества и изменяющихся условий. А.Н. Ковалевский в своей работе отмечал, что план восстановления и реконструкции национального производства должен строиться не генетически, а телеологически, не путем проектирования в будущее фактической динамики настоящего, а посредством целевого построения преобразований. Следовательно, хозяйствование, не подчиненное общественной цели, предполагает стихийность развития. Однако на выборе цели, её обосновании сказывается субъективная позиция того или иного ученого, специалиста, государственного деятеля. Этот очень активный фактор, оказывая иногда существенное влияние на разработку плана, не учитывая объективные условия, искажал целевую установку плана, делал её проблематичной, научно необоснованной. Такие искажения послужили источником возникновения того бюрократического стиля управления экономикой, который известен, как командно-административный, нанесший удар по демократизму отношений в социалистической системе хозяйства.

Первые годы планы содержали «контрольные цифры», которые не имели обязательного характера для отдельных предприятий, за исключением некоторых ключевых отраслей. С 1931 года и на протяжении всего периода существования командно-административной системы годовые планы становились строго обязательными к выполнению, то есть носили директивный характер. Основным методом их разработки был балансовый. Постепенно расширялся круг объектов планирования. Вначале в планах находили отражение лишь объемные показатели. В последующем круг планируемых показателей пополнялся качественными показателями, характеризующими эффективность общественного производства.

С 1928 года в СССР помимо детализированных годовых планов стали разрабатываться пятилетние планы. Каждый план имел целевую направленность. Реализация главной цели планов во многом зависела от эффективности предусматриваемых мер.

Среди первых попыток комплексного планирования в СССР важное значение имеет «балансовая таблица» национальной экономики в 1923–24 годах, разработанная с участием В. Леонтьева, которая явилась основой модели «затраты-выпуск». Данная модель широко используется в США и других странах для прогнозирования экономики страны и мировой экономики. Эту таблицу можно рассматривать как первую комплексную систему национальных счетов, включающую межотраслевой разрез экономики.

СССР является родиной теории оптимального планирования. Существенный вклад в эту область исследования был внесен академиками В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем, Н.П. Федоренко. Локальные оптимизационные модели и соответствующий аппарат были разработаны академиком Л.В. Канторовичем еще в 1930 году. Они получили высокую оценку и широкое применение в США. В СССР их стали использовать в 60-х годах с появлением ЭВМ и созданием автоматизированных систем управления. В 70–80 года в СССР методам оптимизации стали придавать особое значение. Были разработаны экономико-математические модели оптимального функционирования экономики, отраслевого планирования и планирования на предприятиях. Однако в условиях директивного планирования на микроуровне проводить расчеты по выбору оптимального варианта плана производства продукции не имело смысла, так как план выпуска изделий доводился сверху в виде утвержденного задания.

Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 года, когда начал осуществляться переход к экономическим методам управления. В стране было предусмотрено расширение сферы товарно-денежных отношений в качестве необходимой базы для усиления материального стимулирования и повышения эффективности общественного производства. Среди других показателей на первое место была поставлена прибыль. С помощью цен стимулировалось производство товаров более высокого качества путем установления надбавок к ценам. Для товаров пониженного качества предусматривались скидки. В результате в экономическом развитии страна добилась существенных успехов.

Следующий этап связан с принятием в 1979 году постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшение планирования и усиления воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы», которым предусматривалось усиление роли пятилетних планов и расширение применения норм и нормативов при их формировании. Однако это постановление практически не реализовывалось и в конце 80-х годов стала осуществляться коренная перестройка управления экономикой.

В 1987 году был разработан и принят сборник документов «О коренной перестройке управления экономикой», среди которых одним из важнейших явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования». Деятельность Госплана подверглась резкой критике. Был намечен ряд мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от преимущественно административных к экономическим методам, обеспечению условий для деятельности предприятий на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Сократилось количество утверждаемых показателей. С 1988 года предприятиям стали доводиться контрольные цифры – ориентиры, государственный заказ, лимиты и экономическое нормативы. Контрольные цифры отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием и минимальный уровень эффективности производства. Они не утверждались, а носили ориентирующий характер.

Обобщая опыт народнохозяйственного планирования СССР следует отметить не только несомненные преимущества, но и недостатки планового хозяйства в масштабах государства. Преимуществами планового хозяйства явились:

– взаимосвязь в планах социальных и экономических аспектов развития общества;

– концентрация сил на выполнении приоритетных направлений деятельности;

– комплексный подход к решению проблемы;

– учет возможностей непрерывного перспективного и текущего планирования;

– сочетание отраслевого и территориального подходов;

– попытки сбалансирования использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

К недостаткам централизованного планирования следует отнести:

– слабый учет естественных законов и тенденций развития товарно-денежных отношений;

– возрастание роли плана как самоцели деятельности по принципу «план – любой ценой»;

– отсутствие поля для маневренности действий предприятий разных регионов и негибкость сложившейся системы планирования;

– методологическая слабость планирования, не учитывающего резервы, инициативу, разнообразие и многообразие микроуровня;

– перекос сил в пользу целей, выбранных правящей партией;

– забвение отдельных сторон жизни, признанных правящей партией неперспективными;

– значительная трата сил, времени, средств на разработку, согласование, утверждение, уточнение и поддержание стабильности плановых показателей.

 


Структура фирмы

Характер производственного процесса (непрерывный, прерывный, автоматизированный и т.д.) определяется сущностными характеристиками изделия, технологией его производства. Последнее обуславливает набор соответствующих производственных элементов (основное и вспомогательное производство, его обслуживание и управление). Их всевозможные комбинации представляют производственную структуру построения предприятия, определяющую движение продукта: начиная с сырья и материалов и кончая выходом готовой продукции. Действенность производственной структуры определяется степенью совершенства организации взаимодействия и координацией её различных элементов. То есть она предопределяет внутреннюю логику организации предприятия – организационную структуру.

Организационная структура предприятия отвечает на вопрос о том, в какой субординации и координации должны находиться производственные службы, организующие работу по выпуску и реализации продукции. В последнее время наметилась тенденция к отходу от традиционного построения (объединения в службы, отделы по признаку выполнения однородных функций) и переходу к формированию своеобразных производственных центров (групп), ориентированных на определенный вид деятельности.

Систему организации всех видов деятельности предприятия можно условно разделить на подсистемы, связанные с организацией основного процесса производства, его обслуживанием и управлением. В основном процессе выделяют следующие подсистемы:

– организация процессов основного производства;

– технологическая подготовка производства;

– технический контроль качества.

Задачей подсистемы по организации процессов основного производства является принятие решений в ходе движения продукции в период его изготовления.

Подсистема технической подготовки, является той сферой, где взаимодействуют проблематика организации и техники изготовления продукции. Основными задачами здесь являются подготовка документации о технологии производства продукта, рецептура, проектирование изделия и процессов производства. Подсистема должна базироваться на поиске и применении такой технологии, которая обеспечивала бы рациональное использование имеющихся в наличии ресурсов, постоянное снижение издержек производства, выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям рынка. Её деятельность направлена на установление оптимального соотношения между технологическими связями, производственными факторами и требованиями рынка к выпуску нужной по количеству и качеству и срокам продукции. Это соотношение достигается выбором соответствующего управления, оптимальной организацией мест и т.д.

Служба технического контроля качества продукции имеет исключительное значение, поскольку в её задачу входит создание на производстве таких условий, которые бы позволили если и не полностью исключить выпуск некачественной продукции, то свести её количество к минимуму.

В обслуживании основного процесса выделяют подсистемы:

– снабжения материального хозяйства;

– инструментальную;

– ремонтную и энергетического хозяйства;

– хранения готовых изделий.

Служба снабжения и материального хозяйства оказывает существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания производственного запаса при минимуме затрат. Основной задачей подсистемы ремонтного хозяйства является обеспечение непрерывности работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и технического обслуживания.

Обеспечение тесного взаимодействия всех служб предприятия осуществляется через систему управления производством и реализации продукции. Она включает следующие службы:

– управления кадрами;

– экономической и финансовой деятельности;

– переработки информации;

– административных работ;

– управления;

– маркетинга.

В системе управления следует выделить да основных аспекта деятельности:

Первый – техническая направленность, ориентированная на управление инвестициями и технологией.

Второй – социальная сторона, которая должна обеспечивать эффективную работу технической системы. Содержание и характер деятельности предприятия, как и его отдельных служб определяются внешними и внутренними условиями его развития. К внешним условиям относятся: принятая система хозяйствования, её правовая основа, степень государственного регулирования, традиции и обычаи. Внутренние факторы по степени их влияния на функционирование предприятия разделяются на три группы:

1. Факторы ресурсного обеспечения производства.

2. Факторы обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития.

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 


6. Планирование производства

 

При планировании производства широко используются календарно-плановые нормативы, которые имеют достаточно устойчивый характер.

Разработанные стандартные планы-графики обеспечивают периодичность повторения и ограничения движения производства при постоянном пополнении до утвержденных нормативных размеров для каждого из заделов по всему технологическому маршруту.

Оперативное управление предусматривает разработку управленческих решений для обеспечения своевременного выполнения запланированных работ на основе использования оперативно-календарных планов и сменно-суточных заданий в разрезе каждого производственного подразделения.

Оперативное управление осуществляется строго по времени. Эффективность оперативного управления процессом производства достигается постоянным контролем за ходом изготовления продукции с учетом поддерживания трудовой дисциплины в коллективе рабочих, обеспечивающих выполнение плановых заданий.

К числу основных факторов следует отнести:

– периодичность и количество запусков партий деталей, а по мере необходимости и чередование с расчетной периодичностью запуска – выпуска;

– минимизацию подготовительно-вспомогательного времени механической обработки на основе группировки всей совокупности обрабатываемых деталей по признакам общности;

– разработку и использование мероприятий, направленных на повышение загрузки оборудования и расширение многостаночного обслуживания;

– необходимость выделения в основную группу деталей с длительным технологическим циклом изготовления, которые должны поступать на обработку в первую очередь;

– определение очередности запуска деталей на основе определения заделов;

– принятие оперативных решений в процессе изготовления деталей при возникновении объективных отклонений в реализации плановых заданий.

Основным этапом при разработке календарных планов является установление очередности запуска деталей.

Завершающей стадией планирования, обеспечивающей достоверность плановых показателей, является распределение обработки партий деталей по рабочим местам с указанием срока запуска-выпуска.

Оперативно-календарные планы являются документами, на основе которых осуществляются непосредственное руководство процессом производства и регулирование его протекания. Детализация планов оперативно-календарного планирования предполагает разработку сменно-суточного задания, которое позволяет учесть негативные последствия в организации производства, связанные со сверхплановыми простоями оборудования по различным причинам.

Сменно-суточные задания разрабатываются по участкам, сменам, рабочим местам, с учетом минимизации переналадок оборудования в течение смены. При этом обязательным условием является устранение отставания по отдельным технологическим операциям для выравнивания процесса производства в соответствии с оперативно-календарным планом.

Сменно-суточные задания – это документы, на основе которых организуется оперативная подготовка производства.

Организация работ по выполнению производственных программ и заданий может быть причислена к функции управления, так как он направлена на упорядочение работы управленческого состава предприятия по обеспечению бесперебойной работы производственных подразделений на основе удовлетворения материально-технической потребности цехов, реализации внутрипроизводственных резервов и запасов ресурсов для создания благоприятных условий выполнения производственных программ.

На уровне межцехового управления промышленным производством организация управления работой включает:

– обеспечение подразделений предприятия документацией, разработанной на предпроизводственной стадии;

– своевременность выдачи производственных программ и заданий;

– удовлетворение текущей потребности производственных цехов в материальных ресурсах.

Координация работ по выполнению производственных программ предусматривает обеспечение четкой взаимосогласованности работ между производственными и функциональными подразделениями по выполнению плановых заданий.

Эта процедура в организации работ на межцеховом уровне сводится к разработке следующих мероприятий:

– по обеспечению планомерного протекания процесса производства и минимизации возможности возникновения «узких мест» из-за нарушений поставок материальных ресурсов;

– контролю изменения заделов по деталям и сборочным единицам, находящимся на складе;

– своевременности изготовления наиболее сложных узлов и агрегатов;

– достижению согласованности выполнения заказов в соответствии с обязательствами перед заказчиком.

Оперативная координация работ включает:

– установление причин, связанных с отклонениями в выполнении плановых зданий;

– разработку перечня мероприятий по выполнению дополнительных работ, необходимых для доведения производственных заданий до требований заказчика.

Завершающая стадия процесса управления производством – контроль и регулирование.

 


7. Маркетинговое планирование

План маркетинга составляется лишь в условиях рынка покупателя. Его разработка является ключевым вопросом всего процесса планирования фирмы в условиях рыка. Этот план определяет основные плановые параметры на будущее и учитывает фундаментальные экономические и неэкономические цели бизнеса. План маркетинга может быть долгосрочным, среднесрочным и обязательно краткосрочным.

Основой плана маркетинга являются:

– базовая стратегия фирмы;

– прогноз спроса;

– прогноз сбыта;

– финансовое положение фирмы.

План маркетинга составляется с целью определения для работников фирмы основной коммерческой направленности будущих действий. При обосновании плана руководители и специалисты должны хорошо предвидеть важнейшие события на своем товарном рынке.

План маркетинга должен отвечать следующим требованиям:

– соответствовать базовым стратегическим целям фирмы и её структурных подразделений, а так же риску, который фирма может взять на себя;

– быть строго увязанным со всей работой по планированию;

– быть всесторонним и полным, включающим разработку, не откладывая на будущее, важных для фирмы составляющих;

– содержать краткосрочную программу для осуществления текущих планов;

– организационно обеспечивать разработанные подходя для осуществления плана;

– входить в коммерческую тайну фирмы;

– быть гибким, чтобы соответствовать изменяющимся условиям бизнеса.

План маркетинга включает следующие основные части:

1. План сбыта.

2. План производства, в том числе план выпуска фирменных видов продукции.

3. План снабжения (закупок).

4. Компоненты маркетинга.

Для каждой конкретной фирмы разрабатывается определенная схема планирования маркетинга, которая зависти от сферы и масштаба деятельности, формы собственности и т.д. Однако имеется единая концептуальная схема такого планирования. Она состоит из двух стадий:

1-я стадия – отбор отдельных рынков и их сегментов, которым фирма будет адресовать свою продукцию;

2-я стадия – перспективный анализ факторов маркетинга; отбор и комбинирования компонентов маркетинга, которые фирма будет использовать для удовлетворения выявленных потребностей рынка.

Главная задача плана маркетинга – определение рынка сбыта, которая осуществляется на 1-й стадии плана маркетинга. Идентификация рынка производится по двум признакам: местоположению и объему.

На второй стадии планирования определяют факторы маркетинга. Наиболее часто применяются следующие факторы:

– продукты;

– место;

– цена, система скидок и надбавок;

– каналы распределения, транспортировка, складирование;

– реклама;

– расширение, модификация или сокращение производства;

– стандартизация;

– расфасовка, упаковка, дизайн;

– оптовые продажи;

– индивидуальные продажи;

– фирменные товарные знаки;

– выставки, презентации, связь с потребителем;

– подготовка торговых агентов;

– позиционирование продукта и т.д.

Первые 4 фактора обычно включаются в план сбыта, факторы с 7-го по 9-й в план производства, остальные – в компоненты маркетинга.

Для простоты подхода все факторы маркетинга условно подразделяют на группы с учетом последовательности расчетов. Первая группа – это факторы, определяющие сбыт: наименование продукта, его доставка на рынок, применение средств продвижения, установление цен. Вторая группа – факторы, определяющие план производства.

В ходе разработки плана маркетинга решаются следующие задачи:

– анализ состояния и прогнозирования развития рынка;

– организация закупки сырья, материалов и полуфабрикатов;

– организация сбыта;

– развитие рынка, привлечение новых покупателей, изучение потребностей в новых товарах и услугах;

– организация эффективной обратной связи.

В настоящее время Министерство экономики рекомендовало следующие этапы разработки плана маркетинга:

1. Выбор типа стратегии маркетинга.

Выделяют 2 группы её типов. Первая группа может быть следующих типов:

– массовый, рассчитанный на массовое производство и потребление;

– товарно-дифференцированный, то есть ориентированный на производство двух и более товаров разного качества. с разными свойствами и разного оформления;

– целевой, означающий разграничение рынка по видам и группам покупателей, а также по региональному признаку.

Вторая группа: маркетинг может быть следующих типов:

– стратегический;

– оперативный;

– тотальный, связанный с привлечением максимального количества работников фирмы к маркетинговой деятельности.

Выбор типа маркетинга определяется высшим руководством фирмы.

2. Проведение маркетинговых исследований. Оно включает:

– определение проблем, связанных со сбытом;

– получение первичной информации;

– анализ вторичной информации (внешней и внутренней);

– анализ данных, характеризующих рынок товара;

– формирование рекомендаций по материалам анализа;

– использование результатов маркетингового исследования.

Основными методами сбора информации являются: наблюдение, эксперимент, имитация.

3. Анализ состояния предпринимательства. Он включает исследования:

– издержек фирмы, их уровня, динамики и состава;

– производственных и товарных запасов, их уровней, динамики и структуры;

– ценовой политики фирмы, его кредиторской и дебиторской задолженности;

– эффективности существующей системы управления;

– резервов совершенствования предпринимательства в фирме.

При проведении этого анализа надо учитывать:

– конъюнктуру рынка;

– положение фирмы на товарном рынке и её долю;

– новые каналы закупки сырья, а также товаров;

– наиболее эффективные формы товародвижения.

Полученные анализы следует изучать за год, кварталы, месяц, а по поставкам и по декадам. Результаты анализа подскажут пути изменения политики или отдельные действия в будущем.

4. Обоснование функции маркетинга и анализ её факторов. Этот этап планирования маркетинга отражает цели базисной стратеги фирмы и включает:

– конкретные стратегии по рынкам товаров;

– факторы, то есть комплекс маркетинга в виде новых товаров, организации продажи на местах, рекламу, сбыт и его стимулирование, ценообразование, распределение товаров, изучение опасностей, ключевых проблем;

– разработку «маркетинговой смеси», или «четырех П», которые будут формировать политику: товарную, ценовую, сбыта, коммуникаций.

5. Составление бизнес-планов по направлениям предпринимательства.

6. Корректировка параметров и контроллинг. Контроллинг означает сопоставление фактических данных с плановыми и оперативное принятие мер по выявленным нежелательным направлениям.

Рассмотренная последовательность этапов планирования маркетинга является рекомендательной.

Особое значение для фирмы имеет краткосрочный (текущий и тактический) план маркетинга. Именно он считается основой для определения ежедневных действий персонала.

Краткосрочный план маркетинга имеет три раздела:

1. Продукт.

– вид продукта (основной и дополнительный);

– для каждого вида продукции: прибыльность, издержкоёмкость, спрос;

– фаза жизнедеятельности товара;

– полезные изменения в продукте с целью роста спроса.

2. Цена:

– в сравнении с ценой конкурента;

– возможная система скидок;

– политика цены, её модификации;

– возможность прироста прибыли под влиянием фактора цены;

– оптимальный объем товара при выбранной цене.

3. Сбыт:

– регионы продажи и их прибыльность;

– основной канал распределения;

– цели, структура управления в дистрибьютерских фирмах;

– возможные эффективные изменения отношений с дистрибьютерами;

– желательная структура распределения товара по филиалам и дистрибьютерам;

– основные факторы, влияющие на сбыт.

Краткосрочный план маркетинга отражает его тактику. Тактика маркетинга включает:

– установление промежуточных целей маркетинга;

– выбор средств их достижения;

– определение временной последовательности действий, в том числе момент выхода на рынок и ухода с него;

– распределение обязанностей и ответственности между исполнителями плана на каждом его этапе;

– оптимизацию расходов на план, в том числе по этапам.

Маркетинг охватывает побудительные мотивы покупателей по всей цепочке – от фирмы до конечного потребителя, которые очень трудно определить количественно. В таком сложном социально-экономическом явлении как спрос, где доминирующее значение имеют мотивы и поведение людей, сложно математически точно рассчитать все необходимые параметры. Это и определяет сложности разработки плана маркетинга.

 


Заключение

 

За прошедшие десятилетия процесс планирования характеризовался значительными эволюционными изменениями. В настоящее время многие государства активно используют возможности планирования и программирования, регулируя отдельные социально-экономические вопросы жизнедеятельности.

Планирование имеет как преимущества так и недостатки.

Преимущества планирования:

1. Стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами.

2. Обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования.

3. Улучшение координации действий исполнителей.

4. Усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц.

5. Более рациональное использование ограниченных ресурсов.

6. Возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

1. Невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах.

2. Стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса.

3. Необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

Западные страны являются в своем роде законодателями в области

развития методов планирования. Многие фирмы регулярно выполняют экономические расчеты на будущее. Развитие экономических отношений и рост экономического потенциала стран усиливают роль внутрифирменного планирования. Корпоративная и государственная собственность определяют необходимость единой статистической отчетности в мире планирования с учетом выплаты дивидендов и минимального уровня эффективности. Кроме того, выполнение межфирменных соглашений и государственных заказов обусловливают организационные требования к фирме вообще и к планированию в частности. Работа по договорам требует стабилизации хозяйственной деятельности, надежности и взаимосвязи перспективной и текущей деятельности фирмы, согласованной с множеством партнеров по бизнесу, а также ориентации на выбранный сегмент рынка, что предполагает хорошее знание маркетинга. Эти факторы во многом определяют современную организацию внутрифирменного планирования.

Все большую популярность в зарубежных странах приобретает контроллинг. Контроллинг представляет совокуп



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
Концепция деятельности Ф. фон Хайека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция деятельности Ф. фон Хайека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)