Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная ситуация в России: новые задачи образования



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Современная ситуация в России: новые задачи образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На рубеже нового столетия одним из наиболее серьезных вопросов, определяющих политику целых государств и их сообществ, стал вопрос о том, куда идет в своем развитии мир.

По мнению П.Г.Щедровицкого [14] во второй половине XX века явственно обозначились пределы роста традиционных индустриальных моделей развития, опирающихся на экстенсивные методы использования природных ресурсов, территории и человеческого потенциала. На фоне снижения рентабельности и роста издержек в традиционных индустриальных отраслях возник и стал быстро расширяться сектор инновационной экономики, ориентированный на производство новых технологий - от научного открытия и изобретения до создания моды, стилей жизни и систем управления процессами расширенного использования нововведений. Поменялись не просто технологии и материально-предметная среда жизни, поменялись культурные парадигмы, которым следовали люди в своей деятельности.

В мире произошло осознание, что экономические успехи государств определяются их системами образования, образованностью граждан, подготовленной на всех уровнях рабочей силой, что привело к переоценке и пересмотру роли и места образования в обществе, к пересмотру миссии образования. Это осознание обусловлено тем, что наиболее эффективным фактором производства становится человеческий капитал. Традиционные факторы производства (земля, сырье, финансово-промышленный капитал), бесспорно, играют огромную роль в развитии страны, но они имеют свои пределы, безграничен только человеческий капитал, выражаемый в знаниях и духовности людей.

Глобальность проблем XXI века ставит государство перед задачей приоритетного развития образования, поскольку именно образование способно улучшать качество человеческого капитала (знания, профессионализм, нравственность, культура человека), который является неисчерпаемым интеллектуальным и духовным ресурсом государства.

Ведущие исследователи и аналитики утверждают, что вторая половина уходящего столетия уже стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении безопасности и устойчивого экономического и социального развития государств, укрепления их позиций в мировом сообществе и на мировых рынках, повышения уровня и качества жизни населения. Те государства мира, которые стратегию своего развития связали с образованием, достигли поставленных целей, их стратегия оказалась верной, и они стали новыми индустриально развитыми странами.

В СССР к 80-м годам система образования была одной из наиболее конкурентоспособных систем деятельности. За последние 10-15 лет эта система производила конкурентоспособный (по мировым стандартам) продукт и тем самым кредитовала все остальные системы деятельности за счет дешевизны специалистов. Заниженная цена человеческого капитала на нашем рынке труда позволяла предпринимателям продавать конечный продукт их деятельности по мировым ценам и получать прибыль.

Сегодня эти стартовые условия конкурентоспособности россиийского образования закончились. Это уже начинает приводить к глубокому кризису системы образования.

В.Е. Шукшунов в своей работе “Новые роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке” [31] выделяет в сфере образования три группы системных проблем:

1) Зауженная образовательная мобильность: нет никакого образовательного пространства, по которому можно перемещаться; ни школьники, ни студенты не имеют возможности передвигаться по стране и погружаться в разные ситуации. Образовательная мобильность стоит столько же, сколько и основной учебный процесс.

2) Устаревшая технологическая инфраструктура. Соотношение между лекциями и самоподготовкой должно быть совершенно иным, нежели то, которое нам досталось от советской системы образования. Студенты должны уметь самостоятельно работать с текстами. Но этот процесс, дополненный современными техническими средствами, создает необходимость еще одного бюджета. Финансирование системы образования в целом увеличивается, но оно носит количественный, а должно носить порядковый характер. Через пару лет выяснится, что технологическое отставание системы образования почти необратимо.

3) Кадры, которые принимают участие в учебном процессе, — это героические люди, пережившие очень сложный период. В подавляющем большинстве случаев эти кадры не годятся для реформы системы образования. Только 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения. Это огромная инерционная система, в которой разработка и внедрение новых методик занимает годы и десятилетия.

П.Г. Щедровицкий в статье «Ситуация в области образования» [32] обращает наше внимание на то, что цикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни вывалилась на обочину идущих в обществе процессов и никак не может найти новый формат своего функционирования.

Образование – это не автономная сфера. Его особенности определяются задачами, которые стоят перед обществом. Так было всегда. К примеру, развитие высшего образования и создание современного среднего образования в Советском Союзе было стимулировано вначале индустриализацией, потом потребностями оборонной промышленности, освоением космоса.

По мнению В.Е. Шукшунова [31] всякий раз, когда в обществе происходят какие-то радикальные перемены – будь то технические, экономические или социальные, – они приводят к изменению характера образования.

Сегодня в России происходит изменение всей общественной системы враз, настоящий цивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторон жизни, прежде всего экономики, и образование оказалось одной из наиболее уязвимых сфер. Поэтому на взгляд автора объективно перед образованием возникают две разномасштабные задачи. Одна – просто-напросто выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А другая – соответствовать вызову времени.

Говоря о вызове автор, прежде всего, имеет ввиду формирование через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Потому на его взгляд одна из характерных особенностей нынешнего состояния – это неготовность российского массового сознания к новым условиям жизни, за которыми будущее.

Но перспективные задачи, которые стоят перед образованием, определяются не только тем, что происходит в стране, но и тем, что происходит во всем мире. Когда-то нужны были профессии, отвечавшие структуре крупной индустрии. Сегодня ее значение для прогресса и соответственно удельный вес в развитых странах резко падает. Начинают доминировать новые области деятельности, прежде всего связанные с информационной революцией. [11]

П.Г.Щедровицкий отмечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическая формация и новый тип человека – человека, способного к самостоятельной деятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющего указания.

Отсюда, необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям «принимать на себя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других, справляться с более крупными заданиями, быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них» [28]. Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места в конкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.

Новый неявный заказ, предъявляемый образованию, звучит как обеспечение подготовки человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности.

В качестве универсальных человеческих способностей современного человека сегодня рассматриваются [23]:

· рефлексия и понимание;

· техники действий и коммуникаций;

· возможности интерпретации и аналитического мышления;

· способности самоопределения по отношению к культуре и социуму;

· целеполагание и социально-культурная персонификация;

· способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.

Закономерным результатом системного кризиса образования является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально-экономических проблем.

 



2020-02-04 164 Обсуждений (0)
Современная ситуация в России: новые задачи образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная ситуация в России: новые задачи образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)