Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность
Комплексное обследование детей с открытой ринолалией в послеоперационном периоде (констатирующий этап)
Экспериментальная апробация поставленной гипотезы проводилась на базе МДОУ №1 «Солнышко» г. Холмска. В процессе исследовательской работы на констатирующем этапе нами было проведено обследование детей и составлен план коррекционно-воспитательной работы для исправления нарушения речи у детей. Было исследовано: - анатомические особенности строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта; - общее речевое развитие; - изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка с дефектами внешности и речи (см. приложение ) Констатирующий «срез» был сделан в октябре 2002г. в экспериментальную группу мы включили 2-ух детей с открытой ринолалией. Вова А. Зачислен в старшую логопедическую группу с речевым диагнозом: открытая ринолалия (послеоперационная). При обследовании речевого аппарата обнаружены рубцы на твердом небе, послеоперационный шов на мягком небе. Выявлено отсутствие всех согласных звуков и их мягких вариантов кроме звука «м». Дыхание ключичное поверхностное, быстро истощаемое, не сформированная направленная струя из-за утечки через нос. Разборчивость речи плохая. Никита И. зачислен в старшую логопедическую группу в сентябре 2002 г. по решению МПК от 22.09.2001г. с речевым диагнозом: открытая ринолалия (послеоперационная). При обследовании выявлены рубцовые изменения верхней губы, мягкого неба. Речь неразборчивая, с гиперназализацией из-за геперопеки в семье совершенно не может быть один, замкнут, необщителен. Ребенок соматически ослаблен из-за частых заболеваний верхних дыхательных путей. В процессе исследовательской работы на констатирующем этапе в экспериментальной группе нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, опрос по плану речевой карты, исследование медицинских документов, беседы с родителями. Обследование начинается с беседы с мамой ребенка. Выясняем состояние семьи, уровень развития и род занятий родителей, отношение к ребенку в семье, отношение ребенка к своему дефекту. Речевая карта 1. Ф.И.О. ребенка 2. Возраст ребенка. 3. Откуда прибыл (детский сад, школа и т.д.). 4. Ф.И.О. родителей, место работы, возраст. 5. Анамнез: - беременность – от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности, нет ли у других детей расщелины, были ли недоношенные дети, были ли до этого преждевременные роды, чем вызваны, не принимались ли меры для ликвидации этой беременности, течение беременности, самочувствие матери с первых дней беременности (1 триместр), наличие вредных факторов в этот период; - роды: характер – тяжелые, легкие, срочные, стремительные и т. д., была ли стимуляция родовой деятельности; - состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции). 6. Раннее развитие ребенка: - грудное вскармливание, до какого возраста; - с какого времени прикармливание; - как развивался физически (с какого времени держит головку, все детские особенности); - какие заболевания были у ребенка на первом году жизни. 7. Состояние органов слуха – заключение ЛОРа. 8. Развитие речи. Когда появился лепет, какова его активность, когда и как начали формироваться первые слова, с какого времени пользуется полными словами. Когда появилась фразовая речь, знает ли ребенок стихи, сказки, не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи ребенка, и как она их оценивает. 9. Психические особенности ребенка (совместно с психологом) как ребенок ориентируется в окружающей среде, обстановке, в какие игры, игрушки любит играть, его отношение к книгам, картинкам, чем занимается самостоятельно, усидчивость, отвлекаемость, внимание, память. 10. Навыки самообслуживания. 11. Лечение ребенка, когда была проведена операция губы, неба, применялось ли медикаментозное лечение и логопедическое воздействие, результаты. 12. Характер дефекта: - расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная); - скрытая (субмуказная) щель; - расщелина верхней губы (одно-, двух сторонняя); - время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях; - возраст, в котором проводилась операция; - особенности послеоперационного течения (имелись ли осложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов); - строение и форма твердого неба, наличие свищевых ходов; - характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти. 13. Состояние мягкого неба и язычка. - длина мягкого неба, подвижность при произнесении гласного звука «а» или «э» либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателя небных дужек; - наличие или отсутствие пассивного (возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных «а» или «э») и функционально-рефлекторного (способность к замыканию носоглотки при механическом раздражении слизистой оболочки мягкого неба) смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки; - степень выраженности рубцовых изменений; - высокое или низкое стояние мягкого неба. 14. Функциональное состояние глоточных мышц: рефлексы живые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений. 15. Состояние артикуляторной моторики: - неподвижность нижней челюсти, губ, щек, спонтанно и по заданию; - компенсаторные движения мимической мускулатуры (крыльев носа, щек, лба); - мимика (живая, вялая, скованная); - особенности позиции языка, состояние его корня и кончика; его излишняя напряженность или вялость, ограничение подвижности языка (предложить выложить широкий язык на нижнюю губу, вытянуто «жалом», поднять, опустить, поводить влево – вправо и т.д. – все движения выполняются по подражанию, затем по инструкции логопеда перед зеркалом и без него). 16. Дыхание: - тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное). - Тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха; - отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи. 16. Состояние голосовой функции: - сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала; - высота – возможность голосовых модуляций; - тембр - яркость, звонкость, глухость; - назальность – открытая, закрытая, смешанная; - наличие осиплости или охриплости голоса, напряженность фонации. 17. Характер спонтанной речи (во время простого диалога, проговаривании тестовых слогов и фраз, счета до 10 – 20); - разборчивость речи; - степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация); - нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена или искажение звуков; - объем активной и пассивной лексики; - степень владения грамматическим строем; - темп, паузация и мелодика речи; - изолированное произнесение гласных и согласных звуков. Начинать обследование с гласных звуков: «а,э,о,ы,у,и,я,е,ё,ю»; (изолированно и в начале слова под ударением). Затем проводится обследование согласных звуков: твердых, мягких, звонких, глухих, свистящих, шипящих, сонарных. При подборе слов учитывается, чтобы исследуемый звук стоял сначла между двумя гласными: ифи – афа, иви – ава, или – ала, ипи – апа, иби – аба и т.д. Это позволяет наблюдать какое положение и какие движения выполняет язык, затем звук должен быть расположен в начале, середине и конце слова. 18. Исследование развернутой речи: - наличие развернутой речи (общается при помощи отдельных слов или фраз); - умение пользоваться монологической речью; - состояние связной речи; - особенности лексико-грамматического строя речи; - словарный запас; - навык чтения (у школьников): улучшается речь или ухудшается речь в процессе чтения. 19. Обследование фонематичского слуха. Ребенок повторяет вслед за логопедом, лицо которого закрыто экраном, изолированные звуки, слоги и слова, отличающиеся незначительно и контрастные. Требования к содержанию дидактического материала: 1. Материал предъявляется на карточках или в отраженном произнесении. 2. Соответствие возрасту ребенка и его развитию. 3. Использование предметных, сюжетных картинок. 4. Использование фотографий привычных вещей. 5. Таблицы со слогами, словами, фразами и т.д. 20. Заключение логопеда. Анализируя полученные результаты, необходимо отметить очень низкий уровень сформированности речевых навыков. Нарушение функций артикуляционного аппарата у обоих детей обусловлено как врожденным дефектом, так и послеоперационными факторами (отечность, боль, рубцовые изменения) частые простудные заболевания, соматическая ослабленность затрудняют речевое развитие. Назализация звуков обусловлена отсутствием небно-глоточного смыкания, невозможность артикуляции согласных звуков связана с тем, что твердое небо с рубцовыми послеоперационными изменениями, кинестезии снижены; мягкое небо после операции неподвижно, отечно, укорочено; язык напряжен, оттодвинут в глубь ротовой полости. Произнесение слов сводится к проговариванию гласных: «машина» – «аыа». Поэтому речь неразборчива, фраза не сформирована, активный словарь бедный. Но при этом интеллект сохранен, дети хорошо понимают обращенную к ним речь, выполняют инструкции, пытаются отвечать на вопросы. Наблюдаются изменения в эмоционально – волевой сфере, дети осознают свой дефект, замкнуты, стеснительны. Мы предполагаем, что выбранные нами методы и приемы коррекции открытой ринолалии позволят сформировать небно-глоточное смыкание, развить речевое дыхание – это поможет устранить назализацию речи, а так же исправить искаженные звуки и поставить отсутствующие, а затем ввести новые навыки в спонтанную речь.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |