Тест «смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).
Тест позволяет выявить некоторые жизненные позиции испытуемых, которые условно можно разделить на 5 групп. · Цели в жизни; · Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; · Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; · Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни); · Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. 2. Процедура проведения и оценка результатов тестирования СЖО выглядит следующим образом: испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов относительно их смысложизненных ориентаций. Ответы заносятся в специальный бланк. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 5 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (проценты или стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия. Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов. Субшкала 1 (цели) – 3, 4, 10, 16, 17, 18. Субшкала 2 (процесс) – 1, 2, 4, 5, 7, 9. Субшкала 3 (результат) – 8, 9, 10, 12, 20. Субшкала 4 (локус контроля – Я) – 1, 15, 16, 19. Субшкала 5 (локус контроля – жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Таблица № 1. Среднее значение и стандартное отклонение для мужчин.
3. Интерпретация шкал опросника: · Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним днем или вчерашним. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектора, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО. · Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. · Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни. · Локус контроля –Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы по этой шкале соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. · Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах по этой шкале – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – это фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Бланк вопросов к СЖО находится в приложении под номером 1. Методика исследования Самоотношения (МИС). Эта методика была разработана В. В. Столиным и С. Р. Понтилеевым на основе иерархической модели структуры самоотношения. Методика используется для выявления уровня самоотношения и состоит из следующих шкал: · Открытость; · Самоуверенность; · Саморуководство; · Отраженное самоотношение; · Самоценность; · Самопринятие; · Самопривязанность; · Внутренняя конфликтность; · Самообвинение. По этой методике требуется ответить на 110 вопросов и отметить свои ответы «+» - если ответ «да», и «-« если ответ « нет». Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться особенно полезным в таких сферах практической психологии как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента. Краткое описание шкал:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |